Выступление заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области – Котельниковой О.В.: «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 06.07.2016 по 03.08.2016 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»

04.08.2016

 

1.     Федеральные законы

1. Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

В рамках принятия антитеррористических мер операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет обязали хранить информацию пользователей и передавать ее уполномоченным органам.

Федеральным законом, в частности:

установлены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму;

уточнен правовой режим контртеррористической операции и условия ее проведения;

определено, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности может проводиться такое оперативно-розыскное мероприятие, как получение компьютерной информации;

уточнено, что при производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного;

в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплено понятие «миссионерская деятельность», раскрыто ее содержание, установлен порядок осуществления;

предусмотрена обязанность принятия операторами почтовой связи мер по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи;

установлена административная ответственность, в том числе за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, за невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов, неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности предоставлять в ФСБ России информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений;

операторов связи обязали хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение 3-х лет с момента окончания осуществления таких действий, а текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и/или обработки, и предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами;

организаторов распространения информации в сети «Интернет» обязали хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях в течение 1 года с момента окончания осуществления таких действий, а текстовые сообщения пользователей, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения - до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и/или обработки, и предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами;

установлен запрет осуществления миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением отдельных положений.

 

2. Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

Федеральным законом, в том числе:

к преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, отнесены, в том числе, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), и некоторые другие;

введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником);

установлена уголовная ответственность за совершение за пределами РФ акта международного терроризма против граждан РФ или Российской Федерации.

Взаимосвязанные поправки внесены также в УПК РФ и в Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года.

 

2.     Постановления Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства РФ от 04.07.2016 № 627 «О внесении изменения в Правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения». 

Уточнены особенности казначейского сопровождения государственных контрактов в 2016 году.

При определении Правительством РФ особенностей осуществления конкретной закупки может быть предусмотрено право заказчика по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, установить перечень контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых с соисполнителями, подлежащих казначейскому сопровождению.

 

2. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 644 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В связи с упразднением ФМС России и передачей ее функций по миграционному учету органам внутренних дел, соответствующие изменения внесены в формы бланков внутренних и заграничных паспортов РФ.

При этом бланки паспортов, изготовленные до вступления в силу данного Постановления Правительства РФ, используются для оформления внутренних и заграничных паспортов граждан РФ до их израсходования.

 

3. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 634 «О внесении изменения в Правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений».

Уточнены особенности оценки последствий реорганизации или ликвидации федеральных государственных вузов, осуществляющих подготовку инженерных кадров.

Установлено, что при проведении такой оценки в отношении указанных организаций в состав комиссии по оценке должны включаться в том числе представители отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и представители объединений предпринимателей по профилю деятельности таких образовательных организаций.

 

4. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Установлены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, осуществляются федеральной, региональной и муниципальными межведомственными комиссиями в домах, входящих в состав федерального, регионального, муниципального или частного жилищного фонда соответственно. По результатам обследования составляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их доступности для инвалида, содержащий вывод о наличии (отсутствии) технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида. В случае невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома), комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома). Правила проведения такой проверки устанавливаются Минстроем России.

Постановлением также утверждены:

- требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида;

- требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида.

 

3.     Иные акты

 

1. Письмо ФНП от 12.07.2016 № 2493/03-16-3 «О применении положений Федеральных законов от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 03.07.2016 № 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 15 июля 2016 года государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из ЕГРП.

ФНП обращает внимание на отдельные положения федеральных законов от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 03.07.2016 № 332-ФЗ и от 03.07.2016 № 360-ФЗ, которыми внесены значительные изменения в законодательство, затрагивающие вопросы нотариата.

В связи с этим разъяснено, в частности, что:

требования нотариусов об оформлении отчуждения всеми участниками долевой собственности на недвижимое имущество своих долей разными сделками являются недопустимыми;

нотариальные палаты субъектов РФ обязаны установить обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, а также разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию об установленных размерах платы за оказание таких услуг нотариусами до 1 января 2017 года;

федеральным законом определен перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса;

договор об отчуждении объектов недвижимости может быть удостоверен любым нотариусом в пределах субъекта РФ, на территории которого находится указанное имущество (также урегулирован вопрос об удостоверении нотариусом договора об отчуждении объектов недвижимого имущества, находящихся на территориях разных субъектов РФ).

