Протокол № 3р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 22.03.2018

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований  Ульяновской области

 

 

22.03.2018                                                                                                        3р

 

11.00 

 

Председательствующий                                                                 О.В.Котельникова

Секретарь                                                                                          Р.Р.Михайлова

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.      Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 07.03.2018 по 20.03.2018.

Докладчик – О.В.Котельникова

 

2.      Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.03.2018 по 21.03.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – О.В.Котельникова

 

3.      Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – О.В.Котельникова

 

 

1. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 07.03.2018 по 20.03.2018

(О.В.Котельникова)

 

Сообщила, что за период с 07по 20марта2018 года вынесен 31 акт прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об определении видов работ и объектов, на которых отбывается наказание в виде обязательных работ и об определении мест отбывания наказания в виде исправительных работ»- в нарушение требований части 1 статьи 25 УИК РФ в оспариваемом постановлении неверно указано название объекта, на котором отбывается наказание в виде обязательных работ. Неверное указание объекта для отбывания наказания в виде обязательных работ затрудняет исполнение наказания, что недопустимо.

- «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования на 2018 год» - в пункте 2 решения в нарушение требований статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации установлена завышенная налоговая ставка на жилые дома, жилые помещения и другие объекты.

(Прим.: Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 406 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 указанной статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

- «О земельном налоге на 2018 год» -в соответствии с п.2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В нарушение указанной статьипунктом 4.1 Решения предусмотрено освобождение от уплаты налога органов местного самоуправления и созданных ими учреждений за земли, предоставляемые для обеспечения их деятельности. 

- «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования в 2018-2020 годах» - в нарушение требований ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации в разделе 4 «Перечень программных мероприятий» не предусмотрены денежные средства на реализацию программных мероприятий.

- «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в муниципальном образовании на 2017-2019 годы» - в нарушение требований ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации в п. 1.1.1постановления, а также в приложении 1 к постановлению неправомерно в качестве источника финансирования предусмотрены средства областного бюджета.

- «О присвоении классных чинов муниципальным служащим Совета депутатов муниципального образования администрации муниципального образования и её отраслевых (функциональных) органов» - из указанного распоряжения следует, что заседания аттестационной комиссии по проведению квалификационного экзамена муниципального образования состоялись 13.12.2017.

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.13 ст.2.1 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» муниципальным служащим первый и очередные классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен муниципального служащего проводится по мере необходимости при присвоении классного чина по замещаемой должности муниципальной службы не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Статьей 6 Положения «О порядке проведения квалификационного экзамена муниципальных служащих муниципального образования, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования установлено, что распоряжение (приказ) соответствующего органа местного самоуправления муниципальногообразования (должностного лица) о присвоении муниципальному служащему классного чина принимается в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения квалификационного экзамена, а в случаях присвоения классного чина без проведения квалификационного экзамена - не позднее 5 рабочих дней по истечении установленного срока пребывания в предыдущем классном чине. Надбавка за классный чин устанавливается со дня принятия решения Комиссией о сдаче квалификационного экзамена на присвоение соответствующего классного чина.

Однако пунктом 1 распоряжения установлено, что классный чин присваивается и соответствующая ежемесячная надбавка устанавливается с 14.12.2017 муниципальным служащим Совета депутатов муниципального образования, администрации муниципального образования и её отраслевых (функциональных) органов», то есть со дня, следующего за днём сдачи квалификационного экзамена, что не соответствует вышеуказанным нормам.

Одновременно с этим, пунктом 4 распоряжения установлено, что распоряжение вступает в силу со дня подписания, то есть, следуя буквальному толкованию, классный чин присваивается с 15.01.2018.

Указанное свидетельствует о нормативной коллизии, выраженной не только во внутреннем противоречии между нормами одного акта, но и нормам регионального законодательства, что образует коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «и» п. 3. Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методикапроведения антикоррупционной экспертизы).

Более того, ч.16 ст.2.1. Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» установлено, что присвоение классных чинов муниципальным служащим производится правовым актом руководителя органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.

Однако вопреки указанной норме, распоряжением Главы администрации муниципального образования присвоен очередной классный чин и соответствующая надбавка к должностному окладу начальнику организационно-правового отдела Совета депутатов и аудитору Контрольно-счетной комиссии Совета депутатов.

Таким образом, поскольку указанные муниципальные служащие Совета депутатов состоят в трудовых отношениях с председателем Совета депутатов, присвоение классных чинов указанным муниципальным служащих должно производиться правовым актом Председателя Совета депутатов МО.

