Протокол № 7р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 21.06.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

 

21.06.2018                                                                                                        7р

 

11.00

 

Председательствующий                                                                 О.В.Котельникова

Секретарь                                                                                              Р.Р.Михайлова

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальникадепартамента ведения регистра муниципальных правовых актовгосударственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. О некоторых вопросах, связанных с исполнением исполнительных документов (исполнительный лист, решение налоговых органов).

Туманова Т.Л. - начальник юридического отдела Министерства финансов Ульяновской области.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 06.06.2018 по 19.06.2018.

Котельникова О.В.– начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 06.06.2018 по 20.06.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

КотельниковаО.В.– начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4.Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

КотельниковаО.В.– начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1.СЛУШАЛИ Туманову Т.Л. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИКотельникову О.В., которая сообщила, что за период с 06 июняпо 19 июня2018 года вынесено 38 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

-Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования» –cогласно статье 15 Конституции РФ нормативно правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Однако, в нарушение указанных требований действующего законодательства, несмотря на то, что постановление администрации муниципального образования затрагивает права граждан, в пункте 2 постановления закреплено, что оно вступает в силу с момента подписания, что является незаконным.

- Постановление администрации муниципального образования «Месячник налоговой помощи» - постановлением муниципального образования  утверждено Положение о проведении акции, а также состав рабочей группы по проведению данной акции.B приложении № 2 к постановлению утверждён состав рабочей группы по проведению акции «Месячник налоговой помощи». В состав рабочей группы в нарушение требований части 4 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ включён участковый уполномоченный полиции.Вместе с тем, представитель федерального органа власти не может быть включён в состав какой-либо группы, комиссии без согласования с его руководителем.

- Постановление «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет администрации муниципального образования» - постановлением утверждён одноименный Порядок.

В соответствии с частью 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета, казённого учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определённом главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казённое учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Общим требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казённых учреждений, утверждённых приказом Минфина РФ № 112н от 20.11.20107, утверждение сметы учреждения осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ему в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Пунктом же 2.2 оспариваемого Порядка предусмотрено, что администрация составляет и представляет на утверждение сметы не позднее 15 рабочих дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении перечня рабочих мест для осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы» - постановлением администрации муниципального образования утверждён перечень рабочих мест для осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы.Между тем, постановление не в полной мере соответствует действующему законодательству.

Так, вопреки части 1 статьи 50 Уголовного кодекса РФ, части 1 статьи 39 Уголовно- исполнительного кодекса РФ в указанный перечень включены несуществующие, либо прекратившие свою хозяйственную деятельность предприятия, а именно: ООО «---», ОГУП «---», ИП М.

В частности, согласно данным налогового органа ООО «---» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует, ОГУП «---» 22.12.2017 изменило свою организационно-правовую форму на «муниципальное унитарное предприятие», индивидуальный предприниматель М. с 11.01.2018 прекратил предпринимательскую деятельность.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении состава Бюджетной комиссии по рассмотрению проекта бюджета муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годы» -постановлением администрации муниципального образования создана вышеуказанная комиссия по рассмотрению проекта бюджета муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годы.

В качестве председателя комиссии, его заместителя, а также большинства членов комиссии назначены депутаты Совета депутатов муниципального образования.

Между тем, в соответствии со статьёй 35 Федерального закона №131-ФЗ, Уставами муниципального образования, депутаты не состоят в трудовых отношениях с администрацией, и глава администрации давать им какие-либо поручения, включать в составы создаваемых комиссий, не вправе.

Кроме того, в целом аналогичное нарушение допущено при включении в состав комиссии сельских старост без согласования с ними.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального образования за 12 месяцев 2017 года» - постановлением администрации муниципального образования утверждён отчёт об исполнении бюджета за 12 месяцев 2017 года, то есть отчёт об исполнении бюджета за год.

В соответствии с частью 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ годовые отчёты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Таким образом, администрация сельского поселения полномочиями по утверждению годового бюджета не наделена.

- Решение Совета депутатов муниципального образования «Устав муниципального образования» - проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что Устав муниципального образования, утверждённый решением Совета депутатов муниципального образования (далее - Устав), не соответствует требованиям закона.

Так, до настоящего времени Устав не предоставляет органам местного самоуправления права, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, а также полномочия, предусмотренные пунктом 4.4. части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Пункт 6 части 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 6 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 9 Устава администрация поселения вправе на основании решения Совета депутатов поселения привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ, предусмотренных пунктами 7.1-9 статьи 8 Устава, в то время как пункты 7.1, 7.2, 8 статьи 8 Устава утратили силу.

