О модернизации деятельности органов и учреждений социальной защиты, обслуживания и занятости населения

Доклад Министра труда и социального развития Ульяновской области на пленарном заседании Коллегии по итогам 1 полугодия 2010 г.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Аналогичные акты сформированы и на уровне Ульяновской области.

Достижение отражённых в данных стратегических документах задач зависит от активизации новых факторов экономического роста, таких как развитие человеческого потенциала и проведение эффективной политики социального развития, повсеместное распространение инноваций и ускоренное развитие высокотехнологических производств.

Социальная политика должна быть ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог бы самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

В Ульяновской области проживает 1 295,7 тысяч человек.

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила по итогам 2009 года  20,4% к общей численности населения, что почти на 1 % выше показателя 2008 года.

Численность населения, находящегося за чертой бедности, увеличилась  на 10,14 тыс. человек и составила 265,8 тысяч человек.                                                                                

Исходя из приведенных показателей, высокоприоритетной современной задачей социальной политики является создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности.

Уровень обеспечения жизнедеятельности экономически несамостоятельных категорий населения, которые не смогут прожить без поддержки государства, их социально-экономическое положение является индикатором степени «социальности» того или иного государства.

 

Общее количество получателей льгот и гарантий в области  составляет более 400 тысяч граждан.

Мы осуществляем более 120 видов выплат и предоставляем более 30 видов мер социальной  поддержки населения.

Ретроспективный анализ показывает, сколь огромный путь проделан в направлении перехода от всеобщего социального обеспечения к системе социальной защиты, соответствующей реалиям рыночной экономики, и высвечивает тот факт, что нынешнее состояние отрасли ещё далеко от желаемого.

Система, сложившаяся в начальный период проведения экономических реформ (в 1990-е годы), носила своеобразный характер. С одной стороны, наблюдались активные попытки формирования либеральной модели организации социальной защиты, нацеленной на оказание помощи исключительно представителям бедных слоев населения.

Для этих целей были сформированы некоторые финансовые механизмы и элементы нормативно-законодательной базы.

С другой стороны, сохранились и даже в некоторой степени закрепились дореформенные подходы. Это выразилось в увеличении количества и объемов натуральных льгот, которые предоставлялись не по принципу нуждаемости, а по принадлежности к определенным социально - демографическим и профессиональным категориям населения, т.е. по статусному признаку.

 Постепенный переход от «политики выживания» к «политике развития» в ходе реализации социально-экономических реформ делал все более очевидным невозможность консервации практик социальной политики, сложившихся в 1990-е годы.

Адресный и статусный подходы к предоставлению социальной помощи пришли в крайнее противоречие.

С одной стороны, государство «увязло» в социальных обязательствах, предоставляемых по статусному принципу, которые зачастую были декларативными, а не реальными.

С другой – значительное количество действительно нуждающихся в социальной помощи не могли ее получить.

В условиях бюджетных ограничений и высокого уровня бедности населения необходимость полной реализации принципа адресности становилась все более насущной.

Трансформация экономики и социальной структуры поставили в повестку дня проблему реформ социальной сферы.

Модернизация социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых услуг гражданам.

Она реализуется под влиянием двух параллельно идущих векторов:

- реформирование российской системы социальной защиты и поддержки населения;

- и реформирование сектора государственного управления и организации деятельности органов государственной власти.

То есть, с одной стороны, мы говорим об открытости государства для каждого гражданина, организационной доступности государственных услуг, с другой - о внедрении принципов взаимной ответственности государства и гражданина.

Государство не намерено тратить деньги неэффективно. Это на сегодняшний день непозволительная роскошь.

В федеральном и региональном законодательстве отражаются новые подходы к организации предоставления социальных услуг, оказания государственной поддержки и организации деятельности государственных учреждений как таковой.

В структуре кассовых расходов областного бюджета  средства на предоставление мер социальной поддержки жителям Ульяновской области по итогам первого полугодия составили 83,5 %.

