Выступление Губернатора Ульяновской области на пленарном заседании «Конкурентоспособность Ульяновской области как основа стратегии развития и реформы управления»

8 сентября 2015 года

Уважаемые коллеги!

Сегодня, в рамках совещания «Конкурентоспособность Ульяновской области как основа стратегии развития и реформы управления» мы даем старт региональной недели конкуренции. Почему это сейчас так важно для нас? Важно всячески развивать и поддерживать конкуренцию?

Уже больше года макроэкономические показатели в России убедительно показывают нам: ситуация тяжелая.

- Курс рубля за год с 1 сентября 2014 года по 1 сентября 2015 года упал почти на 80%.

- Спад российского валового внутреннего продукта по итогам первого полугодия составил 3,5%, а по итогам года, по различным прогнозам, нас ждет спад от 3 до 4%.

- Инфляция с начала года уже составила порядка 10% - при том, что год назад при принятии федерального бюджета закладывалась годовая инфляция в 5%, а по итогам 2013 года инфляция в России составила всего 6,5%.

Продолжать можно долго.

Сейчас Россия, а значит и каждый регион, находится в ситуации высокого риска и неопределенности. Макроэкономические прогнозы обновляются чуть ли не каждую неделю – и редко в сторону улучшения.

В этих условиях буквально на прошлой неделе федеральным правительством было принято решение о подготовке бюджета лишь на год – а не на три, как мы все уже привыкли. Причина все та же – невозможность уверенно прогнозировать, что будет через три года. Да что там, лучшие умы России и мира не могут сказать наверняка, что будет завтра – затишье, неуверенный рост или новый виток спада. Ясно только одно - сегодня мы находимся в середине шторма. И он не закончится ни завтра, ни через полгода.

Как жить в этих условиях региону?

Да, сегодня у нас ситуация лучше, чем в целом по России. Вот несколько цифр.

1. По итогам первых семи месяцев текущего года объем промышленного производства в Ульяновской области вырос на 6,4% - при сокращении в целом по России на 3%.

2. Объем строительства жилья в области вырос на 39,3% при росте в среднем по России лишь на 11,9%.

3. Объем инвестиций за семь месяцев вырос на 11,1% - при падении в целом по России почти на 6%.

4. Экспорт из Ульяновской области за первое полугодие вырос на 77%, - при падении по России этого показателя на 28,5%.

5. Обрабатывающие производства, грузооборот автотранспорта, средняя заработная плата - по всем этим показателям рост в области выше, чем в целом по стране.

В то же время, нельзя себя успокаивать тем, что у нас все хорошо и мы – островок спокойствия посреди бушующего урагана. Нет. Мы – один из многочисленных кораблей, который лавирует в бурлящем море, пытаясь достичь своей цели.

Наша цель – сделать Ульяновскую область процветающей и богатой.

Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно.

Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и своих детей.

И чтобы они стремились ехать к нам, а не от нас, воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом. 

Что нужно кораблю, чтобы уверенно пройти через шторм? Крепкий корпус и слаженная команда, которая знает, что делать.

А что нужно региону, чтобы преодолеть этот – и все последующие кризисы и достичь своей цели? По сути, то же самое.

Конкурентоспособная экономика территории – это тот корпус, который позволит выдержать любые удары внешних стихий. А высокая эффективность государственного и муниципального управления гарантирует правильное управление нашим регионом в любую погоду.

Устраивает ли нас сегодня уровень развития экономики? Нет, мы хотим большего.

А есть ли резервы для улучшения качества государственного управления? Конечно, и мы обязаны их использовать.

Именно об этом я хочу сказать сегодня.

Давайте обратимся к нашей недавней истории. Все мы являемся наследниками, продолжателями работы той управленческой команды, которая во времена Советского Союза смогла коренным образом изменить облик Ульяновской области, превратить ее в туристическую Мекку, значительно повысить качество жизни наших земляков. Еще на памяти нашего с вами поколения Ульяновск был одной из ярчайших точек на карте страны. УАЗ, Авиастар, УЗТС – эти названия были известны всей стране. Во многом это стало результатом реализации планов комплексного развития Ульяновской области «Родина Ленина-100» и «Родина В.И.Ленина-125».