В нарушениечасти 3 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» часть 3 статьи 11 Устава не предусматривает требования о подписании, в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, ходатайства всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

В нарушение части 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) в части 4 статьи 11 Устава не приведены основания для отказа в регистрации инициативной группы.

В нарушение статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ администрация поселения освобождена от обязанности по обязательному рассмотрению проекта муниципального правового акта, внесённого в порядке реализации правотворческой инициативы граждан в течение трёх месяцев со дня его внесения.

В нарушение пункта 2.1 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ статьёй 16 Устава не предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту стратегии социально-экономического развития муниципального образования. При этом до настоящего времени требуется проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.

Часть 4 статьи 16 Устава в нарушение части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ распространяет своё действие на все виды публичных слушаний, проводимых в муниципальном образовании.

Согласно статье 23 Устава в структуру органов местного самоуправления входит контрольно-счётный орган – контрольно-счётная комиссия. Однако согласно статьям 24,49,49.1 Устава Совет депутатов формирует Контрольно-ревизионную комиссию – орган, контролирующий вопросы формирования бюджета.

В нарушение статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ Совету депутатов не предоставлено право на установление местных сборов, а также на утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Аналогичное нарушение допущено в абзаце 2 статьи 34 Устава. Несмотря на отмену с 01.01.2018 полномочий по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам и тарифам для потребителей, соответствующие изменения в статью 25 Устава не внесены.

В пункте 10,11,12,13 части 2 статьи 25 Устава необоснованно расширены полномочия представительного органа по установлению платы на ремонт жилого помещения, а также платы за пользование жилыми помещениями независимо от форм собственности, установлению нормативов потребления коммунальных услуг, что противоречит требованиям статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Основания досрочного прекращения полномочий представительного органа, установленные частью 1 статьи 27 Устава, противоречат статье 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

В нарушение статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ Совету депутатов статьёй 34 Устава представлено право на издание постановлений и распоряжений.

В нарушение требований статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ статьёй 34 Устава администрации предоставлено полномочие по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, а также осуществлению лесного контроля, определение метода регулирования тарифов.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счётный орган муниципального образования. Статьёй 34.1 Устава Совет депутатов наделён правами по созданию контрольно-счётного органа,однакоуказаний о том, чем регламентировано осуществление полномочий контрольно-счётного органа не имеется.

Статьей 36 Устава в систему правовых актов включены акты представительного органа, однако какие именно акты правомочен издавать Совет депутатов, не определено.

Установленные статьёй 40 Устава определения «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» противоречат статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Установленные пунктами 3, 5 частью 3 статьи 40 Устава запреты в связи с прохождением муниципальной службы противоречат запретам, указанным статьёй 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службевРоссийскойФедерации» (далее по тексту – Федеральный закон          № 25-ФЗ).

Кроме того, основные права муниципального служащего, установленные частью 4статьи40 Устава, противоречат статье 12Федеральногозакона № 25-ФЗ.

В нарушение статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ, статьёй 40 Устава не установлен запрет на прохождение муниципальной службы в случаях:

- не представления сведений, предусмотренных Федеральным законом    № 125-ФЗ;

- признания муниципального служащего не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Частью 6 статьи 41 Устава муниципального образования в нарушение статьи 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальным служащим предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней, вместо 10.

Положения о составлении бюджета поселения, перспективного плана поселения, содержания бюджета и необходимых документах к нему, исполнение бюджета по доходам и расходах, установленные статьёй 49 Устава противоречат главе 20 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 52.1 Устава не предусмотрено установленное пунктом 5 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ основание для удаления главы поселения в отставку. 

В нарушение статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ,статьёй 35 Устава избирательной комиссии предоставлено право на проведение выборов главы муниципального образования.

- Постановление администрации муниципального образования «О введении особого противопожарного режима на территории муниципального образования» - согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решениевопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

Одной из иных мер пожарной безопасности в лесах согласно статье 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации является ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

Данная правовая норма корреспондируется с положениями части 5 статьи 11 Лесного кодекса РФ, согласно которой пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах.

При этом статьей 53.5 Лесного кодекса РФ регламентировано, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со статьёй 84 настоящего Кодекса (в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности), ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах впорядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Прокуратурой установлено` что в собственности муниципального образования «муниципальные леса не находятся; орган местного самоуправления муниципального образования отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны,  защиты, воспроизводства лесов не наделялся.

