Традиционное ежегодное Послание Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова: «О социально-экономической политике в 2016 году»

08.12.2015 г., ЗСО. О социально–экономической политике в 2016 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ничто так не способствует созданию будущего,
как смелые мечты и действия».

 

 

Уважаемый Анатолий Александрович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые жители Ульяновской области!

 

В последние годы мы часто говорили, что принимаем напряженные бюджеты. Но именно бюджет следующего года можно назвать по-настоящему трудным. Сложными в финансовом плане будут и 2017, и 2018 годы. Скажу честно: наверное, каждому из здесь присутствующих хотелось бы видеть другой бюджет, и с точки зрения доходов, и по расходам.

Поэтому мы не имеем права делать вид, что ничего не происходит. Обязаны адекватно оценивать и реагировать на ресурсы, которыми располагаем в данный момент.

Кроме того, формируя бюджет на один год, мы учитывали и прогнозы, имеющиеся на среднесрочную перспективу. Такой подход поможет нам избежать негативных сценариев в 2017 и 2018 гг.

Считаю, что совместными усилиями подготовлен максимально сбалансированный бюджет. Поэтому хочу поблагодарить депутатский корпус за взаимодействие, сотрудничество и конструктивное отношение к подготовке документа, а представителей гражданского общества, экспертов – за внимательный, глубокий анализ и предложения, которые формулировались в ходе обсуждений.

Огромное спасибо!

Коллеги! Параметры документа вам хорошо известны. Не буду их озвучивать. Остановлюсь только на принципиальных моментах.

Первое. Бюджет подготовлен и полностью соответствует логике базовых федеральных документов, регламентирующих бюджетный процесс.

Второе. И расходы, и доходы бюджета 2016 года рассчитаны с ростом. Они больше первоначально утвержденных цифр на 2015 год.

При этом доля собственных доходов в бюджете все последние годы стабильно растет. Если пять лет назад (2011 г.) доля наших собственных доходов была на уровне 59%. То по итогам 2015 года мы ожидаем, что в структуре доходов областного бюджета собственные доходы превысят 75%. В 2016 году планируется их дальнейший рост до 83%.

Третье. Сформированный вариант бюджета позволяет нам гарантировать сбалансированность и устойчивость не только областного бюджета, но и бюджетов муниципальных образований. На эти цели запланировано почти в 11 млрд.руб. (более 28% всех расходов обл. бюджета).

Четвертое. Сохранена социальная направленность бюджета. Доля социальных расходов прогнозируется в размере 75% от всех расходов бюджета. А это значит, что мы в полном объеме профинансируем все социальные расходы, ответственность за которые несет власть.

Более того, часть социальных выплат будет проиндексирована с 1 февраля 2016 г. от 5,5 до 7 процентов.

Пятое. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, практически в каждой отрасли с ростом на 4,5% к прошлому году заложены средства на развитие через финансирование программных мероприятий. И это принципиальная наша позиция. В целом, на «развитие» предусматривается более 3,3 млрд. рублей.

При этом сохраняются льготные налоговые режимы по важным для региона направлениям экономической деятельности, инвесторов и малого бизнеса.

Шестое. Дефицит и госдолг. Мы снижаем дефицит бюджета уже третий год подряд. В 2016 году он планируется в сумме 1,6 млрд.рублей (5,4% от доходов). Для сравнения: по итогам 2013 года мы имели дефицит в более, чем 15,5% от доходов (5,2 млрд. рублей), в 2015 году - составит не более 10% (3,8 млрд.рублей). Задача, которую мы должны решить к 2018 году - выйти на бездефицитный бюджет.

Долю коммерческих кредитов в структуре госдолга мы намерены снижать и дальше. И в этом состоит главная задача наших сенаторов и депутатов Государственной Думы.

Уважаемые коллеги!

В текущих условиях каждому из нас необходимо понимание того, как, в каких направлениях и на основе каких приоритетов будет развиваться Ульяновская область. Этот выбор должен учитывать и процессы, происходящие в мировой экономике, и базовые условия и динамику развития российской экономики, и возможности и специфику нашего региона.

Мир переживает период новых глобальных изменений, охватывающих не только экономику, финансы, технологии (в том числе энергетику), но и социум, гуманитарную сферу, «все существенные стороны жизни современного общества». Меняется представления о качестве, факторах и темпах развития, географии точек роста. Усиливается мировая конкуренция за человеческий капитал.

В тоже время условия, в которых мы сегодня живем и будем реализовывать наши планы, существенно хуже, чем были 1,5-2 года назад. Это касается и внешних, и внутренних факторов.

Внешние – это нестабильность мировой экономики и национальных финансовых систем, снижение темпов роста, значительный объем долговых обязательств, накопленных корпорациями и государствами, снижение цен на нефть, укрепление института антироссийских санкций. К ним сегодня добавляются напряженная геополитическая обстановка, нарастание террористической опасности. Жители области уже столкнулись с реальными проявлениями этих угроз.

Общей болью для всех нас остаются трагические события, произошедшие в Мали с экипажем компании «Волга-Днепр», крушение российского самолёта на Синайском полуострове, гибель в Сирии наших военнослужащих, выполнявших свой долг.

Прошу почтить память всех

погибших минутой молчания.

К сожалению, в таких сложных геополитических условиях нам придется жить достаточно долго. И это тот случай, когда я бы хотел ошибиться.

В любом случае огромное внимание сейчас мы должны уделить вопросам сохранения социального мира, межнационального и межконфессионального согласия. Это задача всех здоровых сил региона.

Социально-политическая стабильность даст нам возможность решать и экономические проблемы, заниматься развитием.

А это сегодня крайне необходимо. Ведь ситуация в российской экономике непростая. В той или иной степени пострадали все ее ведущие отрасли. Экспертные оценки говорят о падении ВВП на протяжении всего 2015 года (спад может составить от 3,7% до 3,9%). С 2013 года происходит снижение инвестиций. Остро проявляется проблема дестабилизации региональных бюджетов.

И хотя по оценкам Минэкономразвития нижняя точка спада достигнута, и рецессия закончилась, ждать возобновления существенного экономического роста в ближайшее время не приходится.

Сдерживают восстановление экономики несколько внутренних факторов:

- Исчерпан потенциал роста в рамках сложившейся институциональной модели;

- Ограничены возможности для замещения внешних источников финансирования внутренними инвестициями;

- Рост инфляции (по итогам года она прогнозируется на уровне 13%) и девальвация рубля, способствуют снижению реальных доходов населения и потребления, а, следовательно, спроса на продукцию, в том числе и российских предприятий;

 - Демографические ограничения, с которыми сталкивается рынок труда. На рынок труда выходит малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а покидает его значительно большее по численности поколение 1950-х годов рождения. Ближайшие 4-5 лет численность населения в трудоспособном возрасте в стране будет ежегодно сокращаться на 600-800 тыс. человек (экспертные оценки).

С одной стороны, это позволяет держаться безработице на низком уровне, с другой, - обостряет кадровые проблемы: недостаток квалифицированных работников при избыточности персонала в целом на многих предприятиях.

Все эти риски мы обязаны проецировать на ситуацию в нашей региональной экономике. Ее состояние подтверждает общероссийскую динамику процессов, отрицательно влияющих на общий рост.

При развитии региональной экономики по базовому сценарию в 2015 году ожидаемый спад ВРП в области составит порядка 2% (РФ – 3,9%). Ведущую роль в его сокращении будет играть сжатие потребительского спроса и сокращение оборота розничной торговли. Для областной экономики это значимый показатель. Удельный вес торговли в структуре ВРП занимает около 15% и это больше, чем строительство и сельское хозяйство вместе взятые.

По итогам первых 10 месяцев падение уровня реальных доходов составило 8,7%, зарплат – 8,6%. Для сравнения - в прошлом году мы за этот же период имели рост показателя более  7%.

