Выступление Министра финансов Ульяновской области Екатерина Буцкой «Основные подходы к оптимизации бюджетных расходов и повышению их эффективности»

11.11.2014

В сложных социально-экономических условиях, в которых сейчас формируются и исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, одной из ключевых задач, на наш взгляд, является выработка и использование новых механизмов, направленных на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, а также на ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества.

Правительством Ульяновской области уже на протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа в этом направлении. Принимаются организационные и кадровые управленческие решения, а также нормативные правовые акты.

В частности, много лет при Губернаторе Ульяновской области функционирует Межведомственный совет по вопросам государственного (муниципального) финансового контроля и контроля в сфере закупок, в состав которого, помимо региональных ведомств, входят все территориальные органы федеральных контрольных органов власти - Росфиннадзора, ФАС России, ФНС России, правоохранительных органов.

Основными задачами Совета являются:

- разработка мер, направленных на соблюдение законодательства при использовании бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности, осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд;

- выработка согласованных подходов к определению методов выявления, квалификации и пресечения финансовых нарушений;

- разработка рекомендаций по организации и осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля и контроля в сфере закупок;

- выработка мероприятий, направленных на предупреждение нарушений при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества.

Кроме того, в Ульяновской области мы стараемся в полной мере реализовывать заложенный в идеологию 252-го Федерального закона принцип неотвратимости наказания за совершение финансовых нарушений, согласно которому за каждое такое нарушение наступает дисциплинарная и материальная ответственность в виде снижения выплат стимулирующего характера.

В частности, в Ульяновской области введён дифференцированный подход к снижению размера выплат стимулирующего характера государственным и муниципальным служащим и работникам учреждений за совершение грубых финансовых нарушений (нецелевое, неправомерное, неэффективное), вплоть до 100% за соответствующий месяц при совершении нарушений на сумму свыше 1 млн. рублей.

Но, учитывая новые реалии, мы не останавливаемся и продолжаем внедрять соответствующие этим реалиям механизмы, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Буквально несколько дней назад Губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем Морозовым были подписаны нормативные акты о создании Межведомственного совета при Губернаторе Ульяновской области по повышению эффективности бюджетных расходов Ульяновской области.

Целью создания данного Совета является решение вопросов повышения эффективности бюджетных расходов, а именно связанных:

- с оптимизацией расходов областного бюджета Ульяновской области;

- с использованием высвобождающихся бюджетных ассигнований в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Ульяновской области;

- с повышением качества и эффективности реализации государственных программ Ульяновской области.

Возглавляет Совет Губернатор Ульяновской области.

Помимо руководителей исполнительных органов государственной власти региона, в состав Совета вошли Председатель Счётной палаты Ульяновской области, представители Законодательного Собрания области и Общественной палаты Ульяновской области, а также Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области.

Исходя из широкого круга вопросов, отнесённых к компетенции Совета, решено было организовать реализацию его полномочий через работу 5-ти комиссий и 1-ой рабочей группы:

- комиссия по государственным программам Ульяновской области;

- комиссия по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области.

- балансовая комиссия;

- комиссия по рассмотрению вопросов, касающихся отчуждения имущества открытых акционерных обществ, более 50% акций которых находятся в государственной собственности;

- комиссия по оценке эффективности деятельности государственных учреждений Ульяновской области;

- рабочая группа по вопросам применения мер ответственности за нецелевое, неправомерное и неэффективное расходование средств областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Практически все эти комиссии возглавляются заместителями Губернатора Ульяновской области по соответствующим направлениям деятельности.

Отмечу, что в том или ином виде некоторые указанные выше комиссии уже имели, до объединения в составе Совета, свои форматы работы, например комиссия по государственным программам или балансовая комиссия.

Мне бы хотелось немного подробней остановиться на работе комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области.

Комиссия была создана Правительством Ульяновской области в феврале 2014 года в целях предотвращения неэффективного расходования средств областного бюджета Ульяновской области при осуществлении закупок товаров, работ для обеспечения государственных нужд до направления конкурсной документации в уполномоченный орган.

Отмечу, что состав этой комиссии весьма незначителен - всего 6 человек, но по членству - очень представительный.

Возглавляет комиссию один из заместителей Губернатора Ульяновской области.