Ежегодно родину Ленина посещали сотни тысяч туристов со всего мира. Тогда именно этот статус, статус родины вождя революции был нашим главным конкурентным преимуществом – и практически одного его хватало, чтобы превратить захолустный городок в важный промышленный и туристическим центр Союза. Но времена изменились. И в девяностых оказалось, что мало быть просто родиной Ленина.

Попытки жить так, будто ничего не произошло – когда вокруг стремительно менялась страна, менялись реалии – закончились плачевно. Хочу напомнить, что Ульяновская область пострадала в 90-е годы прошлого века и начало 2000-х годов больше, чем многие соседние регионы. Мы летели в пропасть дольше, не пытаясь зацепиться. Мы упали глубже из-за безответственности некоторых московских политиков начала этого века, в то время как страна уже поднималась с колен благодаря Президенту Путину.

Именно тогда у нас появилась мечта превратить нашу область в богатый регион с сильной экономикой и счастливыми людьми. Когда я стал губернатором, предо мной предстала ужасающая картина отстающего, запущенного, депрессивного региона. Вспомните, что мы потеряли за предшествующий период.

К середине двухтысячных город превратился в захолустье. Разваливались и закрывались некогда успешные заводы: УЗТС, «Комета», Электромаш, Радиоламповый завод, на ладан дышал Моторный завод, УАЗ проводил массовые сокращения и вопрос стоял о его закрытии, умер опытно-экспериментальный завод «Ротор», в сложном положении находился Механический завод. Перечислять можно долго.

Конечно, самое последнее дело – ругать предшественников, сваливать вину за все беды и несчастья на прежнюю власть. Будь то 90-е годы или первая половина 2000-х годов. И я не буду этого делать. Хочу сказать лишь одно. Нам удалось неимоверными усилиями уйти от ситуации хаоса, созданной безответственными решениями, политическим эгоизмом, популизмом и алчностью. Мы все вмести сумели преодолеть деградацию региона и города Ульяновска, смогли выйти на траекторию развития. Сегодня об Ульяновской области говорят, как о регионе – лидере.

Если бы мы тогда были слабыми людьми, то уже давно бы Ульяновская область прекратила свое существование. Как и тогда, сегодня некоторые слабые и пустые люди предлагают повести область по легкому пути. Таких путей нет и не будет.

Возможно, кто-то заразился греческой болезнью популизма. Я не приемлю такой путь и всегда говорю, что страна не обязана нас кормить, а мы не пойдем на паперть для нищенства. Это не наш путь.

Если мы хотим преуспеть, то нам следует надеяться только на себя и стать более организованными, эффективными, лучше знать мировой опыт и успешно его внедрять. Именно поэтому устойчивое развитие с опорой на лучшие практики со всего мира является центральным моментом Стратегии развития Ульяновской области и города Ульяновска до 2030 года.

Мы сформулировали формулу успеха, принципы развития и ценности, которых будем придерживаться.

Как мы пришли к этим двум документам? 10 лет назад перед нами стояли простые и в то же время не требующие отлагательства задачи. Это наведение элементарного порядка на территории области, преодоление негативных тенденций в экономике и достижение политической стабильности. Это было преодоление нашего отставания. На это ушло три года – и это был первый этап нового развития Ульяновской области.

Именно тогда, по решению Путина, принятому в 2006 году, у нас был, наконец, достроен Президентский мост – один из самых современных мостов в Европе. А до того, на протяжении 20 лет пролёты этого моста, брошенные посреди реки, долгое время были памятником разрухе, царившей в головах и в городе. Теперь это – первоклассная дорога, похожая на взлётную полосу. Символ развития Ульяновска и его движения вперёд! Это стало началом нашего движения.

К нам пришли инвесторы, – они  увидели великолепный транспортно-логистический потенциал области, которая превратилась в связующее звено между Востоком и Западом. Два моста, два аэропорта, речной порт. А рядом – мощнейшие промышленные регионы Самары и Татарстана.

Мы вернули в дома тепло и горячую воду, постепенно перешли к решению задач социально-экономического развития.

С 2008 года начался второй этап развития региона, период концентрации усилий на прорывных, приоритетных направлениях. Мы начали проводить активную инвестиционную политику, снятие инфраструктурных ограничений.