Региональный рынок труда почувствует и демографические изменения. Без учета миграции за ближайшие 5 лет трудоспособное население области сократится примерно на 50 тысяч человек – это разница между числом тех, кто превысит трудоспособный возраст и вступит в него. Таким образом, экономически активное население только за счет изменения возрастной структуры населения сократится примерно на 8%.

В тоже время, мы видим эти угрозы и понимаем, как минимизировать их влияние, а общая траектория развития определяется не только и не столько этими процессами.

За предыдущие 11 лет мы смогли сформировать базовые основания для того, чтобы комплексно и системно заниматься развитием региона. Для этого нам понадобилось сделать несколько шагов (пройти несколько этапов). Я о них уже неоднократно говорил.

Первый шаг (2005-2006 гг.) позволил нам остановить деградацию региона, стабилизировать ситуацию, урегулировать самые острые проблемы в социально-политической и экономической сфере.

Второй (2007-2014) – сформулировать прорывные направления роста и в отраслевом, и в территориальном разрезе. Создать зоны и точки развития в виде реализованных инфраструктурных проектов, успешных предприятий: новых для региона и базовых, работающих не один десяток лет. Это наша своеобразная «подушка безопасности», обеспечивающая налоговые поступления и рабочие места.

В 2013-2015 гг. – это время, когда мы вместе с вами, уважаемые депутаты, с гражданским обществом, экспертами глубоко занимались вопросами теоретического осмысления этого будущего. Считаю такой подход единственно правильным. Даже в сложных социально-экономических условиях мы не должны размышлять в плоскости антикризисной логики, а мыслить более широко.

Результатом стало формирование системы стратегического планирования, принятие базовых документов (стратегий и программ): областных, муниципальных, отраслевых. Все они формируют наше будущее. Главный документ – это областная Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Стратегия, которая имеет конкретное название - «Мировой креативный регион», регион который будет конкурентным и в социальном, и в экономическом плане с любым регионом мира. Ее конкретные положения подготовлены на базе анализа и изучения опыта многих регионов и городов мира. Главная цель, которую мы ставим, формулируется просто: войти в группу регионов с наиболее высоким уровнем благосостояния.

По сути, в 2015 мы начали, а в 2016 гг. продолжим ее практическую реализацию уже в рамках нового, третьего этапа развития, рассчитанного до 2030 года: этапа опережающего развития и ответственного лидерства.

Какие же у нас приоритеты развития 2016 года? 

Инновационная модель экономического развития

Первое. Мы начинаем формирование инновационной модели, основанной на росте технологических знаний.

Именно сейчас важно определиться с выбором: либо продолжить менять качество нашей политики, либо привыкнуть к нашему новому состоянию и жить в этих условиях, ограничиваясь «преодолением возникающих сегодня или застарелых трудностей».

Но хочу сразу предупредить – то, как складывается сейчас ситуация, несмотря на рост привлеченных инвестиций, нас не должно устраивать. Мы всегда будем только догонять, если не сменим парадигму развития.

Конечно, это не значит, что мы будем отказываться от успешных, зарекомендовавших себя ценностей и практик, таких как привлечение инвестиций.

Экономический рост невозможно обеспечить, не инвестируя в развитие. Все быстрорастущие мировые экономики много сберегают и инвестируют. Доля инвестиций в структуре внутреннего спроса у них составляет от 30% до 45%. В целом, по России валовое накопление основного капитала составляет 22,8%, а по Ульяновской области – порядка 28-30% на протяжении нескольких последних лет. Это хороший результат, который позволяет нам стимулировать экономический рост и перевыполнять целевые значения, установленные Указом Президента РФ.

За 10 месяцев объём инвестиций в основной капитал составил 102,9% к аналогичному периоду 2014 года. По итогам 2015 года мы также ожидаем рост. И такого показателя мы достигаем на фоне общероссийского спада. По стране годовой индекс не превысит 92%.

В абсолютных цифрах мы по итогам года прогнозируем выход на показатели, превышающие целевой ориентир. Объем инвестиций составит от 82 до 85 млрд. руб. Задача 2016 года - довести объём инвестиций в основной капитал до 90 млрд. рублей. В перспективе до 2018 года планируется привлечь в регион до 110 млрд.рублей.

Но мы должны понимать, что конкуренция за инвестиции ежегодно усиливается. Чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо формировать инновационную модель экономического развития, основанную на высокой концентрации научно-технических знаний, новых технологий и технологическом предпринимательстве. Мировой опыт показывает, что финансовые результаты этого сектора, экономическая отдача от компаний, входящих в него, производительность труда существенно выше, чем в традиционных отраслях экономики.

Например, в сфере исследований и разработок производительность труда в Германии, Бельгии, Нидерландах составляет 55-75 тыс. евро в год на человека. Это в десятки раз больше, чем мы имеем сегодня в регионе. Именно такие рабочие места мы хотим видеть в основе нашей будущей экономики.

Можно ли достичь этого в регионе? Вполне! Только следует помнить, что это долгий процесс, рассчитанный не менее чем на 10-15 лет. Вот почему важно начать его именно сейчас. Прошу региональные институты развития начать работать именно в этой парадигме.

Необходимые предпосылки для этого в виде элементов инновационной инфраструктуры, IT-предпринимательства, образовательного ресурса и результатов в области науки и инноваций у региона имеются. У нас высокие позиции в российских рейтингах инновационной активности, составленных и Ассоциацией инновационных регионов и ВШЭ. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в Ульяновской области составляет 3,3% от ВРП – это 4-ый результат по России (в целом по стране этот показатель – чуть выше 1%). Более 12% производимой в регионе продукция – инновационная, это 12 место среди регионов страны.

В 2016 году главное внимание мы уделим созданию институциональных условий и инфраструктурной среды для формирования и развития этой новой модели. За счет чего? Что мы будем делать?

Во-первых, до конца 2015 года на заседание Правительства будет вынесен проект закона «О развитии инновационной деятельности на территории области». Он позволит структурировать всю инновационную деятельность, приступить к работе по формированию реестра субъектов инновационной деятельности и регламентировать меры государственной поддержки.

Кроме этого, в 2016 году разработаем региональную программу опережающего индустриально-инновационного развития, где основным направлением станет стимулирование экономики технологического предпринимательства.

Во-вторых, отдельным направлением станут наши шаги по укреплению инновационной инфраструктуры.

Ее ядро в Ульяновске – это Наноцентр. На сегодня все площади, на которых он располагается, полностью задействованы. Работают порядка 10 технологических компаний, одобрено около 90 проектов, из которых более половины активно реализуется. С этого года Наноцентр уже приносит доходы. И этот эксперимент, начало которому положено в 2010 году, теперь совершенно точно можно назвать успешным.

Именно поэтому опыт Наноцентра мы начнем тиражировать. Вокруг него будет формироваться большая экономика знаний, создаваться особая экосистема и развиваться технологическое предпринимательство. В настоящий момент разрабатывается концепция этого проекта, идет поиск партнеров для его реализации. Реализовываться он будет в логике частно-государственного сотрудничества. Уже есть предварительное согласие ряда крупнейших международных экспертов в области бизнеса, науки, инвестиций и российских и европейских компаний, работающих в области технологического предпринимательства.

Кроме этого отдельное внимание будет уделено укреплению инновационной составляющей действующих кластеров, в первую очередь авиационного и ядерно-инновационного и развитию межкластерной кооперации.

Напомню, что в рейтинге Российской кластерной обсерватории, опубликованном три недели назад, авиационный кластер отнесен к кластерам высокого уровня развития (по ряду параметров став вторым среди всех кластеров страны), а ядерно-инновационный к кластерам среднего уровня (при этом так же вошел в число 15 лучших по стране). А это значит, что область можно считать территорией с наиболее развитыми кластерами, т.к. это единственный регион страны, обладающий кластерами высокого и среднего уровня развития одновременно.

Важно сохранить и укрепить эти позиции. Упор будет сделан на строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов кластеров, развитии исследовательской инфраструктуры и центров коллективного пользования для научных исследований, продвижение и вывод на международный рынок проектов, разработанных резидентами кластеров, развитие инновационного образования и повышении профессиональной компетенции участников.

