Выступление Губернатора Сергея Морозова с докладом перед участниками Медицинского форуму «Наставник: учитель и помощник»

14.09.2018

Добрый день, уважаемые друзья!

Приветствую вас на медицинском форуме, который в этом году посвящён очень важной и актуальной теме наставничества, преемственности профессионального опыта в сфере здравоохранения.

В этом году новый импульс повсеместному развитию института наставничества дал наш президент Владимир Владимирович Путин. Напомню его слова: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое».

В развитие этих посылов создана федеральная система наставничества на базе организации «Объединение наставников», проведён всероссийский форум «Наставник» (в котором принимала участие делегация Ульяновской области), учреждён знак отличия «За наставничество».

Когда на различных тематических площадках приходится говорить об опыте нашего региона по развитию института наставничества, я всегда говорю, что в Ульяновской области наставничество всегда было и остаётся сегодня востребованной и эффективной кадровой, образовательной технологией.

На всех крупных промышленных предприятиях, в социальной сфере, культуре, образовательных и медицинских учреждениях наставничество сохранялось и сохраняется. Происходит взаимодействие, обмен опытом между поколениями работников. И я хочу выразить огромную благодарность всем медикам-наставникам, которые передают молодёжи бесценные знания, учат и наставляют, помогают закрепиться в такой трудной профессии. Спасибо вам!

Наша задача сегодня – создать такие условия, чтобы наставничество работало максимально эффективно; развивало профессиональные компетенции молодых специалистов и мотивировало к непрерывному обучению и повышению квалификации более опытных сотрудников.

Особенно важно это для достижения целей и задач, которые поставлены Президентом РФ в Национальных проектах. Один из таких проектов касается именно здравоохранения. А одной из важных составляющих Национального проекта является отдельный проект по развитию кадрового потенциала отрасли здравоохранения.

Для выполнения задач Национального проекта, достижения показателей нам необходимо до 2024 года привлечь более сотни специалистов первичного звена. Остро необходимы и узкие специалисты, особенно с учётом открытия крупных медицинских центров.

Чтобы закрыть эти потребности, мы уже начали пересматривать многие привычные подходы к подготовке медицинских кадров, их послевузовскому обучению, профориентационной работе и т.д. Многие важные процессы уже запущены, а какие-то преобразования нам еще только предстоит обсудить. Давайте вместе рассмотрим перспективы и задачи по каждому направлению.

Первое. Профессиональная подготовка медицинских кадров.

В настоящее время в высшем и среднем медицинском образовании происходит переориентация на практикоориентированный подход в основном профессиональном образовании и системе непрерывного медицинского образования.

Прежняя система повышения квалификации медиков и их допуска к профессии устарела. Непрерывное медицинское образование – это требование времени: технологии, новые препараты и подходы к лечению появляются так часто, что медперсоналу просто необходимо быть постоянно включённым в эти информационные потоки и иметь возможность овладеть новыми, инновационными технологиями и методами лечения.

Вы знаете, что с недавнего времени введён новый формат доступа специалистов к медицинской практике – аккредитация. С 2017 года аккредитации стала обязательной для всех выпускников медицинских вузов. К концу 2025 года система аккредитации будет необходима уже для всех специалистов отрасли.

Процедура уже доказала свою эффективность в определении квалификационного уровня специалиста. У нас в регионе сформирована аккредитационная комиссия для выпускников медицинского факультета УлГУ. В её составе – практикующиеврачи, ветераны отрасли, представители Медицинской палаты. Считаю такой строгий подход совершенно справедливым и оправданным, когда речь идёт о профессионализме тех, в чьих руках жизни и здоровье людей. Ведь стремясь к количественному росту кадров, мы не должны и не имеем права забывать об их качестве.

Кроме того, в системе медицинского образования появилось больше возможностей для финансирования обучениякак за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС.

Впервые специалисты получили возможность выбора образовательной организации благодаря дистанционным технологиям.

Уверен, что совокупно все эти меры позволят нам сформировать образ медицинского работника нового времени – ответственного, доброжелательного, всю жизнь повышающего свой профессиональный образовательный уровень.

Второе направление – формирование крепкого кадрового резерва отрасли.

