Доклад Министра экономики в ЗСО по результатам и основным направлениям деятельности Министерства экономики Ульяновской области в 2009 году и планам на 2010 год

Основной функцией Министерства экономики Ульяновской области является выработка экономической политики. Поэтому я в своем докладе должен говорить о результатах социально-экономического развития Ульяновской области по всем отраслям и направлениям. То есть Министерство экономики Ульяновской области, равно как и Министерство экономического развития в Российской Федерации, является своего рода штабом по выработке направлений стратегической политики.

1. Общая экономическая политика

Прежде всего, я хотел бы остановиться на предварительных итогах 2009 года и основных рисках, с которыми наша экономика может столкнуться в наступившем году.

Мы предполагали, что 2009 год будет сложным, это уже было ясно в 4 квартале 2008 года, когда темпы нашей экономики начали замедляться. Спад экономики в 2009 году оказался меньше, чем мы ожидали. Он составил 3%. Лучше наших предположений оказались результаты работы промышленности (спад на 11%) и строительства жилья (спад на 6%). Реальные доходы населения сократили к концу года темп падения на 5% от ожидаемого уровня.

То есть, год удалось пройти без серьезных провалов, в отличие от ряда субъектов РФ, но, естественно, с поправкой на кризис. Понятно, что достигнутые ранее темпы были утрачены, но это характерно для всех регионов и для России в целом. Итоговым результатом нашей совместной деятельности и ярким примером неплохих итогов года является 6 место в рейтинге ПФО. Почти 90% показателей, участвующих в расчёте рейтинга, повысили или, как минимум, не ухудшили свои позиции. Мы опередили такие республики, как Чувашскую, Марий Эл, Удмуртскую, Мордовию и Нижегородскую, Саратовскую, Самарскую, Кировскую области. Считаю это прямым отражением проводимой антикризисной экономической политики.  

В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и рост промышленности в одних секторах сочетается с падением в других. Инвестиции, розничная торговля и кредитная активность еще не перешли в стабильную положительную динамику. Поэтому в конце 2008 года был разработан план мероприятий для реализации в 2009 году, который включал в себя основные группы приоритетов и содержал около 90 пунктов.

В этом плане были практически полностью учтены все федеральные инициативы, а также инициативы других регионов России. Министерством экономики было организовано и проведено 49 заседаний сводного антикризисного штаба, где было принято и закреплено в протоколах более 700 различных решений и поручений. Мониторинг социально-экономической ситуации в регионе проводился в еженедельном режиме, каждую неделю готовились аналитические справки, мониторинг федеральных инициатив, проекты поручений.

Главные вопросы, которые практически на каждом заседании антикризисного штаба рассматривались наиболее пристально, да и сейчас, безусловно, остаются актуальными – это задолженность по заработной плате, мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности работников, а также неполной занятости работников организаций, обеспечение реализации мер социальной поддержки населения.

На 2010 год также разработан план мероприятий посткризисного социально-экономического развития, аналогичный плану 2009 года. Он включил в себя три основных группы приоритетов: поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения; оживление экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций; меры по повышению конкурентоспособности и диверсификации экономики. Всего предусмотрено 103 мероприятия.

В качестве основных экономических достижений 2009 года хочу отметить:

1. Индекс промышленного производства по итогам 2009 года удалось завершить с хорошим результатом - 84,4% (первоначальное падение показателя в условиях кризиса – почти в 2 раза). Еще более показательным является индекс по крупным и средним предприятиям - 91%, т.е. всего 9% не дотягивает до уровня прошлого года. А индекс промпроизводства к 2004 году составляет 108,7%.

В целом по обрабатывающим производствам индекс составил 80,3% (48,6% в январе). Наибольшая степень падения в промышленности наблюдается в регионах с похожей структурой экономики – в Самарской и Нижегородской областях.

Производство пищевых продуктов, несмотря на кризис, – 102,4%. Хочу особо отметить важность этого показателя: в условиях кризиса покупка именно продовольственных товаров была на первом плане у населения, и развитие «пищёвки» являлось одним из важнейших приоритетов деятельности в 2009 году.

2.  Индекс производства сельхозпродукции - 100,6%, хороший результат. При аналитическом подходе выявляется, что рост к 2004 году составляет 23,4%.