В 2015 году из федерального и регионального бюджетов на развитие этих двух кластеров было выделено почти 90 млн. руб. В 2016 году за счет увеличения объёма федеральных средств мы прорабатываем возможность практически удвоить эту сумму и довести ее до 150 млн.руб.

Кроме этого в Димитровграде на развитие кластера будут задействованы средства, поступление которых ожидается по линии программы моногородов.

2016 год будет очень важным и еще для двух проектов ядерно-инновационного кластера.

Начнется активная стадия строительства многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР). Последние 30 лет таких объектов ни в Европе, ни в России не строили. Именно на его базе к 2020 году будет создан Международный научный исследовательский Центр. Объём инвестиций, которые будут направлены по линии Росатома в целом за все годы около 60 миллиардов рублей.

Напротив, в завершающий этап войдет строительство Федерального центра медицинской радиологии (ФЦМР). Закончатся все капитальные работы, будет установлено оборудование, произведен его пробный запуск и начнется его отладка. Таким образом, будут созданы все условия для приема первых пациентов в 2017 году и совершенствования высокотехнологичной помощи. Центр рассчитан на прием более 110 тысяч человек в год из всех регионов страны.

На завершение всех работ направляется 5 млрд. рублей. Общий объём инвестиций составил порядка 20 миллиардов рублей. Со своей стороны, регион полностью профинансировал всю инженерную инфраструктуру. А это почти 400 млн. руб.

Что касается авиационного кластера, то здесь главная задача – укрепление кооперационных связей.

Такой же подход мы намерены использовать и для других кластеров: автокомпонентного и станкостроительного. За счет инжиниринговых работ, развития направления новых материалов (в том числе композитных), новых технологий доля инновационной продукции в этих кластерах будет расти.

Третья линия работы - поддержка технологического предпринимательства.

В 2015 году мы определили три новых для региона направления, никак не связанных с экономикой старого типа, но связанных с бизнесом наших партнеров:

1. Возобновляемая энергетика.

2. Биотехнологии, а именно электронное здоровье.

3. Транспорт будущего.

Реализация нескольких проектов в рамках этих направлений уже идет. Самым крупным из них на сегодняшний день является «Парк возобновляемой энергетики» (Ветропарк). До 2019 года на площадке, прилегающей к территории экономики знаний, планируется построить до 60 ветростанций с общей мощностью 250 МВт. Объём инвестиций в проект оценивается в сумму 30 млрд. рублей. В 2016 году должен быть реализован первый этап проекта со строительством 10 ветростанций и объемом частных инвестиций в 2,9 млрд.руб.

Очень важно, что с самого начала мы разрабатываем этот проект как комплексный. Это значит, что речь идет не только о запуске ветропарка, но и локализации на территориях региона компонентного производства и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Первыми региональными партерами в этом направлении станут предприятия: ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» и АО «КТЦ «Металлоконструкция».

В-четвертых, продолжим системную поддержку IT-отрасли и укрепление кластера информационных технологий. Это очень важно. Меры, которые мы предпринимали, начиная с 2010 года, полностью оправдывают себя и будут продолжены в соответствии с региональной Стратегией, принятой в 2014 году.

Сейчас ИТ-отрасль региона насчитывает свыше 100 компаний и организаций, два десятка из которых являются серьёзными игроками на международном рынке продуктов и услуг в сфере информационных технологий. По экспертной оценке отрасль имеет годовой оборот свыше 2,5 млрд. руб., что сопоставимо с крупными промышленными предприятиями.

Ульяновская область стала заметным ИТ-центром на карте России, только в текущем году на территории региона при нашей поддержке прошли 4 ИТ-мероприятия международного уровня: конференции Стачка, Улкэмп и РИФ.Ульяновск, а также олимпиада Волга-IT, в которых приняли участие свыше 10.000 человек из различных стран мира.

В последние годы мы также наблюдаем приход в регион ряда международных ИТ-компаний, из которых можно выделить Machine Zone и IBS, что говорит о привлекательности субъекта и развитой ИТ-экосистеме.

Но этого недостаточно!

Через 10-15 лет абсолютное большинство дисциплин и отраслей будет невозможно представить без применения в своих бизнес-процессах передовых достижений информационных технологий (без IT).

Сегодня всю индустрию программирования и информатики создают во всем мире 27 млн. человек. Из них в США около 4 млн. человек, в Индии - 3 млн, в Китае 2 млн. программистов.

В России – всего 350 тысяч. В Ульяновске – около полутора тысяч. Это очень мало. Нам нужно их в 4 раза больше. Минимальные потребности в IT-специалистах на уровне нашего региона уже сегодня составляют 3-4 тысячи человек. А в перспективе эта цифра будет только увеличиваться.

Для того, чтобы развивать и укрепить эту отрасль, создать условия для ее интеграции с ведущими региональными секторами экономики необходимы целевые меры поддержки.

Мы намерены и уже начали двигаться по следующим направлениям:

1) Улучшение институциональных условий для ведения бизнеса. Для этого в сентябре – октябре 2015 году были внесены изменения в областное законодательство, направленные на развитие отрасли. Снижены налоговые ставки:

- для компаний, работающих по классической системе налогообложения, налог на прибыль снижен до 13,5%;

- для компаний, работающих в упрощенной системе налогообложения, новые ставки определены от 1% до 10% (в зависимости от критериев, которым она соответствует).

Новые условия налогообложения начнут действовать с 1 января 2016 года.

2) Решение вопросов качества жизни для специалистов отрасли.

Для сохранения кадрового потенциала и привлечение программистов из-за пределов региона принят закон о единовременной социальной выплате до 150 тысяч рублей из областного бюджета для работников IT-организаций на компенсацию первого взноса при приобретении жилья в ипотеку.

Среди других решений, направленных на формирование благоприятной среды для развития отрасли, выделю еще два решения, которые приняты в 2015 году и на сегодня уже действуют:

– создан Общественный экспертный совет по развитию информационных технологий при Губернаторе Ульяновской области;

– работает уполномоченный по делам интернета и информационных технологий – ИТ-омбудсмен, который представляет интересы ИТ-сообщества и занимается непосредственным разрешением конкретных проблем.

Мы рассчитываем на то, что все принятые решения смогут существенно стимулировать развитие отрасли в 2016 году.

Что касается бюджетных расходов на это направление, то в целом на развитие отрасли ИКТ и выполнение программных мероприятий (в том числе выполнение Майских Указов Президента) в бюджете 2016 года предусмотрено почти 280 млн.руб. (на 130 млн. руб. больше бюджета 2015 года).

Второе. Новая региональная промышленная политика

Следующий стратегический приоритет 2016 года связан с региональной промышленной политикой.

Положительная динамика промышленного производства характерна для нашей области для 9 из последних 11 лет. Исключения составили лишь кризисный 2009 год и непростой для региональной экономики 2013 год.

По итогам 10 месяцев мы также имеем хороший результат - 103,4%. По результатам года индекс прогнозируется в 102%. При этом в 44 регионах, то есть более, чем в половине, наблюдается спад, а в целом по РФ индекс составляет 96,7% и в конце 2015  года не превысит 97%.

Позиция региона по индексу обрабатывающих производств еще лучше – 106,4%, это 2 место в ПФО и 16 место по России.

Что мы намерены сделать для того, чтобы сохранить положительные темпы роста на ближнюю и среднесрочную перспективу?

Мы, безусловно, продолжим политику по привлечению инвестиций и строительству в регионе новых современных предприятий.

В текущем году мы ежемесячно открывали крупные промышленные предприятия. И как правило, это предприятия с мировыми брендами:

- станкостроительный завод «ДМГ Мори Сейки» (4 млрд. руб. инвестиций),

- завод «Немак Рус» (2 млрд. руб. инвестиций),

- завод компании «Хемпель» (800 млн. руб. инвестиций),

- логистические комплексы компаний «ФМ Логистик» и «Даркат» (общий объем инвестиций – 1,5 млрд.руб.).