С начала текущего года на оказание мер социальной поддержки перечислено 1 миллиард 886 миллионов 169  тысяч рублей.

Губернатором Ульяновской области поставлена задача внедрения новых механизмов оказания мер социальной поддержки с учётом определения действительной нуждаемости клиентов и применения дифференцированных подходов.

Проводимые проверки представляемых документов, выходы в домохозяйства для удостоверения факта нахождения семьи в бедственном положении зачастую свидетельствуют о подлоге и сокрытии реальных доходов граждан, их недобросовестности.

Одновременное получение пособия по безработице и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком – классический пример злоупотребления.

Предоставление «липовых» справок об отсутствии доходов для получения государственной помощи в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг  - это практика…

Для исключения подобных ситуаций необходимо проработать вопросы межведомственного информационного обмена, внедрить правовые механизмы определения малообеспеченности, нуждаемости граждан в государственной социальной поддержке.

Подобный механизм реализован и законодательно урегулирован в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии.

Система мер, необходимых для реализации на практике «идеальной модели» адресной социальной поддержки, определена. Это:

    - оценка доходов и материального положения членов домохозяйства;

  -  выявление причин, по которым данные лица попали в число нуждающихся;

   - подбор индивидуального «пакета услуг», в который могут входить наряду с финансовой помощью организационные меры по повышению доходов домохозяйства, а также обеспечение взаимодействия со структурами и организациями, которые будут участвовать в предоставлении необходимых социальных услуг;

   - и, наконец, оценка эффективности предоставленной помощи на основе системы обратной связи.

 

Принцип адресности и взаимной ответственности государства и гражданина лёг в основу федерального экспериментального проекта «Оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта». Нам также необходимо изучить опыт субъектов РФ, вошедших в эксперимент, и внедрить указанную технологию в деятельность.

Переход от сметного финансирования к нормативно – подушевому – это единственно рациональный и верный путь, свидетельствующий об эффективности государственной политики. Обоснованно рассчитанная стоимость и учёт каждой оказанной государством гражданину услуги -  есть сущность организации бюджетного процесса, ориентированного на результат.

Перевод государственных бюджетных учреждений в автономную форму позволил оптимизировать и главное – упорядочить и регламентировать процесс предоставления социальных услуг.

Для автономных учреждений сформированы государственные задания на оказание государственных услуг, произведён расчёт стоимости этих услуг.

Расчёт стоимости государственный услуги включает в себя:

-         норматив прямых и накладных расходов,

-         норматив на содержание движимого и недвижимого имуществ,

-        норматив оплаты налогов.

 

Государственная услуга, оказываемая в разных учреждениях одного типа должна иметь единый норматив прямых и накладных расходов.

Анализ фактических расходов государственных учреждений показал, что имеют место сверхнормативные расходы.

В первом полугодии функционировали в форме   автономных 5 учреждений. Переведены ещё 4. Таким образом, 9 из 26 уже готовы показать реальный положительный эффект модернизации. 

В свете принятия Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» нам предстоит упорядочить и систему предоставления мер социальной поддержки.

 

С 1 января 2011 года все государственные учреждения должны быть отнесены к одному из трёх типов:

-     казённые;

-    бюджетные;

-     автономные.

 

Данная типология касается не только учреждений социального обслуживания, но и учреждений социальной защиты и занятости, в связи с чем необходимо реорганизовать систему в целом.

Более того, в соответствии с доведенными до нас новыми проектами нормативных правовых актов Правительства РФ, будет предусмотрена возможность реализации учреждениями законов, т.е. возможность передачи исполнения публичных обязательств (включая финансирование) в виде государственного задания бюджетным и автономным учреждениям. 

Данный подход перекликается с концепцией административной реформы, предусматривающей освобождение органов исполнительной власти от «излишних» функций. 

Таким образом, нам предстоит не только правильно определить тип каждого учреждения, предугадать последствия принятых решений, но и грандиозная работа по обсчёту стоимости услуг по предоставлению мер социальной поддержки для формирования государственного задания и передачи функций по оказанию соответствующих государственных услуг от территориальных управлений государственным учреждениям.

