Протокол №12р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 20.09.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

20.09.2018                                                                                                        12р

 

14.00

 

Председательствующий                В.С.Малышева

Секретарь                                          И.О.Коробкин

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. О проекте распоряжения Губернатора Ульяновской области «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

Малышева В.С. – заместитель начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области. 

2. Проект закона Ульяновской области «О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий»

Горбунова Е.А. – главный юрисконсульт ОГАУ «Градцентр». 

3. Изменения в российском законодательстве в части совершенствования законодательства в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных объектов.

Хасянова И.С. – главный консультант отдела правового обеспечения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

 

4. Передача полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2019.

Рафикова Д.Н. – исполняющий обязанности заместителя директора ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр».

 

5. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 05.09.2018 по 18.09. 2018.

Малышева В.С. – заместитель начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

6. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 05.09.2018 по 18.09 2018.

Малышева В.С. – заместитель начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ Малышеву В.С. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в срок до 18.12.2018 разработать проекты нормативных правовых актов, предусматривающие утверждение планов мероприятий (программ) по противодействию коррупции на 2019-2020 годы во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», с обязательным общественным обсуждением данных проектов.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ Горбунову Е.А (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. В соответствии с проектом закона Ульяновской области «О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий», органам местного самоуправления представить в государственное правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области предложения по проектам модельных правил благоустройства территорий муниципальных образований.

2.3. Агентству архитектуры и градостроительства разработать проект модельного муниципального нормативного правового акта, с учётом проекта закона Ульяновской области «О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий».

2.4. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ Хасянову И.С. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ Рафикову Д.Н. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в срок до 01.12.2018 принять нормативные правовые акты, утверждающие административные регламенты по вопросу передачи полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Дорожной картой по передаче полномочий по управлению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на уровень муниципальных районов и городских округов, за исключением муниципального образования «город Ульяновск», утверждённой Председателем Правительства Ульяновской области от 02.08.2017 № 192-ПЛ.

4.3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, за исключением муниципального образования «город Ульяновск», заключить соглашение о взаимодействии муниципальных образований с ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» в части взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с условием вступления его в силу с 01.01.2019.

4.4. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ Малышеву В.С.

Сообщила, что за период с 05 по 18 сентября 2018 года вынесено 25 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- распоряжение администрации муниципального образования «О нормативах расходов на обеспечение деятельности администрации муниципального образования на 2019 год».

В соответствии с требованиями части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издаёт распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Вместе с тем, анализ финансовых затрат, установленных пунктами 15-21 распоряжения показывает, что данные затраты уже закреплены и заложены в утверждённых администрацией муниципального образования муниципальных программах.

Таким образом, пункты 15-21 распоряжения фактически предусматривают повторные затраты на реализацию одних и тех же мероприятий, что противоречит требованиям статей 32, 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- постановление администрации муниципального образования «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной Программы «Комплексное благоустройство территории муниципального образования».

В соответствии с требованиями статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип полноты отражённых доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов – все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах.

Пунктом 1.1 постановления на финансирование мероприятий, предусмотренных утверждённой Программой, выделена сумма 576,044 тыс. рублей, из которой 92,65689 тыс. рублей – собственные средства бюджета муниципального образования, 19,05867 тыс. рублей – субсидии из федерального бюджета.

Вместе с тем, из указанной нормы постановления не известно происхождение 464,32844 тыс. рублей, запланированных на финансирование мероприятий Программы на 2018 год;

- решение муниципального образования «О внесении изменений в решение муниципального образования «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования» (далее – решение) не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пунктом 1.23 решения в статье 21.1, посвящённой градостроительным регламентам территориальной зоны Ц-2, из наименований видов разрешённого использования земельного участка был исключен вид разрешённого использования «Огородничество».

Однако, данные изменения не обеспечивают права и законные интересы правообладателей объектов капитального строительства и земельных участков, расположенных в ряде садовых товариществ, что противоречит целям разработки Правил землепользования и застройки, установленным пунктом 3 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, по адресу только одного из садовых товариществ, до внесения изменений в названное решение, зарегистрировано право собственности на 639 дачных домов и 1722 земельных участков с видом разрешённого использования «Для ведения гражданами садоводства и огородничества».

