Рейтинг за 1 квартал 2015 года

Правительство

Ульяновской области

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

___________ № ____________

 

Губернатору – Председателю Правительства

Ульяновской области

 

С.И.Морозову

 

О рейтинге муниципальных

образований области по уровню

реализации «майских» указов

 

 

Уважаемый Сергей Иванович!

 

Экспертно-аналитическим управлением администрации Губернатора Ульяновской области разработан рейтинг муниципалитетов Ульяновской области по выполнению «майских» указов Президента.

В основу рейтинга легли следующие принципы:

- базируется на 15 показателях, закрепленных за МО. Это те показатели, за которые полностью или частично несут ответственность муниципалитеты (приложение 1).

- идеальным муниципалитетом считается тот, который доводит значения всех показателей до целевых областных значений или лучше.

- для приведения показателей к единому базису сравнения они нормируются от 0 до 1, где (аналогично методике оценки уровня развития человеческого потенциала ООН):

  • 0 – худшее значение по всем муниципалитетам,
  • 1 – целевое значение или лучше.

Такой подход гарантирует, что «перевыполнением» по какому-то показателю муниципалитет не сможет компенсировать отставание по другим. Наша задача – комплексное и гармоничное движение по всем показателям, а не перевыполнение одних в ущерб другим.

- индекс исполнения указов в муниципалитете (от 0 до 100%) показывает, насколько он выполняет майские указы относительно худших значений по области. 100% - МО выполняет все указы. 0% - муниципалитет худший в регионе по всем показателям. Психологически важным барьером является выполнение на 67% - это означает, что уровень выполнения в муниципалитете в целом на две трети выше, чем у условно-худшего.

- в целях группировки муниципалитетов по кластерам учитывается динамика изменений показателей.

- Итоговый рейтинг графически можно проиллюстрировать в виде матрицы реализации указов (по аналогии с оценкой эффективности деятельности региональных органов власти по указу Президента №1199), при этом правила интерпретации интуитивно понятны – чем ближе муниципальное образование на координатной сетке к правому верхнему углу, тем лучше его позиция.

 

Условные названия групп отражают содержательный аспект и интерпретируются следующим образом:

I группа – индекс выполнения указов выше 67%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он улучшился. Условное название этой группы – «Яркие звезды», т.е. муниципалитеты, находящиеся на самых высоких позициях рейтинга, с наилучшими результатами как динамики, так и достигнутого уровня;

II группа – индекс выполнения указов выше 67%, но по сравнению с предыдущим периодом он ухудшился. Условное название этой группы – «Падающие звезды», т.е. муниципалитеты, в целом справляющиеся с выполнением майских указов – но ухудшившие выполнение майских указов по сравнению с предыдущим периодом;

III группа – индекс выполнения указов ниже 67%, но по сравнению с предыдущим периодом он улучшился. Условное название этой группы – «Восходящие звезды», т.е. муниципалитеты, чей уровень реализации указов низок, но улучшается по сравнению с предыдущим рейтингом;

IV группа - индекс выполнения указов ниже 67%, и по сравнению с предыдущим периодом он ухудшился. Условное название этой группы – «Черные дыры», т.е. муниципалитеты, чей уровень реализации указов низок, и продолжает ухудшаться.

- рейтинг может составляться ежеквартально, по мере появления всех статистических данных в разрезе МО (примерно – через два месяца после окончания очередного квартала).

Такой подход позволяет не только определить место муниципалитета среди остальных – но и дать качественную оценку его перспективам. Подробно методика составления рейтинга представлена в приложении 2

Кроме формирования методологии рейтинга, было произведено его формирование на базе данных за II и III квартал 2014, итоги 2014 года и I квартале 2015 года. Результаты представлены ниже:

 

 

 

 

По результатам пилотного рейтинга по реализации майских указов Президента муниципалитетов Ульяновской области можно сделать следующие выводы.

1. В целом муниципалитеты Ульяновской области в начале 2015 года стали хуже справляться с реализацией указов

На это указывает распределение муниципалитетов по матрице реализации указов: если по итогам 2014 года в I группу (лучшие муниципалитеты, «яркие звезды») входило 14 МО, а в IV группу (худшие, «черные дыры») – только один район, то по итогам I квартала 2015 года в I группе «ярких звезд» осталось всего 7 муниципалитетов (т.е. в два раза меньше), а в IV группе «черных дыр» стало 6 районов области. Ухудшили уровень выполнения указов 16 из 24 муниципалитетов. Соответственно, наиболее массовой по итогам I квартала 2015 года стала группа II – «Падающие звезды».

Такую тенденцию можно объяснить в первую очередь эффектом «начала года» - в один день, с 01 января, выросли планки, которые устанавливаются на весь 2015 год – а меры по их достижению начинают применяться с запозданием (например, повышение зарплат идет в течение года в несколько этапов – с тем расчетом, чтобы по итогам года выйти на плановый показатель).

