Протокол №10р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

 

15.06.2017                                                                                                        10р

 

11.00 

 

 

Председательствующий                                                    Т.А.Бакулина

Секретарь                                                                           Р.Р. Михайлова

Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. «Изменения законодательства в сфере труда».

Докладчик – А.О.Словцова Тел. 41-31-41

 

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 31.05.2017 по 13.06.2017.

Докладчик – Т.А.Бакулина

3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 31.05.2017 по 14.06.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Докладчик – Т.А.Бакулина

 

4.      Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

Докладчик – Т.А.Бакулина

 

 

1.Изменения законодательства в сфере труда 

(А.О.Словцова- текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 31.05.2017  по  13.06.2017

 

(Т.А.Бакулина)

 

Сообщила, что за период с 31 маяпо 13 июня вынесено15актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «О введении особого противопожарного режима на территориисельского поселения» - согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах. В соответствии со статьёй 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Статьёй 53.5 ЛК РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, пункт 2 Приказа Рослесхоза от 03.11.2011 № 471 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах», как и статья 53.5 ЛК РФ указывает, что решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах принимается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ. Статья 84 ЛК РФ подразумевает, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Между тем, пунктом 2.1.1 Постановления установлено ограничение доступа населения в лесные массивы в период действия противопожарного режима, предусмотренного данным постановлением. Вместе с тем, в собственности сельского поселениялеса отсутствуют, при этом лесные участки, расположенные в границах сельского поселения, относятся к государственному лесному фонду, в связи с чем полномочиями по введению ограничений на посещение лесов на территории государственного лесного фонда обладает Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (пункт 4 части 1 статьи  83 ЛК РФ). Кроме того, ограничение пребывания граждан в лесах Ульяновской области введено приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 02.05.2017 № 34 «Об ограничении пребывания граждан в лесах» с 02.05.2017 по 22.05.2017;

- «О присвоении адреса жилому дому и земельному участку, расположенным в сельском поселении» - администрацией сельского поселения принято постановление, которым присвоен адрес земельному участку, расположенному в сельском поселении (далее - Постановление). В соответствии с частью  2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ) ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе принципа обеспечения достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по размещению, а также изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра. Согласно пункту 25 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Вместе с тем в принятом администрацией муниципального образования постановлении отсутствует требование о внесении присвоенного земельному участку адреса в государственный адресный реестр;

- «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального района» -согласно статьям 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данный порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение). В пункте 7 данного Положения закреплено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. При этом собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшим комиссию. Между тем, в Положении о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального района, утверждённом постановлением администрации муниципального района (далее - Муниципальное положение), возможность привлечения собственника жилого помещения к работе комиссии, а также порядок его уведомления о времени и месте заседания комиссии не предусмотрены. Также вопреки требованиям пункта 47 Положения, в пункте 2.3 Муниципального положения о видах принимаемых по результатам работы межведомственной комиссии решений отсутствует такой вид решения, как «об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, использованные в пункте 2.3 Муниципального положения формулировки видов принимаемых комиссией решений не соответствуют требованиям пункта47 Положения. В нарушение требований пункта 46 Положения в пункте 4.10 Муниципального положения указано, что решение межведомственной комиссии принимается в виде протокола, в то же время в пункте 4.4 Муниципального положения определено, что по результатам работы межведомственная комиссия принятое решениеоформляет в виде заключения. Пункт 1.2 Муниципального положения не отвечает требованиям подпунктов 7 и 49 Положения, поскольку им предусматривается право межведомственной комиссии принимать решения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, в то время как такие решения принимаются не комиссией, а органом местного самоуправления. В пункте 4.11 Муниципального положения установлено, что на основании решения межведомственной комиссии секретарь подготавливает проект постановления администрации муниципального района. Между тем сроки подготовки такого проекта и передачи их в администрацию муниципального района не регламентированы, что создает предпосылки для нарушения прав граждан. Также не обозначены и сроки направления заявителю предусмотренных в пункте 4.13 Муниципального положения выписок из протокола межведомственной комиссии и из постановления администрации муниципального района. Более того, поскольку пунктом 52 Положения закреплено право заинтересованных лиц обжаловать заключение и соответствующее решение органа местного самоуправления, направление заявителю только вышеуказанных выписок представляется недостаточным. Отсутствие в Муниципальном положении порядка уведомления собственника жилого помещения о времени и месте заседания комиссии, сроков подготовки проекта постановления администрации, a также направления выписок свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов «широта дискреционных полномочий» и «отсутствие административных процедур», предусмотренных подпунктами «а», «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