Это был этап догоняющего развития. Мы рассчитывали, что закончим его за три-четыре года, но из-за засух, ледяных дождей, мирового финансово-экономического кризиса, взрывов на Арсенале и ряда других негативных моментов этот этап оказался более длительным, чем мы рассчитывали. Он продолжился до 2014 года. И если вначале этот этап был посвящен социально-экономическому возрождению и развитию, то после возвращения в Россию Крыма и Севастополя, на первый план вышли Патриотизм, Гордость Преданность стране и Президенту. 

Благодаря поддержке Президента, была восстановлена и получила импульс к развитию наша оборонка – работает Патронный завод.

В 2012 году в присутствии Президента было подписано историческое для региона и «Авиастара» решение о размещении здесь заказа на строительство для ВВС России 39 машин ИЛ-76. Таким образом, по сути, был спасен и наш авиационный завод и в целом транспортное авиастроение  в России.

Этим решением был дан старт «перезагрузке» Авиастара. А нам на его базе удалось сформировать целый авиакластер, создав современные производства, такие как АЭРОКОМПОЗИТ, где уже начали делать крыло для новейшего базового пассажирского самолета России МС-21. 

И это при том, что в Саратове «умер» завод САЗ, сейчас в его цехах – торговый центр, в Самаре остановлен «АВИАКОР» - он оказался в критической зависимости от Украины. А в Ульяновске в 2014 году отмечен пятикратный рост объемов производства в авиастроении!

Активно поддержал Владимир Владимирович и нашу идею о создании на территории Ульяновской области Портовой особой экономической зоны, также «привязанной» к авиастроению.

На территории ПОЭЗ мы создали уникальные условия для бизнеса, которые привлекают в Ульяновск инвестиции со всего мира. Первый резидент уже в этом году создаст рабочие места для заволжцев.

Одновременно с ПОЭЗ мы развиваем еще одну мощную площадку реальной экономики – Заволжскую промышленную зону.  И сейчас там уже построен целый ряд современных высокотехнологичных предприятий. Среди новых заводов – те, что производят автокомпоненты: это немецкий «Шеффлер» на 450 рабочих мест и завод японской компании «Таката». Ещё 1000 мест городу дала французская кампания электрооборудования «ФМ Лоджистик» и завод «Легранд».  

На подходе еще несколько подобных проектов. Среди них – японско-германское станкостроительное производство «ДМГ Мори», которое будет выпускать до тысячи станков в год. Его мы запустим уже в конце сентября.

Буквально на этой неделе начнет работу и завод по производству деталей автомобильного двигателя мексиканской компании «Немак». В 2016 году начнет давать продукцию первый в России и странах СНГ завод мирового лидера в производстве шин японской компания «Бриджстоун», а также целый ряд других предприятий и производств.

Кроме создания новых производств, мы не упускаем из виду и те, что созданы в советское время.

Мы практически первыми в стране запустили программу реиндустриализации традиционных, «старых» ульяновских предприятий. Я уже сказал, что к середине 2000-х годов мы застали такой развал промышленности, что казалось, «точка невозврата» уже пройдена.

Нет! Благодаря усилиям областного Правительства, трудовых коллективов, помощи Президента и федерального Правительства, ситуацию во многом удалось переломить. Посмотрите, большинство их них обретает новую жизнь. Не только «Авиастар» и Патронный завод, а также НПО «Марс», «Спектр-Авиа», весь мебельный кластер на промзоне. Загружен заказами Механический завод. УАЗ проводит активную модернизацию. На территории бывшего завода «Комета» мы рассматриваем возможность создать индустриальный или IT-парк. Ищем также инвесторов для крупных недостроенных объектов.

Заводы, которые буквально десять лет назад находились в разваленном состоянии под угрозой закрытия, сегодня борются с экономическими трудностями. Это, «Искра», «Утес», «Контактор», «Элегант», «Бостон», «Хлебпром».

Хочу отметить, что сейчас начался процесс возрождения конструкторских и научных разработок и их внедрение в серийное производство. Этот тот процесс, который, казалось, мы безвозвратно утратили. Это УКБП и Утес. Это «Искра», это «Марс» и «Комета». Этот ряд можно продолжать долго.

Все эти предприятия активно участвуют в программе импортозамещения. Очень важно, что для обеспечения высококвалифицированными кадрами на предприятиях действуют и создаются новые базовые кафедры ульяновских университетов.

