Выступление ведущего консультанта юридического отдела Министерства финансов Ульяновской области Вязьмина А.А.: «Ключевые изменения бюджетного законодательства в 2016 году»

01.09.2016

Как известно, одним из наиболее надежных способов обеспечения возврата заемных средств является государственная или муниципальная гарантия, письменное обязательство субъекта Российской Федерации или муниципального образования «отвечать» за исполнение лицом (принципалом), которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства, перед кредитором (бенефициаром).

Государственная или муниципальная гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 «Обеспечение исполнения обязательств» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом (принципалом), которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами (бенефициаром) полностью или частично (пункт 1 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункт 1 статьи 329 ГК РФ).

К правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 статьи 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных или муниципальных гарантий, применяются нормы БК РФ (статьи 115 - 117), устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава.

Нормы БК РФ, вступившие в силу с 01.01.2008 регулирующие правоотношения по предоставлению государственных или муниципальных гарантий, более полно по сравнению с ранее действующей редакцией БК РФ регулируют соответствующие отношения.

В 2016 году подпунктом «б» пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 15.02.2016 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 23-ФЗ) статья 241 БК РФ была дополнена пунктом 16 следующего содержания:

«Предоставление в соответствии с настоящим Кодексом государственных или муниципальных гарантий, за исключением государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе оффшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям, за исключением государственных или муниципальных гарантий, предусмотренных статьей 1151 настоящего Кодекса, являются указанные юридические лица. Указанные иностранные юридические лица не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным или муниципальным гарантиям, а российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия оффшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, - принципалами по таким гарантиям.

Государственная или муниципальная гарантия, предоставленная с нарушением положений настоящего пункта, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной или муниципальной гарантии не осуществляется. В случае, если исполнение по такой гарантии было осуществлено в полном объеме или в какой-либо части, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет.».

Министерством финансов Ульяновской области на сегодняшний момент подготовлен соответствующий проект закона Ульяновской области, которым будут внесены изменения в статью 28 закона Ульяновской области от 02.10.2012 № 123-ЗО «Об особенностях бюджетного процесса в Ульяновской области» в части проверки отраслевым исполнительным орган государственной власти Ульяновской области на соответствие принципала и (или) бенефициара требованиям, указанным в пункте 16 статьи 241 БК РФ.

Рекомендуем органам местного самоуправления Ульяновской области проанализировать свои нормативные правовые акты в сфере предоставления муниципальных гарантий на предмет соответствия требованиям пункта 16 статьи 241 БК РФ.

Мерой государственной или муниципальной поддержки юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям или физическим лицам являются субсидии, предоставляемые в порядке, установленном статьей 78 БК РФ.

Предоставление субсидий из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 23-ФЗ в статью 78 БК РФ были внесены изменения, дополнив её пунктами 31 и 51 следующего содержания:

«31. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

«51. При предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.».

При согласовании Министерством финансов Ульяновской области проектов нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, уделяется тщательное внимание на соблюдение в проектах нормативных правовых актов требований установленных статьей 78 БК РФ в редакции Федерального закона № 23-ФЗ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями осуществляются в рамках государственной поддержки частных инвесторов и являются важным инструментом государственного экономического регулирования. С их помощью государство может оказывать поддержку предприятиям реального сектора, воздействовать на состояние стратегически важных отраслей, производственный потенциал и занятость. Такие меры способны стабилизировать социально-экономическую ситуацию, придать импульс частной инвестиционной активности. Инвестиции в рамках государственной поддержки частных инвесторов могут осуществляться в форме долевого участия в уставном капитале предприятий, бюджетных кредитов, государственных гарантий, субсидий.

В соответствии со статьей 80 БК РФ бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся муниципальными предприятиями и учреждениями, влекут возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц; оформление доли муниципалитета осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющихся муниципальными учреждениями и (или) муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета принимаются соответственно в форме муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Хотелось бы отметить, что на уровне Российской Федерации принято постановление Правительством Российской Федерации от 24.10.2013 № 941 «Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета».

Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 23-ФЗ в пункт 3 статьи 80 БК РФ были внесены изменения следующего содержания:

«Обязательным условием, включаемым в договоры о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления бюджетных инвестиций иных операций, определенных решениями Правительства Российской Федерации, в том числе указанными в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи.».

Кроме того, Федеральным законом № 23-ФЗ статья 241 БК РФ была дополнена пунктом 15 в соответствии, с которым не допускается предоставление предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий и предусмотренных статьей 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц (оффшорные компании).

Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия оффшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, не вправе являться получателями указанных средств.

Дополнительно обращаем внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 469 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета» (далее - Постановление), утверждены Общие требования к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета.

Пунктом 3 Постановления рекомендовано федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы Российской Федерации, разработать и утвердить методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в срок, указанный в пункте 2 Постановления (2-месячный срок со дня вступления в силу Постановления до 07.08.2016).