О льготном проезде на пригородном железнодорожном транспорте

 
10 ноября 2004 года президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым и руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Вячеславом Прохоровым была утверждена  Программа мероприятий по обеспечению бесплатного проезда граждан - получателей социальных услуг на железнодорожном транспорте в 2005 году. В России их - более 12 млн человек.

Реализация мер по предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а также на междугороднем транспорте - к месту лечения и обратно будет осуществляться в рамках заключенного Договора.

Компания РЖД полностью готова к процессу монетизации федеральных льгот на жд транспорте. Уже разработаны разовые и месячные проездные билеты. Такие билеты будут выдаваться в кассах пассажирам льготникам по предъявлению соответствующего удостоверения. Проведена большая работа по подготовке билетных кассиров. Федеральные льготники могут ездить на поездах пригородного сообщения без всяких ограничений: как количества поездок, так и расстояний.

Представляем Вам ответы на самые часто задаваемые пассажирами вопросы, касающиеся изменения закона о бесплатном проезде граждан - получателей социальных услуг на железнодорожном транспорте в 2005 году.


Разъяснение ряда вопросов о льготном проезде на железнодорожном транспорте.

     1. Какие категории граждан имеют право бесплатного проезда согласно заключенному договору?
    
    
     Данный договор предусматривает организацию услуг по перевозке железнодорожным транспортом пригородного сообщения граждан - получателей социальных услуг, определенных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В их число входят:
     • Инвалиды войны.
     • Участники Великой Отечественной войны.
     • Ветераны боевых действий.
     • Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
     • Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 г.
     • Лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений.
     • Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
     • Инвалиды.
     • Дети-инвалиды.
     Кроме этого, лица, сопровождающие инвалида III степени ограничения трудовой деятельности, а также ребенка-инвалида имеют право бесплатного проезда при их сопровождении.
    
     2. Какова структура льготников?
    
     
     Количество льготников в России составляет 71,638 млн. чел., в том числе получатели социальных услуг, а это 9 категорий граждан, - 12,5 млн. чел. (17,5%), студенты и школьники - 28,5 млн. чел. (39,8%), граждане, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий, лица награжденные знаком "Почетный донор России" - 26 млн.чел. (37%), ведомственные льготники - 3,5 млн. чел. (4,9%).
     Вышеперечисленные категории граждан составляют почти половину (51,2%) всех объемов перевозок Российских железных дорог в пригородном сообщении.
    
     3. Какой объем компенсаций будет получен за перевозку указанных категорий?
    
    
     В соответствии с заключаемым договором за оказание услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг ОАО "РЖД" планируется перечислить 5,888 млрд. руб. После принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" данная сумма согласно договора может быть скорректирована.
    
     4. Какие объемы перевозок осуществили Российские железные дороги в 2003 году? Какими они будут в 2004 году?
    
     В 2003 году Российскими железными дорогами перевезено 1176,7 миллиона человек (102,3% к 2002 г.) или 48,1 млрд. пасс.-км. (103,2% к 2002 г.)
     В 2004 году ожидаемый объем перевозок составит 48,9 млрд. пасс.-км. ( 101,7% к 2003 г.), будет перевезено 1186,9 млн. чел. (100,8% к 2003 г.)
    
     5. Какие доходы получены Российскими железными дорогами в 2003 году? Какие убытки понесли российские железные дороги в 2003 году? Какими они будут в 2004 году?
    
    
     За 2003 год от продажи билетов получено 5,8 млрд. рублей доходов. Расходы по организации пригородных перевозок составили 32,2 млрд. рублей. Убытки от пригородного движения составили 26,4 млрд. рублей.
     Компенсации убытков субъектами Российской Федерации составили в 2003 году 9,9 млрд. руб., в том числе прямые денежные дотации - 3,3 млрд.руб.
     В 2004 году пригородным пассажирским комплексом планируется получить более 7,3 млрд. руб. доходов, расходы составят 37,8 млрд. руб. Российские железные дороги в пригородном сообщении понесут убытки в сумме 30,5 млрд. руб. Региональными бюджетами Российской Федерации предусмотрены размеры прямых денежных дотаций в сумме 3,1 млрд. руб.
    