Суммарно в рамках реализованных в этом году инвестпроектов область получила более 32,5 млрд.рублей инвестиций, создано более 3,5 тыс. рабочих мест.

С начала 2015 года на строительные площадки вышло 7 новых инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций более 3 млрд.

За этот же период только с потенциальными резидентами Индустриального парка «Заволжье» подписаны 8 соглашений на общую сумму почти 4,3 млрд. рублей и созданием порядка 600 новых рабочих мест. Почти половина всех достигнутых договоренностей предполагает строительство заводов станкостроительного профиля компаниями ТриМилл, Хермле, Мэйфран и Гондранд, Хестего. Эти контракты убедительно демонстрируют - зарубежные рынки инвестиций для нас не закрылись. Мы продолжаем сотрудничать с крупнейшими иностранными компаниями – и они продолжают к нам приходить.

А это значит, что новые предприятия будут запускаться у нас и в 2016-2018 гг.

В 2016 году будет открыто 5 новых современных заводов. Это, в первую очередь, «Бриджстоун» (8 млрд. руб. инвестиций, 600 рабочих мест), завод по производству сухих строительных смесей компании «Седрус» в Сенгилеевском районе (более 0,5 млрд.руб. инвестиций, 130 рабочих мест), предприятия по производству автокомпонентов и сварочной проволоки.

Однако наряду с этим, важнейшей частью нашей политики в 2016 году станет поддержка и развитие действующих предприятий, являющихся основными налогоплательщиками в региональный бюджет.  

Вот пример из той отрасли, которая для нас традиционно является ключевой – автомобилестроение. По итогам первых трех кварталов отгрузка продукции на заводе «Таката» составила 5,6 млн.рублей на работающего. За этот же период отгрузка компании «УАЗ-Автокомпонент» не превысила 1,4 млн.рублей на занятого, а на «Автодеталь-сервис» – менее 1 млн.рублей на человека. То есть новые предприятия эффективней наших традиционных в 4-5 раз!

Особо подчеркну – и налогов они тоже платят больше в расчете на одного занятого. Та же «Таката» заплатила 64 тыс.рублей налогов в бюджет в расчете на одного занятого (не считая НДФЛ), а УАЗ-Автокомпонент – менее 30 тыс. рублей.

Еще один важный аспект. Сегодня, привлекая в регион частные инвестиции, мы в качестве одного из условий согласовываем с инвестором вопрос технологического трансфера.

Наиболее яркий пример реализации такого подхода – наше взаимодействие с концерном DMG MORI. Мы не только открыли в 2015 году на своей территории крупнейшее и самое современное станкостроительное предприятие в мире. Но и вышли на создание совместно с инвестором Инжинирингового центра и обучающего центра, индустриального парка поставщиков, который позволит локализовать на одной территории предприятия, являющиеся основными поставщиками не только для «ДМГ МОРИ СЕЙКИ», но и для других представителей станкостроительной и машиностроительной отрасли региона. А самое главное – мы вошли в мировую кооперацию и будем стремиться занять свою нишу с высоким уровнем производительности труда и добавленной стоимостью.

Есть и другой пример – предприятие пищевой промышленности - компания «Mars». Сегодня компания ведет у нас в регионе строительство научного центра изучения питания домашних животных. Это высокотехнологичный центр станет четвертым для компании «Mars» в мире и первым подобным проектом в России.

Эти примеры говорят о том, что «в современном мире фактически отсутствуют отраслевые приоритеты с точки зрения инновационности или отсталости.

Отрадно, что руководство ряда крупных областных предприятий это понимает, возрождая конструкторские и научные разработки, занимаясь их внедрением в серийное производство. Это УАЗ. Это УКБП и Утес. Это«Искра», это «Марс» и «Комета».

Вот почему сегодня особенно необходимо их (и не только их) поддержать. Помочь запустить инновационные процессы на базовых областных предприятиях. В этом и будет заключаться наша «новая промышленная политика».

Какие конкретные шаги будут сделаны?

Мы вносим изменения в региональный закон «О промышленной политике». Они дадут нам возможность:

Во-первых, переформатировать Региональный фонд развития промышленности, который будет работать как кредитное учреждение, и выделять денежные средства на условиях займа, с пониженной по сравнению с банками ставкой (5% годовых). Действующий формат работы Фонда предусматривает лишь возможность субсидирования процентной ставки.

Что важно, указанная схема ориентирована, в том числе, на средний и малый бизнес, не попадающий под условия кредитования Федерального фонда, и будет работать на продукцию и проекты, входящие в федеральные отраслевые планы импортозамещения. Финансироваться будут также и предпроизводственные работы. При этом гасить основной займ предприятие получит возможность с существенным временным лагом, только после начала выпуска серийной продукции.

Что касается объемов регионального фонда. В 2016 году он составит 100 млн. рублей, в 2017 году – 200 млн. рублей, в 2018 году – 400 млн. рублей. Таким образом, объем будет удваиваться на протяжении ближайших 3-х лет.

Практика работы федерального фонда показывает, что на 1 руб. государственных средств было привлечено шесть рублей частных инвестиций. Таким образом, проецируя ситуацию на регион, с учетом частного софинансирования, до 2022 года общий объем инвестиций (при условии рефинансирования средств) составит 16,6 млрд. руб., а ежегодный вклад в ВРП 5,2 млрд.руб.

Во-вторых, ввести по аналогии с федеральной практику специальных инвестиционных контрактов на территории области.

Механизм позволит любому инвестору заключить многостороннее соглашение с областным Правительством о реализации проекта. Существенными условиями соглашения станут фиксация тарифов, налоговых ставок, других платежей в рамках конкретного проекта. Инвестиционный контракт даёт возможность для иностранного инвестора претендовать на преференции при проведении государственных закупок, то есть гарантировать спрос на продукцию.

Буквально на прошлой неделе, в своем Послании Владимир Путин выступил с инициативой о возможности в рамках инвестконтрактов снижения до нуля ставки налога на прибыль в региональной части. В Ульяновской области эта инициатива Президента будет реализована.

Таким образом, инвестор получает гарантированное понимание всех ключевых параметров реализации своего проекта – а значит, предсказуемые и прозрачные условия его реализации. Этот путь будет открыт для инвесторов с объемом инвестиций от 200 млн.рублей.

Такая практика даст нам возможность предоставлять преференции для проектов, размещаемых не только на «гринфилд», но и на «браунфилд» площадках. Такие площадки – индустриальные парки – в регионе уже есть на базе УАЗа, ДААЗа, «Руси» и ряде других.

В-третьих, индустриальные парки на базе наших предприятий получат и дополнительные возможности для поддержки и развития.

После включения региональных парков и их управляющих компаний в федеральный Реестр Минпромторга, мы готовы внести изменения в областные акты налогового законодательства:

- для резидентов снизить на 5 лет до 13,5% налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащую зачислению в областной бюджет;

- управляющим компаниям снизить налоговую ставку или освободить от уплаты налога на имущество на период до 5 лет.

Дополнительно мы намерены рекомендовать муниципальным образованиям установить минимальную ставку или освободить от уплаты земельного налога управляющие компании на период до 5 лет.

В-четвертых, по отдельным предприятиям мы сохраним и сформируем дополнительные меры поддержки:

- Льготы по налогу на имущество для Авиастара (сумма льготы на год почти 90 млн.руб.). Высвобождаемые средства предприятия пойдут на жилищную программу, техническое перевооружение производства и реализацию проекта по созданию Центра российского транспортного авиастроения.

- Субсидии для предприятия «Русь».

Отдельная программа разрабатывается по ДААЗу. Мы начали подготовку документации по привлечению в Димитровград средств по линии федерального Фонда развития моногородов. Часть этих средств мы готовы направить на предприятие, на развитие и поддержку индустриального парка на его территории с самыми лучшими льготами, которые может позволить сегодня российское законодательство.

Завершая этот блок, сообщу, что сегодня готовится новая областная программа, отражающая развитие каждого приоритетного направления промышленного комплекса. Она будет принята в 2016 году.