 

2. ПриказРостехнадзора от 25.04.2016 № 157«Об утверждении формы и порядка оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении»

Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42746.

Утверждена форма акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении.

Форма акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении применяется при расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, за исключением:

а) аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

б) аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Акт о расследовании причин аварийной ситуации включает в себя 9 разделов: общие сведения об аварийной ситуации; описательный блок; противоаварийные мероприятия; сведения о поврежденном или отказавшем теплотехническом оборудовании, здании, сооружении; сведения о поврежденном или отказавшем электротехническом оборудовании; описание действий (бездействия) оперативного персонала и должностных лиц, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварийной ситуации; особое мнение члена (членов) комиссии; выводы комиссии; подписи членов комиссии.

В приложениях к Приказу установлены:

- учетные признаки аварийной ситуации;

- классификация видов оборудования;

- классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации;

- классификационные признаки технических причин аварийной ситуации.

Акт расследования составляется в 2 экземплярах (для собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация и уполномоченного федерального органа исполнительной власти). Акт расследования с приложением материалов расследования, которые формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов, подлежит хранению в течение не менее 3 лет после проведения расследования причин аварийной ситуации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, у собственника или иного законного владельца объекта в случае проведения расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия.

 

3. Приказ Ростехнадзора от 25.04.2016 № 158 «Об утверждении формы и порядка оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении».

Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42747.

Утверждены формы отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении и порядок их заполнения.

Отчет об аварийных ситуациях при теплоснабжении подлежит представлению собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и органы местного самоуправления ежемесячно. В отчете отражаются сведения о: общем количестве аварийных ситуаций с классификацией по видам оборудования; классификации аварийных ситуаций по причинам возникновения аварийной ситуации при теплоснабжении на источниках тепловой энергии; классификации аварийных ситуаций по причинам возникновения аварийной ситуации при теплоснабжении на тепловых сетях.

Указано, что форма отчета применяется при расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и тепловых сетях, за исключением:

а) аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике;

б) аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области промышленной безопасности.

В приложениях к приказу приведены учетные признаки аварийной ситуации; классификация видов оборудования; классификационные признаки организационных причин аварийных ситуаций; классификационные признаки технических причин повреждения оборудования.

 

4. Приказ Минюста России от 30.06.2016 № 155 «Об утверждении порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2016 № 42777.

Минюстом России утвержден новый порядок заполнения бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.

В частности установлены требования к типу и размерам шрифта, используемого при заполнении полей бланков.

Порядок начнет действовать с момента признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 17.04.1999 № 432, которым утвержден действующий порядок заполнения таких бланков, и будет применяться в отношении форм бланков, утвержденных приказами Минюста России от 28.03.2014 № 47 и от 25.06.2014 № 142.

 

5. Приказ Рособрнадзора от 23.06.2016 № 990 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2015 г. № 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности»

Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2016 № 42776.

Рособрнадзором утверждена форма справки о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.

Указанная справка является одним из документов, необходимых для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2015 № 1313 «О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности».

 

6. Письмо ФССП России от 28.04.2016 № 00010/16/37567-СВС «О некоторых вопросах применения к должникам ограничения специального права».

Разъяснен перечень обстоятельств, при наличии которых лишение права управления транспортным средством в отношении должника применяться не может.

Перечень обстоятельств, при наличии которых ограничение специального права не может применяться, установлен частью 4 статьи 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Одним из таких обстоятельств является лишение должника основного законного источника средств к существованию. В качестве такого источника, по мнению ФССП России, может выступать любой доход, который является существенным в сравнении с доходами, полученными от иной деятельности. При этом количество времени, уделяемое соответствующему источнику доходов, значения не имеет. Таким образом, если у должника имеется иной вид деятельности, не связанный с управлением транспортным средством, которому уделяется меньшее количество времени, однако получаемый им доход превышает доход от деятельности, связанной с управлением транспортным средством, судебному приставу-исполнителю целесообразно отказать в удовлетворении заявления должника о неприменении к нему ограничения специального права.