Кроме него, в состав комиссии входят:

- Председатель региональной Счётной палаты;

- заместитель Министра финансов, курирующего осуществление внутреннего государственного финансового контроля;

- Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области;

- директор департамента государственных закупок - органа, уполномоченного на определение поставщиков для государственных заказчиков Ульяновской области;

- начальник контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области.

При этом членство этих должностных лиц не является формальным. Они принимают непосредственное участие во всех заседаниях данной комиссии. Собирается комиссия 1 раз в неделю.

Что является предметом внимания этой комиссии?

В части предметов государственных контрактов - это:

а) строительство и реконструкция объектов;

б) приобретение объектов недвижимости в собственность Ульяновской области;

в) закупка машин и оборудования в соответствии с отдельными позициями ОК-ВЭДа, начиная от определённого для каждой позиции нижнего предела её стоимости.

Более подробно перечень этого оборудования представлен на слайде. Комиссией рассматривается обоснованность и эффективность приобретения лифтов, оборудования для сельского и лесного хозяйства, транспортных средств, мебели и т.п.

В части содержания конкурсной документации комиссией проверяется:

- достоверность обоснования начальной (максимальной) цены контракта (например, проверяются собранные заказчиком ценовые предложения поставщиков);

- реальность потребности осуществления заказчиком той или закупки на текущий момент времени;

- реальная необходимость заявленной заказчиком комплектности приобретаемого товара (на примере модификации автомобиля), его технических характеристик (на примере мощности компьютеров) и т.п.;

- наличие лимитов бюджетных обязательств на осуществление конкретной закупки органами власти и казёнными учреждениями (в целях недопущения совершения административного правонарушения) и достаточности поступлений по ПФХД бюджетных и автономных учреждений.

В итоге, какие результаты мы получили за небольшой срок работы данной комиссии?

За период с февраля по июль т.г. комиссией была рассмотрена конкурсная документация государственных заказчиков Ульяновской области на сумму более 375 млн. рублей.

При этом:

- 2 заявки были отклонены в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств;

- 5 заявок (19 млн. 184,2 тыс. руб.) были признаны неэффективными (например, было отказано одному из районных центров ветеринарии в приобретении дорогостоящего автомобиля, который планировалось использовать для нужд управленческого персонала);

- 3 заявки (2 млн. 283 тыс. руб.) были отложены в связи с замечаниями и до сих пор не согласованы, в связи с непоступлением их в адрес Комиссии для повторного рассмотрения, что говорит об отсутствии реальной потребности в приобретении товара.

В связи с чем экономический эффект от проделанной Комиссией работы за 5 месяцев составил более 24 млн. рублей.

Какие факты выявляются при рассмотрении комиссией конкурсной документации?

Зачастую заказчиками предоставляются коммерческие предложения от поставщиков с ценовыми предложениями, значительно превышающими рыночные цены, что говорит о некачественной и безответственной работе лиц, ответственных за формирование государственного заказа, по мониторингу рынка тех или иных товаров в целях наиболее экономного расходования бюджетных средств.

Например, комиссией были выявлены случаи завышения одним из заказчиков расчётной начальной (максимальной) цены контракта к рыночной цене в 1,6 раза, что в суммовом выражении составляло 744,8 тыс. руб.

Была также пресечена попытка приобретения одним из лечебных учреждений аппарата КВЧ-терапии по стоимости, в 2,6 раза превышающей рыночную (61 404 руб. - определили НМЦК, 23 500 руб. - по данным из сети Интернет).

Заказчиками зачастую предоставляются коммерческие предложения от поставщиков, имеющих разные наименования и реквизиты, но зарегистрированных по одному юридическому адресу и имеющих одних и тех же учредителей, то есть явные признаки аффилированности.

Был случай, когда путём совершения несложных проверочных действий, в частности звонок руководителю одного из потенциальных поставщиков медицинского оборудования, выяснилось, что эта фирма, находящаяся в Санкт-Петербурге, вообще медицинским оборудованием не торгует. На бланке коммерческого предложения этой фирмы стояла подпись другого лица, то есть это коммерческое предложение было изначально «подложным».

При этом мы понимаем, что работа этой комиссии имеет признаки, скажем так, «ручного управления». Но в настоящее время, на наш взгляд, такие механизмы крайне эффективны, поскольку обеспечение экономности при расходовании бюджетных средств возможно только на стадии предварительного контроля, то есть до того, как бюджетные ресурсы уже потрачены.

