Протокол №11р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 6.09.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

06.09.2018                                                                                               11р

 

11.00

 

Председательствующий                                                         Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                         Крылова А.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 15.08.2018 по 04.09.2018.

Котельникова О.В. – начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.08.2018 по 04.09.2018.

Котельникова О.В. – начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ Котельникову О.В.

Сообщила, что за период с 15 августа по 04 сентября 2018 года вынесено 9 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

 

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении порядка проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования» необходимо привести в соответствие с законодательством, по следующим основаниям.

В ходе прокурорской проверки установлено, что отдельные нормы Порядка не соответствуют законодательству. Так, в соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) порядок проведения конкурса на замещение должности Главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В поселении‚ во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения внутригородского района‚ а другая половина - Главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Вместе с тем, пунктом Порядка предусмотрено, что конкурсная комиссия состоит из 5 членов. В таком случае невозможно определить численный состав членов комиссии, назначаемый Советом депутатов, а также численный состав комиссии, назначаемый Главой местной администрации.

- Устав муниципального образования утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования, необходимо привести в соответствие с законодательством, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядок проведения конкурса на замещение должности Главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В поселении‚ во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения внутригородского района‚ а другая половина - Главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Вместе с тем, согласно статье Устава Глава администрации поселения назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение Главы администрации поселения. Члены конкурсной комиссии назначаются Советом депутатов.

Таким образом, в Устав не внесены изменения в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ, а так же в связи с принятием Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В силу части 10 статьи 35 указанного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

- утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

- утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнен статьей 45.1, которой предусмотрено содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Вместе с тем, Устав муниципального образования не приведен в соответствие с положениями вышеуказанного федерального закона.

Согласно части 9 статьи 44 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 приведение Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

На основании изложенного, положения Устава подлежат приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- Решение Совета депутатов муниципального образования «О внесении изменений в Устав муниципального образования» (далее по тексту - Решение) изменить по следующим основаниям.

Так, согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 1З1-ФЗ по вопросам местного значения городского поселения, устанавливается участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, вопреки пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в Решении указано, что муниципалитет участвует лишь в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании изложенного, Решение необходимо привести в соответствие с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

- Постановление администрации муниципального образования «О некоторых мерах по развитию добровольнической (волонтерской) деятельности на территории муниципального образования» необходимо привести в соответствие с законодательством.

Так, постановлением администрации муниципального образования «О некоторых мерах по развитию добровольнической (волонтерской) деятельности на территории муниципального образования» утвержден стандарт развития добровольческой (волонтерской) деятельности на территории муниципального образования (далее - Стандарт).

Согласно пункту 1 Стандарта органам местного самоуправления муниципального образования предоставлено право на утверждение регламента, согласно которому добровольцам (волонтерам) должны предоставляться гарантии доступа к мерам государственной поддержки.

Между тем, согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из смысла статей 2, 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления не вправе устанавливать меры государственной поддержки, а также определять условия их предоставления. Более того, оказание поддержки добровольчеству (волонтерству) в силу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ является вопросом местного значения муниципального района. Следовательно, органы местного самоуправления вправе представить добровольцам (волонтерам) меры поддержки зa счет средств местного бюджета, а не зa счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Стандарта принято решение о том, что ресурсный центр может быть создан на базе любой некоммерческой организации.

Между тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации являются самостоятельными, вмешательство органов местного самоуправления в их деятельность, в случае если муниципальное образование не является их учредителем, недопустимо.

Согласно наименованию пункта 5 Стандарта он посвящен предоставлению субсидий и грантов добровольческим (волонтерским) организациям. Однако в указанном пункте какие-либо субсидии или гранты для вышеуказанных субъектов не предусматриваются.

В нарушение статей 2, 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ действие стандарта распространено на все органы местного самоуправления, подведомственные им учреждения.

- Распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка» изменить, привести в соответствие с требованиями закона, по следующим основаниям.

В нарушение пункта 10.1 части 3 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской федерации» при поступлении на муниципальную службу от гражданина не требуется предоставление сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещает общедоступную информацию, а так же данные, позволяющие их идентифицировать.

Согласно пункту 11.2 Правил внутреннего трудового распорядка продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может составлять более 10 календарных дней, а продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть более 7 календарных дней.

Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 21 вышеуказанного закона продолжительность всех дополнительных оплачиваемых отпусков не может составлять более 10 календарных дней.

Следовательно, продолжительность дополнительных отпусков установлена в правилах внутреннего трудового распорядка не верно.

Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный (рабочий) день не установлены вовсе.

- Распоряжение Администрации муниципального образования «О мерах по подготовке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан к садоводо-дачному сезону на территории муниципального образования» в 2018 году» отменить по следующим основаниям.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что распоряжение администрации муниципального образования «О мерах по подготовке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан к садово-дачному сезону на территории муниципального образования» в 2018 году» не соответствует требованиям закона.

Постановлением утвержден состав рабочей группы для решения вопросов местного значения, а также соответствующий план мероприятий. При этом в состав рабочей группы вошли лица из других органов местного самоуправления, руководители медицинских учреждений и т.д.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 распоряжения издаются исключительно по вопросам деятельности местной администрации, по вопросам местного значения администрацией издаются постановления.

Учитывая изложенное, в форме распоряжения указанный акт издан быть не мог.

- Распоряжение администрации муниципального образования «О внесении изменения в распоряжение администрации муниципального образования» изменить, привести в соответствие с требованиями закона.

В ходе прокурорской проверки установлено, что распоряжение администрации муниципального образования «О внесении изменения в распоряжение администрации муниципального образования не соответствует требованиям закона.

Распоряжением утвержден план нормотворческой деятельности на 2018 год. Пунктом 14 указанного плана администрации муниципального образования предоставлено право на издание решения о6 утверждении бюджета на 2019 год.

Между тем, в соответствии со статьей 35 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по утверждению бюджета муниципального образования наделен лишь представительный орган, которым администрация муниципального образования не является.

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения по установлению размера средней платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы» изменить по следующим основаниям.

Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В развитие указанных норм, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.

Изучением Положения, принятого Советом депутатов муниципального образования установлено, что оно лишено смысловой нагрузки и воспроизводит Методические рекомендации, утвержденные приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2.   Органам местного самоуправления:

- провести инвентаризацию муниципальных правовых актов и своевременно привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (текст доклада прилагается)

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации, в частности, в связи с внесением изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» и от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 952 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2.4. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

Председательствующий

                               О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

                                       А.В.Крылова