Кроме того, указывается, что при рассмотрении вопроса о применении к должнику ограничения специального права в случае поступления от него информации о наличии на иждивении лица, являющегося инвалидом I или II группы, судебным приставам-исполнителям рекомендуется должнику предоставить в качестве подтверждения судебный акт об установлении соответствующего факта, либо иной подтверждающий документ, выданный уполномоченным государственным органом.

 

7. Информационное сообщение Минфина России от 07.07.2016 № ИС-учет-4 «О консолидированной финансовой отчетности».

Минфин России сообщает о введении дополнительных требований к консолидированной финансовой отчетности и процедурам ее раскрытия.

Изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 262-ФЗ, вступающим в силу с 15 июля 2016 года (за исключением отдельных положений). Так, например, предусмотрено, что:

положения, касающиеся представления и раскрытия промежуточной консолидированной финансовой отчетности, должны применяться к отчетности начиная с первого отчетного периода 2017 года;

положения, предусматривающие подтверждение ее достоверности, - к отчетности за первое полугодие 2018 года.

Также Законом установлены:

срок представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности;

обязанность раскрывать промежуточную консолидированную финансовую отчетность и срок раскрытия;

обязанность аудиторской проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности;

дополнительные требования к раскрытию консолидированной финансовой отчетности;

требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета.

Также уточнены круг лиц, полномочных подписывать консолидированную финансовую отчетность, и порядок ее представления в Банк России.

 

8. Информация Росреестра от 15.07.2016. С 15 июля 2016 года государственная регистрация прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из ЕГРП.

С 15 июля 2016 года прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе повторных.

Таким образом, с указанной даты, государственная регистрация прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из ЕГРП.

Сообщается, что с 15 июля 2016 года вступает в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме.

Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, - это документ, подтверждающий факт ее проведения и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах - основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи. При этом, согласно законодательству, только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

consultantplus://offline/ref=17C6AB3787556490827D8E0515F7441BD2D289CF8027E98578E167AA816985F1304795057DAB864947D72BeAx0L

9. Письмо Минфина России № 02-07-07/39110, Казначейства России № 07-04-05/02-493 от 04.07.2016«Об отдельных вопросах составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в 2016 году».

Дополнены разъяснения, касающиеся составления и представления отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в 2016 году.

Данные разъяснения являются дополнением к совместным письмам Минфина России и Федерального казначейства от 17.03.2016 № 02-07-07/15237 и 07-04-05/02-178, от 23.03.2016 № 02-07-07/16375 и 07-04-05/02-200, от 31.03.2016 № 02-07-07/18598.

В письме сообщаются особенности формирования показателей некоторых форм бюджетной и бухгалтерской отчетности (Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) и др.).

consultantplus://offline/ref=17C6AB3787556490827D8E0515F7441BD2D289CF8027E98578E167AA816985F1304795057DAB864947D62FeAxBL

10. Письмо Росприроднадзора от 05.07.2016 № АА-03-04-36/13116 «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Росприроднадзор будет принимать только после ввода в эксплуатацию соответствующей информационной системы.

Росприроднадзор сообщает, что постановка на государственный учет указанных объектов, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», будет осуществляться с применением государственной информационной системы, к разработке которой Росприроднадзор приступит с момента вступления в силу Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Указанный закон обязывает осуществить постановку на учет такого объекта, с присвоением ему кода и категории, а также выдать свидетельство о постановке на учет в течение десяти дней со дня получения от заявителя соответствующей заявки.

Отмечается, однако, что хранение заявок территориальными органами Росприроднадзора или уполномоченными региональными органами власти действующим законодательством не предусмотрено. В связи с этим прием заявок будет осуществляться только с момента ввода указанной системы в эксплуатацию.