Все эти меры должны позволить нам в 2016 году не допустить снижения объёмов промышленного производства ниже 2015 года, даже несмотря на высокую базу 2015 года. И иметь положительную динамику промпроизводства в перспективе 2017-2018 гг.

Третье. Развитие сельского хозяйства

Среди приоритетов останется сельское хозяйство и переработка. Даже без учета пищевой промышленности сельское хозяйство дает экономике региона порядка 7% добавленной стоимости или около 20 млрд.рублей.

Мы обязаны уделить этому направлению в 2016 году особое внимание:

- И потому, что второй год подряд индекс сельского хозяйства демонстрирует снижение объемов (прогноз по итогам 2015 года – 94%);

- И потому, что вопрос обеспечения наших граждан качественными продуктами питания отечественного производства – это вопрос национальной безопасности. Задача, национального уровня, которая поставлена Президентом в Послании Федеральному Собранию, «к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием».

Целевые ориентиры на 2016-2018 годы - положительная динамика индекса в отрасли с ростом 103-106%.

В областном бюджете мы планируем увеличить расходы отрасли. В рамках госпрограммы они возрастут на 11% до 581 млн. рублей.

Всего же на сельское хозяйство области будет направлено не менее 2 млрд.рублей из бюджетов всех уровней. Это самая большая сумма за все предыдущие годы, исключая засушливый 2010 год, когда деньги направлялись не на развитие, а на компенсацию потерь от засухи. В этом году общая сумма расходов составит 1,6 млрд. рублей, в 2014 году была 1,3 млрд. рублей.

Наши основные действия на ближайшие годы будут направлены на развитие собственной сырьевой базы в молочном и мясном животноводстве, птицеводстве, растениеводстве и овощеводстве, сети сбыта продукции.

Во-первых, по пути увеличения посевных площадей мы продолжим идти по крупяным культурам (в первую очередь, гречихи), гороху, картофелю и овощам.

Основным инструментом стимулирования, как и в 2015 году, будет механизм погектарных субсидий. Суммарно из бюджетов всех уровней они составят порядка 3 тыс. рублей за гектар посевной площади. В текущем году это дало нам возможность увеличить посевные площади гречихи на 20%, производство картофеля на 14%, овощей на 18%. В тоже время объемы 2015 года не закрывают наших потребностей, поэтому объемы мы будем увеличивать.

Аналогичная схема стимулирования – повышенные погектарные субсидии - будет использоваться и при выращивании сахарной свеклы.

Кроме того, на 2016 год предусмотрено 16,5 млн. рублей на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, что выше уровня 2015 года. В условиях, когда у нас одной из главных проблем растениеводства является засуха – это важное направление, которое мы и дальше будем поддерживать.

Во-вторых, при увеличении объемов сбора овощных культур остро встает вопрос их хранения до нового урожая, а по крупам – их переработки. Поэтому мы продолжим строительство хранилищ и мощностей по переработке.  

Овощехранилища уже построены в Мелекесском и Старомайнском районах. Мощности по переработке гречихи открыты в Чердаклинском и Николаевском районах. Среди возможных объектов на следующий год – хранилища в Вешкаймском, Карсунском районах и городе Ульяновске.

В перспективе мы должны создать разветвленную межрайонную сеть мощностей по хранению и переработке продуктов растениеводства.

На следующий год запланированы средства на компенсацию прямых затрат на создание и модернизацию объектов картофелехранилищ и овощехранилищ, на предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы. Общий объем – свыше 20 млн.руб.

Мы активно работаем по этому направлению и с инвесторами. Три инвестиционных проекта, связанных с переработкой подсолнечника, производством круп и молочной продукции, введены в 2015 году. На запуск такого же количества предприятий в разных точках области мы выйдем и на следующий год.

В-третьих, отдельную поддержку окажем производителям молока. Самообеспеченность по молоку у нас примерно 75%. Поэтому наши молокозаводы вынуждены перерабатывать молоко из-за пределов региона.

Для того чтобы обеспечить наши предприятия местным молоком, необходимо построить до 2020 года не менее 15 новых товарных ферм от 1 тыс. до 1,5 тысяч голов каждая. Поэтому все проекты в этом направлении будут поддерживаться.

В 2016 году будут строиться две фермы (Новоспасский и Чердаклинский районы). Региональная поддержка будет заключаться в субсидировании приобретения племенного молодняка крупного рогатого скота. Причем средства на субсидии мы увеличим в три раза, до 30 рублей за 1 кг живой массы.

Кроме этого каждый проект в этой сфере мы готовы рассматривать как приоритетный инвестпроект с определением для него льгот и преференций.

В-четвертых, все, что касается вопросов сбыта продукции. Здесь мы также двигаемся несколькими путями:

Первый - проект «электронная социальная продовольственная карта». Проект встает на ноги. Первые карты уже выданы, к концу года их будет порядка 150, а в 2016 году проект будет максимально широко распространен.

Второй - расширение сбыта ульяновской продукции через сети фирменных магазинов. В следующем году будет открыта новая сеть овощных магазинов шаговой доступности от государственного ОАО «Тепличное». Уже отобрано 28 площадок.

Третий - объединение наших областных производителей и оптовиков. На следующий год запланировано объединение «Тепличного», «Средней Волги» и «Агрофирмы «Старомайнская» в единый Агрохолдинг. Это позволит увеличить капитализацию и организовать единую систему снабжения социальных объектов, создаст условия для поставок качественных местных продуктов на объекты социальной сферы.

Важным для нас является и обеспечение минимальных цен в розничной продаже.

В-пятых, механизмы финансирования.

В 2016 году кроме субсидирования будем активно использовать точечную поддержку бизнеса в рамках проектного финансирования сельскохозяйственного производства. На 2016 год на эти цели запланировано не менее 100 млн. рублей.

Если субсидии выделяются всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, то проектное финансирование даст возможность поддержать наиболее перспективных. Проекты отбираются на конкурсной основе. С победителями заключается соглашение о достижении целевых показателей, под которые ему будут выделяться средства. При невыполнении целевых показателей хозяйство обязано их вернуть.

Для повышения доступности кредитных средств «Корпорация развития предпринимательства Ульяновской области» продолжит выдачу микрозаймов на срок до 1 года под 8,5% годовых. Таких микрозаймов на льготных условиях выдано в этом году на 33 млн. рублей, в следующем году эта практика будет расширена.

В шестых. Реализация больших инвестпроектов станет основой для увеличения объемов продукции мясного животноводства и птицеводства.

В 2015 году реализованы крупные инвестиционные проекты, которые позволили нам выйти на максимальное за последние 16 лет поголовье свиней (208 тысяч голов). Задача, которую мы себе ставим, приблизиться в ближайшие годы по этому показателю к советским значения (порядка полумиллиона голов). Она будет решаться через ежегодный ввод в строй дополнительных объектов. Два больших свинокомплекса будут сданы уже в следующем году.

В птицеводстве. По-прежнему нерешенной остается проблема поиска инвестора для птицефабрик, входящих в группу компаний «Мордовское агропромышленное объединение».

В то же время мы намерены компенсировать потери от остановки предприятия за счет 3-х новых инвестпроектов в Майнском и Вешкаймском районах. Один из проектов позволит нам также начать диверсификацию отрасли – выйти на промышленное производство мяса индейки.

Четвертое. Развитие инфраструктуры

Среди долгосрочных стратегических приоритетов нашей работы останется политика, направленная на развитие инженерной, и социальной инфраструктуры. Год назад я говорил, что из всех источников мы намерены направить на ее решение в 2015 году почти 50 млрд. руб. На близкую сумму мы планируем выйти и в 2016 году.

Инфраструктурные проекты имеют мультипликативный эффект и позволяют нам решать несколько взаимосвязанных задач:

- Создавать условия для долгосрочного экономического роста, стимулировать приток частных инвестиций. Кроме того, бизнес выигрывает вследствие сокращения издержек – транспортных, коммуникационных, энерго- и водоснабжения и т.д.