Кстати, ещё одним примером такого предварительного контроля, который мы сейчас осуществляем, это «внезапные» проверки соблюдения условий получения из бюджета денежных средств на стадии санкционирования расходов бюджета. Например, сейчас мы проверяем на стадии проведения платежей соблюдение юридическими лицами условий получения субсидий в соответствии со статьями 78 и 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности на наличие у ГРБС полного комплекта необходимых для предоставления субсидий документов и соответствие их содержания соответствующим порядкам.

В качестве примера, можно привести отказ в санкционировании расходов бюджета по предоставлению субсидий одному из авиаперевозчиков в виду того, что им не был представлен соответствующему главному распорядителю бюджетных средств список перевезённых за отчётный период пассажиров, а также иные документы, подтверждающие наличие у авиаперевозчика убытков, субсидируемых из бюджета.

Возвращаясь к Комиссии по эффективности закупок, хочу сказать, что её работа постоянно совершенствуется, уточняется печень закупок, подпадающих под её компетенцию. В частности, время назад мы подписали со всеми муниципальными районами соглашение о рассмотрении Комиссией отдельных муниципальных закупок (в городских округах созданы свои аналогичные комиссии). А сейчас мы прорабатываем со специалистами вопрос о включении медицинских препаратов в перечень рассматриваемых Комиссией закупок.

При этом, понимая, что Комиссия ограничена в кадровых и временных ресурсах, на состоявшемся недавно Межведомственном совете по вопросам государственного (муниципального) финансового контроля и контроля в сфере закупок было принято решение о тиражировании этого опыта путём создания аналогичных комиссий в каждом ИОГВ, имеющем подведомственные государственные учреждения в целях оценки эффективности и экономности осуществляемых ими закупок.

Кроме работы данной Комиссии в Ульяновской области применяется ещё ряд мер, направленных на решение задачи оптимизации бюджетных расходов и повышению их эффективности.

1. С 1.01.2006 в Ульяновской области (в одной из первых среди субъектов Российской Федерации) создана и успешно функционирует централизованная система государственных закупок, что позволило повысить открытость и прозрачность закупок, устранить дублирование функций у специалистов отраслевых органов в сфере закупок, минимизировать трудовые затраты, при этом эффективность закупок в виде экономии бюджетных средств по итогам проведенных закупочных процедур в среднем составляет 6,5% от начальной максимальной цены контракта.

С 2014 года в Ульяновской области также действует уполномоченный орган по регулированию контрактной системы в сфере закупок, на уровне субъекта (Минэкономразвития Ульяновской области), которым в рамках своих полномочий принято большое количество нормативных правовых актов и унифицированных форм (методические рекомендации по оформлению технико-экономических заданий, оформлению типовых контрактов, утверждены порядок работы комиссии, типовые формы конкурсной, аукционной документации, извещений о проведении запросов котировок), направленных на повышение эффективности закупочной деятельности на территории Ульяновской области.

За 9 месяцев 2014 года для нужд 323-х государственных заказчиков было размещено 7,6 млрд. рублей, экономия от определения поставщиков составила 572 млн. рублей. Доля закупок у единственного поставщика составила 10%.

2. Создание контрактных служб (контрактных управляющих) и установление принципа профессионализма заказчика позволило повысить ответственность заказчиков за результативность обеспечения их нужд.

3. Организация и проведение совместных торгов на поставку социально-значимых товаров (продуктов питания, лекарственных средств), а также торгов, по итогам, проведения которых заключаются долгосрочные государственные контракты, позволяет снизить общее количество закупочных процедур, определить наиболее надежного и крупного поставщика, снизить издержки, установить одинаковые цены на товары по отрасли, тем самым повысить эффективность закупок в целом.

Так, в результате централизованного размещения заказов на приобретение  лекарственных препаратов и продуктов питания для государственных учреждений здравоохранения,  экономия составила 16,9%  от начальной суммы контракта.

4. Ежедневно  Министерством финансов Ульяновской области в ручном режиме производится согласование перечня государственных закупок областных государственных учреждений и органов исполнительной власти Ульяновской области за счёт средств областного бюджета, внебюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования. В результате организованной работы положительное согласование проходят только первоочередные расходы, такие как приобретение медикаментов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, а также расходы, связанные с устранением предписаний надзорных органов.

5. Договора, цена которых превышает 30 тысяч рублей, проходят обязательную процедуру согласования с главными распорядителями бюджетных средств.