Информация о введении в эксплуатацию системы будет размещена на сайте Росприроднадзора (rp№.gov.ru).

 

11. Приказ Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291«Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 № 42937.

Установлены размеры платы за предоставление сведений из ЕГРН, вступающие в силу с 1 января 2017 года.

Размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, дифференцированы по форме предоставления сведений (в виде бумажного документа, в виде электронного документа), и заявителям (физические лица, органы государственной власти, иные государственные органы, юридические лица).

В частности, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости в виде бумажного документа для физических лиц, органов государственной власти, иных государственных органов составит 750 рублей, а в виде электронного документа - 300 рублей (для юридических лиц - 2200 и 600 рублей соответственно).

Также с указанной даты вступают в силу размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН.

 

12. Приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр«Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 № 42935.

Обновлена форма градостроительного плана земельного участка.

Градостроительный план земельного участка включает в себя, в частности, сведения о местонахождении, кадастровом номере, описании границ земельного участка, его площади, описании допустимого местоположения объекта капитального строительства на земельном участке и иные сведения.

Не подлежащим применению признан Приказ Минрегиона России от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», которым ранее была утверждена данная форма.

 

13. Приказ Минфина России от 31.03.2016 № 37н«Об утверждении Порядка ведения государственного адресного реестра».

Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 № 42943.

Утвержден новый порядок ведения государственного адресного реестра.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2014 № 384 полномочия по установлению порядка ведения государственного адресного реестра были переданы Минфину России. В связи с этим Минфином России были установлены правила ведения государственного адресного реестра, включая правила формирования и размещения сведений, включаемых в реестр. Ведение и размещение реестра в сети «Интернет» осуществляется ФНС России. Сведения в реестре размещаются органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченных на это законами соответствующих городов федерального значения и оператором системы.

Документом также установлены:

- правила ведения реестра;

- правила формирования и размещения сведений в реестре, вступающие в силу с 1 января 2017 года.

 

14.Конституционным Судом РФ решен вопрос о праве органов местного самоуправления оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в отдельных случаях.

Суд признал не соответствующим Конституции РФ положение части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

Одновременно Суд признал не противоречащим Конституции РФ положение части первой статьи 24.18 данного Федерального закона, как устанавливающее в целях обеспечения прав и законных интересов собственников объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.

Федеральному законодателю предписано с учетом правовых позиций, выраженных в Постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

 

15.  «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).

Верховным Судом РФ подготовлен второй обзор судебной практики в 2016 году.

В документе рассмотрены, в том числе:

практика разрешения споров, возникающих из договорных, обязательственных отношений, споров, связанных с трудовыми, социальными, жилищными, семейными, налоговыми правоотношениями, практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении гражданских и уголовных дел, порядок назначения уголовного наказания;

обзор практики международных договорных органов ООН и практики Европейского Суда по правам человека;

а также даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

судья, участвовавший в рассмотрении уголовного дела, по итогам которого был отменен приговор ввиду необоснованного оправдания и мягкости назначенного наказания, не может повторно участвовать в рассмотрении данного уголовного дела;

строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу;

объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала, находится в общей долевой собственности супругов и детей;

в случае когда в отношении поставки продукции, являющейся предметом конкурса на право заключения государственного контракта, установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, участники конкурса обязаны представлять документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемых к поставке товаров;

при отказе потребителя от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг исполнителю оплачиваются только фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору.

 

16. «Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 - 2015 годов)»(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016).

Конституционным Судом РФ обобщены дефекты нормотворчества, выявленные на протяжении 2013 - 2015 годов при разрешении дел о конституционности соответствующего нормативного регулирования.

Основная часть информации представлена аналитическим материалом в табличной форме и основывается на наиболее общей типологии вскрытых в ходе конституционного судопроизводства основных нормотворческих дефектов (пробельность регулирования, неопределенность регулирования, несогласованность регулирования).