3. 2009 год характеризовался некоторым замедлением темпов инфляции. Индекс цен был одним из самых низких среди регионов ПФО. Рост цен на потребительские товары сложился значительно ниже предыдущих лет -  107,6%.  Как результат – второе место в ПФО и РФ по минимальной стоимости продуктового набора по итогам 2009 года. На сегодня Министерство экономики разработало и реализует совместно с Министерством сельского хозяйства План мероприятий по недопущению роста индекса потребительских цен выше 107,5% в 2010 году.

4. роста ввода жилья – 104,4% или 530,7 тыс. кв.м. Поставленная задача в достижении 500 тыс.кв.м. перевыполнена. Это первое место в ПФО. А увеличение к 2004 году - более чем в три раза.

5. Инвестиции в основной капитал – 95%. Это отличный результат, учитывая, что по РФ на протяжении года индекс не превышал 85%.  За  год в экономику региона привлечено около 49 млрд. руб. инвестиций, а приток по отношению к 2004 году увеличился более чем в 2 раза.

 Далее хочу остановиться на оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Указом Президента РФ №825. Министерством регионального развития РФ с 2007 года проводится данная оценка по 4 направлениям: государственное управление, образование, здравоохранение и ЖКХ. В 2009 году оценка эффективности проводилась не только по «уровню эффективности», как в 2008 году, но и по «динамике эффективности». В соответствии с проведенной оценкой мы заняли 9 место, т.е. улучшили не только сами показатели, но и их темп. Реализация данного Указа позволила определить сумму неэффективных расходов в области. По итогам 2008 года общий объем неэффективных расходов составил свыше 2 млрд. руб. Наибольшие расходы сосредоточены в отраслях образование и здравоохранение. Самая низкая доля неэффективных расходов - в отрасли ЖКХ.

Губернатором поставлена задача об устранении в 2010 году неэффективных расходов. Для этого разработана и утверджена Программа по ликвидации неэффективных расходов в Ульяновской области в 2010 году, в которой сформирован перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления Ульяновской области, в том числе по снижению неэффективных расходов.

В мае прошлого года Правительство России утвердило Программу развития конкуренции. Развитие конкуренции, снятие излишней административной нагрузки на бизнес является важнейшей частью экономической политики страны и одним из приоритетов работы Правительства. Развитая конкурентная среда обеспечивает потребителям выбор качественных товаров, а предпринимателям – широкие возможности по ведению бизнеса.

 Программа направлена на то, чтобы в области сформировалась эффективная инновационно-инвестиционная среда, которая бы стимулировала сами хозяйствующие субъекты к здоровой конкуренции. Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются для Ульяновской области перспективными с точки зрения развития.

2. Формирование целевых программ.

Основной задачей в рамках полномочий Министерства экономики Ульяновской области по осуществлению программно-целевого планирования в 2009 году, как и в предыдущие годы, оставалась подготовка перечня областных целевых программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета Ульяновской области в 2010 году.

Процесс формирования перечня областных целевых программ был осложнён крайней ограниченностью ресурсов (установленный Министерством финансов лимит составил 1,058 млрд. рублей) и, как следствие, ограниченностью выбора при распределении доведённого лимита средств областного бюджета на действующие областные целевые программы.

Учитывая то, что в настоящее время в Ульяновской области действует 46 областных целевых программ, а общий объём финансирования, утверждённый в программах на 2010 год, составляет 6,37 млрд. рублей, процесс распределения лимита в 1,058 млрд. рублей не мог не привлечь внимание со стороны не только всех участников бюджетного процесса, но и самых широких слоёв общественности.

Основой для принятия решения о финансировании той или иной областной целевой программы стала выработка единых критериев, определяющих возможность финансирования конкретной областной целевой программы в 2010 году, учитывающих гарантии софинансирования со стороны федерального бюджета, приоритет направления в плане реализации долгосрочной стратегии развития Ульяновской области, эффективность реализуемой областной целевой программы.

Итогом проведённой работы стал перечень из 23 областных целевых программ, предлагаемых к финансированию в 2010 году. 

