Выступление начальника отдела по содействию в организации ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области и мониторинга правоприменения Бакулиной Т.А.

01.06.2017

Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.05.2017 по 30.05.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

  1. 1.      Федеральные законы Российской Федерации 

1. Федеральный закон от 28.05.2017 № 101-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок исчисления срока давности предъявления исполнительного документа к исполнению приведен в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 года № 7-П положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.

При этом Конституционный Суд РФ постановил, что до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений в указанных выше случаях должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.

С учетом изложенного, настоящим Федеральным законом установлено, что в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному листу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного листа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа к исполнению, установленного федеральным законом.

 

2. Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Расширена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Федеральным законом вводится административная ответственность:

за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Также предусмотрено:

введение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) - оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимых не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;

осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, указанными федеральными органами исполнительной власти;

осуществление проверки объектов защиты и/или территорий (земельных участков) с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), если оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

 

3. Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В отношении лиц, отбывших наказание по «экстремистским» статьям, будет установлен административный надзор.

Установлено, что административному надзору подлежит, в числе прочих, совершеннолетнее лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступлений террористической или экстремистской направленности, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Кроме того, предусматриваются особенности рассмотрения судом вопроса об установлении административного надзора за лицами, не имеющими постоянного места жительства. В частности, вводится понятие «места фактического нахождения». Таким лицам ограничения могут устанавливаться по месту их фактического нахождения (например, ограничения на выезд за пределы территории места их фактического нахождения, постановка на учет и т.п.). Также понятие «места фактического нахождения» используется для определения территориальной подсудности дел об установлении административного надзора в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства или пребывания.

 

  1. 2.      Указ Президента Российской Федерации

 

1. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 242 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и в устав государственного учреждения - издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 133».

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти исключен из перечня официальных источников опубликования.

Ранее Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издавался еженедельно издательством «Юридическая литература» и распространялся в электронном виде ФГУП «Научно-технический центр правовой информации «Система» ФСО России и органами государственной охраны.

 

  1. 3.      Постановления Правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 606 «Об утверждении Правил выплаты денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Правительством РФ определены правила выплаты денежного поощрения лучшим учителям.

Денежное поощрение выплачивается лучшим учителям образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

Установлено, что поощрение носит персональный характер и выплачивается победителям конкурсов, проведенных региональными органами власти в сфере образования в соответствии с правилами, утвержденными Минобрнауки России.

Перечисление денежного поощрения осуществляется не позднее 5 октября текущего года на открытые в кредитных организациях счета победителей конкурса.

 

2. Постановление Правительства РФ от 18.05.2017 № 594 «Об утверждении Правил согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления»

Определена процедура согласования изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления.

Утвержденные Правила в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ устанавливают порядок согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Согласование изъятия осуществляется в отношении земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, которые предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование гражданам или юридическим лицам.

До принятия органом местного самоуправления решения об изъятии орган местного самоуправления поселения, городского округа направляет проект решения об изъятии на согласование:

в случае если планируется изъятие земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности РФ, - в территориальный орган Росимущества;

в случае если планируется изъятие земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности субъекта РФ, - в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Предусмотрены основания для отказа в согласовании проекта решения об изъятии (например, в случае если на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности РФ, субъекта РФ и необходимые для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ).

В случае непоступления от согласующих органов уведомлений о согласовании либо об отказе в согласовании проекта решения об изъятии в установленный срок проект решения об изъятии считается согласованным.

 

3. Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 603 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18».

Скорректированы правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, а также требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

В частности, уточнены:

перечень показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности;

перечень показателей, относимых к обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности;

сроки снижения показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении отдельно для вновь создаваемых и для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений.

Кроме того, устанавливаются:

сроки начала применения требований к интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, а также требований к включению нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

перечень органов, уполномоченных на определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома.

 

4. Постановление Правительства РФ от 18.05.2017 № 595 «О внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование».

Правительство РФ разрешило многократно изменять границы участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его увеличения.

Ранее действовавшая редакция постановления Правительства РФ от 03.05.2012 № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» допускала многократное изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, только в сторону его уменьшения.

Согласно настоящему Постановлению многократное изменение границ участка недр, предоставленного в пользование, в сторону его увеличения допускается в следующих случаях:

при наличии технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности;

полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого;

исполнения обязательств по международным договорам РФ.