6. Исполнительным органам государственной власти Ульяновской области предписано предпринимать меры по снижению цены договора не менее чем на 5 процентов без изменения предусмотренных договором количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора.

В отношении муниципальных образований,  Министерством финансов Ульяновской области в ручном режиме осуществляется контроль за расходованием средств местных бюджетов. В связи с этим, еженедельно проводится согласование кассовых планов расходов местных бюджетов для предотвращения проведения непервоочередных платежей. Муниципальным образованиям рекомендуется осуществлять только расходы, связанные с выплатой заработной платы, оплатой коммунальных услуг, обеспечением деятельности муниципальных учреждений (питание, ГСМ, услуги связи, информационные  услуги, проведение отопительного сезона, противопожарные мероприятия), а также расходы по расчистке дорог и благоустройству.

Да, бюджет Ульяновской области остаётся социально направленным. Основной удельный вес в структуре расходов занимают расходы на социальную сферу. Где большие расходы, соответственно и возможности принятия  мер по оптимизации.

Здравоохранение

- поэтапный перевод круглосуточных коек в койки дневного стационара на дому и койки сестринского ухода. В 2014 году в сравнении с 2013 годом число коек круглосуточного пребывания в целом уменьшилось на 310 коек;

- замещение  неотложной медицинской помощью вызовов скорой медицинской помощи, так как расходы на оказание неотложной медицинской помощи менее затратны, чем скорой медицинской помощи по укомплектованности бригад, оснащённости медицинским оборудованием автомобиля и перечню медикаментов. Замещение вызовов скорой медицинской помощи вызовами неотложной медицинской помощи в 2014 году составляет 11% от общего объёма вызовов скорой медицинской помощи;

- в целях повышения  эффективности использования зданий, находящихся в оперативном управлении государственных учреждений здравоохранения внедряются  следующие механизмы:

- переезд в помещения с наименьшей площадью;

- консервация свободных площадей;

- передача части площадей подведомственных государственных учреждений в аренду.

Образование

- реорганизация муниципальных общеобразовательных организаций путём создания одного юридического лица - школы с сетью филиалов. Ликвидировано 8 общеобразовательных организаций, реорганизовано путём присоединения 28 общеобразовательных организаций, реорганизовано путём создания филиалов 16 общеобразовательных организаций;

- реорганизация муниципальных дошкольных образовательных организаций: объединение в одно юридическое лицо на базе школы путём присоединения детских садов в форме дошкольных групп. Реорганизовано путём присоединения к общеобразовательным организациям 14 дошкольных образовательных организаций

Культура

- реструктуризация муниципальных учреждений культуры Ульяновской области: объединение сельских домов культуры в одно юридическое лицо - районный дом культуры с филиалами и объединение библиотек в одно юридическое лицо - районную библиотеку с филиалами.

В результате проведённых мероприятий сеть учреждений социальной сферы за период с 2012 по 2014 год сократилась   на 183 учреждения, штатная численность сократилась на 731 штатную единицу.

А именно:

- в образовании количество учреждений сократилось с 1 116 до 998 или на 118 учреждений, штатная численность работников сократилась с 48 569 до 48 094 единицы или на 475 единиц;

- в здравоохранении количество учреждений сократилось  с 89  до 74  или на 15 учреждений, штатная численность работников сократилась с 43 568 до 43 412  единиц или на 156 единиц;

- в сфере культуры количество учреждений сократилось  с 230 до 180 или на 50 учреждений, штатная численность работников сократилась с 5 921 до 5 821 единиц или на 100 единиц.

Социальная политика

В области социальной политики осуществляется переход на предоставление мер социальной поддержки гражданам Ульяновской области по принципу адресности и нуждаемости.

Принят ряд мер по оптимизации расходов на  предоставление мер социальной поддержки гражданам. За 9 месяцев текущего года внесены изменения в 9 нормативных правовых и законодательных актов области, что позволило получить экономию бюджетных средств в сумме 175,7 млн. рублей. В 2015 году планируется получить экономию от уже проведённой оптимизации в 2014 году в сумме 679,7 млн. рублей.

Принятые меры по оптимизации  расходов на предоставление  мер социальной поддержки гражданам Ульяновской области  (млн. руб.) - за 2014 и 2015 годы в млн. руб. соответственно

Исключения периодов, не включаемых в трудовой стаж в соответствии с пенсионным законодательством, а также исключения периодов работы, увольнение с которой произведено в связи с совершением работником виновных действий при присвоении звания «Ветеран труда Ульяновской области» - 75, и 75,0.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты на питание школьников из многодетных малоимущих семей только детям, не обеспеченным бесплатным питанием в школах - 10,0 и 14,1.

