Протокол №1/р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 28.01.2016

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

28.01.2016                                                                                                  1/р

11.00 

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

Секретарь – Т.А.Бакулина

Присутствовали:

Котельникова

Ольга Валентиновна

-

заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актовгосударственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

Приглашённые:

Долгова

Елена Борисовна

-

главный советник департаментаправоприменительной практики государственно – правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

 

Представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

 

1. О контрольном поручении по указу Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

Докладчик – Е.Б.Долгова

Тел. 58-91-83

2. Обзор изменений федерального законодательства за период с 22 декабря 2015 года по 18 января 2016 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

Докладчик – О.В.Котельникова

 

3. Обзор актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28 декабря 2015 по 26 января 2016 года

Докладчик – О.В.Котельникова

4. Актуальные вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области

Докладчик – О.В.Котельникова 

 

1. О контрольном поручении по указу Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

 

(Е.Б.Долгова)

 

1. Принять информацию к сведению.

2. Обеспечить принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления, определяющего порядок сообщения муниципальными служащими (и лицами, замещающими муниципальные должности), о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3.Обеспечить внесение соответствующих изменений в положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих (лиц, замещающих муниципальные должности) и урегулированию конфликта интересов, предусмотренных пунктом 2 указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

4. В срок до 15.03.2016 необходимо представить в управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области информацию о принятых актах с указанием реквизитов.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства за период с 22 декабря 2015 года по 18 января 2016 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

 

 (О.В.Котельникова - доклад прилагается)

 

1. Принять информацию к сведению.

 

3. Обзор актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28 декабря 2015 по 26 января 2016 года 

(О.В.Котельникова)

 

За период с 28 декабря 2015 года по 26 января 2016 года вынесено 32 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- «Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих администрации муниципального образования» – в нарушение статьи 6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» не установлены дополнительные выплаты к должностному окладу муниципальным служащим, в основные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование, а также ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Кроме  того, не установлен порядок принятия решения о премировании главы администрации;

- «О порядке подготовки населения», «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования» - администрация муниципального образования не вправе определять предприятия, учреждения и организации и их должностных лиц ответственными за выполнение каких-либо мероприятий без согласования с ними, так как они не входят в структуру органов местного самоуправления, установленную частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2016 № 131-ФЗ;

- о муниципальных программах – в нарушение статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации при изменении объёма финансирования программных мероприятий не была изменена общая сумма реализации программных изменений;

- «Об определении рабочих мест, видов и объектов работ для осуждённых к исправительным работам» - в соответствии с  частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. В нарушение указанной правовой нормы нормативным правовым актом муниципального образования устанавливается согласование со всеми работодателями, в организациях которых вышеуказанные места были определены;

- «О приёме на обязательные работы» - в нарушение части 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация не установила вид обязательных работ;

-«О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации» - нарушены требования указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 с изменениями, внесёнными указом Президента Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 от 22.12.2015 № 650, так как не указаны некоторые основания для проведения заседания комиссии, а также отсутствуют условия и основания принятия решений комиссией;

- «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наём)» - в нарушение статьи 156 Жилищного кодексаРоссийской Федерации установлены иные категории граждан, которые освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наём). Кроме того, размер платы за наем жилого помещения установлен только на 2 года (вместо установленных Жилищным кодексомРоссийской Федерации трёх лет);

- «О земельном налоге» - установлен налоговый период, который определён Налоговым кодексомРоссийской Федерации и не требует закрепления на уровне органов местного самоуправления;

 - «О налоге на имущество физических лиц» - установлен перечень объектов налогообложения, который не требует закрепления на местном уровне, так как установлен Налоговым кодексомРоссийской Федерации;

- «О мерах по обеспечению безопасности населения  на водных объектах» - главам сельских поселений предписано определить места для купания, что не соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с отсутствием вышеуказанных полномочий в перечне вопросов местного значения сельских поселений;

- «Об упорядочении почтового адреса земельного участка» - не определён почтовый адрес у земельного участка, что не соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 22 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, согласно которым решение органа местного самоуправления о присвоении объекту адреса, помимо прочего, должно содержать реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса, описание местоположения объекта адресации, кадастровые номера, адреса и необходимые сведения, определённые уполномоченным органом;

- «О приведении минимального размера труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» –акт принят органом местного самоуправления с превышением полномочий, так как устанавливает минимальный размер оплаты труда работникам администрации, что не соответствует Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

- «Об утверждении среднесрочного финансового плана» – в нарушение пункта 2статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации среднесрочный план разработан на 3 года (вместо установленного ежегодного срока);

- «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах» – акт принят в нарушение пунктов7,8 части 1 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерациис превышением полномочий органов местного самоуправления, так как утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, обратила внимание, что согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, в вышеуказанных актах недопустимо использовать формулировку «вступает в силу с момента подписания», так как это противоречит федеральному законодательству.