В этом году Владимир Владимирович Путин во время своего выступления на Петербургском экономическом форуме назвал Ульяновскую область, процитирую, «одной из лучших в стране по инвестиционному потенциалу, работе с инвесторами и развитию промышленности»! Это очень высокая оценка всей команде, работавшей в этой сфере. В результате наши затраты на создание инфраструктуры для новых заводов и предоставленные налоговые льготы уже окупились и не один раз.

Принципиально то, что подъём экономики сопровождался развитием городской и социальной инфраструктуры. Это касается уже каждого жителя города, влияет на повседневную жизнь, в отличие от промышленных инвестиций.

Построены новые жилые районы, дороги и транспортные развязки, удобные центры деловой активности и торговли, современные гостиницы мирового уровня. Например, готовится к открытию отель «Хилтон», который украсил нашу замечательную центральную улицу Гончарова.

Такого масштаба жилищного строительства не было с советских времён. Строятся целые микрорайоны во всех районах города. К концу 2015 года мы планируем выйти практически на советский объем вводимого жилья по области – почти 920 тыс. кв.м.

Рост города сопровождается строительством социальных объектов, в частности, новых детских садов. Мы можем составить график того, как закрывались садики и сокращались дошкольные группы в 90-е годы. Достаточно сказать, что с 1991 года по области было закрыто почти 100 детских садов. Часть передана под жильё, часть – под торговлю, а некоторые даже сравняли с землёй. Это привело к острому дефициту мест для детей дошкольного возраста в детских садах. Но уже сейчас решается задача полного обеспечения детей дошкольным образованием с 3 лет. Только в 2014 году в Ульяновской области создано более 2,8 тыс. новых мест в дошкольных образовательных учреждениях, отремонтировано и построено 43 детских сада. Сейчас мы занимаемяс решением проблемы доступностью детских садов для детей до 3-х лет (ясельные группы).

Очень здорово, что в этом году количество первых классов увеличилось на 21 класс. Сейчас мы начинаем разворачивать строительство новых школ для обеспечения учёбы в одну смену. Этот вопрос наиболее актуален именно для городских условий – и безусловно, городу нужны и новые школы в тех районах, которые появились недавно.

Вот только небольшое перечисление того, что мы сделали за последнее время только в городе Ульяновске:

•        Отремонтированы все школьные бассейны;

•        В школах установлены и устанавливаются новые окна. (в Ульяновске осталось 12 школ в городе и это задача следующего года)

•        Отремонтированы все спортзалы, переоборудованы помещения под малые спортивные залы, закуплены тренажеры;

•        Школьные пищеблоки оснащены новым технологичным оборудованием, что дало возможность создать центры здорового питания;

•        Поставлено в школы 194 комплекта оборудования для школьных кабинетов;

•        Все школы подключены к сети Интернет.

Не меньшее значение имеет развитие системы здравоохранения. За несколько лет мы открыли полтора десятка новых учреждений: от офисов врачей общей практики в новостройках до диализного центра «Фрезениус» и нового модуля Центра крови. Выстроена трёхуровневая система оказания медицинской помощи. Отремонтированы все районные больницы, проведён ремонт в большинстве учреждений города. Построен новый корпус роддома.

Открыты и работают семь Центров здоровья.

Сейчас строится суперсовременный Перинатальный центр федерального уровня. В сотрудничестве с компанией «Альянс Клиник» мы уже открыли центр ЭКО, где семьи могут получить достаточно дорогостоящую услугу за счёт бюджета.

В общей сложности за последние 10 лет в здравоохранение области вложено только из бюджета более 100 миллиардов рублей. А в ближайшие три года только из областной казны будет выделено ещё 25 миллиардов.

Много внимания мы уделяем и вопросам повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг. Для этого в каждом районе области и в каждом районе города построены Многофункциональные центры, которые в режиме «одного окна» предоставляют жителям все виды государственных услуг – от получения или замены паспорта, до оформления прав собственности. Очень важно, что  с появлением МФЦ отпала необходимость проводить процедуры оформления только по месту жительства. Каждый гражданин имеет возможность получить услугу в любом Центре. 

