Выступление главного специалиста и эксперта Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Авдоничева Сергея Викторовича «Изменения в системе обращения с твёрдыми коммунальными отходами»
С 1 января 2019 года Ульяновская область перешла на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, были определены региональные операторы 4 зон территориальной схемы обращения с отходами. Пятая зона перейдёт на новую систему обращения с отходами с 1 января 2020 года – в настоящее время система обращения с отходами ведётся по старой схеме в штатном режиме.
В настоящий момент подготовлена конкурсная документация на внесение изменений в территориальную схему по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и создание её электронной модели.
1. Почему плату за вывоз мусора и отходов стали брать с каждого проживающего в доме?
Затраты на вывоз и захоронение твёрдых коммунальных отходов раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Причём расшифровка указанных затрат не везде была обнародована, то есть не все знали сколько платят за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В условиях реформы услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами становится коммунальной и будет выставлена отдельной строкой в квитанции за коммунальные услуги.
При первом начислении платы за коммунальную услугу по обращению
с твёрдыми коммунальными отходами затраты на вывоз и захоронение твёрдых коммунальных отходов, учтённые ранее в составе содержания жилого помещения, подлежат исключению.
Поскольку все отходообразователи, как собственники твёрдых коммунальных отходов, имеют обязательства по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, выбрасывать отходы в несанкционированные места при организованной услуге становиться нецелесообразным, что положительно повлияет на качество окружающей среды в населенных пунктах.
В случае неоплаты за предоставленную коммунальную услугу
по обращению с твёрдыми коммунальными отходами задолженность взыскивается в судебном порядке с начислением пени за просроченные платежи.
Перерасчёт за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При возникновении оснований для перерасчёта, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете может быть приложен один из документов:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами
их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина
по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения
с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчёт будет произведён. Заявление на перерасчёт подаётся региональному оператору.
Услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является коммунальной. Согласно действующему законодательству на неё распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.
Льготные категории граждан:
- многодетные семьи, компенсация расходов от 50 до 100%;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные
к ним, компенсация расходов - 50%;
- ветераны труда федерального значения и Ульяновской области, компенсация расходов – 30%;
- семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, компенсация расходов – 50%;
- инвалиды по здоровью, компенсация расходов- 50%.
Назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами указанным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном для назначения компенсации расходов на оплату других коммунальных услуг.
2. Кто ответственный за содержание контейнерных площадок?
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, путём принятия решения в соответствии с установленными техническими требованиями по созданию площадок и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Министерством разработан стандарт контейнерных площадок.
В рамках Государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014 - 2020 годы» на благоустройство контейнерных площадок предусмотрено 500 тыс. рублей.
Данные средства предоставляются в виде субсидии муниципальным образованиям при софинансировании 5% расходных обязательств.
В настоящее время разработан порядок выделения субсидий, который проходит установленную процедуру согласования. В конце августа порядок будет доведён до муниципальных образований.
В то же время, стоит отметить, что Главам администраций муниципальных образований необходимо продолжить решать следующие вопросы:
- размещение на сайте администрации информации по переходу на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами («Реформа Чистоты»);
- взять на личный контроль разработку и утверждение схемы и реестра контейнерных площадок, согласованную с жителями муниципального образования
- проработать вопрос изыскания финансовых средств на обустройство контейнерных площадок и создание новых.