Кроме того, изменение границ участка недр в сторону его увеличения допускается в случае, если полезные ископаемые за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, являются частью месторождения этого полезного ископаемого. Увеличение границ участка недр по данному основанию допускается только при условии, что суммарный объем всех запасов полезных ископаемых, присоединяемых в результате многократного изменения границ участка недр, не превысит 20 процентов запасов полезных ископаемых данного месторождения, поставленных на баланс до дня подачи пользователем недр заявки об изменении границ участка недр. Проценты запасов определяются от суммы запасов полезных ископаемых месторождения, расположенного на участке недр, границы которого предлагается изменить в сторону его увеличения, учтенных на балансе в пределах данного участка недр по состоянию на день подачи заявки, поданной первоначально, и запасов месторождения, расположенного на участке недр, границы которого предлагается изменить в сторону его увеличения, списанных с баланса в пределах данного участка недр в связи с их добычей, по состоянию на день подачи заявки, поданной первоначально.

Увеличение границ участка недр в случае, если выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, допускается, как и ранее, только однократно.

 

5. Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 № 576 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 813».

Акты Правительства РФ по вопросам индексации социальных выплат и компенсаций приведены в соответствие с законодательством РФ.

Изменения внесены в Постановления Правительства РФ:

от 21 августа 2001 г. № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием...»;

от 21 декабря 2005 г. № 788 «Об утверждении Правил осуществления ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза...»;

от 24 августа 2006 г. № 518 «Об утверждении Правил осуществления ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда...».

Следует отметить, что действие соответствующих положений указанных актов приостановлено до 1 января 2018 года (Постановление Правительства РФ от 07.04.2017 № 418).

Согласно внесенным поправкам индексация выплат будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства.

Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 813 об индексации предельных размеров стоимости услуг на погребение и социального пособия на погребение.

 

6. Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 № 577 «Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления».

Установлен порядок признания объектов капитального строительства, расположенных на территориях, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития, аварийными и подлежащими сносу.

Положение распространяется на объекты капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, независимо от их формы собственности, расположенные на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории по инициативе органа местного самоуправления.

Согласно Положению объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу. Постановлением устанавливается перечень таких признаков.

Положением устанавливается порядок признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, включающий в себя, в частности, следующие этапы:

- формирование органом местного самоуправления перечня объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке;

- осуществление обследования фактического состояния объекта организацией, привлеченной органом местного самоуправления;

- формирование межведомственной комиссии в целях проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект.

По результатам работы Межведомственной комиссией принимается решение о наличии или об отсутствии оснований для признания объекта аварийным и подлежащим сносу.

Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу принимается органом местного самоуправления.

В случае если Межведомственной комиссией принято решение о наличии оснований для признания аварийным и подлежащим сносу объекта капитального строительства, находящегося в собственности субъекта РФ, решение о признании объекта аварийным и подлежащим сносу принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ; объекта, находящегося в собственности РФ - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении данного объекта. Указанные решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

 

7. Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

 

На сайтах образовательных организаций будет размещаться информация об обеспечении ими возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья

В частности на данных сайтах должны размещаться сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ.

 

8. Постановление Правительства РФ от 04.05.2017 № 525 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861».

Расширен перечень разделов федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

В ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» включен новый раздел, представляющий собой реестр иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством РФ. Данный раздел содержит справочную информацию о федеральных органах исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, Банке России, а также об организациях, предоставляющих иные услуги.

Утвержден перечень сведений об услуге, включенной в перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). Он включает, в том числе, наименование услуги, уникальный реестровый номер услуги и дату размещения в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», наименование федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, Банка России, организации, предоставляющих услугу, способы предоставления услуги, описание результата предоставления услуги и другие сведения.

Правила ведения ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» дополнены новым разделом, предусматривающим порядок размещения в федеральном реестре сведений об иных услугах.

Предусмотрено, что ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обеспечивает также предоставление указанных иных услуг. Публикация сведений из раздела федерального реестра, содержащего сведения о таких услугах на едином портале, осуществляется в течение 1 календарного дня со дня подписания их электронной подписью ответственного лица уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра.

 

9. Постановление Правительства РФ от 25.05.2017 № 626 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460».

Увеличены предельные нормы расходов на погребение погибших военнослужащих и на установку им надгробных памятников.

Определено, что оплата ритуальных услуг в отношении указанных лиц производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18980 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге - 26280 рублей. Ранее данные нормы составляли 18250 рублей и 25269 рублей соответственно.

Увеличены также нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку.

 

10. Постановление Правительства РФ от 19.05.2017 № 598 «О внесении изменений в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания».

В перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, включены 57 позиций.

Ранее указанный перечень включал в себя 41 наименование.

Согласно УК РФ, осужденный, заболевший тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

 

11. Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 603 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18».