- Решать проблему сбалансированности пространственного развития региона.

- Повышать качество жизни наших граждан за счет ввода новых социальных объектов, строительства жилья, благоустройства.

Наши действия.

Во-первых, продолжим линию на стимулирование сбалансированности пространственного развития региона.

Нас не устраивает ситуация, когда успешно развиваются лишь два-три населенных пункта, – в то время как остальная территория области выпадает из процессов развития. В Ульяновске, на территории менее чем 1% от площади области, у нас проживает 49% населения. Это максимум в ПФО, где только 35% населения живет в региональных столицах (после нас идет Удмуртия - там 42%).

Это свидетельствует о сверхвысокой концентрации населения, что ведет к диспропорциям в экономике. Областной центр собрал у себя 70% промышленного производства, значимую часть строительства жилья, привлеченных инвестиций и так далее. Следствие этого - разительный контраст в уровне жизни, в доходах. Если средняя зарплата по Ульяновску составляет 26,5 тыс. рублей - то в Тереньгульском, до которого около часа езды - лишь 17 тыс.рублей. А в одном из наиболее отдаленных от города – Старокулаткинском – всего 14,2 тыс.руб.

Именно поэтому обеспечение сбалансированного пространственного развития вошло в областную Стратегию развития до 2030 года одним из главных приоритетов.

Сегодня мы констатируем, что эта работа уже идет.

На областном уровне точки развития формируются по кустовому принципу - в Новоспасской, Сенгилеевско-Тереньгульской, и Димитровградско-Мелекесской макрозонах. Не снимается задача формирования зоны роста в Инзенском районе.

При этом на территории этих и соседних районов будут созданы - и уже создаются точки роста второго уровня, местного значения.

В муниципальные реестры включено более тысячи инвестпроектов, (от завершённых до планируемых, период реализации которых с 2006 по 2025 гг.) с объёмом инвестиций более 100 млрд.руб. Они позволят не только создать свыше 50 тысяч рабочих мест, но и повысят уровень конкурентоспособности экономики районов.

Без учета Ульяновска в 2015 году будет реализовано 169 проектов с объёмом инвестиций 2,4 млрд.руб. План на 2016 г. - не менее 130 проектов на сумму 5,3 млрд.руб.

 

Действует адресная региональная поддержка наиболее крупных инвесторов, реализующих свои проекты на территориях МО (через льготы и преференции и за счет средств областного бюджета). При этом критерии для поддержки проектов установлены в зависимости от уровня развития муниципального образования.

В следующем году будут созданы дополнительные возможности для развития муниципалитетов. В стадии согласования находится областной законопроект о территориях приоритетного развития области. С принятием этого документа у всех муниципалитетов появятся дополнительные возможности получить финансирование на развитие инфраструктуры их территорий.

Во-вторых, диверсифицировать развитие и увеличивать количество точек роста мы будем и в двух главных городах области: Ульяновске и Димитровграде.

В Димитровграде экономика города будет диверсифицироваться за счет пищевой промышленности, предприятий отрасли строительных материалов и высокотехнологичных производств, строительства нового индустриального парка. Индустриальный парк мы планируем строить с привлечением средств Фонда развития моногородов Внешэкономбанка (о нем я уже упоминал). В 2016 году разработаем проектно-сметную документацию на объекты инфраструктуры, подпишем соглашения с первыми резидентами.

В Ульяновске и пригородах продолжим работу на территориях новых индустриальных парков. В Карлинском, Заволжье и ПОЭЗ сконцентрируемся на вопросе эффективного использования построенной к настоящему времени инфраструктуре, привлечении резидентов и запуске проектов.

Особенно актуально это для ПОЭЗ. Объемы финансирования всех видов работ в 2015 году составили почти 2 млрд.руб. Аналогичные средства будут освоены и в 2016 году. Сегодня подведены все необходимые сети: газ, вода, канализация. Весной завершаем строительство дорог: и автомобильной, и рулежной для транспортировки воздушных судов. В полном объеме будет функционировать таможенная инфраструктура.

Надо использовать эти возможности. Поэтому в 2016 году начнется строительство индустриального парка, логистических центров для обслуживания воздушных судов, многоцелевого ангара для самолетов всех типов. Это позволит российским авиационным компаниям не зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры и политических рисков.

Строительство объектов завершат два резидента и еще порядка 5 выйдут на площадки.

Получит новое развитие региональная зона УАПК, индустриальный парк УЗТС, Русь и ряд других.

В-третьих, еще одна составляющая сбалансированного пространственного развития – это повышение связности пространства внутри региона. Это в первую очередь транспортная доступность. Направления работы здесь определены.

- Это реконструкция и развитие транспортных узлов и центров (аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы), что вдвойне важно в преддверии мировых спортивных событий, которые будут проходить в стране и в Ульяновске.

По линии железной дороги завершена реконструкция вокзала в Инзе. В 2016 году начнутся строительные и благоустроительные работы на территории Центрального вокзала в Ульяновске.

Приступим к новому этапу модернизации нашего аэропорта имени Карамзина – строительству пункта пропуска через государственную границу, капремонту взлётно-посадочной полосы, пяти рулёжных дорожек, двух перронов, площадки технического обслуживания судов, замене оборудования. Объем финансирования на следующий год – 1,5 млрд.руб., общий объем средств (2016-2017 гг.) – 2 млрд.руб.

По автобусным перевозкам сосредоточимся на обновлении автобусного парка машинами на газомоторном топливе. Общая сумма средств, направленных на приобретение автобусов в 2015 году составит 186 млн. рублей.

Серьезной модернизации подвергнется электротранспорт.

- Это развитие и реконструкция дорожной сети.

До 2018 года завершится большой этап работ, связанный с реконструкцией федеральных трасс, проходящих по территории области. На сегодня нормативным требованиям здесь отвечает примерно 70% дорожного полотна. Полностью завершена реконструкция дороги на Казань. Только два последних года финансирование этих работ составили свыше 6 млрд.руб. В 2016 году на федеральные трассы, проходящие по территории области предварительно выделено более 2,6 млрд.руб., но мы рассчитываем, что цифра будет увеличена. Наибольший объем работ предстоит на трассе на Саранск.

Региональный дорожный фонд дал нам возможность начать работу по приведению областных дорог в нормативное состояние. В 2016 году объем фонда превысит 3,1 млрд.руб. В следующем году будет отремонтировано более 2,5 млн.кв.м. дорог регионального и местного значения – или на 14% больше, чем в этом году.

Тем не менее, его объемы недостаточны, чтобы решить сразу весь комплекс проблем. Поэтому мы также здесь расставляем акценты. Приоритет отдается:

1) Ремонту региональных дорог между городами и районными центрами области. Мы начали эту работу в 2014 и продолжим на период 2016-2018 гг. до полного завершения. Именно здесь у нас намечены основные объемы работ. И сюда пойдет основное финансирование. В 2016 году планируется отремонтировать более 240 км.

2) Обеспечению доступности наших точек роста, как в Ульяновске, так и в муниципалитетах. Именно здесь наряду с ремонтом мы занимаемся реконструкцией и строительством новых дорог. В 2016 году будет построено 7 новых автодорог общей протяжённостью свыше 23 км. Объём финансирования – около 400 млн.руб.

3) Ремонт дорог внутри городов и районных центров. Деньги на это будут выделяться в рамках Пятилетки благоустройства из регионального дорожного фонда в качестве субсидий. Впервые будут привлечены и федеральные средства в рамках программы комплексного развития сельских территорий. Объем финансирования этой задачи приблизится к 1 млрд.руб. Руководителям муниципальных образований важно грамотно воспользоваться этими средствами, в том числе, учесть мнение граждан. Механизм для этого создан в форме сбора предложений от жителей Ульяновской области в «Народную программу ремонта автомобильных дорог».

В-четвертых, жилищное строительство. Это экономический драйвер для нашей экономики. Но доступное, комфортное жилье - это и условие, без которого невозможно повышение качества жизни наших семей.