Чтобы госулуги в электронном виде были доступны и пожилым людям, мы уделяем особое внимание повышению их компьютерной грамотности. Как когда-то организовывались курсы ликвидации безграмотности, так и мы сейчас организуем курсы компьютерного ликбеза для пенсионеров. Это значительно расширяет их кругозор и возможности.

Большое значение в жизни населения региона и особенно молодёжи играет занятие физкультурой и спортом. Все больше детей увлекаются спортом и нас это не может не радовать. Дети перестают слоняться без дела, так как районы и города получили массу возможностей для спортивной жизни.

Только в городе построены физкультурно-оздоровительные комплексы, в том числе с искусственным льдом на Верхней Террасе («Лидер»), зимние хоккейные коробки, футбольные стадионы с искусственным покрытием для студентов и школьников. В этом году заработал супер-классный картодром, в прошлом – введён в строй легкоатлетический манеж «Спартак».

Мы начали приводить имеющуюся инфраструктуру в соответствие. Я уже говорил о бассейнах в школах. Кроме этого отремонтированы бассейны в детских садах. Возведены в рамках программы «Единой России» два университетских бассейна, начинается строительство бассейна в Техническом университете.

При Техническом университете и в Сельхозакадемии построены замечательные суперсовременные стадионы.

И, наконец, Ульяновск получил уникальный ледовый дворец Волга-Спорт-Арена, в котором, в том числе, будет проходить Чемпионат Мира по хоккею с мячом 2016 года.

Ульяновск также примет участие и в проведении  Чемпионата мира по футболу в 2018 году, он станет тренировочной базой для одной из команд. Поэтому его по праву можно назвать городом Чемпионата Мира. Помимо этого мы претендуем ещё и на статус общероссийского центра неолимпийских и национальных видов спорта.

В планах – строительство в Ульяновске центра художественной гимнастики (земельный участок выделен) и центра единоборств. В рамках подготовки к международным мероприятиям началась масштабная реконструкция стадионов «Труд» и «Волга».  Достраиваем большой спортивный комплекс «Орион» в Новом городе.

В сфере культуры заметен не меньший прогресс. Мы отремонтировали Дом Гончарова, визитную карточку города – превратив его в мощный культурный центр и место притяжения горожан.

В целом город постепенно преображается. Становится интереснее и разнообразнее, «вкуснее», как сейчас говорят. Как и в лучшие советские годы, сейчас нам не стыдно приглашать в Ульяновск гостей из других регионов и стран на Пластовскую ассамблею, Международный культурный форум, Кинофестиваль имени Валентины Леонтьевой «От всей души», другие крупнейшие мероприятия.

Все это, а также многое другое однозначно свидетельствует – задачи второго этапа мы выполнили и начали третий этап своего развития – этап опережающего развития, этап ответственного лидерства.

Это этап вхождения Ульяновской области в число наиболее динамично развивающихся субъектов России, в группу регионов-лидеров! Мы должны занять новую нишу среди регионов России – стать лидером идей, центром генерации новых смыслов. Даже в условиях крайне неблагоприятной экономической конъюнктуры мы должны это сделать.

За счет чего, как? Это подробно зафиксировано в наших стратегических документах. Не останавливаясь на каждом направлении подробно, я лишь в общих чертах опишу основные приоритеты развития области в ближайшие годы.

Во-первых, и это самое главное – реформа государственного управления.

Я неоднократно задавался вопросом – почему некоторые регионы смогли приспособиться к сложным переменам, а единицам даже удалось превратить эти перемены в источник своего развития? И один из ответов на этот вопрос – система управления. Сегодня у нас накопилось много проблем и прежде всего – в госуправлении. Все больше людей работает на процесс, а не результат. Чтобы прикрыть это, мы развиваем контрольно-надзорную деятельность, переводим все в ручное управление, основываясь на работе только по прямым поручениям. А если еще проще – то все чаще вместо системы управления мы видим ее имитацию.

Возможно, это объясняется природой самой системы управления – об этом больше полувека назад писал Сирил Паркинсон, когда вывел свои знаменитые законы. Да, мы входим в пятерку лидеров по сокращению численности чиновников регионального и муниципального уровня среди регионов России. По численности  государственных и муниципальных служащих на 1000 человек населения мы в десятке регионов с наименьшим бюрократическим аппаратом. Но мы по-прежнему видим определенные резервы для повышения эффективности здесь.

