Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. 07.06.2018 «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 24.05.2018 по 05.06.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»

 

 

1.                Федеральные законы Российской Федерации

 

1.                Федеральный закон от 23.05.2018 № 116-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».

В Гражданский кодекс РФ внесены поправки юридико-технического характера.

В частности:

- признается утратившим силу пункт 4 статьи 64 ГК РФ как дублирующий положения ст. 64.1 ГК РФ;

- уточняются нормы ст. 160 ГК РФ, касающиеся порядка совершения и удостоверения доверенностей, а именно, предусматривается, что при совершении доверенностей, указанных в пункте 3 статьи 185.1 ГК РФ, подпись того, кто подписывает доверенность, может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией медицинской организации, в которой он находится на излечении в стационарных условиях;

- вносится ряд иных изменений.

 

  1. 2.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

В России учреждена должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Должность финансового уполномоченного учреждается для рассмотрения обращений потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

Федеральный закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

В качестве финансового уполномоченного выступают главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.

Сферы финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, определяются Советом директоров Банка России. Информация о сферах финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, размещается на официальном сайте Банка России и на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.

Финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин РФ не моложе тридцати пяти лет с высшим юридическим или экономическим образованием (главным финансовым уполномоченным - с высшим юридическим образованием), имеющий опыт работы в сфере финансового рынка, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке или защиты прав потребителей финансовых услуг в совокупности не менее пяти лет либо имеющий стаж работы судьей не менее десяти лет.

Банк России ведет реестр финансовых организаций, которые обязаны организовывать взаимодействие с финансовым уполномоченным (страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и др.), и перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

Определены, в том числе:

состав Службы финансового уполномоченного (Совет Службы, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, экспертный совет Службы и их полномочия);

материальное и социальное обеспечение деятельности финансового уполномоченного, а также положения о Фонде финансирования деятельности финансового уполномоченного;

порядок уплаты финансовыми организациями, включенными в указанные реестр либо в перечень, взносов для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного;

порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным (требования рассматриваются при условии, что их размер не превышает 500 тысяч рублей (за исключением отдельных обращений) либо если они вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет);

порядок участия финансового уполномоченного в достижении соглашения до принятия решения по обращению, порядок принятия решения финансового уполномоченного по обращению и исполнения решения;

последствия нарушения финансовыми организациями требований данного Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

3.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

 

Подписан Федеральный закон об ответных мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств в отношении России.

Перечень мер воздействия (противодействия) включает в себя следующее:

- прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации, российских юридических лиц с недружественными иностранными государствами, организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, в отраслях в соответствии с решением Президента РФ;

- запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные недружественным иностранным государствам или аффилированные с ними. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством РФ.

При этом предусматривается, что указанные меры не применяются в отношении жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, а также в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства для личного пользования;

- запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством РФ;

- запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними. Перечень видов таких работ, услуг определяется Правительством РФ;

- запрет или ограничение на участие организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных недружественным иностранным государствам или аффилированных с ними, граждан недружественных иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ, оказании ими услуг по организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и (или) осуществлению функций продавца федерального имущества;

- иные меры в соответствии с решением Президента РФ.

Меры воздействия (противодействия) вводятся Правительством РФ по решению Президента РФ и подлежат отмене по решению Президента РФ в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их введения. Решения о введении мер воздействия (противодействия) и об их отмене также могут быть приняты Президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации.

Установлено, что в случае применения недружественными иностранными государствами национального режима, предусмотренного международными договорами, в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации, работ, выполняемых российскими лицами, услуг, оказываемых российскими лицами, и (или) установления изъятий из него Президент РФ может принять решение о применении Российской Федерацией национального режима в отношении товаров, происходящих из недружественных иностранных государств, работ, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств, услуг, оказываемых организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств, и (или) об установлении изъятий из такого режима.

Реализация мер воздействия (противодействия) обязательна для государственных органов, органов местного самоуправления, а также для граждан РФ и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц.

 

4.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Отдельные законодательные акты РФ приведены в соответствие с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Поправками, в том числе:

предусмотрено, что уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;

установлено, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;

в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;

урегулированы взаимоотношения Банка России со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

внесены взаимосвязанные изменения, в том числе в Федеральные законы «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Кроме того, определено, что в исключительных случаях Президентом РФ могут устанавливаться особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности, включая реализацию обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенности учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

5.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Уточнены основания для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирным домом.

