Протокол №4/р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 10.03.2016

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

10.03.2016                                                                                                    4/р

11.00 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

Секретарь – Т.А.Бакулина

Присутствовали:

Котельникова

Ольга Валентиновна

-

заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

Приглашённые:

 

 

Быкова

Ольга Константиновна

-

начальник отдела правового обеспечения Министерства здравоохранения Ульяновской области

 

Представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

 

1. «О медиации»

Докладчик – О.К.Быкова

 

2. Обзор актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 24 февраля по 08 марта 2016 года

Докладчик – О.В.Котельникова

 

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской областиза период с 21февраляпо 08 марта 2016 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

Докладчик – О.В.Котельникова

 

4. Актуальные вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области 

Докладчик – О.В.Котельникова

 

1. «О медиации»

(О.К.Быкова – доклад прилагается)

 

2. Обзор актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 24 февраля по 08 марта 2016 года

(О.В.Котельникова)

За период с 24 февраля по 08 марта 2016 года вынесено 18 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. Из них 5 актов прокурорского реагирования вынесены на ряд постановлений «Об утверждении порядка и условий предоставления в аренду включенного в перечень муниципального имущества предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее – Порядок) - согласно части 4.3 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего право владения и (или) пользования. В нарушение указанного положения, нормативным правовым актом муниципального образования устанавливается пятилетний срок аренды муниципального имущества рассматриваемой категории, без указания возможности уменьшения срока такого договора. Кроме того, в нарушение частей 1 и 4 статьи 18 вышеназванного Закона, не указано, что имущество рассматриваемой категории должно быть свободно от прав третьих лиц, и может предоставляться, в том числе организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Также Порядок не содержит возможность предоставления муниципального имущества по льготным ставкам арендной платы, что противоречит требованиям части 4 статьи 18 вышеназванного Закона.

Кроме того, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к числу полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно части 6 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», обладающий высшей юридической силой по отношению к муниципальному нормативному правовому акту, решение о принятии или об отказе в принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается не  позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи гражданином, в том числе через многофункциональный центр, заявления о принятии на учёт. В нарушение указанных правовых норм нормативным правовым актом муниципального образования установлен срок принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги не позднее 60 дней со дня подачи полного пакета документов в администрацию поселения. Кроме того, в нарушение части 10 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.10 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», администрация незаконно ссылается на применение Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» как на правовые основания предоставления муниципальной услуги;

- «О совершении нотариальных действий» - пунктом 3 части 1 статьи 14.1 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  предусмотрено право органа местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, таких как совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Статьей 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» предусмотрено что, в случае, если в поселении нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в данных населенных пунктах. В нарушение указанной нормы нормативным правовым актом муниципального образования предусматривается, что нотариальные действия распространяются на территории муниципального образования, то есть в том числе и на лиц, не зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах муниципального образования, что выходит за пределы полномочий, представленных муниципальному образованию действующим законодательством;

- «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение эффективности» - в нарушение  части 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» муниципальная программа не содержит целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе, в жилищном фонде, в коммунальных системах, коммунальной инфраструктуры, в транспортном комплексе и иных целевых показателей в обозначенной области;

- «О проведении запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства на информационные услуги по обновлению и сопровождению установленного комплекта электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ» - акт принят органом местного самоуправления с превышением полномочий, так как статьями 72-75 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определён конкретный порядок определения поставщика путём проведения запроса котировок. При этом издание органами местного самоуправления постановления о проведении запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства законодательством не предусмотрено.

Кроме вышеуказанного отметила, что прокуратура вновь обращает внимание на нарушение действующего законодательства в части вступления в силу муниципальных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, в нормативных правовых актах муниципальных образований необходимо верно определять порядок вступления в силу, недопустимо использовать формулировку «вступает в силу с момента подписания», так как это противоречит федеральному законодательству.

Также обратила внимание, что продолжают поступать акты прокурорского реагирования на нормативные правовые акты «Об утверждении планов мероприятий по пожарной безопасности на 2016 год», в связи с чем ещё раз отметила, что статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях о требованиях пожарной безопасности» не содержат в качестве первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений организацию проверки органами местного самоуправления противопожарного состояния лиц, состоящих на профилактическом учёте, мест проживания неблагополучных семей, инвалидов и одиноких престарелых граждан, многодетных семей. Просила довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.

1.         Принять информацию к сведению.

2.         Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вышеуказанным вопросам в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.

3.   Довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 21 февраля по 08 марта 2016 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

 

 (О.В.Котельникова - доклад прилагается)

 

1. Принять информацию к сведению.

2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вышеуказанным вопросам в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.

3. Довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области данную информацию.

 

4. Актуальные вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области 

 

(О.В.Котельникова)

Обратила внимание:

- представителей юридических служб администрации Барышского и Карсунского районов, администрации г.Новоульяновска, а также Городской Думы г.Новоульяновска на недопустимость нарушения срока предоставления ежемесячной информации о принятых муниципальных правовых актах, предусмотренной Положением о мониторинге правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области»;

- представителей юридических служб администрации Старокулаткинского района, а также администрации г.Ульяновска на необходимость предоставления ежемесячной информации о принятых муниципальных правовых актах, предусмотренной Положением о мониторинге правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» в полном объёме.

 

  1. ПОВТОРНО: органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области неукоснительно соблюдать срок направления в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской ежемесячной информации о принятых муниципальных правовых актах в полном объёме. (Формы Приложений № 1-3 размещены на сайте Правительства Ульяновской области www.ulgov.ruв разделе «Регистр МНПА. Мониторинг правоприменения» в рубрике «Образцы документов».
  2. администрации г.Ульяновска, а также администрации Старокулаткинского района в срок до 16.03.2016 представить в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской ежемесячную информацию в полном объёме по форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

 

Заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

О.В.Котельникова

Секретарь

 Т.А.Бакулина