По темпам ввода жилья Ульяновская область лидер в ПФО по итогам первых 10 месяцев. У региона 2-й показатель по ПФО и 12 й по России по объемам ввода жилья на 1000 жителей региона.

В этом году приняты важные законодательные решения, которые должны позволить нам сохранять высокие объемы ввода жилья на протяжении 2016-2018 гг.:

- Статус приоритетного инвестиционного проекта распространен на проекты, реализуемее организациями, работающими в жилищном строительстве (пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и налоговая ставка в размере 0 процентов по налогу на имущество организаций).

- Льготная налоговая ставка в размере 0,1 процента по налогу на имущество введена для организаций, осуществляющих производство цемента на территории области.

- Запуск с 1 сентября «Губернаторской ипотеки».

- Активная работа по проектам расселения граждан из аварийного жилого фонда и реновации жилья.

Только в Ульяновске реновация предполагается по 14 площадкам (почти 400 домов), 7 из которых уже в работе. В перспективе количество площадок, предлагаемых для реновации, мы готовы увеличить до 20-23.

В-пятых, пространственное развитие невозможно без социальной составляющей, наличия в районах области базовых объектов социальной инфраструктуры: в спорте, в культуре, здравоохранении, образовании. Такие объекты мы активно строим и реконструируем на протяжении последних 10 лет. Продолжим эту работу с привлечением как федеральных, так и областных и муниципальных средств и в среднесрочной перспективе.

Отдельные программы реализуются по ремонту и строительству учреждений здравоохранения и образования, спортивных объектов.

В материальную базу муниципальной культуры будет инвестировано более 70 млн.руб.

В Ульяновске капитальный ремонт пройдет в Областной филармонии, откроется Областной архив. Уже в мае состоится закладка первого камня в строительство киностудии «Волга Кино Локейшн».

Начнется подготовка проектно-сметной документации для строительства бассейна на Нижней Террасе и футбольного манежа в Железнодорожном районе.

В шестых. В центре внимание останется газотранспортная инфраструктура и инфраструктура водоснабжения.

Задача энергодефицита в области решена еще в 2014 году. Но из-за недостаточной мощности ГРС, особенно в точках развития, проблема остается. Они не обеспечивают увеличение потребления, нужна их реконструкция. Напомню, что мы имеем и поручение Президента РФ «Газпрому» на этот счет. На сегодня проекты готовы. Прошу отраслевое ведомство к 2017 году решить эту задачу.

Должны быть обеспечены условия и для продолжения газификации населенных пунктов области. В 2016-2017 гг. Газпром построит 14 межпоселковых газопроводов (340 км). Это даст нам возможность газифицировать 54 населенных пункта в 9 муниципальных образованиях Южного и Западного куста. Для этого необходимо сдать 600 км сетей. В общей сложности на решение этих задач будет инвестировано более 3,3 млрд.руб., в том числе и областные средства.

Задача по водоснабжению на 2016 год – ввести в эксплуатацию 40 км сетей. Объем финансирования программы «Чистая вода» в 2016 году приблизится к 100 млн.руб.

Пятое. Образование. Развитие человеческого потенциала

Все приоритетные направления развития должны быть подкреплены высоким уровнем развития человеческого потенциала. Для современной экономики значимы не столько сами знания, раз и навсегда приобретённые, а умение эти знания находить самостоятельно, умение и желание учиться, креативность и самостоятельность мышления, способность к саморазвитию.

В бюджете 2016 года впервые на первое место по расходам среди всех социальных направлений выходит образование (9,3 млрд.руб.). Более 24% всех бюджетных расходов (почти каждый четвертый рубль нового областного бюджета) – это инвестиции в подрастающее поколение, в новые знания и компетенции.

Система образования будет настраиваться для решения следующих задач:

- обеспечение кадрами растущей доли инновационной составляющей в экономике,

- подготовка высокопрофессиональных кадров для современной промышленности, сельского хозяйства, объектов инфраструктуры,

- создание возможностей для непрерывного образования и переподготовки,

- воспитание творческой составляющей, сохранение и развитие талантов в регионе.

Вектор наших действий по всем перечисленным направлениям мы уже определили:

Во-первых, развитие системы ранней и непрерывной профориентации (раннего профилирования). Базовые основания для этого в виде обеспечения стопроцентной доступности дошкольных учреждений для детей возрасте от 3-х до 7-и лет имеются. В дальнейшем наши действия будут носить точечный характер, связанный с открытием детских садов и групп в новых районах комплексной застройки, доступностью учреждений для детей от 1,5 до 3 лет и решением возникающих на отдельных территориях проблем. Поэтому необходимо сосредоточится на содержательной стороне подготовки соответствующих программ, которые получат продолжение в школах. У нас есть инновационные программы дошкольного образования, которые касаются, в том числе, и профориентации, авиационной тематики.

Особое внимание уделим перенастройке работы в рамках движения ВолдСкиллс и ДжуниорСкилс. Проект должен работать на разные возрастные группы: от школьников до выпускников профессиональных образовательных организаций, иметь системный характер.

Необходимо добиться и его более тесной интеграции с работодателями и профессиональным сообществом. Для этого в 2016 году мы проведём второй чемпионат авиастроительной отрасли по методике ВолдСкиллс совместно с ОАК.

В тоже время, считаю совершенно логичным и правильным наряду с «рабочими олимпиадами» проводить у нас в регионе аналогичные состязания профессионального мастерства для молодых инженеров, точно также по самым различным номинациям, охватывающим все аспекты этой профессии.

Эту идею мы активно реализуем в нашем регионе, проводя с партнерами «Всероссийский конкурс «ТОП 100 лучших инженеров России». Думаю, что проект нужно разворачивать шире.  

Во-вторых, дальнейшее развитие системы дуального образования и центров компетенций по подготовке квалифицированных кадров. Мы входим в состав десяти пилотных регионов по внедрению дуального обучения в среднем профобразовании. Ульяновские авиационный колледж и техникум приборостроения в рамках этого пилота имеют статус Федеральной инновационной площадки. Надо по максимуму использовать эти возможности.

В 2016 году перед отраслью поставлена задача создания межрегионального центра компетенций по подготовке квалифицированных рабочих. Центров такого уровня в стране будет только шесть. На ее решение мы рассчитываем привлечь и федеральное финансирование в размере 300 млн.руб.

В-третьих, укрепление системы дополнительного образования. В значительной степени именно эту сеть мы намерены нацелить на развитие основ технологического предпринимательства. Основные шаги будут связаны с созданием современной инфраструктуры и привлечением в эту сферу частных инвестиций.

Для этого в 2015 году создан единый образовательный холдинг дополнительного образования - Областной Дворец творчества детей и молодёжи, в котором сегодня занимаются более 11000 детей. В бюджете 2016 года на содержание и развитие этого холдинга заложено 117 миллионов рублей.

В рамках сотрудничества Правительства области с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов достигнуто соглашение о строительстве детского технопарка. Проект планируется реализовать к 2017 году. Сумма привлекаемых средств за 2 года - 250 миллионов рублей (федеральные и частные инвестиции).

Получит развитие и уникальная сеть из шести детских и молодёжных академий, которые действуют в сотрудничестве с вузами и бизнесом. В этом году открыты ещё две академии: банковского и аграрного бизнеса. В дальнейших планах – открытие академии предпринимательства. Первый шаг к этому уже сделан – дан старт «Лиге школьного предпринимательства».

В-четвертых. На конкретный социальный заказ мы будем ориентировать и систему высшего образования на территории области. Наши вузы уже открыли 44 базовые кафедры на производствах, что свидетельствует об их интеграции в кластеры: ядерно-инновационный, авиационный, кластер электроники и программного обеспечения. Это работа будет продолжена.

В-пятых. Особое внимание в среднесрочной перспективе уделим школам. Для этого есть несколько существенных оснований:

1) Стартует федеральная программа по строительству новых и реконструкции действующих школ. Мы намерены принять в ней участие и до 2025 года построить 15 новых школьных зданий, первое из которых планируем начать уже в 2016 году. Это очень весомые капиталовложения из федерального и областного бюджета (до 800 млн.руб. на один объект).