Согласно внесенным в часть 4 статьи 161 ЖК РФ изменениям, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев (ранее - в течение года) до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

 

6.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции».

Скорректирован порядок заключения договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении имущества, закрепленного (не закрепленного) за государственными (муниципальными) автономными учреждениями.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено заключение договоров аренды и договоров безвозмездного пользования имуществом, закрепленным (не закрепленным) за государственными (муниципальными) учреждениями, без проведения торгов с лицом, с которым по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), заключен государственный (муниципальный) контракт. Предоставление указанного имущества должно осуществляться в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов, возможность заключения таких договоров должна быть предусмотрена конкурсной документацией (документацией об аукционе).

При этом в сферу действия Закона о контрактной системе не попадают государственные (муниципальные) автономные учреждения. Регулирование закупок товаров, работ, услуг автономными учреждениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2001 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), которым также предусмотрен конкурентный механизм осуществления закупок.

Вместе с тем Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» исключается возможность перехода прав владения и (или) пользования в отношении государственного (муниципального) имущества в случае, если с лицом по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом о закупках, заключен гражданско-правовой договор. В ситуации, когда государственное (муниципальное) автономное учреждение закупает определенные работы или услуги и для этого необходимо предоставление государственного (муниципального) имущества, закрепленного за таким учреждением, требуется не только определить исполнителя работ (услуг) в соответствии с положениями Закона о закупках, но и передать необходимое государственное (муниципальное) имущество на основании второго конкурса (аукциона).

Подписанным Федеральным законом предусматривается возможность заключения договора аренды или безвозмездного пользования имуществом, закрепленным (не закрепленным) за государственными (муниципальными) учреждениями, без проведения торгов с лицом, договор с которым заключен по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о закупках.

 

7.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 136-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Перед заключением договора о передаче в безвозмездное пользование объектов социальной инфраструктуры для детей должна проводиться обязательная оценка последствий заключения таких договоров.

Пунктом 4 статьи 13 Закона о гарантиях прав ребенка установлено, что, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.

Изменениями, внесенными настоящим Федеральным законом, установлено, что обязательная оценка последствий должна проводиться учредителем также и перед заключением договора безвозмездного пользования закрепленными за государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, объектами собственности.

Предусматривается, что указанное требование о проведении оценки последствий заключения договора безвозмездного пользования не распространяется на случай, указанный в части 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (при оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи).

 

8.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 139-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О почтовой связи».

Закреплен особый правовой статус извещений, направляемых органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Уточнено, что особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

 

9.                Федеральный закон от 04.06.2018 № 141-ФЗ «О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов».

Штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения будут поступать в дорожные фонды субъектов РФ.

Вносятся изменения в пункт 4 статьи 179.4 БК РФ, в соответствии с которыми доходы бюджета субъекта Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения становятся дополнительным источником формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время эти штрафы подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

10.           Федеральный закон от 04.06.2018 № 142-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году».

Приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, направленные на совершенствование порядка представления интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в судах по искам о взыскании денежных средств.

Законом закрепляются полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования по представлению в суде интересов соответствующего публично-правового образования в делах по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса к лицам, чьи виновные действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет казны.

Вносятся изменения, касающиеся исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.

Также предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ может быть увеличен за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета на 1 января 2018 года в объеме 32,98 млрд. рублей для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.

Кроме того, в целях исключения временного кассового разрыва в 2018 году Правительству РФ предоставлено право при управлении остатками средств федерального бюджета предоставлять средства бюджету ПФР при условии их возврата не позднее последнего рабочего дня текущего года.

 

11.            Федеральный закон от 04.06.2018 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В целях устранения коррупциогенных факторов проекты нормативных правовых актов подлежат оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Одним из названных в статье 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» пяти принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не содержащим указание на проекты нормативных правовых актов, является оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Однако все принимаемые и действующие нормативные правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости (взаимосвязи) друг от друга. Игнорирование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование целостного нормативного правового акта, доступного, понятного для граждан, должностных лиц и специалистов.

В этой связи настоящим Федеральным законом в пункт 2 статьи 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесено дополнение, согласно которому оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежит и проект нормативного правового акта.

 

12.           Федеральный закон от 04.06.2018 № 146-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей, в пределах полномочий, не относящихся к вопросам местного значения и переданным государственным полномочиям, отнесена к муниципальным услугам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В свою очередь, муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, исключительно по решению вопросов местного значения.

