Протокол №15р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 01.11.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

 

П Р О Т О К О Л 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 

 

01.11.2018                                                                                                        15р

 

14.15

 

Председательствующий                                                                КотельниковаО.В.

Секретарь                                                                                        Тренин Д.С.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

1.Последние изменения градостроительного законодательства в сфере строительного надзора.

Докладчик – Аббазова А.М., начальник отдела обеспечения деятельностиАгентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области.

2. Изменение законодательства в сфере проведения государственной экспертизы правовой документации.

Докладчик – Кузьмина С.В., советник директора по правовым вопросам областного автономного учреждения «Ульяновскгосэкспертиза».

3.Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.10.2018 по 30.10.2018.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

4.Обзор  изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.10.2018 по 30.10.2018.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

5. Обзор приведения уставов муниципальных образований Ульяновской области в соответствие с федеральным законодательством.

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ:

Аббазова А.М.- последние изменения градостроительного законодательства в сфере строительного надзора (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2.СЛУШАЛИ:

Кузьмина С.В.- Изменение законодательства в сфере проведения государственной экспертизы правовой документации (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

3.СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - сообщила, что за период с 17 по 30октября 2018 года вынесено 12 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования, в части установления нормативов обеспечения парковочными местами, не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования городского округа устанавливают совокупность расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 указанного Кодекса.

Согласно статье 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований, расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.

В содержание местных нормативов входят обязательные требования, включённые в структуру норм, правил, которые могут применяться при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, для создания благоприятных условий проживания населения; справочные материалы, характеризующие местные естественно-природные, санитарно­ экологические, градостроительные и иные условия.

Таким образом, целесообразней установить расчёт количества парковочных мест для многоквартирной жилой застройки, исходя из количества жителей такого дома, устанавливаемого путём деления общей площади жилых помещений такого дома, на учётную норму.

Более того, решение, в части установления нормативов обеспечения парковочными местами зданий общественного управления, банковской и страховой деятельности, среднего и профессионального образования, стационарного медицинского обслуживания, религиозного использования, культурного развития, магазинов, объектов торговли, рынков, зданий гостиничного обслуживания, железнодорожного транспорта, противоречит требованиям приказа Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 04.09.2015 № 14-ОД «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования», приведённым в таблице 1.1.2.

К примеру, в соответствии с таблицей 1.1.2 приказа Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 04.09.2015 № 14-ОД  «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования», на земельных участках, занятых кредитно-финансовыми, юридическими зданиями, учреждениями управления предусматривается 22 парковочных места на 100 работающих. Вместе с тем, решением установлено устройство 5 парковочных мест на 100 работающих.

Таким образом, в решение муниципального образования необходимо внести изменения в соответствии с законодательством.

- Постановление администрации «Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования» (далее - Положение) не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, в соответствии с пунктом Положения самовольно установленными объектами движимого имущества для целей настоящего Положения (далее – самовольные объекты), признаются не являющиеся объектами капитального строительства сараи, металлические гаражи, контейнеры, ограждения, торговые павильоны, киоски, торговые автоматы, платежные терминалы, летние кафе, конструкции, механизмы, строительные материалы и иные объекты, не относящиеся к недвижимости в соответствии с Федеральным законом, установленные в отсутствие усобственника самовольного объекта права, на размещение такого объекта, в том числе оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов на земельный участок, договора, дающего право на размещение самовольного объекта и т.д., а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.

Согласно подпункта «а» пунктах 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96,  коррупциогенным фактором считается принятие нормативного правового акта, содержащего излишне широкие дискреционные полномочия - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям федерального законодательства, администрацией муниципального образования незаконно предоставлены права демонтажа нестационарных объектов на земельных участках, собственником которых орган местного самоуправления не является.

Исходя из вышесказанного, в постановление муниципального образования необходимо внести изменения в соответствии с законодательством.

- Решение муниципального образования «О проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка» не соответствует требованиям закона.

Так, решением объявлено о проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.

При этом срок проведения публичных слушаний определён в один день, что противоречит части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В нарушение требований части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дата проведения собрания участников публичных слушаний не определена.

Проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, не указан, вместо этого сделана ссылка на проект распоряжения, без указания его наименования и органа, уполномоченного на утверждение. При таких обстоятельствах однозначно определить вопрос, выносимый на публичные слушания, не представляется возможным.

В нарушение пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято решение о размещении оповещения о начале публичных слушаний лишь на информационных стендах, без размещения в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты.

