Протокол по итогам заседания комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ульяновской области, 27.03.2017

Правительство Ульяновской области 

 

ПРОТОКОЛ

 

по итогам заседания комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ульяновской области, 27.03.2017

 

г. Ульяновск

 

Председатель – А.А.Смекалин

Секретарь – А.С. Тухветуллова

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. Открывает и ведёт заседание Председатель Правительства Ульяновской области А.А.Смекалин. 

2. О мероприятиях проводимых ведомством по пресечению незаконного оборота (в т.ч выявление и пресечение оборота фальсификата) алкогольной (в т.ч. спиртосодержащей) продукции на территории Ульяновской области, а также о мероприятиях запланированных на 2017 год.

Докладчики: Попов А.Н., Федоскова Л.М.

3. Об эффективности дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, введенных на территории Ульяновской  области.

Докладчики: Семёнкин М.И., Москвина Д.А.

4. Обсуждение вопросов. Подведение итогов заседания комиссии.

 

СЛУШАЛИ:

 

1. Открывает и ведёт заседание Председатель Правительства Ульяновской области А.А.Смекалин.

Сегодняшнее заседание комиссии, посвящено вопросам противодействия незаконному обороту алкогольной (в т.ч. спиртосодержащей) продукции в Ульяновской области.

В последние годы на территории Российской Федерации широкое распространение получила розничная продажа спиртосодержащей продукции парфюмерно-косметического и бытового назначения в ларьках, киосках и частных домовладениях. За 2013-2015 гг в России зарегистрировано  170 тысяч случаев отравления суррогатами, в том числе 42 тысячи  случаев с летальным исходом.

На территории Ульяновской области  в 2015 году населению области реализовано алкогольных напитков и пива на общую сумму 13 млрд. 373 млн. рублей. По данным Ульяновскстата в 2015 году в регионе зафиксировано 243 случаев отравлений алкоголем с летальным исходом (128%  к уровню 2014 года).  Нельзя не учитывать, что доля незаконного оборота нарастает в период экономической напряженности.

Наша комиссия должна стать эффективной площадкой формирования действенных механизмов по пресечению этого негативного и опасного социально-экономического явления.

 

2. О мероприятиях проводимых ведомством по пресечению незаконного оборота (в т.ч выявление и пресечение оборота фальсификата) алкогольной (в т.ч. спиртосодержащей) продукции на территории Ульяновской области, а также о мероприятиях запланированных на 2017 год

 

Попов А.Н. 

УМВД России по Ульяновской области на постоянной основе проводятся организационные и проверочные мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проведенными мероприятиями в 2016 году удалось пресечь ряд противоправных действий, связанных с производством и хранением в целях сбыта крупных партий контрафактного алкоголя.

28 сентября 2016 года в результате спланированных и реализованных совместных с УФСБ России по Ульяновской области мероприятий сотрудниками УМВД России по Ульяновской области пресечена преступная деятельность межрегиональной организованной группы, состоявшей из местных жителей, а также выходцев Республики Грузия, Северная Осетия-Алания, которая осуществляла на территории региона производство немаркированной алкогольной продукции под товарными знаками различных брендовых производителей.

Производство осуществлялось на двух подпольных заводах располагавшихся на территории города Ульяновска.

Ежемесячно объем производства по предварительным подсчетам составлял около 4 миллионов бутылок на общую сумму более 500 млн. рублей.

Изъято оборудование, транспортные средства, используемые для осуществления преступной деятельности, поддельные акцизные марки, алкогольная продукция, количество и стоимость, которой устанавливается совместно с сотрудниками Росалкогольрегулирования.

По фактам производства, транспортировки и реализации немаркированной алкогольной продукции СУ УМВД России по Ульяновской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного п. «б» ч.6 ст.171.1 УК РФ. Двум участникам организованной преступной группы предъявлено обвинение по п. «а», «б» ч.6 ст. 171.1 УК РФ, то есть с квалифицирующим признаком «совершенно в составе организованной преступной группы, в особо крупном размере», к обоим применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

07 ноября 2016 года возбуждено уголовное дело №160101781 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.5 ст.171.1 УК РФ по факту обнаружения в одном из складских помещений г.Димитровграда крупной партии немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками.

25 ноября по результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий возбуждено уголовное дело №163502003 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.5 ст.171.1 УК РФ, по факту изъятия у Р.Ш. Алиева алкогольной продукции в количестве 3060 бутылок без маркировки, предусмотренной законодательством РФ.

