Выступление начальника юридического отдела Министерства финансов Ульяновской области Тумановой Т.Л.: «Об особенностях областного бюджета Ульяновской области на 2016 год»

17.09.2015

1. К правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год, применяются изменения в статьи 18, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса РФ, предусмотренные ФЗ от 22.10.2014 № 311-ФЗ, в части новой структуры кодов бюджетной классификации РФ (кодов классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и нового порядка применения классификации операций сектора государственного управления.

В этой связи Министерством финансов РФ издан приказ от 08.06.2015 № 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н» для обеспечения составления проектов бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год.

В целях реализации новых положений бюджетного законодательства произошли следующие изменения в структуре кода классификации расходов бюджетов.

Структура 20-ного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной ситемы РФ и включает следующие сотавные части:

кода главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3 разряды);

кода раздела (4 - 5 разряды);

кода подраздела (6 - 7 разряды);

кода целевой статьи (8 - 17 разряды);

кода вида расходов (18 - 20 разряды);

Код целевой статьи расходов бюджетов теперь состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета устанавливается с учетом положений Указаний и включает:

код программной (непрограммной) статьи (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов);

код направления расходов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

 

С 2016 года структура кода целевой статьи расходов федерального бюджета состоит из десяти разрядов и включает следующие составные части (таблица):

код программного (непрограммного) направления расходов (8 - 9 разряды кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования государственных программ Российской Федерации, непрограммных направлений деятельности федеральных государственных органов;

код подпрограммы (10 разряд кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования подпрограмм государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, предусмотренных в рамках государственных программ Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ в рамках непрограммных направлений деятельности государственных органов;

код основного мероприятия (11 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования основных мероприятий (ведомственных целевых программ) в рамках подпрограмм государственных программ Российской Федерации, подпрограмм федеральных целевых программ;

код направления расходов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования направлений расходования средств, конкретизирующих (при необходимости) отдельные мероприятия.

 

Таблица

 

Целевая статья

Программное (непрограммное) направление расходов

Подпрограмма

Основное мероприятие

Направление расходов

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

                   

 

По аналогии со структурой кода целевой статьи расходов федерального бюджета с 2016 года сформирована структура кода целевой статьи расходов областного бюджета Ульяновской области. Соответствующие изменения внесены в государственные программы Ульяновской области.

 

Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются соответственно:

для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - Министерством финансов Российской Федерации;

для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации;

для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.

В случае принятия субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием решения о составлении проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) в структуре муниципальных программ, финансовый орган муниципального образования утверждает единую структуру программной (непрограммной) части (8 - 12 разряды кода целевой статьи) кода целевой статьи расходов бюджета для отражения направления бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления (муниципальных органов), наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета.

Коды направлений расходов, содержащие значения 30000 - 39990 и 50000 - 59990, а также R0000 - R9990, L0000 - L9990, S0000 - S9990 используются, если иное не установлено Указаниями:

30000 - 39990 и 50000 - 59990 - для отражения расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации);

R0000 - R9990 - для отражения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в целях софинансирования которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета субсидии;

L0000 - L9990 - для отражения расходов местных бюджетов, в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в целях софинансирования которых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставляются за счет субсидий из федерального бюджета межбюджетные трансферты;

S0000 - S9990 - для отражения расходов местных бюджетов, в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов иным местным бюджетам, в целях софинансирования которых из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются местным бюджетам субсидии, а также для отражения расходов местных бюджетов, в целях софинансирования которых из иных местных бюджетов предоставляются субсидии.

При формировании кодов целевых статей расходов, содержащих направления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, R0000 - R9990, L0000 - L9990, S0000 - S9990, обеспечивается на уровне второго - пятого разрядов направлений расходов однозначная увязка кодов расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в целях софинансирования которых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставлены субсидии, с кодами направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), за счет указанных субсидий.

Отражение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее - целевые межбюджетные трансферты), осуществляется по целевым статьям расходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, включающим коды направлений расходов (13 - 17 разряды кода расходов бюджетов), идентичные коду соответствующих направлений расходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), по которым отражаются расходы федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на предоставление вышеуказанных межбюджетных трансфертов. При этом наименование указанного направления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда (наименование целевой статьи, содержащей соответствующее направление расходов бюджета) не включает указание на наименование федерального трансферта, являющегося источником финансового обеспечения расходов соответствующего бюджета.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе установить необходимую детализацию пятого разряда кодов направлений расходов, содержащих значения 30000 - 39990 и 50000 - 59990, при отражении расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), по направлениям расходов в рамках целевого назначения предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Установление порядка применения и кодов целевых статей расходов местного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется финансовым органом муниципальных образований по согласованию с финансовым органом субъекта Российской Федерации. 

2. В настоящее время в соответствии с решениями Правительства РФ подготовлен проект федерального закона № 878973-6 «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ и внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается создать правовые основания для:

1. составления и утверждения проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ только на 2016 год;

2. внесения до 25 октября 2015 года (с приостановлением до 01.01.2016 положения БК РФ о внесении не позднее 1 октября) в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и проектов федеральных законов о бюджетах гос. внебюджетных фондов РФ на 2016 год, а также документов и материалов к нему;

3. рассмотрения и утверждения ГД РФ указанных проектов в течении 45 дней (с приостановлением до 01.01.2016 положения БК РФ – в течении 60 дней);

4. отказа от применения «бюджетного правила» - требований к определению общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в связи с существенным прогнозируемым сокращением общего объема доходов.

В целях продления на 2016 год норм об особенностях исполнения договоров и заключения новых договоров, оплата которых предполагается за пределами лимитов бюджетных обязательств, предлагается:

1) продлить право получателей средств федерального бюджета заключать такие договоры по решению Правительства РФ;

2) сохранить положение о том, что договоры (соглашения), по которым получателем средств федерального бюджета (бюджета гос. внебюджетного фонда РФ) приняты обязательства, подлежащие оплате за пределами 2016 года, по инициативе получателя средств федерального бюджета в связи с недоведением ему лимитов бюджетных обязательств на указанные годы не расторгаются.

Указанным законопроектом для субъектов РФ предлагается в 2015 году создать правовые основания для:

1) составления и утверждения проекта бюджета субъекта РФ и бюджета ТФОМС только на 2016 год;

2) возможности определения законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом) сроков внесения проектов бюджета субъекта РФ и бюджета ТФОМС (местного бюджета) в законодательный (представительный) орган. (положения БК РФ о внесении указанных проектов не позднее 1 ноября (15 ноября) приостанавливаются до 01.01.2016);

3) возможности субъекта РФ (муниципалитета) самостоятельно принянять решение о внесении проекта бюджетного прогноза одновременно с проектом бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Также предлагается приостановить до 1 янаря 2016 года дейтвие статей БК РФ, которые устанавливают сроки принятия федеральных законв, законов субъектов РФ, муниципальных правовых актов, предусматривающих изменение законодательства о налогах и сборах и (или) приводящих к изменению доходов бюджетов.

На основании указанного законопроекта Министерсвом финансов Ульяновской области в настоящее время подготоволен законопроект «О приостановлении действия отдельных положений Закона Ульяновской области «Об особенностях бюджетного процесса в Ульяновской области», которым учитываются изменения, вносимые в БК РФ.

В частности, законопроектом предусматривается внесение проекта закона об областном бюджете Ульяновской области на 2016 год на рассмотрение и утверждение Законодательного Собрания Ульяновской области в срок не позднеее 10 ноября 2015 года.