Скорректированы правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, а также требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

В частности, уточнены:

перечень показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности;

перечень показателей, относимых к обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности;

сроки снижения показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении отдельно для вновь создаваемых и для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений.

Кроме того, устанавливаются:

сроки начала применения требований к интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, а также требований к включению нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

перечень органов, уполномоченных на определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома.

 

  1. 4.      Иные акты

 

1. Приказ Минтруда России от 02.05.2017 № 411н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 695н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2017 году»

Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2017 № 46826.

Снижена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Уточнено, что в 2017 году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях составляет:

для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 1170,7 рублей (ранее 1174,8 рублей);

для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1831,1 рублей (ранее 1837,5 рублей).

 

2. Информация ФНС России «Об особенностях налогообложения хозяйственных строений и сооружений физических лиц».

ФНС России разъяснила, как уплачивается налог на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений и сооружений.

Для целей налогообложения бытовые, хозяйственные и вспомогательные постройки, не требующие разрешения на строительство, такие как баня, сарай, летняя кухня и т.п., за исключением жилых домов, жилых строений и гаражей, относятся к хозяйственным строениям и сооружениям.

Налоговая ставка для таких объектов, площадью до 50 кв. м, не может превышать 0,3%.

Сообщается, что на один из таких объектов с максимальной суммой налога предоставляется федеральная льгота, освобождающая от уплаты налога.

Дополнительные налоговые льготы могут устанавливаться на местном уровне муниципальными нормативными правовыми актами.

 

3. Письмо  Минфина России от 15.03.2017 № 02-05-10/14870 «О Приказе Минфина России от 13.02.2017 № 23н».

Минфин России информирует о введении в действие Приказа Минфина России от 13 февраля 2017 г. № 23н, которым вносятся изменения в порядок применения бюджетной классификации РФ.

Минюстом России данный документ признан не нуждающимся в государственной регистрации, в связи с чем датой введения его в действие является дата подписания - 13 февраля 2017 года.

Указанием, в частности, введена детализация кодов целевых статей в отношении некоторых видов расходов, софинансирование которых осуществляется путем предоставления субсидий.

 

4. Письмо Минстроя России от 28.04.2017 № 15175-ТБ/02 «О разъяснении отдельных положений ГрК РФ».

С 1 июля 2017 года лицо, выполняющее функции технического заказчика, должно быть членом саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков или строителей.

Минстрой России напоминает, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ГрК РФ. Соответственно, лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций.

 

5. Приказ Минтранса России от 20.04.2017 № 163 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта, и достоверность сведений о пропускной способности остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта».

Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2017 № 46780.

Регламентирован порядок выдачи заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Согласно регламенту заявителями на предоставление государственной услуги являются владельцы остановочных пунктов, обращающиеся в Ространснадзор или его территориальный орган за выдачей заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта, и достоверность сведений о пропускной способности остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта.

Регламентом устанавливаются, в числе прочего:

- срок предоставления государственной услуги (30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении заключения и в полном объеме прилагаемых к нему документов);

- исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению заявителем;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;

- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

- порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги;

- досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) Управлений Госавтонадзора, а также их должностных лиц.

В приложении к Приказу приводятся формы документов, используемых при предоставлении государственной услуги.

 

6. Письмо ФНС России от 17.05.2017 № БС-4-21/9186@ «Об исчислении налога на имущество физических лиц в отношении хозяйственных строений или сооружений».

Для целей налогообложения расположенные на дачных участках баня, сарай, летняя кухня являются хозяйственными строениями и сооружениями.

Сообщается, что постановка на кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).

Несмотря на различное оформление документов, такие объекты являются хозяйственными строениями и сооружениями.

В Налоговом кодексе РФ гаражи выделены в качестве самостоятельного объекта налогообложения, отличного от хозяйственных строений и сооружений.

Для корректного автоматизированного формирования налоговых обязательств в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, УФНС России по субъектам РФ предписано:

произвести перекодировку кодов СНТС объектов недвижимости в соответствии с рекомендациями;

актуализировать нормативно-справочную информацию с применением ставки налога на имущество физлиц не более 0,3% от кадастровой стоимости в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

 

7. «Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».

Минтрудом России подготовлены рекомендации по соблюдению ограничений бывшим госслужащим при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

В Методических рекомендациях приведены в том числе:

условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

порядок направления гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обращения о даче согласия на трудоустройство;

порядок рассмотрения обращения гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего о даче согласия на трудоустройство;

порядок направления обращения в случае упразднения государственного органа, в котором гражданин замещал должность;

порядок рассмотрения обращения на заседании комиссии;

последствия нарушения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обязанности сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы;

положения об ответственности работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином - бывшим гражданским (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора;

процедура проверки соблюдения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений.