Под пробельностью регулирования понимается формальное отсутствие регулирования общественных отношений, нуждающихся в этом с точки зрения требований защиты конституционных ценностей и реализации конституционных принципов, включая неурегулированность отдельных материальных либо процедурных компонентов в структуре моделируемого нормой правоотношения, либо фактическое отсутствие должного, т.е. обеспечивающего эффективное нормативное упорядочение соответствующих отношений, регулирования. Ктакого рода дефектам, в частности, относится отсутствие правозащитных механизмов, нормативно установленных и позволяющих своевременно отстаивать данные права. Это имеет место при таких обстоятельствах, когда, например, введение определенных правоограничений не подкрепляется установлением для соответствующих законоположений переходных положений, когда не учитываются особенности развития отдельных правоотношений во времени (отсутствуют сокращенные сроки обжалования и рассмотрения дел) и т.п.

Под неопределенностью регулирования понимаются такие недостатки нормотворчества, как размытость терминологии, нечеткость правореализационных механизмов, в том числе финансовых гарантий, создающие предпосылки для устанавливаемых решениями Конституционного Суда нарушений конституционной законности. Неопределенность содержания правовой нормы, допуская возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, может приводить к произволу, а значит, к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и установленных Конституцией РФ гарантий государственной, включая судебную, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Под несогласованностью регулирования понимаются иные вызванные недостаточной юридико-технической проработкой дефекты нормотворчества, не относящиеся к первым двум группам и порождающие противоречия между нормами одной отрасли (внутренняя несогласованность) либо между нормами, принадлежащими к разным отраслям (внешняя несогласованность). Одним из наиболее частых примеров несогласованности регулирования является закрепление в законодательстве произвольных критериев дифференциации, влекущих необоснованные различия в правовом статусе принадлежащих к одной и той же категории субъектов и сообщающих нормативному регулированию признаки дискриминационности. Использование сугубо формальных критериев дифференциации, приобретающих в правоприменительной практике характер препятствия в реализации прав граждан, создает необоснованные различия между лицами, фактически относящимися к одной категории (например, при оказании мер социальной поддержки). В других случаях к несогласованности нормативного регулирования ведет необоснованная либо, напротив, недостаточная дифференциация мер юридической ответственности. В частности, повышение размеров административных наказаний осуществляется без развития способов, позволяющих индивидуализировать наказание: введения правил о назначении наказания ниже низшего предела санкции соответствующей охранительной нормы, введения квалифицированных составов правонарушений и т.п. В целом несогласованность законоположений внутри одного и того же нормативного акта, конфликт между нормами, принадлежащими к различным отраслям права, противоречия между общими и специальными нормами открывают простор для неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения правовых норм.

 

17. Постановление Президиума Совета Судей РФ от 23.05.2016 № 511 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления».

Уточнен порядок рассмотрения обращений граждан, поступающих в электронной форме в суды общей юрисдикции.

Постановлением Президиума Совета Судей РФ предусмотрены изменения и дополнения в Положение о порядке рассмотрения таких обращений. Уточнено, что действие данного Положения не распространяется на порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Установлена возможность приложить к обращению (запросу) необходимые документы и материалы в электронной форме путем прикрепления вложенных файлов либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Кроме того, исключено требование о том, чтобы размер размещаемого на сервере обращения был не более 4000 символов текста или объемом не более одной страницы печатного текста формата A4.

Электронная форма обращения на сайте суда должна содержать поле «прикрепить файл» и поле «согласен на размещение обращения на сайте суда в открытом доступе», а также иные дополнительные поля, не являющиеся обязательными для заполнения.

 

 

 

 

4.     Информация о проекте Федеральных законов

1. Проект Федерального закона«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Предлагаются изменения в отдельные правовые нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Поправками, в частности:

в целях исключения необоснованного затягивания продажи земельных участков или предоставления их в аренду со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, устанавливается трехмесячный срок, в течение которого должен быть проведен соответствующий аукцион;

уточняется, что земельный участок, на котором расположены сооружения на условиях сервитута, может быть предметом аукциона в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено, однако использование земельного участка на условиях сервитута допускается в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (аналогичный подход предлагается использовать в отношении объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ в целях реализации пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ);

предлагается разрешить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в бумажном виде для целей перераспределения гражданами своих земельных участков с землями и земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (статья 39.28 ЗК РФ);

