Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.: «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 28.12.2016 по 25.01.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»

26.01.2017

1.      Федеральные законы Российской Федерации

1. Федеральный закон от 28.12.2016 № 497-ФЗ (вступил в силу 9 января 2017 года).

Распознать изменения ГК РФ среди других поправок юристам теперь проще.

С 9 января любые изменения в Гражданский кодекс вносятся отдельными законами. Это предусматривает новый закон.

Понять, что проект, а затем и принятый закон посвящены изменениям именно ГК РФ, можно по названию документов. Больше не возникнет ситуаций, когда в законах «о внесении изменений в отдельные законодательные акты» будут поправки к ГК РФ.

Новые положения, которые изменяют, приостанавливают действие или признают утратившими силу нормы ГК РФ, не смешаются с поправками к другим законам.

Отдельными законами изменения вносятся и в НК РФ.

 

2. Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Наличие коррупциогенных факторов может явиться основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

Внесены поправки, в частности, в Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в части, касающейся, в том числе, порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Уточнено, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта РФ в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Предусмотрена возможность обжалования решений об отказе в государственной регистрации или нарушения сроков государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования) не только в суд, но и в Минюст России.

В случае утраты подлинника устава муниципального образования, подлинника муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования регистрирующий орган по заявлению главы муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления такого заявления выдает заверенную копию устава муниципального образования, заверенную копию муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Также, предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом.

Внесены изменения в статью 17.Согласно внесённым изменениям Законами субъекта Российской Федерации перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться только в случаях, установленных федеральными законами (благоустройство вернется в муниципалитеты).

Кроме того, в Федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что передача Российской Федерацией органам государственной власти города Москвы полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации метрополитена и уникальных объектов капитального строительства, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории города Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов, осуществляется без ограничения срока (ранее - до 1 января 2017 года).

(потребуется внесение изменений в уставы муниципальных образований)

 

3. Федеральный закон от 28.12.2016 № 501-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Уточнен порядок пересмотра перечней субъектов РФ, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечни субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения, утверждаются Правительством РФ и не могут изменяться чаще одного раза в пять лет.

Согласно внесенным изменениям установленные сроки действия ограничений на изменение указанных перечней (не чаще одного раза в пять лет) не применяются в случае отнесения территории нового субъекта РФ, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте РФ к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.

 

4. Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».

Конкретизированы полномочия органов власти по обеспечению качества и безопасности отдыха и оздоровления детей.

Законом вносятся изменения в ряд федеральных законов.

В частности, устанавливается обязанность:

органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий принимать меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления, обеспечению максимальной доступности услуг таких организаций, а также по контролю за соблюдением требований законодательства в указанной сфере;

туроператоров, турагентов, организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, а также уведомлять уполномоченные органы госвласти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.

Вводится определение туристского маршрута.

(потребуется внесение изменений в Уставы муниципальных районов, городских округов, а также в Положения об органах (структурных подразделениях), занимающихся организацией отдыха детей в каникулярное время)

 

5. Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Расширен перечень обязательных требований к участникам закупки.

Статьей 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены единые требования к участникам закупок.

Одним из таких требований является отсутствие у участника закупки (физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики, за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Внесенными изменениями в качестве требований, предъявляемых к участнику закупки, устанавливается отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» и 291.1 «Посредничество во взяточничестве» Уголовного кодекса РФ. На участников закупок, у которых такая судимость погашена или снята, указанные ограничения распространяться не будут.

Кроме того, в перечень обязательных требований включено требование о непривлечении участника закупки (юридического лица) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ.

 

6. Федеральный закон от 28.12.2016 № 506-ФЗ «О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Уточнены полномочия ФАС России по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Поправки связаны с передачей ФАС России полномочий упраздненной Федеральной службы по оборонному заказу по осуществлению контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа.

Ранее закрепленные за Рособоронзаказом функции по контролю за соблюдением требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных законодательством о техническом регулировании, к продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному оборонному заказу, не были переданы в ФАС России.

В связи с отсутствием полномочий ФАС России по контролю за соблюдением требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных законодательством о техническом регулировании, составление протоколов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.43, частью 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, исключено из полномочий должностных лиц ФАС России.