Наличие эффективно работающего в качестве карьерного лифта резерва является мощным стимулом для профессионального развития и обучения. Если мы предъявляем жёсткие требования к компетентности и образованию медработника, то должны предлагать также прозрачные механизмы поощрения. А это не только социальные гарантии, но и возможность продвигаться, расти, осваивать навыки руководителя и организатора. Только тогда у нас не будет кризиса с управленцами в здравоохранении.

К оценке кандидатов следует подойти максимально серьёзно, учитывая и заслуги в отрасли, и потенциал развития. Для этого необходимо сформировать комиссию, в которую войдут ветераны отрасли, представители общественных организаций, в том числе и пациентских, независимые эксперты.

Кроме того, нам необходим молодёжный резерв из наиболее перспективных молодых специалистов, настроенных закрепиться и состояться в профессии.

Члены резерва будут участвовать в деятельности рабочих, экспертных групп и иных консультативных органов. Также им будет предоставлена возможность стажироваться, обучаться по программе дополнительного образования.

Третье.Профориентационная работа.

Как и во многих других отраслях, система профориентации в здравоохранении носит многоступенчатый характер и начинается со школьной скамьи. По нашим данным, большинство ребят, учащихся в профильных химико-биологических классах, впоследствии выбирают профессию врача. Для них – будущих медработников – создана и успешно действует уже почти 2 года Молодёжная медицинская академия на базе многопрофильного лицея №11 имени В.Г.Мендельсона.

Программа «Медицинская академия Ульяновской области» позволяет подросткам открыть дверь в разнообразный мир медицинских профессий. К ребятам приезжают практикующие доктора, главные врачи, университетские преподаватели из вузов-партнеров. Школьникам дают не только общую вводную информацию, но и рассказывают о различных специализациях, чтобы подросток определился, каким именно доктором он хочет быть. Кроме того, школьников знакомят с лечебными учреждениями региона, проводят экскурсии, показывают место работы врача.

Мы планируем расширять эту практику не только в городских образовательных учреждениях, но и в районных, так как в сельском здравоохранении есть свои особенности.

Четвертое. В продолжение предыдущей темы хочется сказать о работе волонтёров-медиков, которые не только занимаются просвещением населения и пропагандой здорового образа жизни, но и подают прекрасный пример школьникам и малышам, показывая, как полезна и важна работа медика.

Я считаю, что в такой сфере как медицина, где в основе всего лежит принцип альтруизма и милосердия, волонтёрство должно поддерживаться и распространяться. В рамках различных акций и мероприятий мы получаем возможность как можно больше молодых людей заинтересовать медицинской профессией, сформировать правильное представление о возможностях современного здравоохранения.

Кроме того, для молодых специалистов и студентов работа волонтёром – прекрасная возможность получить дополнительный опыт, пообщаться с более опытными специалистами.

Пятое направление, в котором скрыт большой резерв для кадрового обеспечения отрасли, - это целевой набор.

С 2016 года изменился подход к организации целевого приема в медицинские вузы. И теперь мы имеем больше возможностей для формирования контрольных цифр приёма с учётом расчетной потребности.

На сегодняшний день заключены 6 соглашений о сотрудничестве с ведущими поволжскими медицинскими вузами по вопросам подготовки медицинских кадров для Ульяновской области, в том числе с Самарским медицинским университетом и Казанской государственной медицинской академией.

По сравнению с 2011 годом мы увеличили в три раза число целевых мест(с 54 мест в 2011 году до 175 мест в 2018 году).

В настоящее время общее количество целевиков, обучающихся в вузах на разных курсах, составляет более 600 человек.Кроме того, в 2018 году мы направили на целевое обучение в ординатуру 43 человека.

Все студенты-целевики получают от области стипендию. Эта мера поддержки позволяет уже на этапе подготовки специалиста не только обеспечить его социальными гарантиями со стороны Министерства, но и возложить на него соответствующие обязанности, в том числе по заключению трудового договора с учреждением здравоохранения региона для трудоустройства с отработкой не менее 5 лет.

Стоит отметить, что систему целевого набора в регионе мы распространили также на среднее звено. Благодаря соглашению с УлГУ в медицинском колледже предоставляется 40 мест для целевого обучения.

И с каждым годом, в соответствии с потребностями отрасли, мы будем наращивать эти цифры.