Следовательно, Глава администрации муниципального образования превысил свои полномочия, присвоив очередной классный чин и установив соответствующую надбавку к должностному окладу начальникуорганизационно-правового отдела Совета депутатов и аудитору Контрольно-счетной комиссии Совета депутатов.

Указанное свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора выраженного в нарушении компетенции органа местного самоуправления при принятии нормативно-правового акта, предусмотренного пп. «д» п. 3. Методикипроведения антикоррупционной экспертизы.

- «О порядке определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования» - Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 31.07.2017, в новой редакции изложена ст. 16 Федерального закона, устанавливающая особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Согласно п.8 ст. 16 названного Федерального закона границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учётом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 31.07.2017 определение границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, отнесено к ведению муниципального района.

При этом в силу п.3 ч.8 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованиеммуниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, информируют о нём расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «O защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Однако ранее установленный муниципалитетом Порядок в рассматриваемой сфере незаконно продолжает действовать до настоящего времени.

При таких обстоятельствах, неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителем и правоисполнителем своими полномочиями, а также устанавливает для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие оснований для принятия решения, что образует коррупциогенные факторы, предусмотренные в подпункте «б» пункта 4, в подпункте «а» пункта 3 Методикипроведения антикоррупционной экспертизы.

- «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования и урегулированию конфликта интересов» - согласно п. 21.3 Положения о комиссии, в случае признания обстоятельств, препятствующих выполнению требований Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее –Федеральный закон № 79-ФЗ) необъективными и неуважительными указанная комиссия рекомендует главе администрации применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

Между тем, как следует из пп. «з» п. 1 ч. 1 ст.2 Федерального закона № 79-ФЗ, его действие на муниципальных служащих, за исключением главы местной администрации, не распространяется.

Так, п. 7 Положения предусмотрено, что лица включаются в состав комиссии по согласованию с научной организацией на основании запроса. Согласие осуществляется в пятидневный срок со дня получения запроса.

Однако п. 10 Указа Президента Российской Федерации № 821 установлен десятидневный срок для согласования.

Согласно пункту 8Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение), утверждённого УказомПрезидента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее - Указ Президента Российской Федерации № 821) в состав комиссии включаются представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования‚ деятельность которых связана с государственной (муниципальной) службой.

Между тем Положение, утверждённое постановлением администрации муниципального образования, участие в работе данной комиссии указанных представителей не предусматривает.

Подпунктом «а» п. 10 Положения установлено, что с правом совещательного голоса в комиссии участвует непосредственный руководитель муниципального служащего, в отношении которого рассматривается вопрос.

Подпунктом «а» п. 13 Указа Президента Российской Федерации № 821 предусмотрено, что кроме руководителя, в комиссии также принимают участие два государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос.

В нарушении подпункта «а» п. 16 Указа Президента Российской Федерации     № 821, п. 13 Положения предусмотрено, что основанием для проведения заседания комиссии является представленные кадровыми службами структурных подразделений администрации района материалов проверки о предоставлении муниципальным служащим недостоверных или не полных сведений, а также о несоблюдении служащим требований к служебному поведению и урегулированию конфликтаинтересов, однако указанные материалы должны предоставляться в комиссию руководителем администрации, то есть главой.

Подпунктом «б» п. 16 Указа Президента Российской Федерации № 821 предусмотрено, что основанием для проведения заседания комиссии является заявление государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территорииРоссийской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Вместе c тем, в подпункте «б» п. 13 Положения отсутствует указанное основание для заседания комиссии.

Подпунктом «в» п. 13 Положения предусмотрено, что основанием для проведения заседания комиссии является представление любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению. Вместе с тем, подпунктом «в» п. 16 Указа Президента Российской Федерации № 821, установлено, что кроме членов комиссии, представление может предоставить и председатель комиссии.

Пунктом 15 Положения предусмотрено, что председатель комиссии при поступлении в администрацию муниципального образования информации, являющейся основанием для проведения заседания комиссии, организует ее заседание. Однако, согласно п. 18 Указа Президента Российской Федерации

№ 821 установлено, что информация, содержащая основания для проведения заседания комиссии, поступает к председателю комиссии, который организует заседание.

Пунктом 16 Положения предусмотрено, что заседание комиссии проводится в присутствии муниципального служащего.