Ввиду того, что ФАС России не является органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.43 («Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов»), статьей 14.44 («Недостоверное декларирование соответствия продукции») КоАП РФ, соответствующие положения также исключены из полномочий ФАС России.

 

7. Федеральный закон от 28.12.2016 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесены изменения в ряд актов жилищного законодательства, уточняющие структуру платы за коммунальные услуги, сферу осуществления государственного жилищного надзора и состав сведений, размещаемых в единой информационной системе ЖКХ.

Расширена сфера осуществления государственного жилищного надзора посредством включения в нее проверки соблюдения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам их установления, обоснованности их размера. Истечение 1 года со дня установления или изменения указанных нормативов становится одним из оснований для включения проверки в план проведения плановых проверок.

Устанавливается содержание платы за коммунальные ресурсы в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, если ими не выбран способ управления многоквартирным домом или выбранный способ не реализован.

Указывается, что в государственной информационной системе в сфере жилищно-коммунального хозяйства помимо прочего размещается информация о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация - лицензиат; сведения об изменении перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет организация.

Кроме того, Федеральным законом переносятся даты, с которых поставщики обязаны размещать информацию в информационной системе ЖКХ. На большинство поставщиков такая обязанность возлагается с 1 июля 2017 года. Поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя, осуществляют предоставление информации с 1 июля 2019 года. Также на 1 января 2018 года переносится срок, с которого платежный документ считается не представленным, в случае если в информационной системе ЖКХ не предоставлена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем, либо размещенная информация не соответствует сведениям, указанным в документе на бумажном носителе. Для поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя, указанные последствия будут возникать в случае, если необходимая информация о размере платы не будет размещена в системе по истечении 6 месяцев с 1 июля 2019 года.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с использованием государственной информационной системы ЖКХ, приостанавливаются до 1 января 2018 года.

Требования к раскрытию информации, установленные Федеральным законом, применяются с 1 января 2018 года, а в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Севастополе - с 1 июля 2019 года. До наступления указанного срока раскрытие информации осуществляется по правилам, действовавшим до принятия настоящего Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

8. Федеральный закон от 28.12.2016 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

Уточнен порядок накопления средств фонда капитального ремонта и проведения такого ремонта.

В частности, Федеральным законом установлено, что работы по капитальному ремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Кроме того, Федеральным законом скорректирован:

порядок осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта;

срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и его формирования на специальном счете;

порядок ведения специального счета и совершения операций по нему;

механизм принятия решения о проведении капитального ремонта при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

9. Федеральный закон от 28.12.2016 № 466-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78.1 и 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Уточнены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям.

В Бюджетном кодексе РФ закреплено, что порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается в том числе и федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.

Кроме того, определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ.

В статье 242.6 Бюджетного кодекса РФ уточняется, что обращение взыскания по решению налогового органа на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется не только в отношении налогов и сборов, но и страховых взносов.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

10. Федеральный закон от 28.12.2016 № 500-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Уточнены случаи, при которых может осуществляться закупка у единственного поставщика.

Установлено, что на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (например, дипломатические представительства Российской Федерации, консульские учреждения Российской Федерации, торговые представительства Российской Федерации, официальные представительства Российской Федерации при международных организациях, иные заказчики, осуществляющие свою деятельность на территории иностранного государства), при осуществлении закупок не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей.

2.      Указ Президента Российской Федерации

1. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Утверждены приоритетные задачи государственной политики регионального развития России на период до 2025 года.

Предусматривается, что для обеспечения устойчивого экономического роста и научно-технического развития регионов необходимо, в числе прочего:

инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы;

привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях;

совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции;

совершенствование механизмов стимулирования субъектов РФ и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала;

уточнение полномочий органов власти всех уровней и организация их эффективного исполнения.

Предполагается, что результатом реализации государственной политики регионального развития будет являться сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан РФ, проживающих в различных регионах, а также городах и сельской местности, дальнейшее развитие процесса урбанизации, повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  1. 3.      Постановления Правительства Российской Федерации 

1. Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Определены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в качестве субподрядчиков и соисполнителей к исполнению контракта.