- «Об утверждении муниципальной программы «Благоустройство и улучшение архитектурного облика сельского поселения на 2016-2020 гг. - вопреки требованиям частей 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), источник финансового обеспечения реализации указанной Программы не определён. Данных сведений ни в паспорте Программы, ни в разделе 8 «Ресурсное обеспечение муниципальной программы с разбивкой по этапам и годам реализации» не содержится. Поскольку в соответствии со статьёй 86 БК РФ предусмотренные в муниципальной программе мероприятия являются расходными обязательствами муниципального образования, отсутствие в ней источников финансирования противоречит принципам бюджетного законодательства. Так, статьей 31 БК РФ установлен запрет на установление расходных обязательств без определения бюджета, за счёт которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. Требование об обязательном указании источника исполнения расходных обязательств также содержится в статье 83 БК РФ‚ предусматривающей необходимость определения источников и порядка(не указаны конкретные наименования мероприятий, сроки их выполнения, объём финансирования, исполнитель);

- «Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального района - согласно части 1 статьи 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, с учётом особенностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи. Частью 2 Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на очередной финансовый год и плановый период, утверждённого приказом финансового управления администрации муниципального района,определены субъекты планирования бюджетных ассигнований, к которым отнесены главные распорядители бюджетных средств. Однако, вопреки требованиям бюджетного законодательства и собственных нормативных правовых актов, Порядком к числу субъектов бюджетного планирования незаконно отнесены муниципальные казённые, бюджетные учреждения, управления, отделы администрации района. По этой причине, а также вопреки пункту 3 части 1 статьи 158 БК РФ реестр расходных обязательств бюджетного планирования возложен на субъекты бюджетного планирования. Не предусмотрено бюджетным законодательством понятие «фрагмент» реестра расходных обязательств, к которому настоящий Порядок относит часть реестра расходных обязательств, формируемых получателями и распорядителями-получателями бюджетных средств. Вместе с тем согласно части 2 статьи 87, статьи 158 БК РФ реестр расходных обязательств муниципального образования представляет собой единый документ, ведение которого осуществляет финансовый орган. Не несёт никакой юридической нагрузки и подлежит исключению пункт 2 Порядка, согласно которому «реестр расходных обязательств включает в себя реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт бюджетных ассигнований бюджета». Вопреки части 5 статьи 87 БК РФ пунктом 10 Порядка предусмотрено ведение реестра расходных обязательств по форме, разрабатываемой и утверждённой Министерством финансов Российской Федерации, в то время как ведение реестра расходных обязательств ведётся в порядке, установленным местной администрацией муниципального образования. Однако муниципалитетом не было учтено, что согласно части 3 статьи 87 БК РФ, пункту 11 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2014 № 621, приказу Минфина России от 27.02.2017 № 24H «Об утверждении формы реестра расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации)» утверждённая Минфином Российской Федерации форма расходных обязательств относится только к федеральному бюджету. Поэтому в приложении к настоящему Порядку утверждённая форма реестра расходных обязательств муниципального образования не соответствует полномочиям муниципального образования в сфере бюджетного процесса. Вопреки статье 86 БК РФ, без учёта муниципальных правовых актов, в реестре как на основание возникновения расходных обязательств делается ссылка на законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации;

- «О приёме имущества на безвозмездное пользование» - распоряжением администрации сельского поселения принято решение о приёме имущества в безвозмездное пользование, то есть акт принят не по вопросам внутренней деятельности администрациисельского поселения. Следовательно, при издании распоряжения нарушены требования статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым распоряжения издаются исключительно по вопросам деятельности местной администрации, по вопросам местного значения администрацией издаются постановления. Таким образом, распоряжение издано с нарушением формы издания и подлежит отмене.

 

РЕШИЛИ:

1.      Принять информацию к сведению.

2.      Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов,данную информацию.

 

3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 31.05.2017 по 14.06.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

(Т.А.Бакулина- текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

 

1.   Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также с законодательством Ульяновской области.

3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области. 

(Т.А.Бакулина)

 

Обратила внимание администрации Новомалыклинского и Мелекесского районов на необходимость направления муниципальных нормативных правовых актов указанных муниципальных образований Ульяновской области в департамент ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

 

 

 

 

РЕШИЛИ:

 

1.      Принять информацию к сведению.

 

 

 

Председательствующий

Т.А.Бакулина

 

Секретарь

 

Р.Р.Михайлова