Таким образом, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей, в пределах полномочий, не относящихся ни к вопросам местного значения ни к переданным государственным полномочиям (то есть по реализации функций, предусмотренных статьями 14.1, 15.1, 16.1, частями 4.1 и 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), не подпадает ни под понятие муниципальной, ни под понятие государственной услуги.

Настоящим Федеральным законом однозначно установлено, что деятельность по реализации указанных полномочий относится к муниципальным услугам.

2.                Постановления Правительства Российской Федерации

 

1.                Постановление Правительства РФ от 29.05.2018 № 608 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005».

Правительством РФ актуализированы требования к банковским гарантиям и порядку размещения информации о них на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

Постановление издано в соответствии с Федеральными законами от 29.07.2017 № 267-ФЗ и от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

 

2.                Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 622 «О приостановлении действия абзаца третьего пункта 5 Правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Приостановлена индексация норматива финансовых затрат на осуществление полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели.

В связи с изменением параметров федерального бюджета до 1 января 2019 года приостановлено действие абзаца третьего пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2005 № 320.

Данным положением предусматривается ежегодная индексация с учетом уровня инфляции норматива финансовых затрат, исходя из которого определяется размер субвенций из федерального бюджета местным бюджетам для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

 

3.                Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 624 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 882».

 

Уточнен порядок рассмотрения разногласий при согласовании и утверждении схем теплоснабжения.

Разногласия, возникающие при разработке схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, утверждение которых отнесено Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в порядке, установленном Правительством РФ.

Если в результате рассмотрения разногласий, возникших между единой теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления по мероприятиям, подлежащим включению в схему теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения, или исключению из нее, уполномоченным органом принято решение о включении мероприятия в схему теплоснабжения или об исключении мероприятия из схемы теплоснабжения, такое мероприятие включается в схему теплоснабжения или исключается из схемы теплоснабжения органом, уполномоченным в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» на ее утверждение.

 

4.                Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 № 631 «О внесении изменения в пункт 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Средства материнского капитала можно направлять на погашение «жилищного» кредита, вне зависимости от даты его предоставления.

Соответствующее дополнение внесено в "Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".

Необходимость внесения поправок обусловлена тем, что в настоящее время граждане не имеют возможности направить средства материнского капитала на уплату основного долга и процентов по кредитам (займам), выданным на погашение кредитов (займов), предоставленных после возникновения у них права на дополнительные меры господдержки.

 

3.                Распоряжение Правительства Российской Федерации

 

Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2018 № 961-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1123-р».

Расширен перечень сведений, находящихся в распоряжении региональных и местных органов власти или их подведомственных организаций, необходимых для предоставления государственных услуг

Указанные в таком перечне сведения подлежат обязательному предоставлению федеральному органу исполнительной власти, органу государственного внебюджетного фонда РФ или многофункциональному центру по межведомственному запросу.

Перечень дополнен 13-ю позициями, среди которых:

- сведения из документов, устанавливающих или подтверждающих право заявителя на ранее учтенный объект недвижимости, если документ является основанием для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН;

- сведения из решения регионального или местного органа власти об утверждении акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (если объект недвижимости введен в эксплуатацию до 30 декабря 2004 года);

- копия договора водопользования, материалов в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительной записки к ним;

- сведения из протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду);

- сведения из документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов и др.

 

4.     Иные акты

 
1.                 Письмо Казначейства России от 21.05.2014 № 42-7.4-05/9.1-310 «О направлении ответов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Казначейством России даны разъяснения по применению положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В частности, сообщается:

в какой форме заказчик обязан заключить соглашение с единственным поставщиком по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, указанным в части 4 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в форме гражданско-правового договора или государственного контракта;

допускается ли заключение вместо контракта именно гражданско-правового договора и если да, то в каких случаях допускается его заключение (кроме случая, предусмотренного п. 29 ч. 1 ст. 93);

при заключении контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ необходимо ли проверять участника размещения заказа на соответствие требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Федерального закона от №44-ФЗ;

нужно ли размещать извещение об осуществлении закупки по договору купли-продажи электроэнергии.