2) Фундамент для интеллектуального прорыва, столь необходимый для ускоренного экономического роста, формируется именно в школе.

В 2016 году мы примем ряд решений для достижения этой цели:

- Внесем изменения в законодательство, которые позволят сформировать перечень школ, обеспечивающих высокое качество подготовки, предусмотреть для них дополнительное финансирование.

- Начнем внедрение в каждой школе программы работы с одарёнными детьми в соответствии с недавно утверждёнными Правительством России правилами.

В наших планах также создание «умной школы», которая станет образцом и ресурсным центром для общеобразовательных организаций всего региона.

Шестое. Институциональная среда

Уважаемые коллеги! Есть устойчивое выражение: «Реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги». Убежден, что нам нет необходимости ждать этого момента.

Поэтому не в 2016 г, не в 2017 г. на уровне региона мы не намерены принимать решений, ухудшающих условия для ведения бизнеса: вводить административные барьеры или дополнительные налоги. Принцип «дедушкиной оговорки» - стабильности условий ведения бизнеса, которым мы руководствуемся на протяжении как минимум 5 последних лет, нарушаться с нашей стороны не будет.

Прошу вас также поддержать инициативу, которую я уже озвучил, объявив 2017 год в Ульяновской области Годом Предпринимательства. Задача 2016 года качественно подготовиться к его проведению. Подготовка и сам тематический Год должны привести к росту новых бизнесов, к развитию частного предпринимательства.

Продолжится работа по принципиальному изменению подходов, действующих в контрольно-надзорной деятельности. Напомню, что Президент страны также уделил этой теме особое внимание в своем Послании к Федеральному Собранию.

Задача на 2016 год остается прежней – я ее озвучивал в Послании прошлого года – полностью модернизировать региональную систему контрольно-надзорной деятельности и перейти к риск-ориентированной модели государственного контроля. Этот процесс должен быть в основном завершен в Год предпринимателя в 2017 году.

По линии ЧГП задача заключается в переходе к системной практической работе. За минувший год мы создали институциональную среду, внедрили региональный ГЧП-стандарт, приняли областной закон. Вся эта работа получила высокую оценку. Буквально неделю назад в рамках вручения второй Национальной премии в сфере инфраструктуры "РосИнфра" Ульяновская область получила специальную награду в номинации «Региональный ГЧП-прорыв», как регион, который поднялся в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП 2014-2015 сразу на 60 позиций. Это впечатляющий результат, которым мы гордимся.

В 2016 году необходимо совершить прорыв по количеству и качеству реализуемых концессионных соглашений. Ориентиры и опыт в виде конкретных реализованных проектов также у нас имеются.

Из важных организационных шагов, направленных на развитие инфраструктуры для бизнеса. Выделю создание в регионе специального Центра компетенций, своеобразного Дворца предпринимательства, который расположится в Заволжском районе и начнет работу в 2016 году. Это будет первый уникальный многофункциональный центр притяжения бизнеса в регионе. Здесь в одном месте сконцентрируются все виды и форматы услуг и компетенций. Можно будет получить любую консультацию, откроется МФЦ, обслуживающий только предпринимателей (уже сейчас в Ульяновской области действуют три таких центра). Это будет центр финансовой поддержки бизнеса.

Здесь же разместятся Центр ГЧП и Центр компетенций в сфере импортозамещения. Предприниматели смогут получить информацию о рыночных нишах, производственно-сбытовых цепочках и потребностях крупных предприятий и корпораций в комплектующих. Одновременно это будет и Центр компетенций в сфере экспорта. Очень важно познакомить наши малые предприятия с крупным бизнесом, включая приоритетные инвестпроекты.

Во Дворце предпринимательства будет располагаться и ведущий Учебный центр, задача которого - выявление и развитие предпринимательских компетенций. Это очень серьезная и ответственная задача, по сути – формирование предпринимателя нового типа, с инновационным, креативным мышлением.

Не менее активно должна меняться институциональная среда и для нашей социальной политики, и в сфере гражданских инициатив, механизмов обратной связи с обществом.

Социальное законодательство должно стать более эффективным, соответствовать принципам социальной справедливости – адресности, нуждаемости.

Прошу также подумать, какие дополнительные решения мы можем принять для стимулирования активности гражданского общества, совершенствования действующих механизмов обратной связи.

Ну и конечно же, преобразования должны пройти и в государственном и муниципальном управлении. Уже сейчас мы создаём институты для проведения эффективных реформ по лучшим мировым и российским образцам. Это «Центр лучших практик», «Агентство региональных инициатив», «Агентство кластерного развития», «Интеллектуальная академия».

В качестве основных задач на 2016 год здесь выделю:

- Запуск системы проектного управления в органах власти и на уровне Правительства, и в отраслевых органах власти;

- Реальное внедрение принципа меритократии в деятельность как региональных, так и муниципальных структур;

- Развитие системы повышения квалификации кадров,  стимулирование самообразования.

Уважаемые коллеги!

Мы входим в 2016 год с особым чувством. Уже сейчас очевидно, что следующий год будет очень сложным и насыщенным. Для этого есть несколько причин.

Во-первых, в следующем году мы ожидаем продолжения, а возможно и развязки все сильнее затягивающегося узла международных и внешнеполитических конфликтов и противоречий.

Во-вторых, это будет год значимых политических действий, очень ответственных, во многом судьбоносных выборов федерального и областного значения. Результаты этих выборов на несколько лет вперед определят будущее нашего региона. Мы должны быть готовы, что в условиях избирательного процесса будет происходить существенная политизация сознания, политизация любых вопросов, проблем, процессов. Поэтому задача органов государственной власти не допустить радикализиацию политического поля. Обеспечить максимальную конкретность, открытость и легитимность предстоящих избирательных кампаний.

В-третьих, это год, который пройдет под знаком важных федеральных и региональных событий.

- Прежде всего, это год 250-летия со дня рождения Николая Михайловича Карамзина, и мы должны продемонстрировать, как мы гордимся, чтим и изучаем творчество нашего великого земляка. Это колоссальный ресурс для формирования региональной и национальной идентичности, который ляжет в основу целого ряда разноплановых и разнонаправленных мероприятий.

- Это всероссийский Год кино. Мы видим, что на федеральном уровне уже третий год подряд объявляется годом особого внимания к культуре и искусству. Отрадно, что наша область воспринимается как флагман в реализации большинства гуманитарных проектов. И это наша общая заслуга!

- 2016 год станет ещё и временем подготовки к юбилейным датам, имеющим колоссальное значение для всей мировой истории. Столетие революции и последовавших за ней событий – образование комсомола, пионерской организации, СССР – в ближайшие годы также станут поводами для осмысления, актуализации знаний. А для Родины Ленина – ещё и основаниями для возвращения себе центрального места в культурно-событийном, туристическом пространстве нашей страны.

- 2016 год объявлен в Ульяновской области Годом здравоохранения. Если точнее, то этот год правильнее назвать годом охраны здоровья, годом формирования профессионального отношения граждан к своему здоровью.

Все обозначенные мною особенности 2016 года неизбежно повышают значимость региональной и национальной идентичности, усиливают вовлеченность каждого из нас, всех граждан в общенациональную повестку дня.

Я детально остановлюсь на этих вопросах на Гражданском форуме 18 декабря.

 

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Дорогие земляки!

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты и действия!

Мы ставим перед собой задачи максимальной сложности, решение которых окончательно сформируют облик Ульяновской области как региона – национального лидера, как амбициозную территорию комфортного, безопасного и престижного проживания. Мы должны закрепить за собой право считаться лидером инновационного технологического развития.

Мы уже заявили во весь голос о себе. И мы не имеем право остановиться на полпути, продемонстрировать нерешительность и осторожность. Мы обязаны  оправдать ожидания наших земляков.

Я призываю всех вас работать для людей и вместе с людьми – в этом главный залог нашего общего будущего.