Об исполнении консолидированного бюджета Ульяновской области за 2009 год и задачах финансовых органов на 2010 год (20.04.2010)

Давая оценку исполнению бюджета за 2009 год, можно сказать, что основные задачи, которые стояли перед нами в финансовом году, были выполнены.

Общие параметры исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за 2009 год характеризуются следующими данными: доходы – 35 млрд. 935,3 млн. рублей, расходы – 35 млрд. 777,1 млн. рублей, профицит – 158,2 млн. рублей. Вместе с тем, профицит по итогам исполнения бюджета можно считать «условным», так как он сложился в связи с поздним поступлением целевых средств федерального бюджета.

Комплекс мер, принимаемых органами исполнительной власти Ульяновской области, позволил обеспечить поступление в 2009 году в консолидированный бюджет региона налоговых и неналоговых доходов в сумме 19 млрд. 164,6 млн. рублей, или на 101,0 % к утверждённому плану.

В условиях нестабильной экономической ситуации по сравнению с 2008 годом объём налоговых и неналоговых доходов сократился на 3,8 %. Отрицательная динамика также характерна для большинства субъектов Российской Федерации. В среднем по России показатель снижения к уровню 2008 года составил 13,6 %, по Приволжскому федеральному округу – 14,2 %.

В областной бюджет Ульяновской области налоговых и неналоговых доходов поступило 11 млрд. 940,3 млн. рублей, что на 3 % меньше уровня 2008 года. Уменьшение поступлений собственных доходов по Ульяновской области связано со снижением поступлений по основным бюджетообразующим доходным источникам – налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, а также по акцизам на алкогольную продукцию.

На поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований области воздействие мирового финансового кризиса повлияло в меньшей степени. Собственные доходы муниципальных образований составили 7 млрд. 279,6 млн. рублей или 100,7% от объёма поступлений 2008 года. Плановые показатели по доходам выполнены почти всеми муниципальными образованиями. Из 143 поселений области не обеспечили выполнение плана по доходам только 15 поселений.

Общий объём безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет региона составил 16 млрд. 770 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом этот показатель выше на 20,4 %. Проведённая работа с федеральными структурами позволила дополнительно привлечь из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в общей сумме 1 млрд. 109,5 млн. рублей, субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в сумме 686,7 млн. рублей и другие средства.

Исполнение бюджета Ульяновской области в отчётном году осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.02.2009 года № 55-п «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2009 год и на плановый период 2010 -2011 годов» и распоряжениями Правительства Ульяновской области от 24.11.2008 № 608-пр «О некоторых мерах по оптимизации расходов областного бюджета Ульяновской области», от 11 августа 2009 года № 479-пр «О мерах по повышению качества управления региональными финансами».

Проводимая работа по мобилизации собственных доходов и оптимизации расходов, ежедневный мониторинг состояния выплаты заработной платы в районах и городах области и ежемесячный анализ расходов на содержание органов местного самоуправления позволили обеспечить бесперебойное функционирование бюджетных учреждений области, выполнение всех обязательств перед населением, включая выплату заработной платы, а также снизить просроченную кредиторскую задолженность бюджетных учреждений области на 299,8 млн. рублей. На 1 января 2010 года просроченной задолженности по заработной плате работников бюджетных учреждений не имелось.

Несмотря на снижение по сравнению с прошлым годом поступления налоговых и неналоговых доходов расходы социального блока увеличились на 16,1 % и составили 21 млрд. 266,5 млн. рублей или 59,4 % общих расходов консолидированного бюджета. Т.е. в 2009 году выдержана социальная направленность бюджета, как это и было заявлено при его формировании в основных направлениях бюджетной политики.

В полном объёме выполнены расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки.

На социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий было направлено 1 млрд. 284,8 млн. рублей.

Наряду со ставшими традиционными, реализовывались новые виды социальной поддержки. С 01 января 2009 года введена выплата лицам, награждённым орденом «Родительская Слава» в сумме 15 тыс. рублей; лицам. С 1 июля 2009 года – значительно увеличены меры социальной поддержки ветеранам труда Ульяновской области.

Финансовая помощь бюджетам муниципальных районов и городских округов была предоставлена в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на стимулирование развития налогового и экономического потенциала, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 7 млрд. 610,5 млн. рублей. При этом по сравнению с 2008 годом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличились на 10%, субвенции - на 17%.

Расходы бюджетов муниципальных образований области сложились в сумме 14 млрд. 785,9 млн. рублей. Почти половину этих расходов (46 %) составляют расходы на выплату заработной платы и начисления на неё.

Таковы итоги совместной работы за 2009 год. Не менее важные и ответственные задачи стоят перед финансовыми органами и на 2010 год, связанные с качественным исполнением принятых бюджетов, также с формированием бюджетов на 2011 – 2013 годы.

Основные задачи уже нашли отражение в постановлении Правительства Ульяновской области «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

При этом приоритетной задачей остаётся работа по укреплению доходной базы бюджета и обеспечение полноты поступлений налогов и сборов, что позволит решить следующую важную задачу - недопущение образования кредиторской задолженности по социальным обязательствам и заработной плате.

Дальнейшая оптимизация расходов бюджета, позволила бы обеспечить достижение максимально возможного социального эффекта от каждого рубля путём перехода к режиму жёсткой экономии.

Необходима переориентация расходов на ресурсосбережение и установление приборов учёта, введение нормативов потребления коммунальных услуг, концентрация средств бюджета на финансирование объектов с наибольшей степенью строительной готовности.

Важнейшим направлением эффективного использования средств также является также применение программно-целевых методов управления расходами.

Кроме того, предстоит большая работа по изучению и реализации федеральной Программы повышения эффективности расходов на период до 2012 года.

С этой целью уже подготовлен проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О совершенствовании системы государственного управления и правового положения государственных учреждений в Ульяновской области», которым создаётся рабочая группа для проведения соответствующей работы с конкретным планом мероприятий по изданию нормативно-правовых актов.

Важной задачей в области бюджетной политики на 2010 год является также формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В настоящее время на областном уровне уже проводится организационная работа по формированию бюджетных проектировок на 2011-2013 годы.

   
Министр финансов
Ульяновской области
Максимушкина О.С.