 

2.                Письмо Казначейства России от 21.05.2014 № 42-7.4-05/9.1-311 «О направлении ответов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Казначейством России подготовлены ответы по вопросам, касающимся применения положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Сообщается, в частности:

должностное лицо какого структурного подразделения территориального органа Федерального казначейства может быть назначено контрактным управляющим;

в каком случае необходимо создание контрактной службы в управлении Федерального казначейства по субъекту РФ;

как закрепить полномочия контрактных управляющих (достаточно ли перечислить их в должностном регламенте или необходимо издавать приказ); может ли быть несколько контрактных управляющих (например, в приказе об осуществлении закупки электронным аукционом одним из пунктов назначить контрактного управляющего по данной закупке);

допускается ли включение в состав контрактной службы специалистов отделов, являющихся администраторами закупок, и отделов, сопровождающих осуществление закупки (отдел финансового обеспечения, юридический отдел);

какое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок должны иметь работники контрактной службы, контрактный управляющий согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ;

необходимо ли создание контрактной службы в случае, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей, и кто из должностных лиц должен входить в состав контрактной службы.

Так, часть 1 статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона № 267-ФЗ), вступающая в силу с 1 июня 2018 года, предусматривает, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ.

Часть 8.1 статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона № 504-ФЗ), вступающая в силу с 1 июля 2018 года, устанавливает требование о том, что информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Аналогичные поправки внесены в Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий и в Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

 

3.                Письмо ФАС России от 24.05.2018 № ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы».

ФАС России даны разъяснения по вопросам выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы.

Сообщается, в частности, следующее:

при выявлении конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения, такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция;

выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом «О рекламе», является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления;

при поступлении обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, в случае, если представленных вместе с обращением документов и информации недостаточно для установления факта нарушения в действиях органов местного самоуправления, целесообразно провести внеплановую документарную либо выездную проверку в отношении органа власти в целях проверки его действий на соответствие требованиям антимонопольного законодательства, а также получения документов и информации, необходимых для квалификации соответствующего нарушения.

 

4.                Приказ Минпромторга России от 28.02.2018 № 586 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Минпромторгом России утверждены методические рекомендации по заполнению форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности.

Государственная информационная система промышленности создается в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития.

Согласно утвержденным методическим рекомендациям, субъектам деятельности в сфере промышленности, имеющим дочерние общества, у которых отсутствует потребность в получении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности или использовании сервисов системы, рекомендуется самостоятельно представлять информацию о дочерних обществах для включения в систему.

В иных случаях информацию для включения в систему дочерним обществам рекомендуется представлять оператору системы самостоятельно. При этом основному товариществу или обществу рекомендуется информацию в систему по дочернему обществу не представлять.

В случае если субъект деятельности в сфере промышленности, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, представляет информацию для включения в систему один раз в пять лет, в соответствующих формах рекомендуется представлять данные за календарный год, предшествующий дате заполнения формы.

Приказ вступает в силу со дня вступления в силу Приказа Минпромторга России от 28.02.2018 № 585, которым утверждены формы предоставления такой информации.

 

5.                Приказ Минстроя России от 20.03.2018 № 153/пр «Об установлении требований к форматам предоставления сведений, содержащихся в разрешении на строительство и разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства».

Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2018 № 51164).

Утвержден формат предоставления по межведомственному запросу сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства

Сведения, содержащиеся в указанных разрешениях, должны представляться в формате электронного документа с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494.

Сведения предоставляются в форме электронного документа, созданного с использованием XML-схемы для формирования электронного документа - разрешения.

Приказ вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования.

 

6.                Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15».

Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2018 № 51176.

Минтрансом России оптимизирован режим труда и отдыха водителей автомобилей.

Изменениями, внесенными в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, установлено, что при суммированном учете рабочего времени и увеличении времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) до 10 часов (не более двух раз в неделю) суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Предусмотрено, что действие указанного Положения не распространяется на пожарные и аварийно-спасательные автомобили.

На вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, распространена норма о возможности увеличения продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 часов (в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов).

 

7.                Приказ Минтранса России от 04.05.2018 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Минтранса России в части уточнения сведений, указываемых в заявлении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карте маршрута регулярных перевозок».

Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2018 № 51209.

Актуализированы данные, указываемые в заявлении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту и карте маршрута

Приказ издан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ. Поправками, в целях реализации данного Закона, в том числе:

уточнено, что в свидетельстве и карте маршрута указываются наименования городских округов, в границах которых расположены начальный и конечный остановочные пункты или промежуточные остановочные пункты по данному маршруту, а также место жительства перевозчика - индивидуального предпринимателя;

форма заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок дополнена графами «Место нахождения (для юридического лица)» и «Место жительства (для индивидуального предпринимателя)»;

аналогичные корректировки предусмотрены в рекомендациях по заполнению формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и формы согласования расписания по устанавливаемому/изменяемому межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

Поправки вступают в силу с 28 июня 2018 года.