Согласно Постановлению в условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо включать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в объеме не менее 5 процентов от цены контракта; требование о предоставлении заказчику декларации о принадлежности субисполнителя (субподрядчика) к числу указанных субъектов и заверенную поставщиком копию договора с таким субъектом.

После оплаты выполненных субисполнителем (субподрядчиком) работ поставщик обязан предоставить заказчику копии документов о приемке товара (работы, услуги) у субисполнителя (субподрядчика) и платежных поручений, подтверждающих их оплату. Также в раздел об обязанностях поставщика должны включаться условия об оплате товаров (работ, услуг) в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке товара (работы, услуги), отдельных этапов исполнения договора и условия об ответственности поставщика перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, субисполнителей.

В качестве условия о правах поставщика (подрядчика, исполнителя) следует включать условие о праве поставщика произвести замену субподрядчика, субисполнителя на другого субподрядчика, субисполнителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, субисполнителем обязательств, предусмотренных договором с поставщиком.

 

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1479 «О внесении изменений в пункты 13 и 14 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов».

С 1 января 2017 года расширен перечень положений, подлежащих включению в договор о банковском сопровождении контракта.

Установлено, что договор о банковском сопровождении должен содержать, в числе прочего, обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, направлять в Федеральное казначейство не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения банковской операции по отдельному счету, информацию об операциях, проведенных по указанному счету, если операции по исполнению сопровождаемого контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат отражению на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

  1. Иные акты

1. Приказ Минстроя России от 22.12.2016 № 1003/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2017 года».

Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2017 № 45253.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по РФ на I полугодие 2017 года утвержден в размере 37208 рублей.

Указанный норматив остался неизменным со второго полугодия 2016 года.

Кроме того, утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на первый квартал 2017 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета. В частности, для Москвы стоимость по-прежнему составляет 90400 рублей, а для Санкт-Петербурга она увеличена по сравнению с IV кварталом 2016 года с 60049 до 60289 рублей.

 

2. Письмо Минфина России от 22.12.2016 № 03-01-15/76986.

Минфин России разъяснил понятие «первичность совершения административного правонарушения» как основания для замены наказания в виде штрафа на предупреждение.

С 04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ, которым КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

Данная статья предусматривает возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение.

Сообщается, что при определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу № А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу № А82-9461/2016.

В частности, в Постановлении суда было отмечено, что условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является, в том числе, наличие в деле достоверных доказательств того, что: привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; правонарушение совершено им впервые.

Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно выводам суда, в случае отказа от применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в материалах дела должны иметься доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

 

3.Письмо Минтруда России от 13.01.2017 № 12-3/10/В-181 «О применении положений постановления Правительства Правительства РФ от 19.11.2016 № 1221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927».

Минтруд России информирует об изменениях в правовом регулировании в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Изложена позиция данного ведомства по вопросам, касающимся применения Постановления Правительства РФ от 19.11.2016 № 1221, которым были внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

Так, сообщается, в частности, что:

Постановление № 1221 вступило в силу 1 декабря 2016 года и, соответственно, его действие распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением отчетов опекунов, начиная с отчетов за 2016 год;

Постановлением исключена необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

в отношении опекунов, являющихся родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, детьми и внуками, Постановлением исключена необходимость представления информации о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных;

категория «прочие расходы» отчетов опекунов не изменилась - в ней указываются сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды;

опекуны могут представлять отчеты в органы опеки как лично, так и посредством почтового отправления.

 

4. Приказ Минэкономразвития России от 22.11.2016 № 738 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 № 45088.

Нормативная правовая база Минэкономразвития России по вопросам, касающимся порядка предоставления сведений из ЕГРН, приведена в соответствие с действующим законодательством.

Поправками, в частности, уточнены формы запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН:

об объектах недвижимости и/или их правообладателях, а также посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН;

о территории кадастрового квартала, о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в РФ, об игорной зоне, о лесничестве, лесопарке, об особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, об административно-территориальном делении, о береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории.

Кроме того, форма выписки из ЕГРН об объекте недвижимости дополнена новым разделом 10, содержащим описание местоположения машино-места. Определены особенности заполнения данного раздела.

