Малое предпринимательство в промышленности в 2000-2002 годы

По данным Ульяновского областного комитета государственной статистики, в Ульяновской области из 4847 действующих малых предприятий 803 являются промышленными , что составляет 64% всех промышленных предприятий области.

Снижение количества малых предприятий объясняется, прежде всего, проведенной в 2002 году перерегистрацией предприятий всех форм собственности, которую прошли только действующие предприятия.
Наряду со снижением количества промышленных малых предприятий необходимо отметить рост среднесписочной численности. На малых промышленных предприятиях постоянно работает более 10 тыс. человек. Кроме того, 424 человека работает по совместительству и 56 человек - по договорам подряда. В целом, вторичная занятость составляет 4% от общего количества занятых на малых промышленных предприятиях (в целом по малому предпринимательству - 10 %), что свидетельствует о значительном уменьшении ее доли. То, что 96% занятых на малых предприятиях промышленности работает на постоянной основе, является, несомненно, положительным фактором.

Также определенным сдвигом в развитии малого предпринимательства является увеличение средней численности персонала промышленных малых предприятий до 13 человек. В период с 1994 по 2001 годы данный показатель не поднимался выше отметки 10 человек. Впервые с 1996 года выросла и средняя численность персонала в целом на малых предприятиях - с 7 человек до 8.
Динамика удельного веса промышленных предприятий в малом бизнесе представлена на диаграмме. Доля промышленности составляет 17% к общему числу малых предприятий, в них занято 28% работников данного сектора экономики, которые обеспечивают четверть выпуска продукции всех малых предприятий. В промышленность вложено 15% всех инвестиций малых предприятий области, что, конечно же, недостаточно для их развития.

Малыми промышленными предприятиями за 2002 год выпущено продукции по основному виду деятельности на 1,3 млрд.руб., или 2,7% от общего выпуска промышленной продукции области. Выпуск товаров и услуг ежегодно растет, но доля малого бизнеса в промышленном производстве незначительна.

Каждым работником малого промышленного предприятия производилось продукции на 10,2 тыс. руб. в месяц.
При этом среднемесячная оплата труда составила 1698 руб. (в целом по малым предприятиям - 1742 руб., на крупных и средних предприятиях промышленности - 3334 руб.). Несмотря на постоянный рост заработной платы, она существенно ниже средней заработной платы на средних и крупных промышленных предприятиях, что говорит о сохраняющейся негативной практике выдачи заработной платы в "конвертах".

Средняя выручка от реализации продукции на малых предприятиях промышленности составила 21,8 тыс. руб. в месяц на одного работающего. Самыми выгодным видом экономической деятельности является цветная металлургия, затем следуют легкая и полиграфическая промышленность.
Малыми промышленными предприятиями в 2002 году вложено в основной капитал 56 млн.руб. инвестиций. Преимущественное большинство инвестиций приходится на пищевую промышленность (39,2%), далее с большим отрывом следует химическая и нефтехимическая промышленность (29,4%), на третьем месте - полиграфическая промышленность (9,8%), на четвертом - мукомольно-крупяная промышленность (8%). На каждый вложенный малыми промышленными предприятиями рубль было произведено продукции на 23 руб. (в целом по малым предприятиям - на 14 руб.).

Отраслевая структура малых промышленных предприятий представлена всем разнообразием видов деятельности, характерных для региона в целом. Если рассматривать по объему продаж, то лидируют такие виды деятельности, как машиностроение, легкая, деревообрабатывающая, пищевая промышленности. Малые промышленные предприятия выпускают металлорежущие станки, запасные части и узлы для модернизации металлорежущих станков, медицинскую технику, приборы, средства автоматизации и запасные части к ним, технологическое оборудование для предприятий торговли и общепита и запасные части к ним, пиломатериалы, дверные и оконные блоки, мебель, изделия из пластмасс, ковры и ковровые изделия, трикотажные и швейные изделия, обувь на резиновой подошве, журналы и некоторые другие виды продукции. Из продовольственных товаров малые предприятия производят: муку, хлеб, макаронные, кондитерские и колбасные изделия, сыры, мороженное, масло растительное и животное, пищевую рыбную продукцию, безалкогольные напитки и изделия из картофеля.

К сожалению, отсутствуют данные по индивидуальным предпринимателям, которые также специализируются на выпуске промышленной продукции. По Распоряжению Правительства РФ от 8 октября 2002 года № 1410-р, в 2004 году планируется проведение сплошного обследования данного сектора экономики.

По данным районных администраций, количество зарегистрированных малых промышленных предприятий в сельской местности незначительно.
Основными сдерживающими факторами развития предпринимательства в сельской местности являются убыточность сельскохозяйственного производства, неплатежеспособность сельского населения, несовершенство законодательной базы деятельности малого предпринимательства и налоговой политики, трудности с получением банковских кредитов, отсутствие необходимых квалифицированных кадров, низкой информационная обеспеченность сельского населения, отсутствие должной защищенности владельцев и работников малого бизнеса на селе. Для повышения правовой грамотности предпринимателей, в рамках реализации мероприятий Программы развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2002-2004 годы, комитетом администрации области по поддержке малого бизнеса и предпринимательства регулярно проводятся семинары в районах области.

Сегодня в России наиболее прибыльным видом деятельности является коммерция. Но и торговля в сельской местности развита слабо, поскольку отсутствие субъектов рынка (товаропроизводителей) выводит сельское население в разряд необеспеченных категорий населения, и, следовательно, неплатежеспособных. Во-вторых, финансовая сложность налаживания производств по переработке сельхозпродукции уводит данную продукцию от его производителей за очень низкие цены. Все это повлияло не только на спад агропромышленного производства, но и на заметное сокращение объемов бытовых услуг сельским жителям, сельских магазинов, объектов социального, коммунального обслуживания, свертывание деятельности малых предприятий в сфере производственной инфраструктуры.

В целом, роль промышленного малого бизнеса за два последних года заметно возросла. Однако, сектор малой экономики пока еще не играет весомой роли в промышленном производстве региона (как и по России в целом).
Развитию промышленного малого бизнеса можно способствовать через:
- создание зон экономического благоприятствования;
- развитие системы финансового лизинга;
- создание системы кредитования оборотных средств;
- повышение инвестиционной привлекательности региона.

Кроме того, перспективным направлением является встраивание малого предприятия в деятельность крупной компании. Как свидетельствует мировой опыт, стратегия роста многих малых фирм заключается в участии производства продукта крупной фирмы. Такие промышленные корпорации, как "Форд" и "Даймлер-Крайслер", покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. В США растет число небольших фирм, узкоспециализирующихся по выпуску деталей, узлов и другой мелкосерийной продукции для крупных фирм, поскольку масштабное производство некоторых видов комплектующих изделий невыгодно для крупных компаний. Так, в 1964 году "Дженерал моторс" имел 30 тысяч субподрядчиков, а в середине 80-х годов - уже 40 тысяч. "Дженерал электрик" располагает 45 тыс. поставщиками, из которых 93% являются малыми предприятиями. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную субконтрактную систему, через систему "франчайзинг" в монополистические производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние являются поставщиками для больших фирм.

Создание механизмов взаимодействия в сфере развития и внедрения инноваций, бизнес-инкубирование малых производственных предприятий, повышение эффективности использования собственности также являются важными направлениями развития промышленного малого бизнеса региона.