Возможно, виновата наша любовь делать все по-старинке и нежелание перенимать передовые практики, особенно на низовом уровне.

Но в любом случае, без кардинального повышения качества государственного управления мы не сможем ответить на те вызовы, что ставит перед нами время. И здесь необходимы решительные шаги. Что мы будем делать?

Первая составляющая реформы госуправления – это ответ на вопрос, а что мы хотим получить? Нами четко определены цели и задачи развития области, они зафиксированы в наших стратегических документах. В начале этого года была принята новая Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года. Сегодня Ульяновская городская дума рассмотрит, и я уверен, примет, Стратегию развития города Ульяновска на аналогичный период.

Подчеркну – обе стратегии подготовлены нами в тесном сотрудничестве с ведущими научными и бизнес-консультантами международного уровня. Они описывают, детализируют – как мы должны решить наиболее насущные проблемы развития области и города. Вот небольшой пример из стратегии города Ульяновска, те ключевые вопросы, на которых она концентрируется.

1) Низкие доходы населения. Сегодня почти 75% жителей города (да и области) выделяют это в качестве самого острого вопроса. По итогам 2014 года Ульяновск по уровню зарплаты среди 32 городов ПФО с населением больше 100 тыс.человек занимает лишь 18 место. Тенденция сохраняется и сегодня. По итогам I квартала Ульяновск занимал 11 позицию среди 14 столиц регионов ПФО.

А это означает, что в городе не хватает высокооплачиваемых, высокопроизводительных рабочих мест. Не изменив ситуацию, мы не сможем остановить отток наиболее высококвалифицированного, активного населения и молодежи.

2) Коммунальные проблемы, работа сферы ЖКХ.

3) Благоустройство, малое количество привлекательных архитектурных объектов и общественных пространств.

4) Негативно оцениваются транспортные проблемы: низкое качество автомобильных дорог; транспортная доступность районов города.

5) Качество медицинского обслуживания жителей города.

С учетом этого проблемного поля мы будем действовать. При этом уметь смотреть более широко. В текучке дел мы обязаны не уходить от главного: работать на будущее, на завтрашний день, на развитие.

Все это сформулировано в «Стратегии развития г. Ульяновска до 2030 года». Напомню, что она подготовлена по инициативе депутатов Городской Думы – членов партии «Единая Россия».

Стратегия – это документ, который позволяет нам провести неразрывную связь между настоящим и будущим. Это программа действий, которая широко обсуждалась, с экспертами, в бизнес-среде, а самое главное – с простыми жителями. И я благодарю всех участников этого обсуждения. По их итогам сформулировано десятки новых предложений, скорректированы практически все готовые разделы.

Поэтому городская Стратегия до 2030 года - это без преувеличения по-настоящему народная программа. При этом все направления развития в Стратегии детализированы до уровня конкретных проектов. И это очень важно, так как именно такой подход в наибольшей степени позволяет работать на конкретный результат.

Вторая составляющая реформы госуправления - это те механизмы и инструменты, которые будут обеспечивать реализацию целей, закрепленных в стратегии города и области. То, как мы будем достигать наших целей.

На уровне города мы запустим систему стратегического управления городом, сформировав в Администрации города Центр стратегического управления – большой проектный офис. Кроме того, будет сформирована специальная Дирекция городского развития - дочерняя компания Корпорации развития Ульяновской области. Она будет заниматься развитием предприятий, городской и бизнес среды Ульяновска, формированием новых стандартов качества управления жилищным фондом.

Одним из ключевых механизмов развития экономики должно стать развитие инфраструктуры для бизнеса:

- Индустриальных парков нового поколения для приоритетных отраслевых кластеров, работающих на развитие города. Всего в городе может быть до 10 таких парков, с разной отраслевой специализацией.

- Бизнес инкубаторов на базе наших вузов.

- Центров компетенций по нескольким направлениям: в области авиации и авионики, в отдельных сегментах автопрома и автокомпонентов, дизайне и производстве мебели (как исследовательская площадка для предприятий города и области) и деревянных стройматериалов.

- Мастерских креативного пространства для изобретателей и инноваторов для проведения экспериментов и воплощения идей.

На уровне области будет произведен коренной пересмотр подхода к работе, во главу угла будет поставлена работа на результат.