 Хотелось бы отметить, что на изменении организационно – правовых и структурных форм развитие системы не заканчивается. 

Доля людей пожилого возраста и инвалидов в составе населения ежегодно  растёт. Подобные тенденции характерны и для нашего региона. В Российской Федерации каждый 5-й житель пенсионного возраста, в Ульяновской области - каждый 4-й.  

По концепции демографического развития России к 2021 году прогнозируется рост продолжительности жизни населения до 71.3 лет. Продолжительность жизни в регионе в 2009 году составила 63,1 года, в 2015 году прогнозируется достижение 69 лет. При этом сохраняется тенденция дальнейшего старения населения.  

Поэтому одним из закономерных последствий старения и инвалидизации населения (как социально-демографического процесса) является рост потребностей в социальных услугах, необходимость развития системы социального обслуживания, поиск ресурсов и источников для обеспечения эффективной деятельности этой сферы, новых технологий и форм работы. 

Именно граждане пожилого возраста и инвалиды формируют устойчивый спрос на социальные услуги разнообразного характера. В будущем этот спрос будет возрастать, и в структуре их наиболее востребованными станут дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок, требующие от специалистов высокого уровня профессионализма и компетентности, а также соответствующих личных качеств.  

Эти тенденции будут постепенно укрепляться по мере повышения уровня жизни населения, улучшения его качественных характеристик. 

Поэтому необходимо пересматривать структуру предоставления социальных услуг, условия оплаты и вообще - развитие рынка социальных услуг для пожилых граждан и инвалидов. 

Модернизация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ульяновской области предполагает деятельность по четырём основным направлениям: 

1.  Оптимизация государственных учреждений социального обслуживания, изменение их структуры.

2.  Передача на аутсорсинг социальных услуг по надомному  обслуживанию пожилых людей и инвалидов.

3.  Развитие государственно-частного партнёрства в сфере социального обслуживания.

4.  Внедрение инновационных технологий, форм и методов работы социального обслуживания, таких как единый социальный телефон (call центры); «тревожная кнопка»; высокоэффективных технологий обслуживания для пожилых людей; приёмных семей для престарелых граждан и инвалидов и др.

В результате модернизации социального обслуживания к 2012 году мы должны  добиться того, что:

-           Потребность пожилых граждан в социальном обслуживании будет удовлетворена в полном объёме.

-          Качество социальных услуг будет соответствовать государственным стандартам.

-          Бюджетные затраты на осуществление социального обслуживания населения будут сокращены.

А за счёт повышения профессионального уровня и квалификации работников, оказывающих социальные услуги, должно повыситься и качество предоставления социальных услуг.

Одним их ключевых инструментов повышения качества услуг являются информационно – телекоммуникационные технологии. Об этом говорит Президент Российской Федерации Д. Медведев, об этом говорит и Председатель Правительства РФ В. Путин.

Внедрение современных технологий в деятельность органов государственной власти, обеспечение доступа к государственным услугам в электронном виде – это не прихоть, а приоритетные задачи, поставленные руководством страны.

Для превращения инициатив в реальность созданы федеральные и региональные комиссии, проводятся советы, выносятся решения и даются конкретные поручения.

Всем инновационным задачам придаётся нормативный формат. 

Объективные обстоятельства, современные веяния и социальный спрос обязывают нас структурировать и упорядочивать свою деятельность. 

Из-за отсутствия порядка, организованной системы, автоматизированного  учёта оказания услуг и реализации функций мы до сих пор не можем ответить на вопросы:  

Сколько бюджетных средств приходится на одно домохозяйство?...

… на одну семью в Ульяновской области?...

… на одного гражданина в виде государственной социальной поддержки,

 

Какая комбинация социальных услуг или выплат наиболее встречающаяся?   