В феврале 2017 года результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ЭБиПК совместно с УФСБ, по уголовному делу № 163502003 возбужденному 24 ноября 2016 года по признакам состава преступления, предусмотренного ч.5 ст. 171 УК РФ, 03 февраля 2017 года возбуждено УД №11702730015000014 по признакам состава преступления, предусмотренного п. "а" ч.2 ст. 238 УК РФ.

В ходе проведения оперативных мероприятий изъято: 583 ящика (11 660 бутылок объемом 0,5 л.) коньяка "Лезгинка", "Кизляр", "Дагестан", 2221 пластиковых канистр объемом 5 л. спиртосодержащей жидкости, 440 ящиков (8800 бутылок объемом 0,5 л.) водки "Хлеб да соль", 298 ящиков (8046 бутылок объемом 0,25 л.) водки "Золото славян".

В 2017 году в целях выявления и пресечения фактов оборота спиртосодержащей непищевой продукции в соответствии с постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 195 и от 24 января 2017 года №7 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции» в территориальные ОВД области подготовлено и направлены указания по организации работы в данном направлении деятельности.

Так, с момента вступления в силу указанного Постановления на территории города Ульяновска проведено 67 совместных с Роспотребнадзором по Ульяновской области мероприятий по контролю.

Сотрудниками ООПАЗ УОООП УМВД в рамках межведомственного взаимодействия выявлено 8 торговых точек, по результатам проверок которых изъято 544,9 литра (4249 бутылок по 100 мл., 24 бутылки по 5 литров) спиртосодержащей непищевой продукции.

В целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконной деятельностью по производству, розливу, хранению, перевозкой и сбытом алкогольной продукции еженедельно в рамках проводимых мероприятий «День профилактики» участковыми уполномоченными полиции осуществляется обход территории обслуживаемого административного участка на предмет выявления фактов незаконного производства, розлива, хранения, перевозки и сбыта алкогольной продукции.

По итогам работы за 2 месяца 2017 года на территории региона сотрудниками УМВД России по Ульяновской области выявлено 11 преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота алкогольной продукции, в том числе 7 преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ. Изъято более 25 тысяч литров алкогольной продукции. Выявлено 8 лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.

Работа по противодействию незаконному изготовлению и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции находится на контроле руководства УМВД России по Ульяновской области. Контрольные и проверочные мероприятия в 2017 году проводятся в соответствии с планирующими документами МВД России и УМВД России по Ульяновской области, которые включают в себя проведение специальных оперативно-профилактических и рейдовых мероприятий.

Основная проблема – это отсутствие лицензированного места хранения изъятой алкогольной продукции, оборудования на период оформления документов для передачи в Росалкогольрегулирование.

 

Л.М.Федоскова

По состоянию на 2016 г. в надзоре Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области находилось 1605 субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, из них контрольно-надзорные мероприятия в 2016 году были проведены на 76 объектах.

В 2016 году на 28 объектах выявлены нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Во исполнение приказа Роспотребнадзора от 28.11.2016 №1171 «О проведении внеплановых проверок производства и оборота спиртосодержащей продукции» ведомством в декабре 2016 г. проведено 13 проверок торговых предприятий, реализующих спиртосодержащую продукцию. За указанный период специалистами Роспотребнадзора по Ульяновской области выявлена незаконная реализация спиртосодержащей непищевой продукции в количестве 391 шт., общим объёмом 39,631 л.

В ходе проверок отобрано 15 образцов спиртосодержащей непищевой парфюмерно-косметической продукции. Все исследованные образцы парфюмерно-косметических изделий не имели отклонений по токсичностии по этому показателю соответствовали требованиям ТР ТС 009/2011.

В рамках исполнения Приказа от 28.11.2016 №1171, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2017 №7 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции», в период с января по март 2017 года проверено 486 предприятий по реализации спиртосодержащей непищевой продукции, за указанный период выявлена незаконная реализация спиртосодержащей непищевой продукции в количестве 683 шт. общим объёмом 68,3 л. 6 материалов переданы в правоохранительные органы для применения мер реагирования в рамках предоставленной компетенции.

В январе 2017 г. по выявленным нарушениям требованием Закона РФ №2300-1 в отношении ответственных должностных лиц составлено 13 протоколов об административном правонарушении, из них – 12  протоколов об административном правонарушении (по ст. 14.15 КоАП РФ, ч.1 ст.14.8 КоАП РФ) и 1 протокол по ст.6.3 КОАП РФ.

Рассмотрено 12 административных дел, по которым наложены штрафные санкции в размере 7 тыс. руб. и по пяти протоколам вынесены предупреждения.

