Протокол №13/р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 1.09.2016
Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области
П Р О Т О К О Л
аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
01.09.2016 13/р
11.00
Председательствующий О.В.Котельникова
СекретарьТ.А.Бакулина
Присутствовали: представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Ключевые изменения бюджетного законодательства в 2016 году.
Докладчик – А.А. Вязьмин
2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.08.2016 по 30.08.2016.
Докладчик – О.В.Котельникова
3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 19.08.2016 по 01.09.2016в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Докладчик – М.В.Арефьева
4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.
Докладчик – О.В.Котельникова
1. Ключевые изменения бюджетного законодательства в 2016 году.
(А.А.Вязьмин - текст доклада прилагается)
1. Принять информацию к сведению.
2. Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.08.2016 по 30.08.2016.
(О.В.Котельникова)
Сообщила, что за период с 17по 30августа 2016 года вынесено 40актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:
- «О нормативах потребления коммунальных услуг населения города» – в нарушение статей 24.6,24.8,24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами власти субъекта Российской Федерации, решением Совета депутатов городского поселения устанавливаются нормативы вывоза твердых коммунальных отходов;
- «Об утверждении административного регламента «Предоставление в аренду муниципального имущества» - в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не позднее дня, следующего за днём принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. Вместе с тем, в указанном акте порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, не содержит сведения о сроках, в течение которых ответ должен быть направлен заявителю жалобы и способ его отправления;
- «О создании межведомственной комиссии для проведения категорирования объекта» –в нарушение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», изданного во исполнение пункта 4части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в состав комиссии не включен представитель территориального органа безопасности, а вместо представителя территориального органа безопасности - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий–включён представитель 47 ПСЧ ФПС ФГКУ, который полномочий по работе в такой комиссии не имеет;
- распоряжение администрации муниципального района «О проведении дня открытых дверей в сфере жилищно-коммунального комплекса на территории муниципального района – согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее –Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ)распоряжения издаются исключительно по вопросам деятельности местной администрации, по вопросам местного значения администрация издает акты в форме постановлений. Таким образом, администрацией муниципального района распоряжение издано с нарушением формы и подлежит отмене;
- распоряжение администрации муниципального района «Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального района на 2017-2019 годы» – в данном акте усматривается несоблюдение процедуры утверждения муниципальных программ. Так в нарушение положений абзаца 3 части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) вышеуказанным распоряжением не предусматривается внесение проектов программ перед утверждением на согласование в представительный орган;
- «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, на 2016 год»– в нарушение частей 3,4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) Советом депутатов муниципального района при принятии решения установлен не фиксированный размер платы за пользование жилым помещением на территории сельского поселения - в размере 1,34-1,06 руб. за1 кв.м.Поскольку согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ плата за пользование жилым помещением (плата за наем) вносится наймодателю, наличие диапазона в размере платы позволяет должностным лицам органа местного самоуправления (являющегося наймодателем) действовать по своему усмотрению при определении суммы денежных средств, подлежащих уплате нанимателем жилого помещения;
- «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального района» - внесены изменения в Программу управления муниципальной собственностью муниципального района. В преамбуле решения одним из оснований его принятия указана статья 179 БК РФ. Однако данной статьей регламентируется порядок принятия и правовое содержание государственных и муниципальных программ целевого назначения, утверждение которых осуществляется органом исполнительной власти и местной администрацией муниципального образования, соответственно. Поскольку программа управления муниципальной собственностью не относится к числу таких программ, ссылка на статью 179 БК РФ при внесении в нее изменений не требуется;
- «О мерах по обеспечению безопасности населения на водоёмах сельского поселения – согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов. Таким образом, органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья не наделены;
- «О составе патрулирующих групп по водным объектам на территории сельского поселения» – согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом ни Совет депутатов муниципального образования, ни старосты сёл, ни иные лица, кроме указанных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ,не входят в структуру администрации сельского поселения;
- «Об утверждении положения «О составе, порядке подготовки документов территориального планирования муниципального района, о порядке подготовки изменений и внесения их в документы территориального планирования муниципального района, о составе, порядке подготовки планов реализации документов территориального планирования муниципального района» – в нарушение подпункта «е» пункта 1 части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации(далее– ГК РФ)на картах, содержащихся в схеме территориального планирования района, не подлежат отображению объекты по обработке, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов. Кроме того, в нарушение части 3 статьи 19 ГК РФ, планируемые к размещению объекты местного значения подлежат отображению не только на картах, но и на схемах. Однако, несмотря на внесение изменений в ГК РФ, решение Совета депутатов муниципального района в соответствие с изменившимися нормами закона длительное время не приводится;
- «О создании экспертной группы для проверки состояния, содержания и эксплуатации зданий, находящихся в областной и муниципальной собственности и расположенных на территории муниципального района – согласно части 1
статьи 15 и части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Осуществление органами местного самоуправления полномочий органов государственной власти возможно только в порядке, установленном статьёй 19 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ, предусматривающей наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральными законами и законами субъектов РФ. Соответствующего законодательного акта о наделении администрации муниципального района полномочиями по проверке состояния, содержания эксплуатации зданий, находящихся в областной собственности, не издавалось;
- «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «О мерах правовой и социальной поддержки добровольных пожарных, стимулировании развития добровольной пожарной охраны на территории городского поселения»– указанным актом определены меры поддержки, предоставляемые добровольным пожарным. При этом в число таких мер включено денежное поощрение членов добровольных пожарных дружин, принимающих активное участие в ликвидации пожаров на территории городского поселения. Однако в нарушение требований статьи 83 БК РФ, источник финансирования обязательства по выплате указанного денежного поощрения в постановлении не определён. Отсутствие источника финансирования препятствует выполнению муниципальным образованием взятого на себя расходного обязательства;
