Бюджетный целевой дорожный фонд как инструмент развития дорожного хозяйства субъекта Российской Федерации

Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства - Министра промышленности и транспорта Ульяновской области В.Х. Зиннурова на расширенном заседании в Комитете Совета Федерации по бюджету и делам Федерации и региональной политике 30 марта 2010 года

Уважаемые коллеги!

слайд-шоу

Слайд 1.

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Российской Федерации в целом, в том числе и Ульяновской области. От уровня развития автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности региональных производителей и улучшения качества жизни населения.

Слайд 2,3,4.

Автомобильным транспортом Ульяновской области ежегодно перевозится около 90 млн. человек. В общей структуре пассажирских перевозок на его долю приходится 66 % объёмов рынка, оставшиеся 34% рынка распределяются следующим образом: 33% электротранспорт, 1% железнодорожный транспорт. Доля воздушного и внутреннего водного транспорта в Ульяновской области чрезвычайно мала и не превышает десятой доли процента.

За последние годы, как в Ульяновской области, так и в Российской Федерации в целом наметились серьёзные изменения в структуре рынка грузовых перевозок. В настоящее время при доставке грузов на расстояния до 300 км железнодорожный транспорт практически не используется – всю нагрузку несёт автомобильный транспорт. При необходимости отправки грузов на расстояние более 300 км предпочтение отдаётся опять-таки автомобильному транспорту – а традиционно это сфера деятельности железнодорожного и внутреннего водного транспорта. Доля автомобильного транспорта в грузоперевозках Ульяновской области только за последние три года увеличилась с 49 до 54 процентов. Всё это обусловлено объективными экономическим процессами: более низкими тарифами, более высокой скоростью доставки и мобильности. В связи с этим на первый план сегодня выходят вопросы развития автодорожной инфраструктуры.

Одним из приоритетных направлений стратегического развития  Ульяновской области стало развитие транспортно - логистического кластера, объединяющего автомобильный и железнодорожный, авиационный и речной транспорт, а также формирование портово-экономической зоны.

Слайд 5.

Автомобильные дороги федерального, регионального значения строились в основном в 60-70 годы и не соответствуют в настоящее время возросшим в последние годы нагрузкам и темпам автомобилизации. Наблюдаемые сегодня процессы деградации дорожной сети без принятия соответствующих действенных мер уже через несколько лет могут принять катастрофический характер, что грозит самыми серьёзными  последствиями для экономики России в целом и региона. Восстановление же потерянной сети обходится в десятки раз дороже. Такая ситуация происходит по ряду причин, но основной причиной является острая нехватка финансовых средств в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог.

Слайд 6.

Существование целевых дорожных фондов позволяло в самые кризисные времена сохранять и приумножать инвестиционные возможности дорожного строительства, обеспечить стабилизацию социально-экономического положения региона.

До 2005 года формирования финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) осуществлялось в соответствии с Федеральным Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации», который определял общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.

На территории Ульяновской области ежегодно принимались законы о формировании внебюджетного территориального дорожного фонда и финансировании дорожных работ в соответствии с Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации».

Слайд 7,8,9.

Так, при действии целевого дорожного фонда в Ульяновской области с 2001 по 2004 год ежегодно ремонтировалось в среднем по 194 км автомобильных дорог и по 10 мостовых переходов.

Слайд 10.

Таким образом, к 2004 году были заменены все деревянные мосты на железобетонные, а также отремонтированы все аварийные мостовые переходы на автодорогах области.

Основным положительным моментом механизма финансирования дорожной отрасли через целевые бюджетные фонды была защищённость целевых бюджетных расходов на содержание дорожной сети субъектов Российской Федерации, от которых в первую очередь зависит безопасность дорожного движения.

Слайд 11.

В связи с отменой Закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» был ликвидирован территориальный дорожный фонд Ульяновской области, что вызвало обвальное сокращение финансирования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Так в 2005 году финансирование дорожного хозяйства Ульяновской области сократилось по сравнению с 2004 годом более чем в 4 раза, и с 2005 года в среднем в год осуществлялся ремонт не более 10 км автомобильных дорог и 1 мостового перехода.

