О результатах выезда в муниципальное образование «Тереньгульский район» Ульяновской области

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в муниципальное образование «Тереньгульский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе выезда проверялось соблюдение закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечивают направление в уполномоченный орган копий текстов актов не позднее 15 рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Так, за второе полугодие 2015 года с нарушением срока направлено 73 муниципальных нормативных правовых акта муниципальных образований Тереньгульского района Ульяновской области, из них 45 муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области. За период январь – март 2016 года 17 муниципальных нормативных правовых актов направлено с нарушением срока, из них 11 – муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области.

При этом выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Тереньгульского района Ульяновской области, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области, что также является нарушением статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из смысла которой вытекает, что все муниципальные правовые акты, являющиеся нормативными, должны быть включены в регистр.

В ходе выезда установлено, что в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (далее – распоряжение Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р) в муниципальном образовании «Тереньгульский район» Ульяновской области организована работа комиссии по нормотворческой деятельности. Положение о комиссии по нормотворческой деятельности муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области утверждено постановлением администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области от 22.08.2014 № 523. Согласно представленной в Управление информации, во втором полугодии 2015 года состоялось 11 заседаний комиссии по нормотворческой деятельности, в январе-марте 2016 года – 4.

Вместе с тем, в нарушение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р, имеются правовые акты муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, принятые в 2015-2016 годах без рассмотрения комиссией по нормотворческой деятельности.

В ходе выезда в муниципальное образование «Тереньгульский район» Ульяновской области был проведён анализ плана нормотворческой деятельности местной администрации на 2015 год. В результате чего установлено, что План нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на 2015 год, утверждённый постановлением от 29.12.2014 № 866, реализован не полностью (6% муниципальных правовых актов были исключены путём внесения изменений в План, 90% актов – приняты в срок, установленный Планом). Необходимо отметить, что отчёт об исполнении плана нормотворческой деятельности за 2015 год был представлен администрацией Тереньгульского района Ульяновской области в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области (далее – Управление) не в полном объёме и с нарушением срока, установленного протоколом аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 10.12.2015 № 14р (20.01.2016 вместо 15.01.2016).

Также выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Тереньгульского района Ульяновской области, которые направлены для включения в регистр без указания сведений об опубликовании (обнародовании).

В соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области рекомендовано направлять в Управление материалы к заседаниям комиссий муниципальных образований по вопросам нормотворческой деятельности, включая копии проектов муниципальных нормативных правовых актов и заключений органов прокуратуры, органов исполнительной власти, а также общественной палаты муниципального образования Ульяновской области и Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области (относительно проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих общественно значимые вопросы) не позднее двух рабочих дней до дня проведения заседания указанной комиссии.

Администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области указанные материалы в 2015 году направлялись с нарушением срока и не в полном объёме. В связи с чем, Управление не располагает полной информацией о наличии (отсутствии) заключений на проекты муниципальных нормативных правовых актов, а также о соблюдении сроков принятия (издания) таких актов в соответствии с планом нормотворческой деятельности.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р, в Управление предоставляется информация обо всех принятых муниципальных правовых актах.

Следует отметить, что информация о принятых муниципальных правовых актах, представляемая ежемесячно администрацией Тереньгульского района Ульяновской области в Управление, не соответствует форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области  от 08.07.2014 № 274-р. Кроме того, информация о нормотворческой деятельности данного муниципального образования содержит недостоверные сведения за отчётные периоды. Так, при анализе информации о состоянии нормотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2016 году за отчётный период с 11.01.2016 по 31.01.2016 установлено, что помимо актов за указанный отчётный период перечислены наименования 43 постановлений администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, 5 решений Совета депутатов муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, а также 2 решений Совета депутатов муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, принятых в декабре 2015 года. Аналогичные нарушения содержатся в ежемесячной информации за период с июля 2015 года по март 2016 года.

Данный факт затрудняет выявление в ходе проверки тех нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним, которые должны быть направлены органами местного самоуправления для включения в регистр.

Обращаем внимание на необходимость своевременного направления материалов к заседаниям комиссии по нормотворческой деятельности, а также на качество исполнения должностных обязанностей специалиста, ответственного за предоставление информации о деятельности комиссии по нормотворческой деятельности. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.6 правил подготовки и издания правовых актов Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, утверждённых постановлением администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области от 28.10.2013 № 640, за несоблюдение требований настоящих Правил должностные лица Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области несут ответственность в соответствии с законодательством.

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты во втором полугодии 2015 года по март 2016 года. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что по информации, предоставленной органами местного самоуправления Тереньгульского района Ульяновской области, за второе полугодие 2015 года по март 2016 года органами прокуратуры внесено 9 протестов на муниципальные нормативные правовые акты муниципальных образований Тереньгульского района Ульяновской области, из них 1 – на муниципальный нормативный правовой акт муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области.

Следует отметить, что большая часть нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления поселений Тереньгульского района Ульяновской области принимается без направления проектов правовых актов на экспертизу в органы прокуратуры. Следствием такого неэффективного взаимодействия является приведённое выше количество актов прокурорского реагирования.

В целях уточнения количества актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальными образованиями Тереньгульского района в 2015 году, просим направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, оспоренных органами прокуратуры и копии актов прокурорского реагирования за указанный период, если такие акты ранее не направлялись в Управление.

Также в рамках выезда изучены Устав муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области и Устав муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области на предмет содержания установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным.

Содержание уставов муниципальных образований «Тереньгульский район» Ульяновской области и «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области соответствуют указанному перечню.

Вместе с тем, частью 1 статьи 39 Устава муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области установлено, что официальное опубликование нормативных правовых актов поселения должно быть не позднее семи дней после принятия нормативного правового акта. В соответствии с частью 3 статьи 39 Устава муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области при публикации (обнародовании) муниципального правового акта указываются наименование акта, дата его принятия, орган принятия, полный текст (включая приложения), должностное лицо, его подписавшее, регистрационный номер. При этом не установлено, что является официальным опубликованием муниципальных правовых актов, и не определено конкретное печатное средство массовой информации, которое служит источником официального опубликования.

Учитывая изложенное, рекомендуем внести соответствующие изменения в Устав муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области.

Согласно пункту 4 статьи 11 Устава муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны быть опубликованы не позднее десятидневного срока со дня их принятия. При этом постановление администрации от 11.09.2015 «О порядке подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, способам защиты при чрезвычайных ситуациях» было опубликовано лишь 01.03.2016. Нарушение сроков опубликования нормативных правовых актов выявлено также в следующих постановлениях администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области: постановление от 16.09.2015 № 555 опубликовано 12 октября 2015 года, постановление от 02.10.2015 № 587 – 26 октября 2015 года, постановления от 03.12.2015 № 704, №705, № 706, № 707 – 28 декабря 2015 года, и т.д.

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Тереньгульского района Ульяновской области, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.