Доклад Министра лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области на окружном совещании по вопросам экологической безопасности субъектов Российской Федерации с участием Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю.П. Т

 

Установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду.

В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Законодательно установлена обязанность каждого природопользователя при осуществлении деятельности, приводящей к негативному воздействию на окружающую среду, вносить за данное воздействие плату, дифференцированную в зависимости от видов и степени воздействия, экологических факторов, объёма загрязнения. Данная плата является компенсацией вреда, причиненного окружающей среде. За нарушение установленных природоохранных требований предусмотрена ответственность за причиненный вред окружающей среде путём установления пятикратного повышающего коэффициента к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, по сравнению с нормативами, установленными за негативное воздействие в пределах лимитов.

Согласно статье 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статье 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ
«О безопасности гидротехнических сооружений» подлежат обязательному страхованию риски гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии при эксплуатации опасного производственного объекта или гидротехнического сооружения.

По мнению Правительства Ульяновской области на сегодняшний день в Российской Федерации не установлены механизмы финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду.

Существует необходимость в ускорении принятия федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности»,  предусматривающего введение нового вида обязательного страхования ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Основная роль этого вида обязательного страхования заключается в финансировании затрат на восстановление природной среды, выплате компенсаций гражданам, пострадавшим от негативного воздействия на окружающую среду, предупреждении возможного причинения вреда окружающей среде путем финансирования специальных предупредительных мероприятий, а также минимизации ущерба природной среде и вреда гражданам путем финансирования затрат на уменьшение последствий свершившегося страхового события.

В проекте закона при определении субъектов, подлежащих обязательному страхованию, необходимо учесть степень их негативного воздействия на окружающую среду, а также факты проведения природопользователем превентивных мероприятий.

 Введение наряду с платой за негативное воздействие обязательного страхования ответственности за вред, причиненный окружающей среде, несомненно, отчасти приведёт к увеличению финансовой нагрузки на предприятия и себестоимость выпускаемой ими продукции. Снижение размеров страховых взносов возможно за счёт введения инстументов налоговых, кредитных и других льгот для страхователей, добровольно страхующих свою ответственность за вред, причиненный окружающей среде, а также для страховых компаний, инвестирующих часть своей прибыли в природоохранные мероприятия на территориях субъектов Российской Федерации.

При изложенных условиях законопроект даст финансовые гарантии на восстановление природной среды, выплате компенсаций гражданам, пострадавшим от негативного воздействия на окружающую среду, предупреждении возможного причинения вреда окружающей среде путем финансирования специальных предупредительных мероприятий, а также минимизации ущерба природной среде и не повлечёт усиление финансово-экономических барьеров, препятствующих развитию производственной и предпринимательской сферы.

 

Создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счёт государственных, негосударственных и международных источников. Разработка ФЦП по обеспечению экологической безопасности на территории РФ.

Говоря о создании системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счёт государственных, негосударственных и международных источников и разработке ФЦП по обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации необходимо принимать за основной источник финансирования плату за негативное воздействие на окружающую среду.

По данным Управления Ростехнадзора по Ульяновской области сумма средств, поступивших от предприятий, в консолидированный бюджет субъекта за негативное воздействие на окружающую среду за 2006-2008 годы составляет 271538,5 тыс. рублей и эти платежи являются основным источником финансирования региональной и муниципальных программ по охране окружающей среды.

Современное состояние нормативно-правовой базы по сбору и администрированию платы за негативное воздействие требует скорейшего принятия регулирующего федерального закона.

Федеральным законом «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» должны быть чётко установлены все основные элементы обложения и порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Закрепление в законопроекте направления использования средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду только на природоохранные мероприятия позволит на уровне федерального, региональных и местных бюджетов планировать природоохранные расходы и разрабатывать соответствующие целевые экологические программы.

Спасибо за внимание!

Добавлено: 24 августа 2010 года, 11:16