Из вышеуказанного следует, что принятие решения об ограничении пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведении в лесах определённых видов работ, в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности, находится в компетенции уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего полномочия в области использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов на территории Ульяновской области.

Однако пунктом 2 Постановления администрации муниципального образования установлено, что в период действия особого противопожарного режима необходимо предусмотреть ограничение доступа населения в лесные массивы.

- Решение Совета депутатов муниципального образования  «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования» – статьёй 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), определено, что лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направляет в комиссию по землепользованию и застройке заявление (без оговорки о приложении документов) о предоставлении такого разрешения. Вопреки изложенным требованиям федерального законодательства статьей 9 Правил, утверждённых решением Совета депутатов муниципального образования, соискателю разрешения предписано направлять заявление в иной орган – администрацию муниципального образования, а также определена дополнительная обязанность по предоставлению с заявлением «обосновывающих» материалов, перечень которых не определён.

Данные обстоятельства указывают на наличие в Правилах коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п. «ж» п. 3 Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее-Методика), а именно – неполноту административных процедур в виде отсутствия порядка совершения определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

Кроме того, той же статьей Правил, к числу органов, уполномоченных принимать решение по заявлению гражданина‚ в нарушение ст.40 ГрК РФ‚ отнесён отдел архитектуры и строительства администрации муниципального образования, которому неправомерно, предоставлено право в течение месяца проводить проверку заявления и «обосновывающих» материалов и лишь затем передавать их в комиссию по землепользованию и застройке. В то же время, в структуре органов местного самоуправления «градостроительный сектор» отсутствует, Правилами определение указанного органа не раскрыто.

- Постановление администрации  муниципального образования «Об утверждении Порядка уведомления гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации муниципального образования, руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы о замещении на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнении в данной организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего» - прокурорской проверкой установлено, что пункт 9 Порядка, утверждённого постановлением администрации, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов при поступлении обращения гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, включённую в предусмотренный перечень, дает согласие (либо отказывает) на замещение им на условиях трудового (гражданско-правового) договора должности в организации, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности.

Вопреки указанным требованиям антикоррупционного законодательства пунктом 9 Порядка установлено, что вместо дачи согласия бывшему муниципальному служащему на замещение соответствующей должности или отказа в её замещении комиссия по соблюдению требовании к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования, отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов принимает одно из следующих решений:

- «выполнение оплачиваемой работы возможно, поскольку конфликт интересов не усматривается»;

- «рекомендовать гражданину отказаться от выполнения оплачиваемой работы, поскольку это может повлечь за собой конфликт интересов».

Более того, Порядок предполагает направление бывшим муниципальным служащим не обращение о дачи согласия на замещение на условиях трудового (гражданско-правового) договора должности в организации, а уведомление.

- Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования, отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов» - прокурорской проверкой установлено, что подпункт «г» пункта 2 части 14 Положения, утверждённого постановлением администрации, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно подпункту «г» пункта 2 части 14 Положения, одним из оснований для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования, отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образованияи урегулированию конфликта интересов является поступление заявления муниципального служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013        № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»(далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Между тем, как следует из подпункта «3» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ, его действие на муниципальных служащих, за исключением главы местной администрации, не распространяется.

- Постановления администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования»; «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение паспортов по отделке фасадов зданий, строений, сооружений в муниципальном образовании»; «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципальногообразования» -согласностатье 14Федеральногозакона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства в соответствии с указанными правилами.

С 30.03.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее-Федеральный закон №210-ФЗ), касающиеся установления дополнительных оснований для обжалования заявителем решений и действий (бездействий) органа (должностных лиц), предоставляющего муниципальную услугу, внесённые Федеральным законом от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставлениягосударственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления».

Вопреки положениям статьи 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ в Регламенте, утверждённом постановлением администрации  муниципального образования, основания для обжалования заявителем решений и действий (бездействий) органа (должностных лиц), предоставляющего муниципальную услугу установлены не в полном объёме.

