О программе финансирования инновационных проектов "СТАРТ"

В соответствии с решением наблюдательного совета Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере объявляет о начале новой программы - "СТАРТ" - по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое "посевное" финансирование.

Основная цель программы - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований. При этом предполагается, что для реализации этой задачи будет образована наукоемкая компания или новые товар и услуга создадут новую нишу высоко технологического производства существующей малой компании.

Однако в данной программе предполагается, что процесс становления малой инновационной компании (формирования новой ниши продукции) займет до 3-х лет. Первый этап реализации проекта (до 1 года) является "посевным" в полном смысле этого понятия, когда заявитель (и) за небольшие средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе на проведение НИОКР осуществляет ряд действий - исследования, разработка прототипа продукта, его испытания, патентование, составление бизнес-плана - которые позволят ему убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов его научных исследований (сам потенциальный предприниматель решает, какие из перечисленных (не перечисленных) действий ему необходимо осуществить.

Реальной коммерциализацией для данной программы считается раскрутка нового предприятия (нового подразделения на предприятии) в конце третьего года до 5-20 сотрудников, имеющих данное предприятие как основное место работы (включая основных разработчиков), и с объемом реализации нового продукта (услуги) не менее 750 тыс. руб. на такого сотрудника в год.

На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКОР будет увеличиваться в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превысит суммарно за три года 4,5 млн. руб.
Хотя Фонд и накопил некоторый опыт отбора, финансирования, мониторинга инновационных проектов по разработке и освоению производства новых продуктов, начиная со стадии идеи (особенно в рамках совместного с РФФИ конкурса "ИННО") собственного опыта организации работ по финансированию проектов на "посевной" стадии у Фонда нет.

Фонд признателен многим ученым и специалистам за полезные обсуждения методологии поведения подобного конкурса. Фонд признателен также руководству INTAS за разрешение пользоваться методологическими материалами по организации конкурса инновационных проектов.

Исходя из вышесказанного:

Фонд не устанавливает какой-либо специальной формы заявки. Обычная форма заявки на сайте Фонда не подходит, так как требует предоставления излишней для данного конкурса информации.

Наоборот, заявителю предоставляется возможность самому в произвольной форме убедить экспертов в реализуемости его бизнес-идеи.

В качестве некоторого руководства к составлению заявки на сайте Фонда в разделе "СТАРТ" приведены основные критерии, которыми руководствуются эксперты при отборе проектов для стартующих инновационных компаний, рекомендуемое содержание заявки по данной программе.

Фонд будет также ежемесячно проводить семинары-консультации, дата и место проведения которых будут объявляться на сайте Фонда.

Заявка подается исключительно в электронном виде в уполномоченные представительства Фонда по программе "СТАРТ" по федеральным округам.

Фонд рекомендует представлять заявку физическим лицам. И только после прохождения заявки по конкурсу образовать малое предприятие, так как

Фонд имеет право финансировать исключительно малые предприятия.
Для данной программы Фонд не настаивает на переходе основных разработчиков проекта в течение первого года его реализации во вновь создаваемое предприятие. Однако при отборе проектов для финансирования на второй год их реализации переход основного разработчика на предприятие как основное место работы будет рассматриваться в качестве серьезного доказательства уверенности самого разработчика в реализуемости его бизнес-идеи. Фонд рекомендовал бы заявителям и руководителям организаций (институтов, университетов) и в этом случае заключать соглашение о сохранении за заявителем в течение года возможности вернуться на прежнее место работы на прежних условиях и приложить такое соглашение к заявке.

Фонд, естественно, не возражает, если заявка представляется сразу от имени существующего предприятия, но если оно создано не ранее, чем за 1 год до предоставления заявки и его основной задачей является коммерциализация предлагаемого научного результата.
В любом случае в заявке должно быть показано, что заявители имеют право на предлагаемые к коммерциализации научные результаты (наличие права собственности на патент, лицензионное соглашение, письмо руководителя научной организации и т.д.).
Отбор проектов для финансирования будет проводиться в два этапа:
первый этап - независимая экспертиза проекта,
второй этап - личное собеседование жюри с заявителями.

К работе экспертизы и жюри Фонд привлекает ученых по соответствующим разделам науки и техники, специалистов (практиков и ученых) в области коммерциализации технологий (инновационный менеджмент, трансфер технологий) и защиты прав на интеллектуальную собственность. Жюри проводит собеседования в центрах федеральных округов. В процессе собеседования заявитель сможет внести изменения в заявку, если считает это целесообразным.

Финансирование проектов Фондом осуществляется в форме государственных контрактов на безвозвратной и безвозмездной основе. Права на вновь создаваемую в процессе реализации проекта интеллектуальную собственность закрепляются за исполнителями контракта в соответствии со статьей 9.1 Патентного закона Российской Федерации № 22-ФЗ от 07.02.2003 г. В рамках контракта предусматривается согласие заявителей на проведение независимого мониторинга.
С заявителей проекта не взимается плата за проведение экспертизы и мониторинга проектов. Однако расходы на подготовку заявки, участие в собеседовании, на создание малого предприятия заявители проекта осуществляют за свой счет.

Если заявители в первый год реализации проекта сохраняют за собой институт или университет в качестве основного места работы, то предоставляемые Фондом по контракту средства не должны использоваться на оплату аренды помещений и другого имущества организации, энергетических ресурсов и накладных расходов организации. В этом случае после прохождения заявки по конкурсу необходимо письмо руководителя научной организации о том, что ему известно о выполнении проекта ее сотрудниками.
В конце первого года реализации проекта заявители представляют научный отчет, подтверждение оформления прав на интеллектуальную собственность, баланс малого предприятия, заключение монитора по проекту и бизнес-план реализации проекта на последующие два года. По результатам их анализа жюри принимает решение о продлении или прекращении финансирования проекта.

Все указанные выше условия и критерии являются рекомендательными. Заявители имеют право убедить экспертов и жюри конкурса в большей эффективности и целесообразности предлагаемой ими организации работ по коммерциализации научных результатов.

Фонд не устанавливает жестких сроков подачи заявок. Однако в 2004 году будет начато финансирование проектов, отобранных из заявок, поступивших до 01.07.2004 года. Экспертиза заявок, работа жюри, отбор проектов и их финансирование начинается с 11.12.2003 года и будет идти по мере накопления не менее 50 очередных заявок в Фонде или федеральных округах. Фонд планирует профинансировать до 400 проектов в 2004 году.

Фонд содействия развитию МП НТС