Выступление заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области – Котельниковой О.В.:

Обзор изменений федерального законодательства за период с 1 ноября 2015 года по 10 ноября 2015 года в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения

 

12.11.2015

 

1.     Федеральные законы

1. Федеральный закон от 03.11.2015 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».

Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2016 года будут направлены на увеличение бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики, оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств и национальную оборону.

Изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ создают правовые основания для направления бюджетных остатков, в том числе, на увеличение объема бюджетных ассигнований:

- зарезервированных на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики и мер социальной поддержки в размере до 150 млрд. рублей;

- на реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по обеспечению отдельных мероприятий в сфере нацобороны и безопасности, исследований космического пространства и правоохранительной деятельности.

Доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

При этом с 1 февраля 2016 года до 1 января 2017 года приостанавливается действие норм Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих направление указанных доходов на формирование фондов.

 

2. Федеральный закон от 03.11.2015 № 302-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Уточнен порядок назначения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Установлено, в частности, что в случае досрочного прекращения их полномочий, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

 

3. Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

За непредставление сведений о доходах можно лишиться депутатского мандата.

В качестве дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутатских полномочий всех уровней установлено непредставление или несвоевременное представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Соответствующие сведения должны представляться ежегодно, не позднее 1 апреля. Принятие поправок направлено на дальнейшее совершенствование законодательства о противодействии коррупции.

 

4. Федеральный закон от 03.11.2015 № 305-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, пользуются правом на личный прием в государственных органах, органах местного самоуправления в первоочередном порядке.

Закрепление за отдельными категориями граждан права на личный прием во внеочередном порядке руководителями и уполномоченными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления является мерой социальной поддержки и дополнительной гарантией реализации льготными категориями граждан конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

 

5. Федеральный закон от 03.11.2015 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Скорректирована процедура осуществления межведомственного взаимодействия (в том числе в электронной форме) между органами государственного контроля (надзора), органами муниципального надзора при осуществлении проверок.

Указано, в частности, что:

- запрещается требовать от проверяемого лица документы и (или) информацию, которые имеются в распоряжении проверяющих органов;

- допускается приостановление течения срока проведения проверки при необходимости получения документов посредством системы межведомственного информационного взаимодействия на срок, необходимый для его осуществления, но не более чем на десять рабочих дней;

- запрещается требовать у проверяемого лица информацию, которая находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;

- орган государственного (муниципального) контроля (надзора) обязан знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 

6.Федеральный закон от 03.11.2015 № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.

По мнению законодателя, своевременное овладение тренерами новыми положительно зарекомендовавшими себя методиками и приемами обучения, а также опытом своих коллег является необходимым условием повышения эффективности тренировочного процесса.

 

2. Постановления Правительства Российской Федерации

 

1.Постановление Правительства РФ от 02.11.2015 № 1184«О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».

Школьным автобусам предоставлено право движения по полосе для маршрутных транспортных средств.

Соответствующие поправки внесены в Правила дорожного движения Российской Федерации. С учетом этого также скорректированы определения понятий «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» и «Полоса для маршрутных транспортных средств».

Кроме того, в ПДД закреплено определение понятия «школьный автобус» - это специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

 

2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2015 № 1178«О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений».

Правительством РФ утвержден типовой договор купли-продажи лесных насаждений.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.06.2015              № 206-ФЗ в статью 77 Лесного кодекса РФ и вступившим в силу 1.10.2015, типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством РФ.

Типовая форма включает в себя, в числе прочего, условия заготовки, размер и условия внесения платы, права, обязанности и ответственность сторон.

Установлено, в частности, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором купли-продажи лесных насаждений, продавец и покупатель несут ответственность согласно российскому законодательству (включая обязанность возместить в соответствии с ГК РФ убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением) и заключаемому договору.

Кроме этого предусматривается уплата покупателем продавцу неустойки за нарушение условий заключаемого договора, в том числе обязанности соблюдения нормативных правовых актов лесного законодательства.

 

3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2015 № 1149 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Внесены уточнения в правила представления докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Соответствующие изменения внесены в Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010           № 215, и в Правила подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 467.

Установлено, что доклады представляются в Минэкономразвития России до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Кроме того, определено, что сведения, включенные в доклад, должны соответствовать данным:

- содержащимся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- содержащимся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.

Также принято решение завершить эксплуатацию федеральных государственных информационных систем «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов» и «Мониторинг лицензирования отдельных видов деятельности» до 1 декабря 2015 года.

 

4. Постановление Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний».

С 1 апреля 2016 года вступает в силу порядок ведения реестра жалоб, проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.

В соответствии с частью 21 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе в сфере закупок и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения такого реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре, утверждается Правительством РФ.

Ведение реестра осуществляется контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля с учетом порядка функционирования единой информационной системы в сфере закупок, установленного Правительством РФ.

Информация, содержащаяся в реестре, общедоступна для ознакомления без взимания платы. Реестр будет вестись в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок.

Установлено, что до 1 января 2017 года при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний идентификационный код закупки не указывается.

 

5.Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2016 года вступают в силу правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования к форме планов, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и порядок размещения их в единой информационной системе устанавливаются Правительством РФ.

План закупок формируется на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, региональных и муниципальных актов о местных бюджетах и бюджетах территориальных органов внебюджетных фондов.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на финансовый год и служат основанием для проведения закупок. Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок.

Планы и планы-графики размещаются в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня их утверждения или изменения.

 

3.     Иные акты


1. Приказ Минстроя России от 01.09.2015 № 630/пр«О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. № 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений».

Уточнены сроки осуществления строительных работ при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду на аукционе.

Установленные ранее сроки для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства зданий и сооружений дополнительно дифференцированы в зависимости от категории объекта капитального строительства.

 

2.Письмо ФНС России от 30.10.2015 № СД-4-3/19037@«О направлении письма Минфина России от 14.10.2015 № 03-11-09/58628».

Для целей взимания торгового сбора разъяснено содержание некоторых понятий, относящихся к объектам осуществления торговли.

Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Поскольку в Налоговом кодексе РФ не приводятся определения таких понятий, как «стационарный и нестационарный торговый объект», «площадь торгового объекта», рекомендовано обратиться к положениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Определения соответствующих понятий содержатся в статье 2 данного закона.

При этом указано, что в случае, если офис налогоплательщика не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.

 

3«Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям» (утв. Минтрудом России).

Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации, направленные на повышение качества отбора кадров для замещения должностей муниципальной службы.

Методические рекомендации направлены на практическое обеспечение принципа взаимосвязи государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы через единство основных квалификационных требований, предусмотренного положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В этой связи данные рекомендации в значительной степени основываются на подходах, содержащихся в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0), опубликованном на официальном сайте Минтруда России (http//www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9).

Применение Методических рекомендаций позволит, в том числе, сформировать в дальнейшем справочник типовых квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим.

 

4. Информация о некоторых законопроектах, внесённых Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

 

№ 918468-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»;

№ 866380-6 «О внесении изменения в статью 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения перечня случаев отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).