- Постановления администрации «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»; «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по заключению нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам местного значения»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на проведение земляных работ, требующих снятие дорожного покрытия и разрытия грунта»; «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»; «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка»;«Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»; «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка»;«Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком»; «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля»;«Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности»; «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности»; «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства» - Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, в том числе в наименовании Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ слова «государственном кадастре недвижимости» заменены словами «кадастровой деятельности». В этой связи в пункт Административного регламента, следует внести соответствующие изменения. По аналогичным основаниям слова «государственный кадастр недвижимости», изложенные в пунктеАдминистративного регламента, следует заменить словами «Единый государственный реестр недвижимости».

Кроме того, в связи с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 03.07.2016№ 361-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, положения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории вступают в противоречие с требованиями, изложенными в пункте 10 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ (далее- ЗК РФ).

Также, в нарушение пункта 18 статьи 11.10 ЗК РФ в указанном Административном регламенте не предусмотрена обязанность указывать в постановлении администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учёте образуемого земельного участка.

Изучением Административных регламентовпо предоставлению муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; предоставления муниципальной услуги по выдаче задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия; предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка; предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства; предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительстваустановлено противоречие пунктов Административных регламентов требованиям Федеральных законов от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановления администрации «Об официальном сайте Администрации»в части указания адреса официального сайта администрации.

В пункте Административного регламента в качестве правового основания для предоставления муниципальной услуги указан Устав муниципального образования. Вместе с тем данный правовой акт утратил силу в связи с принятием решения, утвердившего новый Устав.

Также раздел 5 Административных регламентов, регламентирующий порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, также вступил в противоречие с положениями главы 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ в связи с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.12.2017 № 479-ФЗ.

В частности, конкретизируется, при каких нарушениях порядка предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и в каком случае возможно досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органов и их должностных лиц, предоставляющихуслугу. Также изменены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.

В этой связи раздел 5 Административных регламентов требует приведениявсоответствие сположениямиглавы2.1Федерального закона№ 210-ФЗ (Примечание: за исключением Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля).

Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми отменена обязательность печати для хозяйственных обществ. Вместе с тем в пунктах Административного регламента, в качестве обязательного требования к представителю юридического лица предъявляется наличие доверенности, заверенной помимо подписи руководителя также печатью организации, что недопустимо.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учётно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости вошли сведения, содержавшиеся в кадастре недвижимости и реестре прав. В этой связи в настоящее время выдача кадастрового паспорта и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предусмотрена, их заменяет выписка из Единого государственного реестра недвижимости, которая содержит в себе все необходимые сведения.

Между тем, в соответствии с пунктом Административного регламента, для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги необходимы, в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровый паспорт.B этой связи пункт Административного регламента, а также приложение № 2 противоречат в указанной части требованиям Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, указание на необходимость предоставления названных документов свидетельствует о наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, заключающихся в установлении трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «а» п. 4 Методики.

Согласно пункту Административного регламента одним из оснований для отказа в выдаче разрешения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка является непредставление или представление в неполном объёме документов, перечисленных в пункте регламента (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; правоустанавливающие документы на земельный участок; выписка из кадастрового паспорта земельного участка; обосновывающие материалы в виде технико-экономического обоснования эскизного проекта строительства; правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства).

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления,  либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Поскольку документы, указанные в пункте Административного регламента, могут быть получены администрацией в порядке межведомственного взаимодействия, заявителю не может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредставлением или представлением в неполном объеме вышеуказанных документов.

Кроме того, изложенное свидетельствует о наличии в тексте правового акта завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, заключающихся в установлении обременительных требований к гражданам и организациям, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «а» п. 4 Методики.

- Решение «Об утверждении порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования» - прокурорской проверкой установлено, что Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (далее - Порядок) не соответствует требованиям действующего законодательства, противоречит Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а также Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, изложенным в письме Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2003 № вн2-18/490.

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ в отдельные положения Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, не нашедшие отражения в вышеуказанном Порядке. Так, согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего  Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Изменения, связанные с введением в действие статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, также внесены в часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Наряду с этим, проверкой установлено, что пункты 6.1, 7 Порядка в соответствие с действующей редакцией Жилищного кодекса РФ до настоящего времени не приведены.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2.Органам местного самоуправления:

-провести инвентаризацию муниципальных правовых актов, в том числе утвердивших Административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг;

- привести муниципальные правовые акты в соответствие с законодательством.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3.СЛУШАЛИ Котельникову О.В. (доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4.СЛУШАЛИ Котельникову О.В.:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ).

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Р.Р.Михайлова

 

Протокол № 7р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований  Ульяновской области от 21.06.2018 (в формате .docx, 54 Кб)