     6. Позволит ли принятие Федерального Закона № 122-ФЗ и заключение Договора ликвидировать убыточность пригородных пассажирских перевозок?
    
    
     Нет, не позволит. Федеральным бюджетом на 2005 год планируется выделить около 5,9 млрд. руб. на покрытие выпадающих доходов от перевозки в пригородном сообщении социальных категорий граждан. Это позволит сократить убытки пригородного пассажирского комплекса в 2005 году на 17,8%. Но вышеназванные мероприятия не смогут в полной мере ликвидировать убыточности пригородного комплекса.
     Принятие Федерального Закона это только первый шаг к сокращению убыточности пригородных перевозок. Для того, чтобы ликвидировать убыточность, в настоящее время необходимо определить порядок погашения выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан. Так, не решен вопрос с компенсацией выпадающих доходов от перевозки пассажиров силовых структур (МВД, ФСБ, сотрудников внутренних войск), а также студентов и школьников.
     Кроме того, учитывая социальную значимость перевозок, действующий тариф в настоящее время ниже себестоимости перевозок в 3 раза (5,2 рублей тариф в целом по сети железных дорог, 15,3 рублей - себестоимость перевозки). Убытки от низкой стоимости тарифа по итогам 2004 года составят 19,8 млрд. рублей.
    
     7. Какие дополнительные меры необходимо предпринять, чтобы пригородные перевозки стали безубыточными?
    
    
     Для снижения убыточности пригородных перевозок необходимо решить вопросы организации проезда других категорий льготников (по профессиональной принадлежности, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации), школьников и студентов.
     Кроме того, необходимо предусмотреть в бюджетах субъектов РФ средства на финансирование пригородных перевозок, учитывая их социальную значимость. Со своей стороны ОАО "РЖД" ведет целенаправленную политику введения новых прогрессивных и высокотехнологичных проектов, направленных на снижение производственных издержек и на повышение рентабельности. Так, за 9 месяцев т.г. благодаря введению в эксплуатацию таких проектов, как Москва - Мытищи, Москва-Аэропорт Домодедово убытки в пригородном сообщении сократились к уровню 2003 года более чем на 300 млн. рублей или на 3,6%.
     
     8. На каких принципах будет основываться система обслуживания граждан - получателей социальных услуг в пригородном сообщении?
    
    
     Максимально сохранен действующий порядок оформления проезда льготных категорий граждан с применением существующих форм проездных документов.
    
     9.Что необходимо для организации проезда граждан - получателей социальных услуг?
    
    
     Для организации проезда граждан - получателей социальных услуг в настоящее время ведется работа по техническому оснащению билетных касс, производится корректировка программного обеспечения, а также обучение билетных кассиров и другого обслуживающего персонала.
    
     10. Будет ли организован учет проезда граждан - получателей социальных услуг?
    
    
     Безусловно. Для формирования бюджетов на будущие периоды необходимо вести учет проезда данных категорий, поскольку на 2005 год указанная выше сумма была определена расчетным путем.
    
     11. Где будут оформляться проездные документы?
    
     Граждане - получатели социальных услуг для оформления проезда должны будут обратиться в билетную кассу и при предъявлении документов, подтверждающих статус данной категории, в ряде случаев (если в данных документах отсутствует фотография) - документ, удостоверяющий личность, и оформить проездной документ на необходимый маршрут следования.
    
    
     12. Как оформить проезд, если на станции нет билетной кассы?
    
    
     На направлениях, где отсутствуют билетные кассы, порядок оформления проездных документов устанавливается железной дорогой. Как правило, на таких направлениях организована работа разъездных билетных кассиров, у которых можно оформить проезд
    
         13. Какие виды проездных документов будут оформляться данным гражданам?
    
     
     Это разовые билеты "туда" или "туда и обратно", оформляемые в день осуществления поездки.
     Абонементные билеты на 1, 2, 3 месяца для проезда льготных категорий граждан - получателей социальных услуг, чьи поездки будут носить регулярный характер на определенном маршруте. Это новшество, ранее данные категории граждан таким правом не пользовались. 
    