в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.

 

 

 

Обзор законодательства Ульяновской области

 

1.                Закон Ульяновской области от 28.05.2018 № 39-ЗО О внесении изменения в статью 2 Закона Ульяновской области «О праздниках и памятных датах Ульяновской области».

Внести в статью 2 Закона Ульяновской области от 3 июня 2009 года № 65-ЗО «О праздниках и памятных датах Ульяновской области» изменение, дополнив её пунктом 72 следующего содержания:

«72) День промышленности в Ульяновской области – 7 сентября;».

 

  1. 2.                Постановление Правительства Ульяновской области от 30.05.2018 № 237-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 10.12.2015 № 652-П».

Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 10.12.2015 № 652-П «О максимальном размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в находящихся на территории Ульяновской области государственных и муниципальных образовательных  организациях в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми» следующие изменения:

1) строку 16 приложения № 2 изложить в следующей редакции:

 

«

16.

Старомайнский район

 

 

84,4

 

126,1

131,2

130,5

»;

 

         2) строку 16 приложения № 3 изложить в следующей редакции:

 

«

16.

Старомайнский район

 

 

87,8

 

130,9

136,5

134,2

»;

 

3) строку 16 приложения № 4 изложить в следующей редакции:

 

«

16.

Старомайнский район

 

 

91,4

 

136,2

141,8

139,5

».

 

Положения строки 16 приложения № 2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 10.12.2015 № 652-П «О максимальном размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в находящихся на территории Ульяновской области государственных и муниципальных образовательных  организациях в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми» (в редакции настоящего постановления) распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года.

 

3.                Постановление Правительства Ульяновской области от 30.05.2018 № 240-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 16.02.2018 № 90-П».

Внести в распределение субсидий, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, возникающих
в связи с предоставлением единовременных выплат на приобретение жилых помещений работникам муниципальных учреждений, постоянно проживающим на территории Ульяновской области, утверждённое постановлением Правительства Ульяновской области от 16.02.2018 № 90-П «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, возникающих в связи с предоставлением единовременных выплат на приобретение жилых помещений работникам муниципальных учреждений, постоянно проживающим на территории Ульяновской области», изменение, изложив его в следующей редакции:

 

п/п

Наименование муниципального образования

Ульяновской области

Сумма

(руб.)

 

1

2

3

 

1.

Муниципальное образование «Мелекесский район»

150000,0

 

2.

Муниципальное образование «Новомалыклинский район»

225000,0

 

3.

Муниципальное образование «Сурский район»

75000,0

 

4.

Муниципальное образование «Ульяновский район»

125000,0

 

Итого по районам

575000,0

 

5.

Муниципальное образование «город Димитровград»

775000,0

 

6.

Муниципальное образование «город Ульяновск»

5550000,0

 

Итого по городам

6325000,0

 

Всего по районам и городам

6900000,0

 ».

 

4.                Постановление Правительства Ульяновской области от 31.05.2018 № 243-П «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2019 и 2020 годах из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с организацией благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования (площадей, бульваров, улиц и набережных)».

Утвердить прилагаемое распределение субсидий, предоставляемых
в 2019 и 2020 годах из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области (Барышское городское поселение, Инзенское городское поселение, Сенгилеевское городское поселение, Силикатненское городское поселение, город Новоульяновск, город Димитровград, город Ульяновск) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с организацией благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования (площадей, бульваров, улиц и набережных).

 

5.                Постановление Правительства Ульяновской области от 01.06.2018 № 245-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за I квартал 2018 года».

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Законом Ульяновской области от 04.02.2005 № 007-ЗО «О порядке установления величины прожиточного  минимума в Ульяновской области» Правительство Ульяновской      области  п о с т а н о в л я е т:

1.   Установить величину прожиточного минимума в Ульяновской области за I квартал 2018 года в следующих размерах:

в расчёте на душу населения – 9361 рубль;

для трудоспособного населения – 10032 рубля;

для пенсионеров – 7689 рублей;

для детей – 9619 рублей.

2. Рекомендовать работодателям, осуществляющим свою деятельность
на территории Ульяновской области, устанавливать заработную плату работникам не ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения, а также использовать прожиточный минимум для выработки мер
по оказанию работникам материальной и иной социальной поддержки
с включением указанных вопросов в коллективные договоры.

3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.