Также скорректированы форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, порядок заполнения отдельных форм выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде.

Приказ вступил в силу с 1 января 2017 года.

 

5. Письмо Минфина России от 23.12.2016 № 03-01-10/77642 Минфином России даны рекомендации по вопросам проявления ГУП (МУП) должной осмотрительности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг).

С 01.01.2017 государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Названным Законом установлен исчерпывающий перечень требований, которые заказчик вправе предъявить к участнику процедур закупок, в том числе перечень документов, которые участник обязан представить заказчику, а также исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок участников.

Учитывая данное обстоятельство ГУП (МУП) в целях проявления должной осмотрительности не могут в полной мере реализовать свое право самостоятельно определять способы ее проявления.

Вместе с тем, Минфин России напоминает, что приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.

 

6. Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 28.12.2016 № 252 (введен в действие с 1 января 2017 года.

ВС РФ утвердил новый порядок подачи документов через интернет в арбитражные суды.

Применяются новые положения с 1 января 2017 года. В новом порядке разграничены электронный образ документа и электронный документ. Электронный образ документа - это сканированная копия иска, заявления, жалобы, иного документа, который изначально был изготовлен на бумаге. Подобный вид документа предусматривал и порядок ВАС РФ, который утратил силу с нового года. По новым положениям размер файла увеличился с 10 до 30 Мб включительно, изменились требования к сканированию.

Копию нужно заверить простой электронной или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумаге. Его размер также не должен быть больше 30 Мб. При этом электронный документ, в отличие от образа, нужно заверять только квалифицированной электронной подписью.

Подавать документы онлайн по-прежнему могут пользователи личного кабинета системы «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru). Затем нужно заполнить форму на официальном сайте арбитражного суда. В новом порядке ВС РФ не только подробно указал, как это сделать, но и привел другие требования к подаче документов.

 

7. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251 (введен в действие с 1 января 2017 года). 

ВС РФ утвердил порядок онлайн-подачи документов в суды общей юрисдикции

С января 2017 года в административном, гражданском и уголовном процессах по общему правилу появилась возможность подавать документы в электронном виде. Чтобы ее реализовать, Верховный суд утвердил порядок.

Документы в электронном виде можно подавать через личный кабинет пользователя. Он должен быть доступен на сайте конкретного суда на интернет-портале ГАС «Правосудие» (https://sudrf.ru/).

Личный кабинет сформируется автоматически путем подтверждения личных данных физлица, которое подает документы.

ВС РФ различает электронный документ и электронный образ документа:

- электронный документ изначально создан не на бумаге, а в электронной форме;

- электронный образ документа - это сканированная копия бумажного документа.

Технические требования к ним неодинаковы. В целом они соответствуют тем, которые уже были утверждены для обращений в ВС РФ.

После отправки документов в личный кабинет придет уведомление с датой и временем их поступления в суд. Эти данные понадобятся при рассмотрении вопроса о том, соблюден ли срок для обращения в суд.

Особенности правил подачи документов онлайн зависят от того, в рамках какого судопроизводства представляются документы: административного, гражданского или уголовного.

Порядок введен в действие с 1 января.

 

8.  Приказ Минюста России от 14.12.2016 № 288 (вступает в силу 3 января 2017 года). 

Минюст утвердил обязательные требования к адвокатскому запросу и его рекомендуемый образец.

С 3 января начинают действовать требования к порядку оформления и направления адвокатского запроса. Если их не соблюдать, адвокаты могут получить отказ в предоставлении запрашиваемых сведений. При этом форма адвокатского запроса носит рекомендательный характер.

Согласно приказу Минюста адвокатский запрос может быть как бумажным, так и электронным. Если адвокат направит запрос в электронной форме, то его потребуется заверить квалифицированной электронной подписью.

Определены данные, которые должен содержать запрос. Среди них:

- регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ;

- реквизиты соглашения об оказании юрпомощи, либо ордера, либо доверенности;

- регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации таких запросов.

Сейчас в законодательстве нет конкретных требований к адвокатскому запросу и порядку его направления. Из-за этого адвокатам не всегда удается получить необходимую информацию. Например, Мосгорсуд признал правомерным неисполнение запроса, к которому не были приложены ордер, копия удостоверения адвоката или копия соглашения об оказании юрпомощи. По мнению суда, адвокат не оформил надлежащим образом свои полномочия.