Отмена единовременной материальной помощи на погребение - 0,7 и 1,3.

Установление объёма предоставляемой ежемесячной денежной выплаты за оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ветеран труда Ульяновской области в размере 50 % фактических расходов на их оплату - 48,3 и 211,6.

Изменение критериев присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области»: - наличие наград регионального уровня

- наличие трудового стажа на территории Ульяновской области в размере не менее трёх четвертей от общего трудового стажа граждан, т.е. 75% от 40 лет - для мужчин и от 35 лет - для женщин с 1.01.2015 г. - нет и 219,4.

Введение критерия  нуждаемости в жилье, с учётом уже имеющегося в собственности жилья для предоставления выплат на приобретение жилого помещения при многоплодных родах  и при рождении четвёртого ребёнка - 8,2 и 17,4.

Увеличение периода нахождения в браке, дающего право на единовременную выплату для молодожёнов с 1 года до 5 лет - 10,3 и 10,9.

Отмена возможности самостоятельного декларирования доходов для граждан, не имеющих трудовые доходы при решении вопроса о предоставлении им мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом нуждаемости, а именно:

- ежемесячное пособие на ребёнка;

- дополнительное пособие по рождению ребенка;

- ежемесячная денежная выплата на ребёнка из многодетной семьи;

- ежегодная денежная выплата на школьников из многодетных семей;

- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка и последующих детей;

- ежемесячная денежная выплата на питание беременным женщинам и кормящим матерям, а также обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трёх лет - 17,0 и 130,0.

Уточнение категории получателей ежемесячных денежных выплат, обучающихся в 10-х и 11-х классах общеобразовательных организаций. Закон Ульяновской области от 13.08.2013 г. № 134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области» - 6,2 и нет.

ВСЕГО: 175,7 и 679,7.

Экономия средств на предоставление мер социальной поддержки направляется на сокращение дефицита средств на указанные цели в текущем, и 2015 годах.

В текущем году работа по оптимизации мер социальной продержки продолжается.

В настоящее время проводится совместная работа органов исполнительной и законодательной власти и общественности по изменению условий   реализации Закона Ульяновской области от 5.02.2008 № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки  семей, имеющих детей» (Именной капитал «Семья»).

Данная мера социальной поддержки была введена в целях улучшения демографической ситуации в регионе. Размер выплаты варьируется от 50 тыс. рублей на  второго ребёнка до 700,0 тыс. рублей на седьмого  и каждого последующего ребёнка. На сегодняшний день из областного бюджета на предоставление именного капитала «Семья» для семей, имеющих двух и более детей выплачено 185,9 млн.рублей. Анализ реализации регионального закона показал, что  единовременная выплата, даже в такой  значительной сумме,  неэффективна. Средства в основном вкладываются родителями  не на развитие  ребёнка.

Следует отметить, что за истекший период в Российской Федерации произошел ряд ключевых событий, значительно повлиявших на демографические процессы:

- значительно вырос размер материнского капитала (с 250 тыс. рублей в 2007 году он вырастет до 450 тыс. рублей в 2015 году);

- с 2013 года начато предоставление ежемесячного пособия на третьего и последующих детей в размере прожиточного минимума для ребенка.

Вместе с тем, в Ульяновской области, как по Российской Федерации в целом, остаётся актуальной проблема семейного неблагополучия, когда в ряде семей рождённые дети не являются желанными, не получают со стороны неблагополучных родителей должного ухода, заботы о здоровье, воспитания, отторгаются из семьи в первые годы жизни на попечение государства, служат способом «зарабатывания» средств на обеспечение самих родителей, позволяющим им продолжать иждивенческий и, зачастую, асоциальный образ жизни.

С другой стороны, благополучные семьи, где родившийся ребенок является желанным, которые готовы достойно содержать и воспитывать его, должны получить более широкий спектр направлений использования капитала «Семья».

Для решения таких задач в Ульяновской области предлагается ввести такое понятие как социальный демографический контракт.