Здесь у нас уже есть целый ряд достижений. Ульяновская область была одним из первых регионов, где была введена и законодательно закреплена процедура оценки регулирующего воздействия, ОРВ. А это значит, что ни один региональный нормативный акт, ведущий к дополнительным издержкам бизнеса или просто ухудшающим его положение не может быть принят. Только за 2014 год нам удалось не допустить рост издержек бизнеса на дополнительное регулирование на сумму в 1 млрд.рублей. Ульяновская область три года подряд занимает первое место в рейтинге качества оценки регулирующего воздействия, который составляется Минэкономразвития России.

на эти деньги теперь будут перенаправлены на развитие бизнеса.

Мы стали пилотным регионом, где будет внедрена риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности. Буквально неделю назад мы обсуждали этот вопрос здесь, в Ульяновске, с Министром Российской Федерации Михаилом Анатольевичем Абызовым. По итогам нашей встречи была подписана дорожная карта, согласно которой до конца этого года будут установлены критерии проверок, будет сформирован единый их реестр, а главное – по каждой из проверок будет установлен исчерпывающий перечень нормативных актов и требований, которые должны выполнить проверяемые лица. Кроме того, на региональном уровне мы уже ввели норму о личной персональной ответственности должностных лиц. Теперь, в случае неправомерных действий именно этот конкретный человек, чиновник, нарушивший закон, должен будет возместить весь ущерб, причиненный бизнесу.

Для того, чтобы реализовывать эти, а также ряд других проектов, на базе регионального Министерства экономического развития со следующего года заработает Министерство развития конкуренции Ульяновской области. Мы специально выделяем этот блок.

Данное ведомство будет отвечать за:

- обеспечение конкурентности в сфере госзакупок и в целом – регулирование государственных закупок,

- проведение оценки регулирующего воздействия,

- установления цен и тарифов в регулируемых секторах,

- реализацию риск-ориентированной модели и ее расширения,

- развитие всех сегментов бизнеса - от малого и среднего до крупного.

По итогам этого года будет составлен рейтинг уровня развития конкуренции в муниципальных образованиях Ульяновской области. Это позволит нам определить слабые точки в муниципалитетах и выработать шаги по их изменению.

Мы уже приняли свой, региональный, Стандарт развития конкуренции. Сейчас, буквально в течение нескольких недель, должен быть принят федеральный стандарт. После этого нами будет утвержден план по внедрению Стандарта конкуренции – и одной из задач нашего, регионального, Министерства развития конкуренции станет помощь всем ведомствам и муниципалитетам во внедрении Стандарта конкуренции. Здесь у нас уже есть опыт – мы успешно внедрили Стандарт деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Со Стандартом конкуренции мы поступим аналогично.

Безусловно, важнейшей стороной повышения конкурентоспособности является постоянная обратная связь. Поэтому нами уже создан Координационный совет по развитию конкуренции, а также не реже чем раз в полгода мы будем проводить Неделю региональной конкуренции – по аналогии с неделей предпринимательских инициатив. Эти инструменты позволят оперативно корректировать нашу политику и выстраивать наши действия в интересах развития регионального бизнеса.

В целом, ключевыми показателями эффективности, по которым будет оцениваться деятельность Министерства развития конкуренции Ульяновской области, станет успешность развития всех сегментов бизнеса, от крупного до самого мелкого. Именно для этого оно будет работать.

Задача Министерства конкуренции - за счет использования различных инструментов поддержки, повышения прозрачности деятельности всех структур, сформировать лучшую в России систему поддержки предпринимательства. Она должна не только сопровождать проекты от зарождения бизнес-идей до их реализации и превращения из мелких в крупные, но и предлагать бизнесу готовые проработанные бизнес-решения.

Это позволит вовлечь в предпринимательскую деятельность большее число людей, потенциально склонных к предпринимательству и быстро «дорастить» их кампании до уровня крепко стоящего на ногах малого бизнеса.

