Тезисы выступления главного консультанта отдела правового обеспечения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Хасяновой Ирины Сергеевны 20.09.2018 по теме «Изменения в российском законодательстве в части совершенствования законодательства в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных объектов»

С 01.09.2018 года Федеральным законом установлен специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута или права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Такой сервитут будет устанавливаться на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка.

Земельный кодекс РФ дополняется новой главой «Установление публичного сервитута в отдельных целях», в которой, помимо прочего, определяется: перечень органов, уполномоченных принимать решения об установлении публичного сервитута; условия его установления; требования к ходатайству об установлении публичного сервитута; способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута; порядок принятия решения об установлении публичного сервитута; основания для отказа в установлении публичного сервитута; срок публичного сервитута; плата за публичный сервитут; требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута; последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом и права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Органы власти вправе разрешить организации ЖКХ, связи или иному лицу использовать земельный участок на условиях публичного сервитута для отдельных целей, например чтобы разместить:

- объекты связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения;

- стройматериалы, временные и вспомогательные сооружения, технику для строительства и ремонта дорог;

- другие, исчерпывающий перечень которых установлен в ст. 39.37 ЗК РФ. В любом случаев соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен только для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения.

По новым правилам публичный сервитут могут установить практически на любом земельном участке.

Есть исключения. Так, публичный сервитут не установят, если из-за него владелец не сможет использовать участок больше года (больше трех месяцев, если земельный участок предназначен для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества). Отметим, что не допускается установление публичного сервитута в целях размещения объектов связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и стройматериалов, временных и вспомогательных сооружений, техники для строительства и ремонта дорог в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости установления сервитута для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на таких земельных участках.

Полный перечень оснований для отказа в установлении публичный сервитут приведен в ст. 39.44 ЗК РФ.

В общих чертах механизм установления публичного сервитута следующий.

1. Заинтересованное лицо подает в орган власти ходатайство.

2. Если оснований для возврата ходатайства нет, орган власти направляет в Росреестр запрос о правообладателях земельных участков, размещает различными способами сообщение о возможном установлении публичного сервитута.

3. Орган власти принимает решение об установлении публичного сервитута или отказывает в этом. В большинстве случаев на это отводится 45 дней.

4. Орган власти размещает решение на своем сайте и публикует его в официальном источнике публикации муниципальных правовых актов. Копию решения он направляет владельцу участка. На все это у органа власти пять рабочих дней с момента принятия решения.

Кроме того, сведения о публичном сервитуте включаются в ЕГРН.

5. Обладатель публичного сервитута заключает с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута.

Решение об установлении публичного сервитута можно обжаловать в суде в течение 30 дней с момента получения соглашения о его установлении.

При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель, по общему правилу, обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ).

Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или в аренде граждан или юрлиц определяется в отчете оценки, составленном не более чем за 30 дней до даты направления владельцу земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута его обладателем (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ).

Плата за публичный сервитут может вносится владельцу земельного участка при заключении соглашения с обладателем обременения или в депозит нотариуса, когда соглашение не заключено (п. 8 ст. 39.46 ЗК РФ) при этом обладатель публичного сервитута после внесения платы на депозит нотариуса может приступить к работам.

Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков или в отдельных случаях (например, аренде) - возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка (ст. 39.48 ЗК РФ).

При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная за него плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения (п. 9 ст. 39.46 ЗК РФ).

В ряде случаев публичный сервитут может быть безвозмездным, например при устройстве пересечений автодорог с железнодорожными путями или при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).

Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда (п. 4 ст. 48 ЗК РФ), либо по решению суда, например когда обладатель публичного сервитута нарушает соглашение о его установлении или ведет свою деятельность с нарушениями законов и технических регламентов (п. 6 ст. 48 ЗК РФ).