Социальный демографический контракт - это соглашение между семьёй и государством в соответствии, с которым, семья обязуется направить свои усилия, в том числе финансовые, на всестороннее воспитание и развитие ребёнка, а государство - компенсировать (полностью либо частично) стоимость услуг, которыми семья для этого воспользовалась.

Предлагается  для семей, имеющих детей возмещение расходов стоимостью 50,0 тыс. рублей на каждого ребёнка, но не более 20% произведённых родителями расходов.

Также предлагается введение критерия  «социального благополучия».

Для усиления адресности предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми  необходимо введение критериев социального и материального  благополучия, что создаст дополнительное препятствие для неблагополучных семей к нецелевому использованию средств и поможет семьям с низкими доходами повысить уровень доходов через трудовую занятость, а также путём заключения социального контракта.

Такими критериями являются:

ограничение родителей в родительских правах, лишение родительских прав на детей;

нахождение семьи в социально опасном положении;

наличие постоянного источника доходов семьи.

В настоящее время данные предложения вынесены на обсуждение общественности и депутатского корпуса. 

Сокращение расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления

В IV квартале 2013 года и I квартале 2014 года проведена работа по оптимизации расходов областного бюджета на содержание органов государственной власти Ульяновской области. В результате реорганизации государственных органов (ликвидации, объединения) количество учреждений сократилось на 9 едениц. Сокращена штатная  численность работников исполнительных органов государственной власти на 30%, что составило 304 единицы.

Работа по оптимизации государственных органов продолжается. В 2015 году планируется реорганизация территориальных органов Министерства здравоохранения и  социального развития Ульяновской области с  сокращением их штатной численности на 30%.

Также в октябре текущего года приняты  изменения в законодательство Ульяновской области:

- по ограничению размера выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет с шестимесячного до  трехмесячного денежного содержания гражданского служащего;

- по увеличению стажа работы  лицам, замещавшим государственную должность при выходе на пенсию за выслугу лет с одного года до трёх лет.  При этом сумма пенсии за выслугу лет будет выплачиваться в размере 55% при стаже работы от трёх до пяти лет (было от одного до трёх лет) и в размере 75% свыше пяти лет (было свыше трёх лет).

Аналогичные меры принимаются и на муниципальном уровне.

Проведена работа по оптимизации расходов на содержание  органов  местного самоуправления. В результате сокращена штатная численность работников от 30 до 50 процентов (в количестве 1 571 единица).

Продолжена работа по оптимизации расходов и в проекте областного бюджета 2015-2017 годов.

Изменение методики планирования бюджета.

Внесены изменения в Порядок и Методику планирования бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на очередной год и на плановый период, утверждённые приказом Министерства финансов Ульяновской области от 14.03.2008 г. № 19-пр. Планирование бюджетных ассигнований на материальные затраты на 2015-2017 годы осуществлено с учётом коэффициента корректировки на очередной финансовый год равного 0,95, на первый год планового периода равного 0,9, на второй год планового периода равного 0,85 к уровню затрат текущего (2014 года)  за исключением  расходов на оплату коммунальных услуг, продуктов питания, медикаментов, ГСМ, расходов на исполнение судебных актов.

Снижены лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов государственных учреждений Ульяновской области в 2015 году.

Внедрение энергосервисных контрактов

В настоящее время в Ульяновской области ведётся активная работа по заключению энергосервисных контрактов бюджетными учреждениями с целью снижения расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг.

Исполнительными органами государственной власти и муниципальными образованиями совместно с представителями потенциального инвестора, проведено обследование более 42 объектов (16 объектов образования, 6 объектов здравоохранения, 7 объектов спорта, социальной защиты и культуры, 13 объектов коммунальной инфраструктуры), из которых отобраны 14 наиболее привлекательных. На отобранных объектах планируется первоочередная реализация энергосервисных контрактов, и определены перечни энергосервисных мероприятий, их стоимость и процент экономии топливно-энергетических ресурсов. На  шести объектах будет произведён перевод системы отопления с электричества, угля, централизованного на газовое, а также выполнены работы по капитальному ремонту системы центрального отопления, утеплению контура здания, установке систем погодного регулирования, тепловых завес.

Общий объём инвестиций по этим учреждениям составляет 13,8 млн. рублей, общая планируемая сумма экономии оплаты коммунальных услуг за период действия контрактов составляет 17,3 млн. рублей.

Так Правительством Ульяновской области формируются основные подходы к оптимизации бюджетных процессов и повышению их эффективности.