В настоящее время к основным недостаткам действующей системы финансирования дорожной отрасли относятся:

- невозможность реализации долгосрочных программ развития дорожной сети в связи с ежегодным пересмотром объёмов финансирования;

- невозможность гарантировать сохранность государственного имущества автомобильных дорог, безопасность и экономичность пользования дорогами из-за отсутствия гарантированного минимального финансового обеспечения содержания и ремонта автомобильных дорог;    

- прерывистость финансирования дорожных работ в рамках бюджетного цикла, ежегодные потери 1,5 - 4 месяцев на объектах строительства и ремонта, угроза сокращения или приостановления работ;

- отсутствие закрепленных источников финансирования работ на автомобильных дорогах.

Слайд 12, 13.

Основной проблемой дорожного хозяйства Ульяновской области является большая доля автомобильных дорог находящаяся в неудовлетворительном состоянии, а это более 50% от общей сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также, более 30% мостовых сооружений требующие срочного ремонта.

Кроме того, если учитывать требования с 2008 года нового ГОСТа к качеству автомобильных дорог и мостовых переходов, то на сегодняшний день можно отнести более 90% от общей сети автомобильных дорог и мостов регионального и межмуниципального значения, требующих, либо реконструкции, либо капитального ремонта.

С 2009 на территории Ульяновской области началась реализация областной целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах». В 2010 году на реализацию данной программы предусмотрены средства областного бюджета 196,9 млн. рублей или 14% от запланированных первоначально, что не позволит достичь целевых показателей.

В условиях отмены с 2010 года софинансирования (субсидий) из федерального бюджета требуется формирование стабильных источников финансирования дорожного хозяйства в регионах, что позволит реализовать поставленные Федеральной целевой программой «Развитие  транспортной системы России (2010-2015 годы)» задачи по обеспечению сельских населённых пунктов с численностью населения более 125 человек постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием  с автомобильными дорогами общего пользования федерального, регионального и межмуниципального, местного значения. В Ульяновской области таких населенных пунктов 237 с общей численностью около 16 тысяч человек.

На прошедшем заседании Государственного совета Российской Федерации, которое состоялось 24 ноября 2009 года в городе Ульяновске, Президент Российской Федерации Медведев Д.А. поручил проработать вопрос восстановления бюджетных целевых дорожных фондов в регионах.

Слайд 14.

В качестве источников формирования дорожного фонда Ульяновской области предлагается рассматривать:

- транспортный налог с организаций и физических лиц, зачисляемый в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации;

- акцизы на нефтепродукты;

- налог на прибыль с организаций в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет;

- плата за использование крупнотоннажных грузовых автомобилей.

Кроме того, дополнительным источником может стать возможность перераспределения в региональные дорожные фонды 2% налога на добавленную стоимость, это позволит субсидировать муниципальные образования субъектов Российской Федерации для осуществления ими строительства, реконструкции автомобильных дорог местного значения.

Главным результатом восстановления дорожных фондов станет надежное обеспечение необходимых объемов финансирования дорожного хозяйства для повышения технического уровня, плотности и пропускной способности автомобильных дорог, роста скорости движения, уменьшения перепробега и времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, снижения транспортных издержек пользователей автомобильных дорог и самое главное повысить уровень безопасности дорожного движения.

Слайд 15.

С учетом данных предложений объём средств, направляемых на дорожные работы Ульяновской области, составил бы не менее 1,6 млрд. рублей, что позволило осуществлять дорожные работы и обеспечить начало поэтапного перехода на нормативное финансирование дорожных работ, в соответствии с которым необходимый размер средств в 2011 году на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог Ульяновской области составляет 12,2 млрд. рублей. 

Очевидно, что отсутствие закрепленных источников финансирования приводит к нестабильному выделению средств для проведения дорожных работ, несмотря на тенденцию ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог. При этом целевые источники должны обеспечивать финансирование как минимум содержания и проведения текущего и капитального ремонтов.

Слайд 16.

В результате восстановления бюджетного целевого дорожного фонда будет создана система устойчивого финансирования дорожного хозяйства.