планируется исключить многократное предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных в границах определенных субъектом РФ муниципальных образований, либо лицам, осуществляющим трудовую деятельность по определенной профессии (подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ);

в пункте 7 статьи 11.2 ЗК РФ предлагается установить в виде исключения из общих правил образования земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии, возможность образования земельных участков не только лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, но и собственником объектов недвижимости (кроме многоквартирных домов, которые в связи с реализацией договора оразвитии застроенной территории могут быть снесены), расположенных в границах такой территории (правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории, наделяются возможностью самостоятельно образовать земельный участок в целях приобретения прав на него, независимо от волеизъявления лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории).

 

Законодательство Ульяновской области

 

1.     Законы Ульяновской области

1. Закон Ульяновской области от01.07.2016 № 95-ЗО«О внесении изменений в отдельные законодательные актыУльяновской области и признании утратившим силу отдельного положениязаконодательного акта Ульяновской области».

Законом внесён ряд изменений в Закон Ульяновской области от 01.08.2007 № 108-ЗО «О выборах глав муниципальных образований Ульяновской области».

 

2.Закон Ульяновской области от 01.07.2016 № 93-ЗО «О внесении изменения в статью 4 Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с рассмотрением Законодательным Собранием Ульяновской области предложений о присвоении наименований географическим объектам, расположенным на территории Ульяновской области, или о переименовании таких географических объектов».

Определён порядок выявления мнения населения соответствующих территорий о поступившем предложении о присвоении наименования географическому объекту или о переименовании географического объекта.

 

3. Закон Ульяновской области от 01.07.2016 № 86-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями в сфере организации и обеспечения деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Вступает в силу с 1 января 2017 года.

Уточнены формулы расчета размера субвенции, предоставляемой из областного бюджета Ульяновской области бюджету муниципального района или городского округа Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления местной администрацией муниципального района или городского округа Ульяновской области государственных полномочий в сфере организации и обеспечения деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

4. Закон Ульяновской области от 01.07.2016 № 94-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области».

В Законе Ульяновской области от 06.05.2006 № 48-ЗО «Об Общественной палате Ульяновской области» установлен порядок рассмотрения Общественной палатой ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области и Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области о результатах их деятельности.

В Законе Ульяновской области от 04.05.2008 № 63-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области» установлено, что на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование. Установлены требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного, порядок досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, права Уполномоченного при рассмотрении жалоб.

В Законе Ульяновской области от 06.10.2011 № 165-ЗО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ульяновской области» установлено, что на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий высшее образование. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (ранее шесть лет).

В Законе Ульяновской области от 06.10.2011 № 166-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области» установлено, что уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (ранее шесть лет).

В Законе Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» установлено, что Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (ранее шесть лет). Установлен порядок осуществления докладов Уполномоченного.

В Закон Ульяновской области от 06.11.2013 № 208-ЗО «О Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области» введены должности Общественного уполномоченного по защите прав в области охраны окружающей среды и Общественного уполномоченного по защите прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

5. Закон Ульяновской области от 01.07.2016 № 87-ЗО «О предоставлении в 2016 и 2017 годах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также отдельным категориям лиц из их числа, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, ежемесячной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах».

Начиная с 1 января 2016 года, ежемесячная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах предоставляется в 2016 и 2017 годах являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся в образовательныхорганизациях в очной форме, - в размере пятидесяти процентов.

 

2.     Постановления Правительства Ульяновской области

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 12.07.2016 № 323-П «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ульяновской области.

Установлены Правила предоставления за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области ежемесячной денежной выплатына обеспечение проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, на городском, пригородном,в сельской местности на внутрирайонном транспорте (крометакси), а также проезда один разв год к месту жительства и обратно к месту обучения,  а также установлены Правила предоставления за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области. 

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 08.07.2016 № 317-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области
 от 28.03.2016 № 122-П».

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 30.06.2016 № 306-П«О внесении изменений в постановление ПравительстваУльяновской области
от 05.02.2014 № 31-П».