Теперь оставить без ответа правильно составленный и направленный адвокатский запрос не получится.

 

9. Постановление Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 62 (размещен на сайте ВС РФ 28 декабря 2016 года). 

Пленум ВС РФ пояснил, когда для выдачи по АПК РФ судебного приказа не нужен претензионный порядок.

Соблюдать досудебный порядок урегулирования спора не нужно, если заявитель обращается в арбитражный суд за выдачей судебного приказа по требованиям из гражданско-правовых отношений.

Такой вывод сделал Пленум ВС РФ, впервые посвятив приказному производству отдельное постановление.

Досудебный порядок, предусмотренный АПК РФ, не требуется и для подачи иска или заявления после отмены судебного приказа арбитражным судом. Это также отметил Пленум ВС РФ.

Напомним, положения о приказном производстве, а также общее правило об обязательности претензионного порядка разрешения гражданско-правовых споров появились в АПК РФ с 1 июня 2016 года. В кодексе не говорится, нужно ли соблюдать досудебный порядок до обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Отрицательный ответ на этот вопрос уже давал АС Уральского округа. Теперь Пленум ВС РФ прояснил ситуацию окончательно.

 

10. Приказ Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 792 (вступает в силу 1 января 2017 года). 

Минэкономразвития определило минимальные и максимальные размеры машино-мест в зданиях и сооружениях.

С 1 января для одного машино-места минимально допустимые размеры составят 5,3 х 2,5 м, а максимально допустимые - 6,2 х 3,6 м. Такие нормативы нужно будет соблюдать, чтобы с 2017 года поставить машино-место на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности.

Нарушение минимально и максимально допустимых размеров машино-мест будет основанием для приостановления кадастрового учета и госрегистрации права собственности. Речь идет как о вновь образуемых машино-местах, так и машино-местах, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.

Собственникам уже существующих объектов недвижимости, зарегистрированных как машино-места, переоформлять правоустанавливающие документы не потребуется. При этом неважно, будут ли соответствовать такие машино-места минимально и максимально допустимым размерам, которые установило Минэкономразвития.

Напомним, площадь машино-места будет определяться в пределах установленных границ. Их можно будет узнать из проектной документации здания или сооружения.

Сейчас согласно Своду правил для стоянки автомобилей габариты машино-мест по общему правилу составляют 5,3 x 2,5 м. Такие размеры обеспечивают соблюдение техрегламента о безопасности зданий и сооружений.

 

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.12.2016 № 195 (вступил в силу 26 декабря 2016 года). 

С 26 декабря по 24 января включительно нельзя продавать непищевую продукцию с долей спирта более 25%.

Такое решение принял главный санитарный врач РФ.

На указанный период юрлица и ИП должны приостановить розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией с долей спирта более 25% объема готовой продукции.

Временное ограничение касается в основном различных растворов, эмульсий, суспензий. Исключение сделано для парфюмерии и стеклоомывающих жидкостей.

Из Постановления главного санитарного врача РФ неясно, какое наказание грозит компании за нарушение названного ограничения. Полагаем, к ней могут применить одну из следующих мер:

- предупреждение;

- штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;

- приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

12. «Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок» (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 № 142).

Органам государственного и муниципального контроля (надзора) направлены рекомендации по реализации мер, способствующих повышению результативности и эффективности проверок.

В Методических рекомендациях содержатся, в частности:

- определение и цель проверки, определение результативности и эффективности проверки;

- меры общего характера, направленные на повышение результативности и эффективности проверок;

- меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при их планировании;

- меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при подготовке к проведению проверки;

- принятие мер по повышению результативности и эффективности проверок при их проведении;

- меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при подведении итогов проверки.

В целях проведения мер по повышению результативности и эффективности проверок с учетом настоящих методических рекомендаций контрольно-надзорным органам рекомендуется разработать и утвердить планы мероприятий, направленных на повышение результативности и эффективности проверок с учетом осуществляемых видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

13. Письмо Минтруда России «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Минтрудом России подготовлены рекомендации о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году.

