Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 23.08.2017 по 05.09.2017».

07.09.2017

За период с 23 августа по 05 сентября 2017 года вынесено 7 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

 

- «Устав муниципального образования Ульяновской области» - статьёй 3 Федерального закона от 03.04.2017 № 64-Ф3 «O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в области ограничений и запретов для должностных лиц как представительного, так и исполнительного органов местного самоуправления, направленные на противодействие коррупции. Однако статьи Устава изложены в редакции, противоречащей действующему законодательству, что может способствовать коррупционным проявлениям, в том числе со стороны депутатского корпуса органа местного самоуправления. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в статье 5 «Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок» внесены многочисленные изменения, некоторые положения признаны утратившими силу. Однако статьи Устава регулирующие вопросы тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не соответствуют требованиям законодательства, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов не относится к компетенции органов местного самоуправления. Тем самым, городским поселением муниципального образованияУльяновской области превышены полномочия в сфере регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов. Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-Ф3 (в ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в редакции «участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов». Однако статья Устава относит к полномочиям администрации муниципального образования организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что не соответствует требованиям законодательства. Пунктом «в» части 1 статьи 50 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в пункте 32 части 1 статьи 14 слова «и надзора» исключены. B свою очередь пункт статьи Устава относит к вопросам и полномочиям администрации муниципального образования осуществление муниципального лесного контроля и надзора, что не соответствует законодательству.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение её деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Таким образом, в нарушение требований законодательства пунктом статьи Устава ущемлены права на содействие органов местного самоуправления в развитии среднего предпринимательства.

На основании изложенного положения Устава, вступившие в противоречие с федеральным законодательством подлежат отмене, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

- «О передаче имущества» - в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «О передаче имущества» администрация муниципального образования передаёт муниципальному учреждению имущество, находящееся в собственности администрации муниципального образования, а именно гидротехническое сооружение. Между тем, в соответствии со статьёй 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Согласно уставу муниципального учреждения основными целями деятельности учреждения являются удовлетворение интересов муниципального образования в сфере технического, организационного, транспортного и информационного обслуживания; предоставление качественных услуг населению и организациям, разрешённых действующим законодательством‚ содействие в проведении общественно-значимых массовых мероприятий. Для достижения указанных целей муниципальное учреждение выполняет ряд видов деятельности, среди которых содержание и обслуживание гидротехнических сооружений не значится. Таким образом, передача в оперативное управление муниципальному учреждению не отвечает уставным целям деятельности учреждения и противоречит действующему законодательству о безопасности гидротехнических сооружений, поскольку Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» налагает на эксплуатирующую организацию определённые обязанности, требующие, в том числе, финансового обеспечения. Какие-либо обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на муниципальное учреждение не возложены, и финансовые средства на их содержание не предоставляются. Кроме того, эксплуатация гидротехнических сооружений является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем для их обслуживания необходимо получение соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений, которое у муниципального учреждения не имеется. Таким образом, администрация муниципального образования приняла данное постановление в отсутствие предоставленных полномочий. Следовательно, постановление администрации муниципального образования подлежит отмене как несоответствующее действующему законодательству.

- «Об утверждении положения о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» - частью 6 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах, органов местного самоуправления.

В ходе проведенной проверки установлено, что в пункте Положения, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Об утверждении положения о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее - Положение), в нарушение ч.6 ст.8 Закона № 273-ФЗ, указано, что сведения о доходах размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа - предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования, тогда как данное Положение регулирует правоотношения по представлению и опубликованию сведений руководителями муниципальных учреждений.

Кроме того, Положение регулирует отношения по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителями муниципальных учреждений, однако в пунктах Положения речь идет о государственных служащих.

Таким образом, Положение имеет внутренние противоречия, подлежит приведению в соответствие с нормами федерального законодательства.