Безусловно, данный перечень не может до конца устраивать всех причастных к осуществлению своих полномочий в рамках программно-целевого метода, тем не менее, его наличие в утверждённом виде однозначно обеспечит выполнение задач в рамках отраслевых полномочий Правительства Ульяновской области. Кроме того, обеспечив, по своему содержанию и своей основе, общую социальную направленность перечня, всё же удалось изыскать возможность финансирования перспективных направлений (программы развития), которые впоследствии станут одними из элементов посткризисного развития экономики Ульяновской области.

 

3.       Тарифная политика

Министерство экономики своими решениями о тарифах по регулируемым видам деятельности  может влиять только на 14% товаров и услуг, цены (тарифы)  на которые входят в расчет индекса потребительских цен (уровня инфляции). Из них ЖКУ - 10%, услуги пассажирского транспорта – 2,7%, медикаменты и  детское питание – 1,44%.

Вместе с тем, предпринимаемые Министерством  экономики меры, позволили Ульяновской области в 2009 году по уровню тарифов на основные регулируемые виды услуг населению сохранить  средние позиции и выше  в рейтинге регионов ПФО, за исключением холодного и горячего водоснабжения (1 место - наименьший тариф).

Следует отметить, что фактические темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории Ульяновской области на 2010 год значительно ниже темпов роста тарифов, действовавших в 2009 году.

В результате темпы прироста размеров платы граждан за коммунальные услуги в 2010 году сложился в 1,4 раза ниже темпов предыдущего года (2009г.- 25%, 2010г. – 18%), на жилищные услуги – в 2 раза (2009г. – 25%, 2010г. – 12%).

В числе 10 пилотных регионов РФ Ульяновская область подписала соглашение с ФСТ России о внедрении на территории области полной версии регионального сегмента единой информационно аналитической системы (ЕИАС).

Данная система позволяет обеспечить оперативное информационное взаимодействие между ФСТ России, Министерством экономики области, ОМСУ, регулируемыми организациями и предусматривает автоматизацию функций мониторинга, расчета и анализа тарифов.

В целом в 2010 году наши основные задачи таковы.

1. Министерство экономики является основным разработчиком и «контролером» ключевых документов социально-экономического развития Ульяновской области:

- Концепция социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года;

- Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года;

- Программа развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года;

- Программа посткризисного социально-экономического развития Ульяновской области на 2010 год;

- Участие в разработке и дальнейшем мониторинге Концепции развития ПФО;

- Реализация Указов Президента №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

- Программа по ликвидации неэффективных расходов в отраслях экономики и социальной сферы Ульяновской области.

2. Валовой региональный продукт по сравнению с 2009 годом должен вырасти на 3,5%, индекс промышленного производства должен составить не менее 103%, индекс потребительских цен в декабре 2010 к декабрю 2009 не должен превысить 107,5%, реальные денежные доходы населения возрасти не менее, чем на 3%. Исходя из этого сформированы «Соглашения между Правительством Ульяновской области и Главами муниципальных образований Ульяновской области о достижении планируемых значений показателей оценки деятельности ОМСУ Ульяновской области на 2010 год».

3. Ликвидация неэффективных расходов в отраслях экономики и социальной сферы, для чего разработана и утверждена Губернатором Ульяновской области соответствующая Программа.

4. Минимизация темпов роста тарифов на ЖКУ и осуществление контроля за правильностью применения установленных тарифов, согласно плану контрольных мероприятий, согласованных с прокуратурой Ульяновской области.

5. Проведение комплекса подготовительных мероприятий по переходу на методологию RAB.6.  Интеграция (запуск в промышленную эксплуатацию) Систем АЦК-Финансы и АЦК-Госзаказ. Это сделает процедуру закупок максимально открытой, позволит оптимизировать затраты времени и труда, повысить точность прогнозирования (планирования) и уровень контроля расходов бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг, будет способствовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повысит эффективность закупок в целом.

- Расширение сотрудничества с контрольно-надзорными органами (Ульяновским УФАС России, Прокуратурой Ульяновской области и др.) в целях профилактики нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов.

- Повышение эффективности расходования бюджетных средств из бюджетов всех уровней, размещение заказов способами, позволяющими достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема  бюджетных средств. 

Спасибо за внимание

 

 

Добавлено: 9 сентября 2010 года, 16:08