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Привести имеющиеся муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вышеуказанным вопросам в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.

 

4.Актуальные вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области 

(О.В.Котельникова)

 

Сообщила, что за 12 месяцев 2015 года (далее – отчётный период) в рамках методического сопровождения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проанализировано 624 протеста, вынесенных прокурорами на нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. За аналогичный период 2014 года было проанализировано 694 протеста, вынесенных прокурорами на нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Уменьшение количества актов прокурорского реагирования является показателем повышения качества принимаемых муниципальных правовых актов.

Отметила, что в 2015 на нормативные правовые актыСтарокулаткинского района Ульяновской области органами прокуратуры не было вынесено ни одного протеста, в то время как на нормативные правовые акты Ульяновского района и г.Ульяновска было вынесено наибольшее количество протестов – 20.Если же рассматривать количество протестов, вынесенных  на нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в разрезе поселений, то ситуация выглядит следующим образом: Новоспасский район (включая поселения) - 2, Инзенский район (включая поселения) - 57.

Отметила, что по состоянию на 31.12.2015 в регистре муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области содержится 73015 актов, из которых 10631 включены в регистр в 2015 год.Самый большой показатель по количеству представленных нормативных правовых актов в регистр у Чердаклинскогорайона (5751), наименьшее количество – у г.Новоульяновска (861).

Уведомила, что в рамках оказания методической помощи в правовом сопровождении деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 12 месяцев 2015 года проведено 15 аппаратных совещаний с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Проинформировала, что в рамках реализации распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах повышения эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» сотрудники департамента осуществляли координацию деятельности комиссий по нормотворческой деятельности:

 за отчётный период проведено 740 заседаний комиссий по нормотворческой деятельности;

провели анализ исполнения планов нормотворческой деятельности за 2015 год (далее - план) в 24 муниципальных образованиях, по результатам проведённого анализа выявлено, что в 19 муниципальных образованиях план исполнен на 100 %, в 5 муниципальных образованиях план исполнен не полностью: «Кузоватовский район» не исполнен на 26%, «Николаевский район» не исполнен на 14%, «Тереньгульский район» не исполнен на 10%, «Новоспасский» не исполнен на 4%, «Сурский район» не исполнен на 3%;

провели правовой анализ 9 проектов муниципальных нормативных правовых актов;

провели правовой анализ 28 модельных муниципальных нормативных правовых актов.

За 2015 год сотрудники департамента организовали и провели 10 совещаний с органами местного самоуправления Ульяновской области.

Сообщила о том, что сотрудники департамента в отчётном периоде:

осуществили выездные проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области закона от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» во все муниципальные образования Ульяновской области;

провели выборочную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, направленных для включения в регистр, по результатам которой выявлены нарушения норм законодательства и правил юридической техники в 571 муниципальном нормативном правовом акте, принятым муниципальными образованиями Ульяновской области;

рассмотрели 23 проекта федеральных законов, касающихся вопросов реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах.

Напомнила, что в соответствии с пунктом 3.8 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» органам местного самоуправления установлен двухдневный срок предоставления материалов к заседаниям комиссий муниципальных образований по вопросам нормотворческой деятельности в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области.

Сообщила, что информацию о причинах отсутствия на аппаратном совещании с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области необходимо сообщать секретарю Бакулиной Татьяне Александровне (тел.8-8422-58-93-90).

Обратила внимание:

- администрации Тереньгульского района на недопустимость нарушения срока предоставления отчёта об исполнении плана нормотворческой деятельности за 2015 годв государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области;

- администрации Барышского, Тереньгульского, Новомалыклинского и Инзенского районов, а также администрации г.Ульяновска на необходимость соблюдения двухдневного срока предоставления материалов к заседаниям комиссий муниципальных образований по вопросам нормотворческой деятельности в Управление, установленного пунктом 3.8 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

- администрации Карсунского, Цильнинского, Базарносызганского, Кузоватовского, Новоспасского, Сенгилеевского, Сурского, Тереньгульского районов Ульяновской области, а также администрации г.Ульяновска на недопустимость нарушения пятнадцатидневного срока предоставления копий муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, установленного статьёй 4 закона Ульяновской областиот 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

- органов местного самоуправления о необходимости предоставления информации, предусмотренной Положением о мониторинге правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по форме Приложений № 1-3 к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р (заполняя полностью каждую графу).

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Неукоснительно выполнять положения распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».
  3. Неукоснительно соблюдать срок направления в департамент ведения регистра государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской копий муниципальных правовых актов области, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

 

 

 

Заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области

О.В.Котельникова

 Секретарь

 Т.А.Бакулина