Налоговый протекционизм в сфере малого предпринимательства

Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах", с 1 января 2003 года внесены изменения в единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства (глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения") и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (глава 26.3"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности").

В соответствии с главой 26 "Упрощенная система налогообложения"НК Рф переход к упрощенной системе налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется в добровольном порядке и введение данной системы налогообложения законом субъекта РФ не предусмотрено.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

При этом уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняется для всех категорий налогоплательщиков.

Переход к упрощенной системе или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно

Изменения коснулись и объекта налогообложения. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Выбор объекта налогообложения определяется налогоплательщиком, что позволяет субъектам предпринимательства оптимизировать налоговые платежи и делает применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства довольно привлекательной

Среди субъектов малого предпринимательства области в I полугодии 2001 г. упрощенную систему налогообложения применяли 955 малых предприятия и 1030 индивидуальных предпринимателя, в связи с изменением законодательства в 1 полугодии 2002г. по упрощенной системе налогообложения продолжили работать 399 малых предприятия и 357 индивидуальных предпринимателя, ведение в действие главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" существенно повлияло на деятельность предпринимателей и в 1 полугодии 2003г. по упрощенной системе налогообложения продолжили работать 251 малые предприятия и 324 индивидуальных предпринимателя, 1008 малых предприятий и 1283 индивидуальных предпринимателя впервые стали применять упрощенную систему налогообложения.

Глава 26.3"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" вводится в действие законом субъекта РФ. Законодательные органы субъекта РФ, вводя данную систему налогообложения, определяют порядок введения единого налога, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом РФ, значение корректирующего коэффициента К-2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности.

Ставки базовой доходности в зависимости от вида предпринимательской деятельности, порядок определения корректирующего коэффициента К-1, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, коэффициент-дефлятор К-3, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), устанавливаются федеральным законодательством.
Единый налог на вмененный доход является одним из основных инструментов, призванных обеспечить равномерное распределение налогового бремени среди налогоплательщиков.
Данный закон направлен на привлечение к уплате единого налога на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, а именно: в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании. У перечисленных налогоплательщиков часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в наличной денежной форме.

В соответствии с Налоговым кодексом плательщиками единого налога на вмененный доход могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, где определяются конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом на вмененный доход.
апример, в соответствии с Законом Ульяновской области от 28. 11. 2002 № 058-ЗО "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области" единый налога на вмененный доход устанавливается для следующих видов деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
3) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
4) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Количество плательщиков единого налога на вмененный доход на территории Ульяновской области по состоянию на 01.07.2001г. составило: 1766 малых предприятий, 11590 индивидуальных предпринимателей; на 01.07.2002г.- 1952 малых предприятий, 11609 индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 01.07.2003г наблюдается снижение количества, плательщиков единого налога на вмененный доход до 1615 малых предприятий, 11453 индивидуальных предпринимателей. Это связано с тем, что значительно сократился вид деятельности подпадающий под действие ЕНВД, из под действия закона выведены:
- розничная торговля ГСМ
- розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли более 150 кв.м
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими более 20 транспортных средств.

В процессе внедрения единого налога на вмененный доход выяснилось, что итоги перевода предпринимателей - физических лиц и юридических лиц - различаются. От введения единого налога на вмененный доход эффект достигнут в результате перевода на его уплату индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, причем в основном за счет увеличения налоговой нагрузки.

Основной причиной создавшегося положения является то, что базовая доходность различных видов деятельности установлена в одинаковом размере для юридических и физических лиц, в то время как до перевода на уплату единого налога на вмененный доход юридические лица уплачивали налоговые платежи в значительно большем размере.
Практика, таким образом, показывает, что для объективного определения величины вмененного дохода должна быть разработана система показателей, отражающих реальные доходы налогоплательщиков.

Значение корректирующего коэффициента К-2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, оказывающее основное влияние на величину налога на вмененный доход, установлены для организаций в заниженных размерах (из расчета применительно к индивидуальным предпринимателям). Эти размеры не обеспечивают компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество и т.д.).


Законодательно изменились нормативы отчислений доходов от уплаты единого налога на вмененный доход:
2002г. ю.л.Федеральный бюджет- 30% Областной бюджет -35% Местный бюджет-35%
2003г. ю.л.Федеральный бюджет - 30% Областной бюджет -15% Местный бюджет -45%

2002г. и.п. Федеральный бюджет - 30% Областной бюджет -33% Местный бюджет -67%
2003г. и.п. Федеральный бюджет - 30% Областной бюджет -15% Местный бюджет -45%
Изменились сроки уплаты единого налога, по действующему законодательству оплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода, по ранее действующему законодательству уплата единого налога производилась ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Таким образом поступления единого налога на вмененный доход в бюджеты всех уровней значительно снизились.