В течении какого периода или как часто те или иные граждане (семьи) обращаются за социальной помощью, в службу занятости, пользуются социальными услугами?

Сколько безработных граждан пользуется мерами социальной поддержки и в каком объёме?

Мы сформировали ведомственный Реестр государственных услуг, который постоянно обновляется. Последняя актуализация Реестра произошла в связи с созданием в Министерстве департамента труда, в составе которого два отдела:

отдел трудовых отношений;

и отдел экспертизы условий и охраны труда.

 

Департамент реализует четыре государственные услуги.  

1.     Государственная экспертиза условий труда.

2.     Проведение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений.

3.     Уведомительная регистрация коллективных трудовых споров.

4.     Выдача справок гражданам о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Ульяновской области.  

Согласно Реестру государственных услуг мы имеем возможность чётко просматривать объём реализуемых полномочий, исключать дублирующие функции, качественно готовить нормативные правовые акты, разрабатывать административные регламенты. 

Однако из необходимых 150 регламентов оказания государственных услуг гражданам, устанавливающих процедуры их предоставления, которые должны быть уже внедрены в деятельность, разработано всего 29. Ни один регламент не работает, поскольку требует пересмотра вследствие организационно-функциональных изменений.

4 государственные услуги департамента труда также не регламентированы.

 

Работать «по старинке» в новых условиях, с изжившими себя экстенсивными подходами, недопустимо. Руководство страны проводит и поддерживает инновационную политику, указывает на необходимость использования в работе новых современных инструментов и технологий.

Только трансформировав наше сознание, мы сможем выйти на качественно новый уровень деятельности по предоставлению государственных услуг населению и юридическим лицам.  

Мы забываем, что вопросы административной реформы находятся на контроле у Губернатора. Ежеквартально предоставляются отчёты в федеральный центр. В области работает комиссия по административной реформе. Периодически приезжают делегации с целью осуществления контроля качества предоставления услуг гражданам.

Министерство самостоятельно, а также через территориальные органы и учреждения реализует самое большое количество государственных услуг по сравнению с другими органами исполнительной власти.

Потому любая проволочка с нашей стороны подводит всю область в целом. Ситуация усугубляется тем, что  данное направление входит в состав критериев оценки деятельности Губернатора на федеральном уровне.

Правительство регулярно устраивает проверки качества предоставления государственных услуг, проводит «замеры» удовлетворённости граждан полученным  сервисом. Этот сервис оказываем мы с вами. 

Так в конце июня подобная «контрольная закупка» услуги была проведена в Ульяновском районе. Подставной клиент попытался дозвониться по телефону – тщетно. Затем пообщался с очередью, ожидавшей приёма более 40 минут, а в итоге нарвался на невежливое отношение и получил неполную консультацию.  Подобные контрольные проверки производятся зачастую и по телефону.  

В результате на очередной комиссии по административной реформе Министерство получило оценку работы – ниже среднего.

 Мы знаем с вами, что для большинства граждан общение с государством сводится к получению услуг органов исполнительной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Поэтому именно по качеству результата их оказания общество оценивает эффективность государственного управления в целом, отношение государства к гражданам и бизнесу, формируя представление о текущем уровне государственной внутренней политики. 

Все сотрудники органов и учреждений являются служащими. Все мы работаем на клиентов, на население. И его высокая оценка нашей профессиональной деятельности – наивысшая награда. Его удовлетворённость (пусть не результатом, но моральная, психологическая от общения, вежливой консультации) – есть признание специалиста как профессионала, это высшая ценность и цель работы.

В настоящее время, с учетом сокращения реальных доходов населения, спрос на государственные услуги сместился в сторону социально-ориентированных услуг.

Повышение доступности их получения позволит рассчитывать на достижение определенного социального эффекта.

Повышение качества оказания этой категории услуг позволит ослабить социальную напряженность в обществе.