Таким образом, при подготовке изменений в Правила землепользования и застройки, не учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Более того, изменения в Правила землепользования и застройки внесены без учёта фактического использования земельных участков, что противоречит пункту 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- решение муниципального образования «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования».

Отдельные положения Правил благоустройства на территории муниципального образования (далее – Правила) подлежат изменению, поскольку не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В частности, пункт 13 части 5 статьи 4 Правил установлено, что размер прилегающей территории, в отношении которой собственники осуществляют благоустройство и содержание, а также при составлении карт-схем и заключении договора о выполнении работ по благоустройству и содержанию прилегающей территории определяется от границ отведённой территории, исходя из следующих параметров: линии железнодорожного транспорта общего и промышленного назначения – в пределах полосы отвода (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути).

B силу пункта 10 части 1 статьи 5 Правил работы по благоустройству и содержанию территорий на пересечениях железнодорожных переездов с проезжей частью дорог` осуществляют собственники железнодорожных переездов.

Кроме этого, согласно пункта 12 части 1 статьи 7 Правил с началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололёдными препаратами наиболее опасные для движения транспорта участки дорог и улиц, к которым отнесена и площадь железнодорожного вокзала.

В ходе проверки законности и соответствия Правил требованиям законодательства установлено, что указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не вправе регулировать правоотношения в сфере содержания полосы отвода железной дороги, поскольку земельные участки указанного объекта относятся к федеральной собственности.

В соответствии со статьёй 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на ОАО «РЖД», как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, возложена обязанность по содержанию вокзалов и других сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в исправном техническом состоянии в соответствии с требованиями строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов.

При этом данная норма Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» не устанавливает полномочий органов местного самоуправления по возложению дополнительных обязанностей по содержанию объектов железнодорожного транспорта.

Порядок содержания и благоустройства железнодорожных путей, полосы отвода, территорий железнодорожных переездов регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», а также соответствующими приказами Министерства транспорта Российской Федерации.

Вместе с тем, орган местного самоуправления, регламентируя правоотношения в указанной сфере в пункте 13 части 5 статьи 4, пункте 10 части 1 статьи 5 и пункте 12 части 1 статьи 7 Правил, превысил свои полномочия и вышел за пределы имеющейся компетенции.

С учётом изложенного, в вышеперечисленных нормах Правил усматривается коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

При таких обстоятельствах указанные нормы Правил подлежат приведению в соответствие с положениями федерального законодательства путём внесения в него изменений и дополнений;

- постановление администрации муниципального образования «Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования».

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Пункт 9 частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимает реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Между тем, в нарушение вышеназванного законодательства в пункте 2 постановления руководители организаций в период действия особого противопожарного режима должны организовать круглосуточное патрулирование лесных массивов с первичными средствами пожаротушения.

Незаконное переложение обязанностей на руководителей организаций может повлечь за собой угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций;

- решение Совета депутатов муниципального образования «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении структуры и предельной штатной численности администрации муниципального образования».

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование‚ а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Аналогичная норма закреплена в статье 10 Устава муниципального образования.

Однако, пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с момента подписания и подлежит обнародованию.

Следовательно, постановление вступило в силу до официального опубликования, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Oб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству;

- постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 гг.».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 № 691/пр утверждены «Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды на 2018-2020 годы» (далее – Приказ) в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Однако, несмотря на то, что Приложением № 1 к Приказу установлена форма паспорта государственной (муниципальной) Программы, паспорт муниципальной Программы не соответствует установленной форме. Задачи, целевые индикаторы и показатели муниципальной Программы не установлены.

Разделом 3 Приказа установлены требования к содержанию текстовой части региональных (муниципальных) программ.

Данный раздел должен включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.

Однако, оценка состояния сферы благоустройства муниципального образования не проведена, количество и площадь благоустроенных дворовых территорий, доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий не установлена. Отсутствуют сведения о количестве общественных территорий (парков, скверов, набережных и т.д.).

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ Малышеву В.С. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

6.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

Председательствующий

 

В.С.Малышева

 

Секретарь

 

И.О.Коробкин