Выступление исполняющего обязанности начальника отдела правового обеспечения и контрольной (надзорной) деятельности Департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности правового и финансового обеспечения Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Катрачёвой Светланы Игоревны 30.05.2019

«Программа профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ».

 

01.01.2019 вступили в силу Общие требования к организации и осуществлению органами власти мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 (далее - Общие требования).

Согласно ст. 8.2 Закона о защите прав юридических лиц в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, контрольные органы обязаны осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Целями проведения профилактических мероприятий являются:

- повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности отдельных контрольно-надзорных органов;

- снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем осуществления контрольно-надзорных мероприятий;

- управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

Профилактические мероприятия позволят решить следующие задачи:

- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

- инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности).

В целях профилактики нарушений обязательных требований все контрольно-надзорные органы по всем видам контроля (надзора) применяют следующие виды и формы профилактических мероприятий:

- размещение на официальных сайтах в Интернете для каждого вида контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

- осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

- регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в Интернете соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений;

- выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Приведенный перечень профилактических мероприятий не является закрытым, при формировании программы профилактики нарушения контрольно-надзорный орган вправе дополнять перечень другими видами профилактических мероприятий.

Профилактические мероприятия должны осуществляться в соответствии с программами профилактики нарушений, которые должны быть рассчитаны как минимум на год. Программа может быть утверждена как единый программный продукт либо как совокупность подпрограмм профилактики нарушений по одному или нескольким видам контроля (надзора). При этом утверждать ее необходимо ежегодно до 20 декабря текущего года.

Согласно п. 12 Общих требований на официальном сайте контрольного органа в Интернете целесообразно создать отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Контрольные органы вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.

На официальном сайте контрольного органа в Интернете в обязательном порядке должны размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов - отдельно для каждого вида контроля (надзора) (п. 13, 14 Общих требований). Перечень должен обеспечивать поиск по его содержанию, копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживаться в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).

Перечни нормативных правовых актов должны составляться в табличной форме, по структуре, обозначенной в п. 15 Общих требований, с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации:

- наименования, реквизитов нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа);

- конкретных статей, частей или иных структурных единиц нормативного правового акта, иного документа, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;

- описания круга лиц, видов деятельности и (или) перечня объектов,
в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 20 Общих требований поддержание перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии обеспечивается внесением в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов.

Контрольный орган рассматривает обращения граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов, обеспечивает их анализ и при необходимости актуализацию перечней нормативных правовых актов.

При размещении на официальном сайте контрольного органа в Интернете форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), официальных разъяснений, писем, руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, указанные в тексте таких документов нормативные правовые акты, иные документы могут обеспечиваться ссылками на соответствующие положения перечня нормативных правовых актов.

Согласно п. 8.3 Методических рекомендаций обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) должно проводиться контрольно-надзорным органом на регулярной основе в соответствии с утвержденным порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности. Такое обобщение должно осуществляться не реже чем один раз в полгода.

При обобщении контрольным органом практики осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля обеспечивается выявление:

- наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10% мероприятий по контролю;

- данных, свидетельствующих о наличии различных подходов к применению и иных проблемных вопросов применения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Контрольный орган обеспечивает анализ выявленных проблемных вопросов, запрашивает по ним позиции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, позиции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит подготовка правовых актов в соответствующей сфере, позиции органов прокуратуры, позицию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или позиции уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, общественных объединений предпринимателей, при необходимости иных органов.

По результатам обобщения практики контрольно-надзорный орган проводит классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям:

- неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования;

- отсутствие в публичном доступе информации о наличии и содержании обязательного требования;

- избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования, высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности, отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям.

На основе полученной классификации контрольно-надзорный орган инициирует процесс устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проводит корректировку соответствующей программы профилактики нарушения обязательных требований.

По результатам анализа наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований контрольным органом при необходимости обеспечиваются разработка руководств по соблюдению требований, внесение в компетентные органы государственной власти, компетентные органы местного самоуправления предложений об изменении обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 37 Общих требований).

По итогам обобщения практики осуществления вида контроля (надзора) контрольный орган обеспечивает не реже чем один раз в год подготовку обзора практики осуществления вида контроля (надзора) с указанием проблем их осуществления наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Такой обзор практики подлежит размещению в Интернете.

В соответствии с п. 23 Общих требований контрольные органы на постоянной основе обеспечивают информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.

В случаях, указанных в п. 37 Общих требований, а также в иных случаях, требующих информирования подразделений контрольного органа, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, рекомендациях по их соблюдению, контрольные органы должны обеспечить подготовку руководств по соблюдению требований. Решение о подготовке такого руководства принимается руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа.

Руководства по соблюдению требований должны включать информацию о содержании обязательных требований, а также описание действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих к их нарушениям и рекомендации по их соблюдению. Эти руководства не должны содержать какие-либо дополнительные обязательные требования.

Согласно п. 28 Общих требований руководства по соблюдению требований размещаются в хронологическом порядке на официальном сайте контрольного органа в Интернете в форматах, обеспечивающих возможность поиска.

Кроме разработки руководств контрольные органы должны проводить конференции, семинары с приглашением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц с приглашением при необходимости представителей образовательных, научных и экспертных организаций в целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения обязательных требований.

Также контрольные органы должны проводить разъяснительную и консультационную работу по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии с актами об организации профилактической работы. Материалы с ответами на вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющие общий характер, размещаются на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в Интернете, в средствах массовой информации по их запросам и иными способами. Размещение материалов с ответами на вопросы проводится с учетом ограничений, установленных законодательством о защите персональных данных, иной охраняемой законом тайны. Консультации, проводимые для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, могут осуществляться очно и (или) с использованием интерактивных сервисов в Интернете, мобильных приложений в соответствии с актами об организации профилактической работы.

Исходя из положений п. 32 Общих требований в случае изменения обязательных требований, требующих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведения организационных, технических или иных мероприятий, контрольный орган обеспечивает размещение на официальном сайте в Интернете, а по решению такого органа - в печатных средствах массовой информации, на средствах наглядного информирования и иными способами (через личные кабинеты на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в Интернете и (или) через мобильные приложения) следующей информации:

- сообщения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие;

- рекомендации по проведению необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.