Изложено в новой редакции распределение субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населённых пунктов, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание (установку дорожных знаков и нанесение горизонтальной разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них, в томчисле на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием
до сельских населённых пунктов, не имеющих круглогодичной связи
с сетью автомобильных дорог общего пользования, велосипедных дорожек и велосипедных парковок, по государственной программе Ульяновской области «Развитие транспортной системы Ульяновской области» на 2014-2019 годы в 2016 году.

«

№ п/п

Наименование муниципального образования Ульяновской области

Общие средства областного бюджета (тыс. рублей)

В том числе межбюджетных

трансфертов

из федерального бюджета      (тыс. рублей)

1

2

3

4

Субсидии на погашение кредиторской задолженности на ремонт и содержание (установку дорожных знаков и нанесение горизонтальной разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них

1.

Муниципальное образование                                       «город Димитровград»

10000,0

10000,0

Итого

10000,0

10000,0

Субсидии на ремонт и содержание (установку дорожных знаков и нанесение горизонтальной разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них

 

1.

Муниципальное образование                «Базарносызганский район»

7000,0

1000,0

 

2.

Муниципальное образование                 «Барышский район»

14000,0

1000,0

 

3.

Муниципальное образование                        «Вешкаймский район»

9500,0

1000,0

 

4.

Муниципальное образование         

«Инзенский район»

14000,0

1000,0

 

5.

Муниципальное образование      

«Карсунский район»

7000,0

1000,0

 

1

2

3

4

 

6.

Муниципальное образование   

«Кузоватовский район»

7000,0

1000,0

 

 

7.

Муниципальное образование         

«Майнский район»

8208,2

1000,0

 

8.

Муниципальное образование    

«Мелекесский район»

12000,0

1000,0

 

9.

Муниципальное образование    

«Николаевский район»

7000,0

1000,0

 

10.

Муниципальное образование «Новомалыклинский район»

6506,75154

1000,0

 

11.

Муниципальное образование   

«Новоспасский район»

7000,0

1000,0

 

12.

Муниципальное образование       

«Павловский район»

7000,0

1000,0

 

13.

Муниципальное образование     

«Радищевский район»

7000,0

1000,0

 

14.

Муниципальное образование  

«Сенгилеевский район»

7500,0

1000,0

 

15.

Муниципальное образование «Старокулаткинский район»

18500,0

2500,0

 

16.

Муниципальное образование

«Старомайнский район»

8000,0

1000,0

 

17.

Муниципальное образование            

«Сурский район»

10500,0

1000,0

 

18.

Муниципальное образование

«Тереньгульский район»

7000,0

1000,0

 

19.

Муниципальное образование      

«Ульяновский район»

18000,0

1000,0

 

20.

Муниципальное образование     

«Цильнинский район»

17500,0

4500,0

 

21.

Муниципальное образование  

«Чердаклинский район»

15791,8

1000,0

 

22.

Муниципальное образование                

«город Димитровград»

130500,0

35000,0

 

23.

Муниципальное образование                 

«город Новоульяновск»

13000,0

1000,0

 

24.

Муниципальное образование                 

«город Ульяновск»

289671,93676

100000,0

 

Итого

648178,6883

162000,0

 

Субсидии на ремонт и содержание (установку дорожных знаков и нанесение горизонтальной разметки) велосипедных дорожек и велосипедных парковок

 

1.

Муниципальное образование

«город Димитровград»

5000,0

0,0

 

Итого

5000,0

0,0

 

1

2

3

4

 

Субсидии на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них

 

1.

Муниципальное образование

«Николаевский район»

3500,0

0,0

 

2.

Муниципальное образование «Новомалыклинский район»

493,24846

0,0

 

3.

Муниципальное образование

«Новоспасский район»

17065,41774

17065,41774

 

4.

Муниципальное образование «Старомайнский район»

3000,0

0,0

 

5.

Муниципальное образование

«город Ульяновск»

216174,12301

21799,74872

 

Итого

240232,78921

38865,16646

 

ВСЕГО

903411,47751

210865,16646

».