 

8. Письмо Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3.

Рострудом даны разъяснения о прохождении медосмотра работниками, занятыми на работе с компьютером не менее 50 процентов рабочего времени.

По мнению Роструда, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра при наличии результатов специальной оценки условий труда или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по указанному фактору.

 

9. Приказ Минтруда России от 07.04.2017 № 339н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты».

Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2017 № 46846.

Обновлен порядок обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальным органом ПФ РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ по месту его жительства или по месту пребывания.

Доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, но не ниже этой величины, установленной в данном субъекте РФ по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

Утвержденными Правилами определены:

полномочия ПФ РФ в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии;

порядок обращения граждан за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии и подачи заявления;

основания для приостановления и прекращения выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии;

порядок доставки начисленных сумм федеральной социальной доплаты к пенсии.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 № 805н.

 

10. Письмо ФНС России от 04.05.2017 № ПА-4-21/8521@ «О налогообложении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд».

Верховный Суд РФ подтвердил свою позицию по условиям для освобождения от уплаты налога ввиду отнесения земельных участков к ограниченным в обороте.

ФНС России приведено Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 по делу № 306-КГ16-18669, в котором повторно указано, что основанием для освобождения от уплаты налога ввиду отнесения земельных участков к ограниченным в обороте (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ в редакции до 01.01.2013) является совокупность условий:

нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте, т.е. в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ их принадлежность к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности, включая коммерческие организации со 100-процентным участием публично-правовых образований (органов государственной власти и т.д.);

предоставление данных земельных участков для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

По мнению ФНС России, указанная позиция может использоваться для оценки необоснованности применения коммерческими организациями в отношении находящихся у них в собственности земельных участков нормы абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (начиная с налогового периода 2013 года) о льготной, не превышающей 0,3 процента, налоговой ставке.

 

11. Письмо ФНС России от 19.05.2017 № БС-4-21/9464@ «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

ФНС России приведена позиция Верховного Суда РФ о порядке применения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Сообщается, что в апелляционном Определении Верховного Суда РФ от 20.02.2017 № 32-АПГ16-14 содержатся следующие выводы по вышеуказанному вопросу.

Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Вместе с тем, по смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Исходя из положений статьи 1, статьи 372 НК РФ по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

С учетом названных норм суд обоснованно пришел к выводу о том, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.

Нормативный правовой акт субъекта РФ об утверждении перечня объектов недвижимости вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта РФ.

 

12. Информация ФНС России «Об особенностях налогообложения хозяйственных строений и сооружений физических лиц».

ФНС России разъяснила, как уплачивается налог на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений и сооружений.

Для целей налогообложения бытовые, хозяйственные и вспомогательные постройки, не требующие разрешения на строительство, такие как баня, сарай, летняя кухня и т.п., за исключением жилых домов, жилых строений и гаражей, относятся к хозяйственным строениям и сооружениям.

Налоговая ставка для таких объектов, площадью до 50 кв. м, не может превышать 0,3%.

Сообщается, что на один из таких объектов с максимальной суммой налога предоставляется федеральная льгота, освобождающая от уплаты налога.

Дополнительные налоговые льготы могут устанавливаться на местном уровне муниципальными нормативными правовыми актами.

 

13. Письмо  Минфина России от 15.03.2017 № 02-05-10/14870 «О Приказе Минфина России от 13.02.2017 № 23н».

Минфин России информирует о введении в действие Приказа Минфина России от 13 февраля 2017 г. № 23н, которым вносятся изменения в порядок применения бюджетной классификации РФ.

Минюстом России данный документ признан не нуждающимся в государственной регистрации, в связи с чем датой введения его в действие является дата подписания - 13 февраля 2017 года.

Указанием, в частности, введена детализация кодов целевых статей в отношении некоторых видов расходов, софинансирование которых осуществляется путем предоставления субсидий.

 

14. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска для целей лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции».

Минфином России предложены критерии отнесения продавцов алкоголя к определенной категории для целей применения риск-ориентированного подхода при проведении проверок.

