Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 26.07.2017 по 08.08.2017»

10.08.2017

За период с 26 июля по 08 августа 2017 года вынесено 7 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения» - пунктом 1 постановления администрации муниципального образования администрация постановила считать возможным заключение концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения. Однако, согласно пункту 4 Порядка принятия решения о заключении от имени муниципального образования концессионного соглашения, утверждённого постановлением администрации муниципального образования, по результатам соответствующего анализа администрация принимает решение о целесообразности или нецелесообразности заключения концессионного соглашения. При этом, согласно пункту 1 и пункту 4 этого Порядка, концессионное соглашение должно заключаться от имени муниципального образования. Однако, в вышеуказанном постановлении, сведений о том, что соглашение заключается от имени муниципального образования, не содержится

(Необходимо обратить внимание, что в соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ«О теплоснабжении» к полномочия органов местного самоуправления муниципального района не относят полномочия в сфере теплоснабжения;полномочия органов местного самоуправления, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации);

- «Оразработке проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта: «Реконструкция автомобильной дороги «Барыш - Инза - Карсун - Урено - Карлинское - Юлово» - из пункта 1.2 постановления администрации муниципального образования следует, что после выполнения проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения вышеуказанного линейного объекта, его необходимо представить в администрацию муниципального образования для одобрения и утверждения на Совете депутатов района. Однако, согласно пункту 14 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами местного самоуправления, утверждается соответственно главой местной администрации. Следовательно, утверждение данной документации должно осуществляться главой администрации муниципального района, а не представительным органом местного самоуправления;

- «О приёме на обязательные работы в администрацию муниципального образования» - распоряжением главы администрации муниципального образования определено время обязательных работ с ежедневной отработкой 4 часа, в выходные дни не более 2 часов. Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 27 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни- 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного 4 часов. Кроме того, согласно части 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Указанным распоряжением главы администрации муниципального образования в качестве объекта для отбывания наказания осужденными обязательных работ определена администрация муниципального образования. Вместе с тем, такое решение было принято без соответствующего согласования с уголовно-исполнительной инспекций, что противоречит требованиям закона и является недопустимым;

- «О внесении изменений в решение Совета депутатов «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования» - пунктом 1.3 решениястатья 3 изложена в следующей редакции: «Статья 3. Градостроительные регламенты и их применение 1. Действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, фактически занимаемые индивидуальными жилыми домами или гаражами в составе гаражных кооперативов, которые были возведены (созданы) до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Для земельных участков, фактически занимаемых индивидуальными жилыми домами, либо гаражами в составе гаражных кооперативов, которые были возведены (созданы) до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», виды разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» и «Обслуживание автотранспорта» (соответственно) являются всегда разрешенными независимо от принадлежности к территориальным зонам». Вместе с тем исчерпывающий перечень случаев, когда действие градостроительных регламентов на земельные участки не распространяется, установлен частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации‚ согласно которой действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Возможность расширения данного перечня федеральным законодательством органам местного самоуправления не предоставлена. Таким образом, принятое решение противоречит федеральному законодательству;

- «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» - постановлением утверждён перечень документов, необходимых для представления муниципальной услуги. В указанный перечень входит, в том, числе, предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. При этом постановлением установлено, что указанный проект по запросу заявителя разрабатывается физическими или юридическими лицами, осуществляющими подготовку проектной документации (индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие выданные саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации‚ которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства). Вместе с тем, указанные требования входят в противоречие с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со статьёй 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитальногостроительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Работы по договорам о подготовке проектной‚ документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, при условии, что данные договоры заключены с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключённым с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. В соответствии со статьёй 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Таким образом, с учётом того, что работы по перепланировке и переустройству жилых помещений не относятся к видам работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, их частей, требование о предоставлении заявителем проектной документации, разработанной индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, противоречит федеральному законодательству;

- «Устав муниципального образования Ульяновской области» - статьёй 3 Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в области ограничений и запретов для должностных лиц как представительного, так и исполнительного органов местного самоуправления, направленные на противодействие коррупции. Однако, положения статей 31, 32 Устава муниципального образования изложены в редакции, противоречащей действующему законодательству, что может способствовать коррупционным проявлениям. Согласно пунктам Устава к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Однако, в силу статей 14-17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения не относятся вопросы участия в организации сбора и вывозабытовых отходов и мусора; обеспечения безопасности людей на водных объектах, решение которых отнесено к вопросами местного значения муниципальных районов. На основании изложенного положения Устава, вступившие в противоречие с федеральным законодательством подлежат отмене, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.