     14. Срок действия данных проездных документов?               
     Проездной документ для разовой поездки "туда" действителен на одну поездку "туда" в соответствии с указанной на нем датой. На проезд обратно билет действителен в течение одних суток, не считая дня продажи, а также общевыходных и праздничных дней.
          Абонементный проездной документ действителен в течение срока, указанного в данном проездном документе (1 ,2, 3 месяца).
    
     15. Как будет осуществляться проход через турникеты?  
    
     
     На направлениях, где функционирует автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в пригородном сообщении (АСОКУПЭ), применяются формы проездных документов, обеспечивающие пропуск пассажиров через пункты контроля в автоматизированном режиме:    
     - разовые билеты со штрих-кодом;
     - абонементные билеты на таких направлениях будут оформляться
     на бесконтактных электронных картах, так называемых смарт-картах (транспортных картах).
    
          16. Какие документы необходимо будет предъявлять в процессе поездки контролерам-ревизорам?
    
    
     Непосредственно проездной документ (билет), действительный для проезда только по маршруту, указанному в проездном документе, и документ, подтверждающий статус гражданина - получателя социальных услуг. При предъявлении бесплатного проездного документа без документов, подтверждающих право бесплатного проезда, гражданин в соответствии Федеральным законом "О железнодорожном транспорте" считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда от станции отправления до станции назначения.
     
     17. Будет ли проведена разъяснительная работа с населением?
    
    
     Проведение разъяснительной работы с населением является одним из основных условий успешной реализации положений федерального законодательства. Информационные материалы будут направлены во все структурные подразделения ОАО "Российские железные дороги". На станциях и остановочных пунктах будет размещена необходимая визуальная информация, в поездах - звуковая.
    
     18. Будут ли иметь граждане - получатели социальных услуг льготы в поездах иных перевозчиков?
    
    
     Безусловно. Законы Российской Федерации являются обязательными для выполнения на всей территории России. В настоящее время перевозки в пригородном сообщении осуществляют 4 перевозчика на Западно-Сибирской железной дороге ("Экспресс-Пригород", "Омск-Пригород", "Кузбасс-Пригород", "Алтай-Пригород"), а также "ТрансГруппАС" на Московской железной дороге - на участке Москва-Киевская - Апрелевка.
    
     19. Как будет организовано взаимодействие ОАО "РЖД" с данными перевозчиками?
    
    
     Учитывая сжатые сроки для реализации положений федерального законодательства по организации проезда получателей социальных услуг в 2005 году, ОАО "РЖД" за счет средств, предусмотренных данных договором, будет самостоятельно вести расчеты с указанными выше перевозчиками на основе заключаемых договоров.
    
     20. Планируется ли повышение тарифов на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении в 2005 году?
    
    
     ОАО "Российские железные дороги" выступает не за повышение тарифов, а за сокращение убыточности пригородных пассажирских перевозок. Необходимо постепенно переходить на денежный порядок расчетов с гражданами, что позволит обеспечить прозрачность пассажиропотока, увеличить объемы перевозок и ликвидировать их убыточность.
    
     21. Каковы права льготников, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации?
    
    
     К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение за счет собственных средств мерами социальной поддержки следующих категорий граждан:
     • Ветераны труда.
     • Труженики тыла.
     • Дети-сироты (за исключением детей, обучающихся в
     федеральных государственных образовательных учреждениях),
     • Жертвы политических репрессий.
     • Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания.
     • Малоимущие семьи.
     • Малоимущие одинокие граждане.
     • Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России, СССР".
    
     Указанные категории будут обеспечиваться мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством и за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Если нормативными актами субъектов Российской Федерации указанным категориям будет предусмотрен бесплатный проезд в пригородном сообщении, то данное право может быть реализовано только в пределах того субъекта, который предоставил льготу.
     На сегодняшний день нормативные акты, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки указанным категориям, субъектами Российской Федерации не приняты.
     Предварительный мониторинг ситуации в регионах показал, что денежные выплаты планируют предоставлять 53 субъекта Российской Федерации, льготы по оплате проезда в пригородном сообщении предполагают предоставить 15 субъектов. О льготном проезде на пригородном железнодорожном транспорте