 Для восполнения пробелов межведомственного информационного взаимодействия, для реализации возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» создаются многофункциональные центры

Первый пилотный проект реализован в конце 2008 года в г. Ульяновске на бульваре Фестивальном, 12. За счёт средств административной реформы  сделан ремонт в службе субсидий с соблюдением всех стандартов комфортности. Клиентская служба из 8 окон впервые в Ульяновской области оснащена системой электронного регулирования очереди.  

Однако удовлетворить комфортными условиями и удобством получается далеко не всех. Парадоксально, но население не привыкло к цивилизованным технологиям. Ажиотаж и желание попасть вперёд других (а вдруг не успею, или он пройдёт до меня) сопровождали процесс насаждения инноваций в социальной сфере. Деятельность отдела назначения субсидий в Заволжском районе пришлось перестроить кардинально. Это своеобразная экспериментальная площадка, на которой изучаются современные стандарты взаимодействия граждан и государства. 

Недовольных много. Но в основной своей массе недовольство вызвано результатом предоставления услуги, а не качеством её предоставления. Вспомним ситуации с Ворониным, Озерцовым и прочими клиентами…  

Однако каждый из нас должен всегда помнить – мы на передовой. От нас зависит социальное самочувствие в регионе.  

В июле осуществлен запуск основного центрального МФЦ по ул. Льва Толстого, 36. Под размещение социального сектора выделено также 8 окон. В настоящее время туда переместился отдел назначения жилищных субсидий и компенсаций по Ленинскому району. Там же можно получить консультацию практически по всем государственным услугам, оказываемым органами социальной защиты населения. Нерешённым остался вопрос о размещении в МФЦ рабочего места службы занятости населения. 

Помимо социального блока в МФЦ расположился Росреестр. Кроме того, по мере завершения ремонтных работ, в нем можно будет получить ряд муниципальных услуг в области имущественно – земельных отношений. Там же разместят свои фронт - офисы почта, банковские учреждения, РИЦ и прочие участники.    

На базе многофункционального центра внедряются передовые разработки в области информационных технологий, облегчающие процедуру оформления государственных услуг.

Между Управлением по городу Ульяновску и ООО «РИЦ» заключено соглашение об информационном обмене, согласно которому в МФЦ на б.Фестивальном, 12 организована работа по внедрению системы электронного документооборота. В результате электронного взаимодействия отдела субсидий и паспортного стола часть граждан, проживающих в домах, обслуживаемых ООО «РИЦ», имеют возможность не предоставлять справки о составе семьи, необходимые для оформления указанной выплаты.

Комплексное внедрение Интернет-технологий должно приводить не только к таким очевидным результатам, как сокращение затрат на передачу, хранение и обработку информации, так и к реформированию самих органов власти, совершенствованию и упрощению их внутренних процессов и процедур.

Таким образом, информатизация осуществляется вместе с административной реформой и нацелена на модернизацию государственного управления. 

В мировой практике для обозначения целевого состояния деятельности органов власти, опирающейся на возможности ИКТ, используется понятие «электронное государство» (e-government).

Под электронным правительством понимается способ организации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при котором:

-       во всех случаях, когда отсутствует доказанная необходимость административного усмотрения, личного присутствия заявителя, а также бумажного документооборота, применяются формальные процедуры сбора сведений, подготовки и принятия решений, основанные на удаленном электронном взаимодействии;  

-       обеспечивается повышение качества государственного управления, понимаемого как степень соответствия деятельности государственных органов исполнительной власти легитимным интересам граждан Российской Федерации.

 

Главной целью формирования электронного правительства является повышение качества государственного управления, в него нам и предстоит «включиться». 

С целью обеспечения возможности достижения целей электронного правительства Министерством разработан и утверждён План мероприятий по информатизации для обеспечения перехода к предоставлению государственных услуг гражданам в электронном виде до 2012 года.

На его реализацию потребуется около 200 миллионов рублей. Сумма внушительная, однако, от этого зависит возможность исполнения поручений Президента Российской Федерации и тех задач, что стоят перед органами власти. 

Какие направления должны быть отработаны?