Отнесение деятельности юридических лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании соответствующей лицензии, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, к определенной категории риска предлагается осуществлять на основании:

- критерия тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицензиатами обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ:

деятельность лицензиатов (за исключением юридических лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) в случае, если отклонение объема розничных продаж маркируемой алкогольной продукции в периоде текущего года по сравнению с объемом розничных продаж маркируемой алкогольной продукции за аналогичный период прошлого года при неизменной площади стационарного торгового объекта и аналогичном ассортименте алкогольной продукции составляет:

более чем 70% - высокий риск;

от 50% до 70% - значительный риск;

от 50 до 30% - умеренный риск;

- критерия вероятности несоблюдения лицензиатами обязательных требований, при этом:

деятельность лицензиатов при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска четырех и более постановлений о назначении административного наказания лицензиату за совершение административного правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного КоАП РФ, - значительный риск;

деятельность лицензиатов при наличии в отношении него в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска решения об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции - значительный риск;

деятельность лицензиатов при наличии в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска четырех и более решений о приостановлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции за нарушения, не влекущие аннулирование указанной лицензии, - умеренный риск;

деятельность лицензиатов, в отношении которых плановые проверки не проводились в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска, - умеренный риск.

В зависимости от категории риска определяется выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.

 

15. Проект Распоряжения Правительства РФ «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 - 2023 гг.».

К 2023 году предполагается сформировать основы финансово грамотного поведения населения.

При этом под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Согласно проекту стратегии финансово грамотный гражданин должен как минимум:

следить за состоянием личных финансов;

планировать свои доходы и расходы;

формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

рационально выбирать финансовые услуги;

«жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

способен распознавать признаки финансового мошенничества;

знать о рисках на рынке финансовых услуг;

вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Стратегия направлена на охват различных целевых аудиторий населения Российской Федерации, с учетом их географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий.

В рамках реализации стратегии будут решаться задачи повышения охвата и качества финансового образования и информированности населения, обеспечения необходимой институциональной базы и методических ресурсов, разработки механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в данной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.

 

Законодательство Ульяновской области

 

  1. 1.      Закон Ульяновской области 

 

1. Закон Ульяновской области от 30.05.2017 № 46-ЗО «О внесении изменения в статью 4 Закона Ульяновской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Изменена формулировка в отношении дополнительных сведений о муниципальных нормативных правовых актах, реквизиты и тексты которых, вносятся в регистр (заявлений об оспаривании актов, поданных прокурором или заместителем прокурора в суд).

 

  1. 2.      Постановления Правительства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 03.05.2017 № 209-П «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат, связанных со строительством национальных подворий в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области «О создании культурного комплекса «Национальная деревня», а также национальных культурных центров».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.05.2017, «Ульяновская правда», № 34(24008), 16.05.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Порядком определены условия и правила предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат, связанных со строительством национальных подворий в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области «О создании культурного комплекса «Национальная деревня», а также национальных культурных центров.

Утверждена форма заявления на предоставление данной субсидии.

Постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2015 № 656-П «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат на строительство национальных подворий в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 13.08.2009 № 372-р «О создании культурного комплекса «Национальная деревня», а также национальных культурных центров» признано утратившим силу.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 05.05.2017 № 220-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 10.12.2013 № 601-П».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.05.2017).

В новой редакции изложен порядок осуществления за счет средств областного бюджета ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Ульяновской области, находящихся в ведении Министерства образования и науки Ульяновской области, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту обучения.

Также изложен в новой редакции порядок обеспечения за счет средств областного бюджета бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного бюджета Ульяновской области в государственных образовательных организациях Ульяновской области, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

Утвержден порядок ежегодной индексации размера ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой в целях обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного бюджета Ульяновской области в государственных образовательных организациях Ульяновской области, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

 

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 11.05.2017 № 227-П «О признании утратившим силу постановления Правительства Ульяновской области от 12.12.2016 № 607-П».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.05.2017).

Постановление Правительства Ульяновской области от 12.12.2016 № 607-П «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах территории Ульяновской области на 2016 - 2018 годы» признано утратившим силу.

 

4. Постановление Правительства Ульяновской области от 11.05.2017 № 228-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 27.03.2015 № 126-П».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.05.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования, за исключением подпункта 7 пункта 1, вступающего в силу с 01.01.2018.

Изложен в новой редакции перечень документов, прилагаемых к соглашению о предоставлении субсидий на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества.

Изложен в новой редакции порядок заключения типовой формы соглашения, утверждаемой Министерством финансов Ульяновской области.

 

5. Постановление Правительства Ульяновской области от 15.05.2017 № 230-П «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче выписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области».

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Административным регламентом урегулированы сроки и последовательность административных процедур Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, осуществляемых при предоставлении государственной услуги по выдаче выписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области, должностными лицами Управления, участвующими в предоставлении государственной услуги, порядок взаимодействия Управления (должностных лиц Управления) с получателями государственной услуги, иными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

Установлены формы контроля за исполнением регламента, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Управления, а также его должностных лиц.