Шестое.Наконец, нужно сказать о том факторе, который довольно редко оказывается в фокусе внимания и регулирования, но тем не менее очень часто имеет решающее значение для молодого специалиста. – Это психологический климат в коллективе, общая атмосфера и восприятие новых кадров. Ведь так часто бывает – человек учится на пятерки на медфаке, мечтает о профессии, а потом приходит на первое самостоятельное рабочее место, и все его мечты разбиваются о суровую действительность. Слишком тяжело, слишком большая ответственность – гораздо проще уйти в торговые коммерческие структуры, что многие и делают.

А ведь человеческая, товарищеская поддержка со стороны коллектива в этот самый сложный момент адаптации могла бы всё исправить. Поэтому мы и говорим сегодня о наставничестве как инструменте, который помогает не терять молодых специалистов на данном этапе, сохранять их в отрасли.

В том или ином виде наставничество всегда существовало в учреждениях здравоохранения. Однако сегодня, с учётом президентских задач, мы должны вывести эту работу на новый уровень.

Разработан и реализуется приоритетный региональный проект «Развитие системы наставничества в Ульяновской области до 2020 года». В нём пошагово расписаны все шаги, многие из которых уже выполнены. Например, разработана методическая база, типовые положения, принципы и подходы к развитию наставничества во всех отраслях.

Я прошу Минздрав учесть все эти документы и на их основе разработать или актуализировать методическую базу для здравоохранения.

Очень здорово, что у нас уже появился отраслевой Совет наставников во главе с Валентиной Герасимовной Карауловой. Мы во многом полагаемся на его решения и рекомендации.

Прошу обратить особое внимание на такой пункт проекта, как отбор и оценка наставниковс учётом типовой модели компетенций. Наставниками могут быть далеко не все опытные и грамотные специалисты. Необходимы и многие другие, в том числе психологические, педагогические компетенции. Необходимы специальные образовательные программы, тренинги для медиков-наставников.

Аналогичный механизм мы применили в области работы с талантами, открыв центр подготовки тьюторов на базе Педагогического университета. Считаю, что для медработников аналогичная структура может появиться на базе медицинского факультета УлГУ. Давайте вместе подумаем об этом.

Важно привлечь к наставничеству наши общественные медицинские организации. И не только Медицинскую палату. У нас есть Совет главных врачей, есть Совет медсестер. Мы приняли решение и начали формировать Совет сельских фельдшеров, который позволит нам более концентрированно заниматься проблемами именно сельского здравоохранения.

Важно чтобы все эти Советы также активно принимали участие в развитии наставничества. Сегодня я обращаюсь к ним с этим предложением.

Хотелось бы, чтобы на своем уровне эту тему поддержали и райздравотделы. Решение об их создании в структуре администраций муниципальных образований мы обсудили с Советом главных врачей. Отделы будут находиться в непосредственном подчинении заместителя Главы администрации муниципального района по социальным вопросам.

Так мы, наконец, получим возможность следить в постоянном режиме за состоянием дел в сельской медицине и демографической ситуацией в районе, оперативно решать проблемы, взаимодействовать с пациентским сообществом.

Кроме того, считаю, что должны быть созданы мотивации для наставников: как материальные в виде дополнительных выплат, так и нематериальные. Например, предлагаю учредить отраслевую премию «Лучший наставник в сфере здравоохранения» и вручать её в ваш профессиональный праздник. 

А чтобы эта работа была качественно организована в каждом лечебном учреждении, развитие наставничества должно быть на личном контроле главного врача. 

И самое главное, конечно, - это личная заинтересованность каждого участника процесса; искренне желание старшего поколения поддержать, помочь, поделиться опытом и младшего – перенять лучший опыт и мудрость наставника.

Дорогие друзья!

Я искренне верю, что такая благородная и возвышенная профессия, как врач, медицинский работник – это призвание и служение, которое даётся далеко не каждому. И мы непременно сделаем так, чтобы каждый, в ком есть искренняя увлечённость любимым делом, мог добиться больших высот и честно работать на благо общества.

К счастью, у нас в Ульяновской области среди медицинских работников есть много достойных для подражания примеров! Есть имена, которые вызывают безграничное уважение и у пациентов, и у коллег по цеху.

Сегодня такие имена прозвучат. И я с большим удовольствием вручу заслуженные награды и меры поощрения лучшим представителям профессии.