 

1. Полномасштабное внедрение системы электронного документооборота в деятельность органов и учреждений системы Министерства с целью перехода на внутренний безбумажный информационный обмен;

2. Комплексная и полнофункциональная информатизация органов социальной защиты и обслуживания населения с целью обеспечения возможности интеграции с иными информационными системами участников взаимодействия для возможности обеспечения межведомственного информационного взаимодействия и предоставления государственных услуг в электронном виде. 

Это и активное включение в межведомственную систему информационного взаимодействия, установление электронного информационного обмена с организациями, участвующими в предоставлении (совместно с органами социальной защиты) государственных услуг гражданам, а также участие в реализации проекта по внедрению унифицированных электронных карт граждан.

В настоящее время Правительством РФ подготовлено положение об универсальной электронной карте, их выпуске и обслуживании. Региональные системы будут интегрированы в федеральный проект, а в случае несоответствия стандартов - похоронены.

 По сути, речь идет об электронном паспорте гражданина. Госдума готова принять это положение до конца года в виде поправок к вышеназванному Закону об оказании государственных и муниципальных услуг.

Данный электронный паспорт гражданина должен не только удостоверять его личность и право на получение услуг социального страхования. С его помощью можно будет получать различные финансовые, транспортные и прочие услуги, в том числе государственные или муниципальные.

Электронные карты будут действовать на территории всей страны, но для каждого субъекта Федерации предусмотрены специальные электронные приложения с перечнем тех услуг, которые действуют только на территории этого региона (все приложения, реализуемые на карте подразделяются на 3 уровня: федеральные, региональные и муниципальные; их состав будет утверждаться нормативным правовым актом Правительства).

Закон также обяжет власти субъектов Федерации регулярно извещать граждан о сроках, порядке выпуска и доставки таких карточек. При этом власти должны будут обеспечить публикацию перечня банков, которые имеют право на работу с такими картами, — это позволит жителям региона выбирать, какая кредитная организация будет обслуживать его карточку. По умолчанию решение о выборе банка будет приниматься региональными властями.

Однако граждане смогут отказаться не только от права выбора кредитной организации, но и от самой карточки. Как предполагается, уполномоченных организаций, которые займутся выпуском и обслуживанием универсальных карт, будет несколько десятков — по одной в каждом субъекте Федерации. А для координации их работы появится федеральная уполномоченная организация в форме некоммерческого партнер­ства. Она также займется организацией межбанковских расчетов. Учредителями такого партнерства станут коммерческие банки, уполномоченные федеральным правительством.

Предоставление услуг в электронном виде в первую очередь предполагается через специализированный портал. В течение первого полугодия мы ввели информацию о 89 оказываемых Министерством услугах, тем самым обеспечив реализацию 1-го этапа Плана перехода к предоставлению услуг в электронном виде, утверждённого Правительством РФ 15 октября 2009 года.  По мере окончания формирования отраслевого Реестра будет заведена информация обо всех услугах.

Существуют серьёзные проблемы с программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим работу на портале. Однако это не даёт повода не доводить работу до логического конца.

К 2015 году доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных
и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации должна составить 100 %. А с 1 июля 2011 года вступает в силу запрет Президента РФ Д.Медведева истребовать от гражданина какие – либо справки для получения государственных услуг.

 Это говорит о том, что система межведомственного информационного обмена (не внутриведомственный обмен электронными образами документов, как внедряется в департаменте занятости, а именно межведомственный!) должна быть налажена уже вначале следующего года.  

Для того, чтобы данные планы воплотились в реальность, необходимо завершить построение корпоративной информационной системы. За болезненным процессом монетизации льгот мы забросили то, что начали в конце прошлого года. Пилотные районы, которым было дано поручение внедрить систему (Майна и Димитровград), не реализовали задачу.  

Теперь, ввиду объективных обстоятельств, все районы одновременно организуют деятельность в новом программном комплексе. 