Таким образом, решение муниципального образования необходимо изменить и привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «Об утверждении Порядка определения объёма и предоставления субсидий из бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение реализации социально ориентированных программ (проектов)» (далее – Постановление) не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объёма и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным Правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями» при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается информация о размере субсидии и (или) порядок расчёта размера субсидии с указанием информации, обосновывающей её размер (формулы расчёта и порядок их применения и (или) нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника её получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определён законом (решением) о бюджете.

Однако, вопреки вышеизложенным требованиям закона в пункте 8.3 Постановления отсутствуют формулы расчёта, порядок их применения и нормативы затрат для определения размера субсидии.

Таким образом, в постановление необходимо внести изменения в соответствии с законодательством.

- Решение Совета депутатов муниципального образования Ульяновской области «О развитии инвестиционной деятельности на территории муниципального образования»  противоречит требованиям действующего законодательства.

Так, понятия «момент окупаемости инвестиционных затрат», «срок окупаемости инвестиционных затрат» определённые разделом 1 вышеназванного Положенияо развитии инвестиционной деятельности на территории муниципального образования противоречат статье 2 Закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-30 «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области».

Пункты 12 и 13.4 Положения о развитии инвестиционной деятельности на территории муниципального образования предусматривают предоставление муниципальных гарантий и муниципальной поддержки в виде освобождения субъектов предпринимательства от уплаты земельного налога. При этом, согласно Положения, предоставление муниципальных гарантий должно осуществляться в порядке, установленном администрацией муниципального образования.

Вместе с тем, в Положении порядок предоставления муниципальной поддержки в виде освобождения от оплаты земельного налога не установлен, какой-либо нормативный акт, определяющий предоставления муниципальных гарантий, также не принят, какие муниципальные гарантии должны предоставляться субъектам предпринимательства также не определены, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пунктом «а» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, a именно широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.

Таким образом, решение муниципального образования необходимо изменить и привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление заявителям информации, содержащейся в Реестре муниципальной собственности муниципального образования (далее –Регламент).

Указанный Регламент не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, пунктом Регламента установлено, что получателями муниципальной услуги являются физические лица, обратившиеся в администрацию за предоставлением муниципальной услуги.

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели в нарушение требований статьи 5 Федерального закона         от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» лишены права на получение указанной услуги.

Кроме того, пункт Регламента в нарушение требований  статей 5, 12, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает оказание данной муниципальной услуги только физическим лицам.

Таким образом, в постановление муниципального образования необходимо внести изменения в соответствии с законодательством.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «О начале отопительного сезона 2018-2019 гг.» противоречит действующему законодательству, в связи с чем является незаконным и подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Однако пунктом 6 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с момента подписания.

Следовательно, постановление вступило в силу до официального опубликования, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Кроме того, пунктом 5 постановления предусмотрен контроль за исполнением распоряжения.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона                   от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству.

Таким образом, в постановление муниципального образования необходимо внести изменения в соответствии с законодательством.

- Постановление администрации муниципального образования Ульяновской области «О присвоении адреса» не соответствует законодательству.

B соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «O федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресацииадрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

Однако изданное постановление указанным требованиям не соответствует.

Так, описание местоположения объекта адресации не приводится, реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса, отсутствуют, кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации не указаны.

Таким образом, в постановление муниципального образования необходимо внести изменения в соответствии с законодательством.

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2.   Органам местного самоуправления провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привестиих в соответствие с законодательством.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

4.СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор  изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.10.2018 по 30.10.2018 (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством, а именно:

- привести в соответствие с федеральным законом от 30.01.2018 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части круга субъектов инициативы проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения;

- муниципальные правовые акты об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги (в области жилищных правоотношений) привести в соответствие Законом Ульяновской области от 29.10.2018 № 119-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области»;

- муниципальные правовые акты об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов привести в соответствие с постановлением правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», с учетом постановления Правительства Ульяновской области от 19.10.2018 № 497-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 14.07.2014 № 298-П и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Ульяновской области».

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

5.СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – Обзор приведения уставов муниципальных образований Ульяновской области в соответствие с федеральным законодательством. (текст доклада прилагается)

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Органам местного самоуправления обеспечить:

- направление сведений об источнике и о дате официального опубликования(обнародования) устава муниципального образования (муниципальногоправового акта о внесении изменений в устав муниципальногообразования) - в Управление Министерства юстиции Российской Федерациипо Ульяновской области для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъектаРоссийской Федерации.

- приведение уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством в срок, не превышающий 6 месяцев со дня изменения законодательства.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

Приложение: тексты докладов на 27 л.

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Д.С.Тренин