Организована работа «горячей линии» по приёму сообщений и жалоб, и иной информации от населения о фактах незаконной реализации спиртосодержащей непищевой продукции на территории Ульяновской области и проверочных мероприятий.

С января по март 2017 года проведено 390  контрольно-надзорных мероприятий в предприятиях торговли, реализующих стеклоомывающие жидкости. В ходе проверок отобрано 28 проб спиртосодержащих жидкостей на лабораторные исследования на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. В семи образцах содержание метанола превышало норму на 350%. У четырёх изготовителях («Евролайн», ИП Бажанова, «Автопромтор») и др.), по адресам, указанных на этикетке, производство отсутствует. По данным фактам направлена информация в адрес УМВД Росси  по Ульяновской области и УМВД по Самарской области.

 

3. Об эффективности дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, введенных на территории Ульяновской  области. 

Москвина Д.А.

Законом Ульяновской области от 30.11.2011 № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» поэтапно, начиная с 2007 года, вводились дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области.

В настоящее время не допускается:

-розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября - с 8 часов до 23 часов;

- розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов объёма готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 миллигр. в 100 миллилитрах данной продукции с 8 часов до 23 часов.

С 01.01.2017 года предъявлены особые требования к розничной продаже на территории Ульяновской области алкогольной продукции (включая пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху) при оказании услуг общественного питания.

Законом запрещается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в предприятиях (объектах) общественного питания при условии, что в таких предприятиях (объектах) одновременно:

  1) не осуществляется изготовление (в том числе только посредством доведения до готовности к употреблению потребителями) продукции общественного питания, не относящейся к алкогольной продукции и безалкогольным напиткам, и реализация такой изготовленной продукции потребителям;

  2) имеется менее шести столов и менее двадцати четырёх посадочных  мест, предназначенных для обслуживания потребителей;

3) отсутствуют туалеты и раковины для мытья рук, предназначенные для использования только потребителями.

С 01.01.2019 года вводится запрет на розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов и в нежилых помещениях, расположенных во дворах многоквартирных домов, если вход в торговый объект будет находиться со стороны  входа в жилые подъезды дома.

 

В результате выполнения комплекса перечисленных мер удалось добиться показателей, определённых Правительством РФ для решения задачи по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма.

Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р, определены индикаторы достижения результатов реализации Концепции.

Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются: 

на первом этапе (2010 - 2012 годы):

- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;

В Ульяновской области уровень потребления уменьшился на 15% (с 8,1 литра на душу населения в 2009 году до 6,9 литра на душу населения в 2012 году).

- снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;

Уровень потребления крепких спиртных напитков в общем объёме алкогольной продукции с 2009 года (56,7%) снизился в 2012 году (51,1%) или на 10% от общего уровня потребления.

на втором этапе (2013 - 2020 годы):

- ликвидация нелегального алкогольного рынка;

За период с 2008 года работа по ликвидации нелегального рынка алкогольной продукции организована на основе тесного взаимодействия органов местного самоуправления с правоохранительными органами.

В сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2016 году выявлено 50 преступлений (в 2008 году – 418).

В тоже время, количество выявленных административных правонарушений в этой сфере увеличилось с 892 в 2008 году до 1521.

В 2016 году, из незаконного оборота изъято 1120,6 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции (в 2008 году – 7,5 тысяч литров).  

- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;

По состоянию на 01.01.2017 года уровень потребления уменьшился на 35% (с 8,1 литра на душу населения в 2009 году до 5,3 литра на душу населения в 2016 году). 

- снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;

Количество состоящих на учёте наркологов уменьшилось с 24277 чел. в 2010 году до 17405 чел. в 2016 году (на 28%), в том числе с алкогольными психозами с 954 чел. до 660 чел. (на 31%).

В 2010 году у 39% умерших исследованных судебно-медицинскими экспертами был обнаружен алкоголь. В 2016 году алкоголь обнаружен у 25% умерших. 

- снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

В 2008 году от отравлений алкоголем и его суррогатами умерло 449 чел. В 2016 году таких случаев зафиксировано 297 (- 34%).

 

Наряду с введением дополнительных ограничений по розничной продаже алкогольной продукции на региональном уровне, параллельно поэтапно вводились дополнительные требования (ограничения) к производству и обороту алкогольной продукции на федеральном уровне.

А именно введение системы ЕГАИС как в оптовом, так и в розничном звене.

Введение ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции является дополнительным инструментом по легализации алкогольного рынка в регионе. Законодательством предусмотрен ряд послаблений в части розничных продаж - это продажа алкоголя в объектах общественного питания и продажа пива и пивных напитков без фиксации в ЕГАИС.

Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области проведена большая работа по информированию и контролю лицензиатов и предпринимателей — пивников по вопросу подключения к системе ЕГАИС. Однако, данные по реализации  пива и пивных напитков на сегодняшний день нельзя назвать объективными по причине неполного обхвата декларационной компанией всех потенциальных продавцов пива, в связи с отсутствием в законодательстве обязанности по лицензированию розничного оборота пивной продукции.

Легализация объемов розничных продаж алкогольной продукции является одним из показателей,  характеризующих уровень легальных розничных продаж  алкогольной продукции в регионе, который уже учитывается в 2017 году при распределении акцизных платежей, поступающих в бюджеты регионов из федерального бюджета от продажи крепкого алкоголя в каждом регионе.

Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года на втором этапе её реализации основной акцент направлен на легализацию алкогольного рынка. Данный вопрос был освещен на выездном совещании в Нижнем Новгороде в феврале 2017 года заместителем руководителя Росалкогольрегулирования Заславским В.В.

При расширении полномочий по осуществлению контроля за розничной продажей алкогольной продукции, которые планируется передать на региональный уровень уже в 2017 году (проект федерального закона № 66697-7, инициатором которого, в том числе, является Член Совета Федерации от Ульяновской области Рябухин Сергей Николаевич - Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам), у Министерства, как у лицензирующего органа,  появятся полномочия по осуществлению Госконтроля (сейчас только лицензионный контроль, в настоящее время Госконтроль в данной сфере отнесён к полномочиям исключительно федеральных органов власти: УВД, Роспотребнадзор, Росалкогльрегулирование), как в рамках КоАП РФ, так и за продажей алкогольной продукции без лицензии, а также планируется наделить субъекты РФ полномочиями по контролю за розничной продажей спиртсодержащей непищевой продукции.

Реализация данных полномочий позволит увеличить объем акцизов, поступающих в бюджет региона по новой методике Росалкогольрегулирования.

К сожалению, расширяя полномочия регионов в сфере контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукцией федеральный законодатель не предусматривает передачу федерального финансирования, в связи с этим нами были направлены разногласия по вышеназванному проекту федерального закона.

Однако, следует отметить, что, наделение указанными полномочиями субъектов РФ несомненно будет способствовать борьбе с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, и соответственно легализации алкогольного рынка.

 

4. Обсуждение вопросов. Подведение итогов заседания комиссии.

Е.А.Толчина

Введение дополнительных ограничений по организации розничной торговли алкогольной продукцией негативно отразиться на деятельности субъектов малого предпринимательства. Но ограничения рынка в полной мере не окажут влияние на легализацию алкогольного рынка, а скорее дадут стимул для поиска альтернативных путей реализации.

Считаю, необходимым организовать дополнительные исследования для определения целесообразности введения дополнительных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции.

 

В.А.Гвоздев

Необходимо реализовать мероприятия в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в следующих направлениях:

- реализация принятых законов, регламентирующих деятельность розничного рынка алкогольной продукции;

- создание информационной базы об организациях неоднократно, нарушающие законодательство  (название, точки реализации и др.);

- госвоздействие: в случае неоднократного нарушения требуется Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  рассматривать вопрос об отзыве лицензии у юридического лица.

 

РЕШИЛИ:

  1. Принять к сведению информацию докладчиков.
  2. Рекомендовать УМВД России по Ульяновской области подготовить сведения  (площадь, требования)  необходимые для организации мест временного хранения изъятой алкогольной продукции. Информацию направить в адрес Управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области и Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской  области.

Срок: 07.04.2017

 

3.  Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области:

3.1.  Совместно с Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области подготовить предложения по местам временного хранения изъятой правоохранительными органами алкогольной продукции.

Срок: 28.04.2017

 

3.2.  Подготовить предложения для обсуждения с депутатами Федерального Собрания РФ по вопросу передачи полномочий по контролю за розничной продажей спиртсодержащей непищевой продукции в субъекты РФ.

Срок: 10.04.2017 

 

4. Управлению по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области подготовить соглашение между Правительством Ульяновской области и УМВД России по  Ульяновской области в сфере противодействия незаконному обороту алкогольной продукции на территории региона.

Срок: 30.04.2017

 

5. Членам комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Ульяновской области подготовить информацию о юридических лицах неоднократно  нарушающие законодательство в сфере незаконного оборота промышленной продукции (в т.ч. производители фальсификата).

Срок: 30.04.2017

 

 

 

Председатель                                                                                         А.А.Смекалин 

Секретарь                                                                                        А.С. Тухветуллова