В августе мы переходим на работу в модуле назначения и выплаты субсидий и компенсаций в районах, затем в Димитровграде и Ульяновске. До конца года мы должны перейти на работу в системе по всем федеральным выплатам, обеспечить регистрацию всех обращений в системе, внедрить региональный сегмент.

 В следующем году кроме основных модулей в единую систему будут включены и учреждения социального обслуживания.  

Также будет запущен портал «Доступная среда», который позволит гражданам получать информацию об объектах  социальной инфраструктуры, оценить их доступность для маломобильных групп населения и инвалидов, получать информацию о правах, обязательствах, объёмах и видах реабилитационных мероприятий и технических средствах реабилитации. А в последующем – подавать заявки на их получение в электронном виде.   

Поэтому, останавливаться на полпути нельзя. Необходимо идти взятым курсом. Тем более, что если мы так и будем легкомысленно относиться к данному вопросу, мы физически не сможем обеспечить реализацию утверждённого плана.

На информатизации строится процесс модернизации деятельности.

Только внедрение информационно – коммуникационных технологий позволит нам оптимизировать процесс предоставления мер социальной поддержки, обеспечить реальный надлежащий учёт каждого бюджетного рубля, потраченного на социальную помощь, учёт количества оказанных услуг гражданину, семье, домохозяйству, социальной группе и сделать доступным получение данных услуг в электронном виде.  

Мы пожинаем плоды плохой технической подготовки на примере монетизации. Программный комплекс, используемый для расчёта сумм денежных компенсаций, до сих пор не доработан. Соответственно, это мы некачественно оказываем услуги гражданам, выплачивая неправомерно  и некорректно рассчитанные суммы. Более того, мы оплачиваем некачественно выполненные расчётной организацией работы. 

По результатам ежемесячного мониторинга количество ошибок продолжает оставаться на уровне не ниже 20 %. Соответственно, из 250 тысяч граждан, получающих ЕДК, более 50 тысяч получают выплату в завышенном либо заниженном размере. И то, и другое влечёт за собой определённую ответственность.   

Поэтому, нужно признать, что аутсорсинг оказался несостоятельным. Те бюджетные средства, которые идут на оплату услуг по расчёту могли бы быть потрачены рационально – на приобретение собственного программного комплекса. Тем более, что вся организационная работа по выстраиванию сети информационного взаимодействия, так или иначе, легла на плечи органов социальной защиты.  

Нормативные акты, регулирующие порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг также требуют значительной доработки.  

В результате персонализации льгот вскрылись такие факты, как неправомерное начисление льгот по оплате за теплоснабжение инвалидам, реабилитированным в предыдущие годы, а также другие казусы, которые сыграли свою негативную роль в процессе монетизации, дискредитировали органы социальной защиты в глазах льготников. 

Замена натуральных льгот на оплату за жилищно – коммунальных услуги денежными выплатами породили проблемы с предоставлением субсидий на оплату за жильё и коммунальные услуги.

Показатель, отражающий долю семей, получающих субсидии, входит в систему критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъекта. Чем ниже процент, тем выше благосостояние жителей региона, соответственно, тем эффективнее реализуемая регионом политика.

По результатам первого полугодия 2009 года он составлял 8,6 %, в текущем году уже достигает 12,3 %. Такими темпами мы грозим превысить прошлогодний показатель 14,2 %.  Критическая ситуация сложилась в Старой Кулатке, где субсидии предоставляются более 40 % семей и одиноко проживающих граждан.

Это проблема, которую никто не решает.  

Более того, совокупность социальных выплат, предоставляемых гражданину или семье на оплату за жилищно – коммунальные услуги, зачастую превышает 100 % фактических расходов.

Единственное, что в силах Министерства в данном случае (поскольку это проблема федерального законодательства и мы уже выходили с инициативой) – это проработка вопроса о внедрении правового барьера на региональном уровне в предоставлении компенсаций на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Необходимо поставить ограничение: суммы ЕДК, субсидий и компенсаций не могут превышать объём фактической оплаты.