Вместе с тем, п. 19 Указа Президента Российской Федерации № 821 установлено, что заседание проводится в присутствии государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе.

Аналогичные нарушения выявлены в п. 17 Положения, которым регламентировано заслушивание пояснений лишь только муниципальных служащих.

Подпунктом «6» п. 22 Указа Президента Российской Федерации № 821 предусмотрено, что комиссия может принимать решения: «признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной» Однако, п. 22 Положения не предусмотрено принятие такого решения.

Кроме того, Положение не предусматривает, что выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью муниципального органа, вручается гражданину, замещавшему должность муниципальной службы в муниципальном органе, в отношении которого рассматривался вопрос, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии. Между тем указанное обстоятельство предусмотрено п. 37.1 Указа Президента Российской Федерации № 821.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству.

(Примеч.: Обращаю внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 19.09.2017 № 431 были внесены изменения в  Указ Президента Российской Федерации от01.07.2010 № 821, в частности устанавливаются требования к содержанию мотивированных заключений, выносимых по результатам рассмотрения, в том числе обращений граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации до истечения 2 лет со дня увольнения с государственной службы, о чём свидетельствует новый пункт 17.6 Указа. Необходимо учесть указанное изменение в муниципальных актах).

- Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, по выдаче разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию» - на основании ч. 5 и ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления выдают разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения наввод объекта в эксплуатацию или строительство.

В свою очередь, согласно п.2.4.1 Административного регламента срок предоставления данной услуги непосредственно заявителю составляет не более семи рабочих дней со дня регистрации поступившего заявления.

Подобная формулировка предполагает иной срок оказания заявителю указанной услуги опосредованно, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора (юридико-лингвистическая), предусмотренного пп. «в» п. 4 Методикипроведения антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, на наличие коррупциогенного фактора указывает п. 2.4.3 Административного регламента, согласно которому «результат предоставления муниципальной услуги в однодневный срок со дня его подписания направляются заявителю», что подразумевает возможность оказания услуги за пределами семидневного срока, если подписание соответствующих документов приходится на седьмой день (пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

- «Об утверждении Положения о порядке разрешения главой администрации муниципального образования муниципальному служащему на участие в управлении некоммерческими организациями на безвозмездной основе в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления» - согласно п. 8 Положения глава администрации в течение трёх рабочих дней рассматривает соответствующее заявление муниципального служащего и принимает решение о согласовании или об отказе вегосогласовании путём проставления резолюции.

При этом критерии принятия главой администрации указанного решения не установлены, что в соответствии с пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, является одним из коррупциогенных факторов (широте дискреционных полномочий).

В соответствии с п.10 Положения копия заявления с резолюцией представителя нанимателя в течение трёх рабочих дней, следующих за днём его поступления в администрацию, выдаётся муниципальному служащему.

Данная норма не согласуется с пунктами 6,7,8,9 Положения, в соответствии с которыми копию указанного заявления муниципальный служащий может получить только через 4 рабочих дня после его поступления в администрацию.

Кроме того, в силу п.3 ч.1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок получения вышеуказанного разрешения устанавливается для случаев участия в управлении отдельными некоммерческими организациями, в то время как Положения предполагает получение разрешения на участие в управлении любыми некоммерческими организациями.

- Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам» - установлено, что гражданки С. и В. 28.03.2017 поставлены на жилищный учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в льготную очередь на получение государственного сертификата для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, на основании Постановления.

Согласно выписки из единого государственного реестра о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 28.02.2017 гражданка С. в собственности имела дом, расположенный по адресу: -//-, общей площадью 40,1 кв.м. Однако 06.05.2013 указанный домгражданка С. подарилагражданину С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2013 серии ----.

B соответствии с выпиской из единого государственного реестра о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 26.06.2014 № ----- гражданка В. в собственности имела дом, расположенный по адресу: -//-, общей площадью 52‚6 кв.м. Однако 06.12.2012 право собственности на указанный дом прекращено.

В настоящее время у гражданки В. в собственности имеется; дом, расположенный по адресу:-/-.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане‚ которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, учитывая нормы ст. 53 ЖК РФ гражданка С. может быть принята на жилищный учёт лишь после 06.05.2018, aгражданка В. могла быть принята на жилищный учёт после 06.12.2017.

