Протокол №17р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 13.12.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

 

П Р О Т О К О Л 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

13.12.2018                                                                                                        17р

 

11.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                                  Фролов Д.В.

 

Присутствовали:
представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1.Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.11.2018 по 11.12.2018. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.11.2018 по 13.12.2018.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - сообщила, что за период с 28.11.2018 по 11.12.2018 вынесено 12 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в администрации муниципального образования Ульяновской области» (далее – Инструкция) не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Так, Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ внесены изменения в часть 3 статьи 7, часть 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ), касающиеся порядка рассмотрения обращений, поступивших в форме электронного документа.

При этом, новые положения Закона № 59-ФЗ не отражены в пунктах 2.2.12, 2.3 раздела 2 действующей Инструкции.

Кроме этого, Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ внесены дополнения в часть 4.1, часть 5.1 статьи 11 Закона № 59-ФЗ, которые также не нашли нормативного закрепления в Инструкции.

Указанное постановление подлежит изменению в связи с динамикой федерального законодательства.

- Главой муниципального образования было принято постановление «Об утверждении Положения, регламента и состава антитеррористической комиссии в муниципальном образовании Ульяновской области».

Федеральным законом от 18.04.2018 № 82-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы власти субъекта Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений наделены рядом полномочий в данной сфере. В частности, на председателя Антитеррористической комиссии (далее - Комиссия) субъекта Российской Федерации возложены полномочия по формированию Антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях. В целях реализации названных положений антитеррористического законодательства председателем Комиссии Ульяновской области (Губернатором Ульяновской области) 23.08.2018 принято решение о формировании Комиссий в муниципальных образованиях Ульяновской области, которым утверждены положение о Комиссии в муниципальном образовании, регламент Комиссии и их состав по должностям.

Издание данных документов имеет прямое действие и не предполагает утверждения в муниципальных образованиях аналогичных документов. Ранее принятые муниципальные правовые акты о создании таких Комиссий, утверждении соответствующих положения, регламента и состава должны быть признаны утратившими силу. Таким образом, на сегодняшний день вышеуказанное постановление фактически является недействующим, его действие другим актом не отменено. При таких обстоятельствах полнота антитеррористических мер на территории муниципального образования не обеспечена, что в дальнейшем терпимым быть не может.

Постановление главы муниципального образования необходимо признать утратившим силу.

- Администрацией муниципального образования Ульяновской области принято постановление «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений на территории муниципального образования Ульяновской области» (далее - Административный регламент). Установлено, что постановление содержит противоречия федеральному законодательству, а также коррупциогенные факторы.

Несмотря на то, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» изменены предмет и порядок досудебного обжалования, структура административного регламента, соответствующие изменения в регламент не внесены.

Так, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления услуги, установленный разделом 2 регламента, не предусматривает оснований для приостановления услуги.

Указанное выше является, в свою очередь, коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика), а именно, - отсутствием или неполнотой административных процедур – отсутствием порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий.

Кроме того, утвержденный регламент нарушает права инвалидов на доступ к муниципальным услугам. В частности, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в регламенте отсутствуют требования к помещениям, в которых предоставляются муниципальные услуги, обеспечивающие их доступность для инвалидов. В нарушение статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ разделом 5 регламента не предусмотрена возможность обжалования действий должностных лиц при нарушении срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «ж» пункта 3 Методики.

Таким образом, Административный регламент противоречит требованиям закона и содержит коррупциогенные факторы, а потому подлежит изменению.

- Решение Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории для размещения линейного объекта «Распределительный газопровод в 5-ом и 6-ом микрорайонах Ульяновской области» не соответствует требованиям закона.

Так, решением объявлено о проведении публичных слушаний.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оповещение о начале публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.

Согласно решению дата опубликования оповещения о начале публичных слушаний - 19.11.2018, дата размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях - 19.11.2018.

Таким образом, установленный статьёй 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации семидневный срок не выдержан.

Решение Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области необходимо привести в соответствие с законодательством.

Аналогичное замечание было выявлено в решении Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области «О проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства».

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении муниципальной программы «Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Ульяновской области на 2018 - 2021 годы» не соответствует требованиям действующего законодательства.

В частности, согласно пункту 5 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом указано на недопустимость установления расходных обязательств без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Указанным постановлением утверждена одноименная муниципальная программа на период 2018-2021 годы.

Так, согласно приложения №1 к муниципальной программе в качестве программных мероприятий по использованию и охране земель предусмотрено проведение определенных мероприятий, на исполнение которых в качестве финансового обеспечения средства не предусмотрены вовсе.

Кроме того, в том же приложении для выполнения мероприятия по организации регулярных мероприятий по очистке сельскохозяйственных угодий от мусора, ликвидации несанкционированных свалок ТБО на 2018 год средства не были заложены вовсе.

Кроме того, в нарушение требований ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, настоящая программа не содержит условий о необходимости проведения ежегодной оценки эффективности ее реализации.

Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области необходимо привести в соответствие с законодательством.

- Постановление администрации муниципального образования  Ульяновской области «Об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки для компенсации недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данную деятельность по регулируемым тарифам на территории муниципального образования Ульяновской области» не соответствует требованиям действующего законодательства.

В частности, в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;     3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В нарушение указанных требований закона, утвержденный постановлением администрации Порядок предоставления финансовой поддержки не содержит весь перечень общих требований установленный законодателем.

Так, данный Порядок не содержит положений о цели предоставления субсидий, а также случаях и порядке возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии).

Кроме того, в нарушение требований подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Ульяновской области неправомерно наделила себя полномочиями, указав в пункте утвержденного Порядка, что финансовая поддержка осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области и софинансирования из муниципального бюджета Ульяновской области.

Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области необходимо привести в соответствие с законодательством.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими, в целях предоставления им жилых помещений, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» не соответствует требования действующего законодательства.

Как показало изучение административного регламента, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Ульяновской области, оно противоречит требованиям статьи 11.1 и статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В частности, в данной статье, предусмотрено 10 оснований для подачи жалобы заявителем. В свою очередь в пункте 5.2 Административного регламента таких оснований только семь. Административный регламент не содержит такие основания для подачи жалобы, как: нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги; приостановление предоставления муниципальной услуги; требование у заявителя при предоставлении муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов.

Кроме того, в пункте 5.5 Административного регламента, указаны лишь сроки перенаправления поступившей жалобы в другой орган по компетенции. В свою очередь частью 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлены конкретные сроки рассмотрения жалобы.

Таким образом, содержание подпунктов 5.2, 5.5 Административного регламента не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области необходимо привести в соответствие с законодательством.

- Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Устав муниципального образования Ульяновской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области (далее – Устав), не соответствует требованиям закона в части.

В него, с учетом положений статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в редакции от 06.07.2016) до настоящего времени не внесены изменения в части наделения муниципалитета конкретными полномочиями в сфере профилактики терроризма.

Так, согласно статье Устава к вопросам местного значения муниципального образования Ульяновской области отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Ульяновской области.

Согласно статье Устава к вопросам местного значения, решаемые органами местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Ульяновской области  отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Статьей Устава определены полномочия органов местного самоуправления, среди которых требования закона о наделении муниципалитета конкретными полномочиями в сфере профилактики терроризма своего отражения не нашли.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена необходимость решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения муниципального района, среди которых находятся и вопросы определенные статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

Однако, указанные вопросы местного значения в Уставе муниципального образования Ульяновской области до настоящего времени не закреплены.

Устав муниципального образования Ульяновской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области, изменить, привести в соответствие с требованиями закона.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении отчета об исполнении муниципального бюджета муниципального образования Ульяновской области зa 9 месяцев 2018 года» не соответствует требованиям закона.

Согласно пункту 2 постановления утверждённый отчёт подлежит направлению в Совет депутатов муниципального образования Ульяновской области.

Однако, указанный пункт противоречит части 5 статьи 264.2 Бюджетного кодека Российской Федерации, согласно которой отчет об исполнении местного бюджета зa первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года направляется в созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля.

Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области привести в соответствие с требованиями закона.

- Решение Городской Думы муниципального образования Ульяновской области «О назначении общественных обсуждений по проекту межевания территории под строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу» не соответствует требованиям закона.

Taк, решением объявлено о проведении общественных обсуждений.

В нарушение части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решением назначены дата, время и место проведения общественных слушаний. Однако учитывая, что собрание граждан ‚при общественных слушаниях не проводится, указание на дату, место и время является излишним.

В соответствии с частью 25 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения общественных обсуждений не может составлять менее месяца и не может быть более 3 месяцев. B нарушение указанной нормы срок проведения общественных обсуждений установлен в 1 день.

Согласно части 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1)                посредством официального сайта или информационных систем;

2)                в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

3)                посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В нарушение указанных требований право граждан на внесение предложений ограничено обращением в комиссию по застройке и землепользованию на территории муниципального образования Ульяновской области, а также сроком.

Согласно части 5 решения Городской Думы муниципального образования Ульяновской области опубликованию подлежат решение, а также проект межевания территории под строительство многоквартирного жилого дома.

При этом в нарушение части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено опубликование и размещение на официальном сайте информационных материалов к проекту межевания, а также опубликование оповещения о начале общественных обсуждений.

Более того, частью 5 решения Городской Думы муниципального образования Ульяновской области предусмотрено опубликование материалов на официальном сайте муниципального образования Ульяновской области, однако в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991             № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт муниципального образования средством массовой информации не является, а потому опубликование на нем какой-либо документации не представляется возможным.

Решение Городской Думы муниципального образования Ульяновской области признать утратившим силу.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2.   Органам местного самоуправления провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привести их в соответствие с законодательством.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.11.2018 по 13.12.2018.

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Д.В.Фролов