 Таким образом, внесение изменений в Закон Ульяновской области № 217-ЗО – это одна из приоритетных задач. 

Но есть и другая сторона. Как органы власти хотят контролировать процесс и объём предоставляемых социальных гарантий гражданину, так и гражданин хочет контролировать тот социальный пакет, который государство ему предоставляет

На сегодняшний день не реализована задача по предоставлению единой квитанции, позволяющей гражданину получить детализированную информацию о ЕДК в разрезе услуг. Тогда как в Нижнем Новгороде человек через портал государственных услуг может воспользоваться данным информационным сервисом. Вводятся паспортные данные, дата рождения и льготник получает всю интересующую его информацию без нарушения требований Федерального закона о персональных данных.  

Упрощая взаимодействие с государственными органами и обеспечивая доступ к информации для населения, Интернет - технологии способствуют большей открытости и прозрачности власти. Население хочет не просто узнавать о том, что делают органы исполнительной власти и как они работают, но и принимать более непосредственное участие в реальном процессе управления, получать услуги в электронном виде и с помощью IT- инструментов.  

С 1 января 2010 года вступил в действии Федеральный  закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о  деятельности  государственных органов и органов местного самоуправления», которым определены требования к  информации о деятельности   государственных органов, размещаемой  в сети  Интернет. Всё это  связано с представлением необходимой, полноценной информации  о деятельности Министерства труда и социального развития Ульяновской области, его структурных  подразделениях, Департамента  занятости населения Ульяновской области для населения.  

Министерство труда и социального развития Ульяновской области  и Департамент  занятости населения  имеют свои  зарегистрированные  сайты. В среднем посещаемость сайта  Министерства составляет  от 10 до 14,5 тыс. человек в месяц.   В разделе «Работа с обращениями граждан» и «Книга жалоб и предложений»  посетители сайта имеют возможность задать интересующие их вопросы. За 1-ое полугодие 2010 года поступило 73 вопроса, по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года в 2 раза больше.  

Все вы знаете насколько открыты в настоящее время доступы  к  изложению своего мнения в блогах Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и  Губернатора –Председателя Правительства Ульяновской области  С.И.Морозова. Жители Ульяновской области   активно пользуются данной возможностью высказать собственное мнение по  интересующим их вопросам,  в том числе и по работе  чиновников, задать свои  вопросы, попросить о помощи. Всё это сейчас реальность нашего времени. 

За неразмещение  в сети «Интернет»  информации о деятельности  государственных органов согласно  Федеральному закону № 108-ФЗ «О внесении  изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» влечёт  наложение административного штрафа на должностных лиц  в размере от 3,0 до 5,0 тысяч рублей. 

Что необходимо предпринять  во втором полугодии:

-провести мониторинг сайта с целью обеспечения полноты изложенной информации. И за эту составляющую отвечают начальники  структурных подразделений  Министерства и Департаментов.

-разработать версию  сайта для слабовидящих людей.  

-организовать  на сайте  работу  форумов для населения по самым злободневным направлениям работы органов социальной защиты населения, таких как: обеспечение жильём ветеранов войны, доступной среды для инвалидов,  социального обслуживания в  государственных учреждениях и др. 

Новая модель государственного управления подразумевает проведение согласованной работы, объединение интересов и усилий всех ведомств над тем, чтобы информационное общество охватывало всех граждан.

 Мы прекрасно понимаем, что информация, а также связанные с нею знания и услуги, являются важнейшим социальным и экономическим ресурсом современного общества.

Поэтому внедрение ИКТ в процессы оказания государственных услуг, львиную долю которых составляют услуги социального характера, становится не столько инновационным инструментом государства, сколько инструментом модернизации самого государства.

И, резюмируя, хочу сказать, что, находясь, как буфер, между населением и государственной властью (в её структуре) мы естественным образом должны трансформировать свою деятельность с учётом реформ в социальной сфере и в государстве в целом.

Спасибо за внимание.

Добавлено: 23 августа 2010 года, 17:19