При таких обстоятельствах постановка 28.03.2017 гражданок С. и В. постановлением главы администрации муниципального образования является незаконной и данное постановление противоречит ст. 53 ЖК РФ‚ в связи с чем подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

- «О проведении мероприятий на период весеннего половодья и паводка на территории муниципального образования» - постановление принято на основании п. 8 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросу местного значения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Однако указанный вопрос местного значения на территории сельского поселения исполняется органами местного самоуправления муниципального района, то есть постановление издано в нарушение пределов предоставленных полномочий.

Более того, без какого-либо согласования на директора ООО «Тимирязевское» возложено исполнение ряда обязанностей. Между тем, указанное лицо в трудовых отношениях с администрацией МО не состоит. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации требовать от работника исполнение им своих трудовых обязанностей может лишь его работодатель. Следовательно, администрация не вправе возлагать на лиц, не состоящих с ней в трудовых отношениях, исполнение каких-либо обязанностей.

- «Об утвержденииПоложения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования» -в силу пунктов 2, 3, 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) казённое учреждение без согласия собственника имущества не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом; бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом; автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономными учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Между тем пунктом Положения для всех типов муниципальных учреждений предусмотрен единый запрет на распоряжение любым имуществом, закрепленным за ними либо приобретенным за счёт средств, выделенных им по смете.

Подобный запрет свидетельствует не только о нарушении вышеприведенных норм гражданского законодательства, но и о наличии коррупциогенного фактора (выборочное изменение объёма прав, т.е.возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Между тем, в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование любым юридическим лицам.

В свою очередь пунктом Положения установлен запрет на передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям, что свидетельствует также о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методикипроведения антикоррупционной экспертизы.

- «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью» - в силу пункта 5 части 10 статьи 35 и статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3), пункта 14 части 3 статьи 45 Устава муниципального образования, управление и распоряжение муниципальной собственностью в том числе путём осуществления полномочий собственника имущества муниципальных предприятий, относится к полномочиям Администрациимуниципального образования.

Статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрена возможность установления для муниципального предприятия ограничения на самостоятельное распоряжение принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения движимым имуществом, а также закреплена обязанность предприятия при распоряжении недвижимым имуществом получать согласие его собственника (от имени которого выступает Администрациямуниципального образования).

В нарушение приведенных норм частью 3 статьи 17 Положения предусмотрено, что отчуждение муниципального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у муниципальных предприятий, осуществляется при наличии положительного решения Городской Думы.

Соответственно часть 3 статьи 17 Положения содержит коррупциогенный фактор, выраженный в выборочном изменении объема прав (подпунктом «в» пункта 3 Методикипроведения антикоррупционной экспертизы), который подлежит исключению путём внесения изменений в Положение.

Во-вторых, согласно пункту 3.1 части 3 статьи 5 Положения физическое или юридическое лицо направляет в Администрацию заявление о намерении передать в муниципальную собственность на безвозмездной основе принадлежащее ему имущество для чего создаётся рабочая группа.

Исходя из последнего абзаца пункта 3.2 части 3 статьи 5 Положения срок принятия решения о целесообразности приёма имущества в муниципальную собственность - 60 дней. Однако, не отражено с какого момента начинает течь указанный срок, что является коррупционным фактором – неполнота административных процедур (подпункт «ж» пункта 3 Методикипроведения антикоррупционной экспертизы), который подлежит исключению путём внесения необходимых изменений.

Учитывая характер заявления, данные обращения в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке обращения граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) должны рассматриваться по правилам настоящего Закона.

Согласно статье 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, что не учтено в Положении.

- «О выдаче разрешения на право организации ярмарки временного типа на территории муниципального образования» - Постановлением, на основании заявления индивидуального предпринимателя Т., последней дано разрешение на право организации ярмарки временного типа. При этом п. 2.2. организатором ярмарки назначена Т. как индивидуальный предприниматель.

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки могут организовываться индивидуальными предпринимателями. В таком случае именно они в силу закона являются организаторами ярмарок.

Так как индивидуальный предприниматель Т. подала заявление о выдаче разрешения на право организации ярмарки временного типа, и ей такое разрешение выдается, именно индивидуальный предприниматель Т. является организатором ярмарки.

При этом назначение администрацией индивидуального предпринимателя Т. организатором ярмарки не требуется, так как оно уже таковым является, что и предусмотрено ч. 1 ст. 11 вышеуказанного закона.

- «Об определении мест складирования снега» - в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условиями и способами, которые должны быть безопасны для окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

П. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, установлено, что в при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия, что поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.). Участок для временного размещения отхода в виде снега от уборки улиц в районе Поливенского шоссе установленным требованиям не отвечает, что препятствует его использованию для‚ размещения отходов в виде снега от уборки улиц.