Налоговая нагрузка по юридическим лицам по сравнению с 2002 годом в 2003 году снизилась в 2,2 раза; по физическим лицам в 1,5 раза. Снижение налоговой нагрузки произошло в связи с тем, что в 1 полугодии 2002 года было 2 срока платежа: 22 декабря и 25 марта. В 2003 году в 1 полугодии только один срок платежа - 25 апреля.
Налоговая нагрузка на одного плательщика налога за 6 месяцев составила по юридическим лицам: 2001г-52,5тыс.руб; 2002г.- 52,4 тыс.руб.; 2003г- 22,8 тыс.руб.
По индивидуальным предпринимателям : 2001г-4,8тыс.руб; 2002г.- 4,4 тыс.руб.; 2003г- 2,9 тыс.руб
Налоговая нагрузка за 1 месяц 2001 г. на юридическое лицо составила - 8,8 тыс. руб.; на физическое лицо - 0,8 тыс. руб.
Налоговая нагрузка за 1 месяц 2002 г. на юридическое лицо составила - 8,7 тыс. руб.; на физическое лицо - 0,7 тыс. руб.
Налоговая нагрузка за 1 месяц 2003 г. на юридическое лицо составила - 7,6 тыс. руб.; на физическое лицо - 0,9 тыс. руб.

По мнению большинства опрошенных предпринимателей, участвовавших в анкетировании, проведенном комитетом администрации Ульяновской области по поддержке малого бизнеса и предпринимательства передача полномочий центральным властям по установлению базовой доходности не обеспечила стабильности в налогообложении.
Прежде всего, несправедливым по отношению ко многим категориям плательщиков является средний коэффициент доходности, исчисленный на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставит мелкий, средне- и низкорентабельный бизнес в крайне сложное положение. Затруднительно определить фиксированные показатели коэффициента К-2 , которые могли бы учитывать всю совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятий.
Кроме того, расчет десятков параметров налога для каждого вида и места деятельности требует огромных затрат - как времени, так и бюджетных средств.
При этом порядок "вменения" дохода не предусматривает вариантов налогообложения, когда доход предприятия в течение определенного времени отсутствует вовсе. Непонятно, как учитывать естественное снижение доходности предприятия в случае открытия (функционирования) других аналогичных предприятий на той же территории в течение налогового периода, когда запрещено пересматривать размер вмененного дохода и корректирующие коэффициенты.

В законе также не учитываются сложности уплаты налога с вмененного дохода предприятиями и предпринимателями, которые только начинают свою деятельность, учитывая необходимость уплаты других обязательных платежей: при регистрации, лицензировании, получении торгового патента и др.

Одной из задач, которые призвано решить законодательство о едином налоге на вмененный доход, является упрощение изъятия налога (техники исчисления, методик, инструкций и законов) с субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся предпринимательской деятельностью в вышеперечисленных сферах.
На практике внесение изменений в Налоговый кодекс по единому налогу на вмененный доход реально не упростило для субъектов малого и среднего предпринимательства систему учета, отчетности и налогообложения.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по предоставлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. При осуществлении нескольких видов деятельности, подпадающих под действие обложения единым налогом на вмененный доход, учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.

Таким образом, вместо реального упрощения системы учета и отчетности для разных видов деятельности предусматривается различный порядок ведения раздельного бухгалтерского учета и отчетности.
При наличии других видов деятельности такая организация (предприниматель) обязана уплачивать действующие налоги и сборы и представлять в налоговый орган по месту налогового учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Субъекты малого и среднего предпринимательства - организации с небольшой численностью работников и индивидуальные предприниматели, из-за ограниченности средств, как правило, не имеющие возможность иметь высококвалифицированных бухгалтеров, юристов, новейшие автоматизированные бухгалтерские программы, а также не имеющие возможность обращаться в консалтинговые и аудиторские компании.
Поэтому для субъектов малого предпринимательства крайне важно иметь наиболее простую систему налогообложения, которая бы не отвлекала много средств на ее ведение.

Комитета администрации области по поддержке малого бизнеса и предпринимательства