2. Лидеры по реализации майских указов - города

Абсолютным лидером реализации «майских» указов в регионе является город Ульяновск. Это единственный муниципалитет, который по итогам как 2014 года, так и I квартала 2015 года достигает всех целевых значений (уровень выполнения – 100%);

В число лидеров также входят города Димитровград и Новоульяновск, где уровень выполнения более 90%. Соответственно, по достигнутому уровню три города области удерживают за собой первые позиции. В то же время, город Новоульяновск за I квартал ухудшил свои показатели – а потому в итоговом рейтинге занял лишь 5 место.

Говоря о природе лидерства можно предположить, что города ввиду большей плотности населения при сопоставимых с другими муниципалитетами бюджетными расходами на душу населения могут получать большую отдачу за счет эффекта масштаба.

3. Аутсайдеры по реализации майских указов – окраинные западные и южные районы области

Абсолютным аутсайдером по реализации указов является Старокулаткинский район. Обладая самым низким уровнем исполнения (менее 40%, район является худшим по показателям младенческой смертности, охвата дошкольным образованием и зарплат в этих учреждениях), он продемонстрировал по итогам первых трех месяцев 2015 году отрицательную динамику.

Занявшие 2 и 3 место с конца в итоговом рейтинге Мелекесский и Николаевский районы оказались в аутсайдерах по причине значительного ухудшения результатов работы по указам в начале 2015 года по сравнению с итогами 2014.

Также из стабильно отстающих можно отметить Инзенский и Павловский районы. Павловский район хоть и немного улучшил уровень выполнения за первые три месяца 2015 года, однако ни разу за последние 4 квартала не перевалил за уровень выполнения указов в 67% (две трети). Инзенский район лишь однажды за последние 4 квартала превысил этот уровень (менее чем на 1% - по итогам 9 месяцев 2014 года), при этом последние два квартала район только ухудшал уровень выполнения относительно среднего по региону.

Говоря о природе отставания, следует отметить, что эти районы не являются аутсайдерами по бюджетным расходам на душу населения (меньше всего бюджетные расходы в расчете на жителя в Павловском районе – 87% от среднего по негородским муниципалитетам, в Инзенском и Старокулаткинском районах – 106% и 104% соответственно), не являются уникальными по численности населения (сопоставимый со Старокулаткинским и Павловским районами по численности населения и также окраинный Радищевский район занял 13 место по региону, а Инзенский район занимает 7 место среди всех МО области по численности населения) или плотности населения (Старокулаткинский район - 17 место по плотности, Павловский – 12 место, Инзенский – 10 место среди всех МО области).

Единственным объединяющим эти стабильно аутсайдерские регионы экзогенным фактором является их «окраинность». В то же время, есть и другие окраинные регионы области, которые лучше выполняют майские указы (примеры: Сурский район – 14 место в общем рейтинге, Радищевский – 13 место).

 

Приложение: 1. Перечень показателей публичной отчётности для органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на 2 стр. в 1 экз.

2. Методология рейтинга на 2 стр. в 1 экз.

 

 

Начальник экспертно-аналитического
управления администрации Губернатора
Ульяновской области                                                                    Н.П.Глинкин

 

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ

 показателей публичной отчётности для органов местного самоуправления

муниципальных образований Ульяновской области

 

п/п

Показатель указа

Источник

информации

/срок

Уровень

полномочий

Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» 

1.

Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации

МО, ИОГВ/Ежемесячно

Росстат/ежеквартально

МО 

2.

Отношение средней заработной платы педагогических работников государственных  дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации

МО, ИОГВ/Ежемесячно Росстат/ежеквартально

МО 

3.

Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации

МО, ИОГВ/Ежемесячно Росстат/ежеквартально

МО 

4.

Количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год

ИОГВ/ежегодно

ИОГВ

5.

Прирост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации относительно уровня 2012 года

МО/ежегодно

МО 

6.

Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей

МО/ежегодно

МО 

Указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

7.

Смертность от болезней системы кровообращения

ИОГВ/ежемесячно,

Росстат/ежегодно

ИОГВ 

8.

Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных)

ИОГВ/ежемесячно,

Росстат/ежегодно

ИОГВ 

9.

Смертность от туберкулёза

ИОГВ/ежемесячно,

Росстат/ежегодно

ИОГВ 

10.

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

ИОГВ/ежемесячно,

Росстат/ежегодно

ИОГВ 

11.

Младенческая смертность

ИОГВ/ежемесячно,

Росстат/ежегодно

ИОГВ 

Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 

12.

Доступность дошкольного образования (Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования)

МО, ИОГВ/Ежемесячно

 

Росстат/ежегодно

МО 

13.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста

МО, Росстат/ежегодно

МО 

Указ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации

доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»  

14.

Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья эконом-класса (Снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса)

ИОГВ/ежегодно

ИОГВ

15.

Объём ввода жилья по стандартам эконом-класса

ИОГВ/ежегодно

ИОГВ

ИТОГО:

15 показателей

 

Приложение 2