- «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда муниципального образования» - в соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28.01.2006 № 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Между тем, в связи с вступлением с 01.07.2014 в силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Однако вопреки требованиям ч.3,4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановление главы администрации муниципального образования от 04.10.2013 № 59 «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда муниципального образования  продолжает действовать до настоящего времени.

- «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» - вопреки требованиям части 5 статьи 9 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Порядок не предусматривает механизма организации проверки содержащихся в вышеназванном уведомлении сведений, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, связанного с неполнотой административных процедур (подпункт «ж» пункта 3- Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

- «О порядке сообщения Главой администрации муниципального образования и муниципальными служащими муниципального образования, Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» - На основании части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения подлежит направлению лицом, накотором такая обязанность возложена, как только ему станет об этом известно.

B свою очередь, Положением о порядке сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденным постановлением главы муниципального образования, срок подачи соответствующего уведомления не предусмотрен, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, связанного с неполнотой административных процедур (пп. «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее-Указ № 650), принятие тех или иных решений по результатам рассмотрения уведомлений о возникновении личной заинтересованности отнесено к компетенции либо руководителя государственного (муниципального) органа, либо комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

B свою очередь, на основании пункта 9 утверждённого постановлением администрации Порядка по результатам рассмотрения уведомлений о возникновении личной заинтересованности одно из предусмотренных данным пунктом решений принимает главаадминистрации или председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. При этом согласно пункту 12 Порядка соответствующее решение вместо председателя комиссии принимается самой комиссией.

Кроме того, пункт 11 указанного Порядка не отвечает требованиям определённости правового урегулирования, что противоречит пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.1 1.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», и свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выраженного в юридико-лингвистической неопределенности (подпункт «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

Так, согласно пункту 11 Порядка в случае принятия решений о том, что у муниципального служащего, направившегоуведомление, имеется личная заинтересованность‚ или им не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, председатель комиссии пo соблюдению требований к служебному поведению представляет доклад-главе администрации.

Однако меры‚ которые должен принять глава администрации в связи с поступлением к нему данного доклада, Порядком не установлены.

В то же время, решение о несоблюдении муниципальным служащим требований об урегулировании конфликта интересов может принять сам глава администрации. При этом также отсутствует ясность в вопросе о последующих мерах, которые ему необходимо принять.

- «Об организации и проведении месячника охраны труда на территории муниципального образования»- в соответствии с п. 4 приложения № 1 руководителям предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям поручено провести мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Между тем ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Поручение о проведении мероприятий по обеспечению безопасности труда в течение определённого периода времени прямо противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, так как нарушает предусмотренное ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации право всех работников на безопасные условия труда в течение всего периода времени работы у работодателя. Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности, возложенной на него федеральным законодательством, предусматривает привлечение к административной, уголовной и другим видам ответственности.

Более того, ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставили органам местного самоуправления полномочий по регулированию вопросов трудового права.

- О принятии отчёта о деятельности отделения полиции МО МВД России «Ульяновский» за 2017 год» - Частью 2 решения начальнику МО МВД России «Ульяновский» рекомендовано организовать работу по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, усилить контроль общественного порядка на территории муниципалитета и отчитаться о проделанной работе на заседании Городской Думы в июне 2018 года.

Между тем, МО МВД России «Ульяновский» в силу положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не является подконтрольным органом Городской Думе муниципального образования.

В силу ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ работа по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, контроль общественного порядка входит в обязанности полиции.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ в правовую основу деятельности органов полиции муниципальные правовые акты не входят.

Отчётность органов полиции, в силу ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, носит информационный характер, принятию, утверждению, одобрению и т.п. не подлежит.

Рекомендации по организации работы органа внутренних дел в полномочия представительного органа не входит.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению, муниципальные правовые акты по вышеуказанной тематике необходимо привести в соответствиес законодательством.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.03.2018 по 21.03.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

(О.В.Котельникова- текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

 

1. Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

3. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области._ 

(О.В.Котельникова)

 

Напомнила, что информацию по предоставлению копий муниципальных нормативных правовых актов в муниципальный регистр, а также информацию, касающуюся комиссий по нормотворческой деятельности необходимо направлять на электронные почты сотрудников, курирующих закреплённые за ними муниципальные образования.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению. 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Р.Р.Михайлова