В Методических рекомендациях приводятся, в частности:

перечень лиц, в отношении которых предоставляются сведения;

сроки предоставления сведений, отчетная дата и отчетный период предоставления сведений;

круг лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо предоставить сведения;

рекомендуемые действия при невозможности предоставить сведения в отношении членов семьи (указывается, куда следует обратиться с соответствующим заявлением).

Также даны рекомендации по заполнению разделов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

14. Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2016 № 679 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2016 № 44907.

Отдельные нормативные правовые акты Минэкономразвития России приведены в соответствие с новым порядком регистрации прав на недвижимое имущество.

Внесены поправки, в том числе, в:

порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости;

порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки;

форму заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и в некоторые другие акты.

В частности, предусмотрено, что в записи кадастра недвижимости о здании и о сооружении дополнительно вносятся кадастровый номер единого недвижимого комплекса, если здание (сооружение) входит в состав такого комплекса, а также кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса, если здание (имущественное право на здание), сооружение (имущественное право на сооружение) входит в состав предприятия как имущественного комплекса.

Кроме того, в структуру и правила внесения записей в кадастр недвижимости включен новый раздел 3.5.1 «Записи о машино-месте».

Росреестру предписано обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, подлежащей применению с 1 января 2017 года по 1 января 2020, и внесение соответствующих сведений в ЕГРН.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

15.«Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11).

На 2017 год разработаны рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Рекомендации включают в себя:

перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;

порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений;

особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

Рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2017 году. 

16. Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2016 № 742 «О внесении изменений в приказы Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» и от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2016 № 44772.

Обновлены формы акта обследования и межевого плана, а также состав включаемых в них сведений.

Изменениями уточнен перечень информации о кадастровом инженере, включаемой в акт обследования и межевой план. Кроме того, в формы акта обследования и межевого плана включены разделы, содержащие информацию о машино-месте, в связи с их отнесением к объектам недвижимости.

Устанавливается, что до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены акты обследования, подготовленные в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке акта обследования, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

Законодательство Ульяновской области

 

1.      Постановления Правительства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 17.01.2017 № 10-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 № 609-П».

В приложение № 3 к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 № 609-П «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования» внесены изменения, в связи с изменением среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в в находящихся на территории муниципальных образований муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, следующих муниципальных образований: Мелекесский район – с 01.04.2016, Сенгилеевский район- с 01.07.2016 и изменение режимов работы таких организаций в муниципальных образованиях области: Николаевский район – с 01.01.2016 и Цильнинский район – 01.05.2016.

Прим.: потребуется внесение изменений в НПА, регулирующие компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 17.01.2017 № 7-П «Об утверждении Порядка предоставления денежной выплаты ко Дню Победы гражданам, родившимся в период с 01 января 1931 года по 31 декабря 1945 года»

 

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 27-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетам муниципальных образований Ульяновской области, в состав территорий которых входят монопрофильные населённые пункты, субсидий из областного бюджета Ульяновской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией органами местного самоуправления указанных муниципальных образований планов и программ комплексного социально-экономического развития монопрофильных населённых пунктов, а также организацией строительства (реконструкции) объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для диверсификации экономики монопрофильных населённых пунктов».

 

4. Постановление Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/15 П

«Об утверждении Регламента Правительства Ульяновской области».

 

5. Постановление Правительства Ульяновской области от 19.01.2017№ 24-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 08.09.2015 № 445-П».

В постановление Правительства Ульяновской области от 08.09.2015 № 445-П «О проведении ежегодного областного конкурса «Самая красивая деревня Ульяновской области» среди сельских населённых пунктов Ульяновской области» внесены изменения.

Для участия в Конкурсе главы местных администраций муниципальных образований Ульяновской области, в границах территорий которых расположены сельские населённые пункты с численностью населения не более 5000 человек, представляют конкурсные материалы в соответствии с разделом 2 настоящего Положения. Заявка подаётся главой местной администрации муниципального образования Ульяновской области, в границах территории которого расположены сельские населённые пункты с численностью населения не более 5000 человек (далее – заявитель), на основе предложений, представленных инициативной группой жителей указанных сельских населённых пунктов.