- «Об утверждении Порядка взысканий за коррупционные правонарушения на муниципальной службе в администрации сельского поселения» – статьями 11,12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 14.1,15,27 Федерального законаот 06.06.2016 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрена ответственность за совершение муниципальными служащими коррупционных правонарушений. Статьёй 8.2.1 Закона Ульяновской областиот 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» на территории Ульяновской области определён единый порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. Таким образом, принятия на уровне сельского поселения указанного Порядка взысканий за коррупционные правонарушения на муниципальной службе в администрации сельского поселения органами местного самоуправления не требуется;
- «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения «Об утверждении муниципальной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории сельского поселения на 2014-2016 годы»– указанным актом внесены изменения в муниципальную программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории сельского поселения на 2014-2016 годы». Однако вопреки требованиям части 1 и части 2 статьи 179 БК РФ, объём финансового обеспечения реализации указанных мероприятий не определён. Поскольку в соответствии со статьёй 86 БК РФ предусмотренные в муниципальной программе мероприятия являются расходными обязательствами муниципального образования; отсутствие в ней объёмов финансирования противоречит принципам бюджетного законодательства;
- «Об утверждении состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города» - указанным актом утверждён состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В нарушение статьи 4.2 пункта 1 Закона Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области», статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в состав комиссии в качестве члена комиссии включён ответственный секретарь комиссии, в то время как указанное лицо занимает особое положение в составе комиссии и в число её членов не входит.
Кроме того отметила, что прокуратура указывает на нарушение действующего законодательства по вопросу контроля за техническим состоянием оборудования детских игровых площадок и детских игровых элементов на территории сельского поселения, напоминая, что согласно статье 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 2 Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание оборудования детских игровых площадок и детских игровых элементов действующим законодательством не отнесено к числу требований, за соблюдением которых осуществляется муниципальный контроль.Таким образом, нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопрос контроля за техническим состоянием оборудования детских игровых площадок и детских игровых элементов на территории сельского поселения,необходимо отменить, так как это противоречит федеральному законодательству. Просила довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению.
2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по указанным вопросам в соответствие с законодательством Российской Федерации с учётом замечаний органов прокуратуры.
3. Признать утратившими силув срок до 30.09.2016нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопрос контроля за техническим состоянием оборудования детских игровых площадок и детских игровых элементов на территории сельского поселения.
4. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов,данную информацию.
3. Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.08.2016 по 01.09.2016в части,касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местногозначения.
(М.В.Арефьева- текст доклада прилагается)
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению.
2. Органам местного самоуправления Ульяновской области провести мониторинг изменений федерального законодательства, законодательства Ульяновской области с целью совершенствования муниципальных нормативных правовых актов, приведения их в соответствие с законодательством.
3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.
4. Об актуальных вопросах ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.
(О.В.Котельникова)
Обратила внимание:
- представителей юридической службы администрации Барышского района на необходимость соблюдения двухдневного срока предоставления материалов к заседаниям комиссий муниципальных образований по вопросам нормотворческой деятельности в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области, установленного пунктом 3.8 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области»,на необходимость представленияв департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области в срок до 05.09.2016 в полном объёме информации о деятельности комиссии по нормотворческой деятельности за период с апреля 2016 года по настоящее время (повестку дня заседания комиссии муниципального образования Ульяновской области по вопросам нормотворческой деятельности, протоколы заседаний комиссии муниципального образования Ульяновской области по вопросам нормотворческой деятельности, информацию о наличии экспертных заключений контрольных и надзорных органов и иных заинтересованных органов и организаций Ульяновской области на проект нормативного правового акта).
Напомнила о контроле выполнения поручений, содержащихся в протоколесовещания с руководителями аппаратов, руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области под председательством заместителя Губернатора Ульяновской области А.В.Озернова № 59 ПС от 26.04.2016, согласно которому органам местного самоуправления Ульяновской области необходимо привести уставы и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в соответствие сФедеральным законом
от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РоссийскойФедерации», Федеральным законом от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
РЕШИЛИ:
1. Принять информацию к сведению.
2. Администрации Барышского района Ульяновской области неукоснительно соблюдать двухдневный срок предоставления материалов к заседаниям комиссий муниципальных образований по вопросам нормотворческой деятельности в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области, установленного пунктом 3.8 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014№ 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области», а также в срок до 05.09.2016 необходимо представить в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области в полном объёме информацию о деятельности комиссии по нормотворческой деятельности за период с марта 2016 года по настоящее время.
3. Органам местного самоуправления всрок до 06.09.2016 на электронную почту: TBakulina15@yandex.ru необходимо предоставить информацию об исполнении поручения,содержащегося в протоколе совещания с руководителями аппаратов, руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области под председательством заместителя Губернатора Ульяновской области А.В.Озернова № 59 ПС от 26.04.2016, согласно которому органам местного самоуправления Ульяновской области необходимо привести уставы и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в соответствие с Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
Председательствующий |
О.В.Котельникова |
Секретарь |
Т.А.Бакулина |