Среди конкретных инициатив, в реализации которых мы будем оказывать всяческую поддержку бизнесу:

- стимулирование компаний к открытию Общих центров обслуживания,

- создание, регистрация и продвижение коллективных брендов-знаков качества предприятий Ульяновской области (так называемых зонтичных брендов, например: «ульяновские двери» и «ульяновская мебель»),

- обеспечение бизнесу доступа к оказанию социальных услуг. Бюджетные организации должны будут конкурировать на одном поле и на одинаковых условиях с бизнес-средой по всем значимым услугам, которые сегодня монополизированы государством. А то значит, что бизнес получит конкурентный доступ к многомиллиардному рынку, который сегодня распределяется директивными методами из бюджета.

Наконец, координировать в целом работу по реформе государственного управления будет Совет реформ во главе с Губернатором и Центр управления реформами.

Совет реформ станет постоянно действующим государственным органом, который будет сформирован из представителей общественности, бизнеса, экспертов (в том числе международного уровня), будет определять наиболее приоритетные направления реформы, устанавливать целевые показатели и сроки их реализации, а также регулярно рассматривать результаты хода реформ.

Центр управления реформами со своей стороны станет центром проектных офисов по реализации этих реформ. Это будет не еще одна управленческая надстройка, а своеобразный консалтинговый центр, который будет помогать во внедрении лучших практик, отслеживать цепочки реализации реформ – от министров до простых граждан, и выявлять наиболее проблемные места, вести постоянный мониторинг реализации реформ. Все это – максимально открыто и с широким привлечением всех заинтересованных лиц и сторон.

Отдельно подчеркну, что все обозначенные мной структурные преобразования для обеспечения реформы госуправления не приведут к росту численности чиновников – а напротив, еще больше сократят расходы областного бюджета на госаппарат.

С Нового года мы проведем укрупнение ряда министерств и несколько структур ликвидируем.

Третья составляющая реформы управления – это ресурсное обеспечение. Это наш бюджет. Сколько бы мы не говорили, но именно бюджетная политика отражает наши реальные приоритеты. Нельзя говорить о бюджете развития – и одновременно заниматься популизмом, предлагая десятки ничем не подкрепленных выплат всем подряд. Только соотнося приоритеты и реальные статьи бюджета можно понять – что же на самом деле будет.

В настоящее время в Правительстве Ульяновской области завершается работа по формированию проекта областного бюджета Ульяновской области. Возможно, мы, как и федеральное правительство, откажемся от рассмотрения бюджета на очередную трёхлетку и пока ситуация не стабилизируется – примем бюджет лишь на 2016 год.

Понятно, что проект областного бюджета формируется в качественно новых экономических условиях. Введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики ведут к сокращению ранее прогнозируемых доходов и увеличению долговой нагрузки на областной бюджет.

Несмотря на это, мы не отказываемся от своей цели. Повторю, наша цель - сделать Ульяновскую область процветающей и богатой. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и своих детей. И чтобы они стремились ехать к нам, а не от нас, воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом.

Как наш бюджет может содействовать этой цели?

Во-первых, создание налоговых стимулов для экономического роста. Для приоритетных инвестиционных проектов у нас уже давно региональным законодательством предусматриваются льготы по снижению до 13,5%.

Однако сегодня на федеральном уровне принято решение о предоставлении регионам права снижать для новых предприятий ставку налога на прибыль организаций до 10% по региональной доле, а по федеральной ее можно вообще обнулить (с 2% до 0%). Это станет одним из дополнительных инструментов улучшения нашего инвестиционного климата. Безусловно, при этом мы сохраним все уже существующие льготы для наших инвесторов – по налогам на имущество и землю, на транспорт. В то же время, любая подобная льгота имеет свои четкие сроки и критерии эффективности. Регулярно проводится мониторинг – и если инвестор не выполняет своих обязательств, то льготы для него пересматриваются или вовсе отменяются.

Подчеркну, что эти решения необходимо реализовать уже в самое ближайшее время. Они должны действовать уже в 2016 году. Это позволит нам создать наилучшие условия для бизнеса – а значит и повысить наш налоговый потенциал, сохранить набранные темпы.

Кстати, по итогам семи месяцев текущего года фактические поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области по сравнению с прошлым годом увеличились на 14,7% или на 2,6 млрд. рублей. При этом по темпам роста собственных доходов среди субъектов Приволжского федерального округа наш регион занимает 1 позицию, опередив даже республику Татарстан (114,2%). Соответственно, наша задача на следующий год – удержать это лидерство.

Вторая составляющая нашей реформы управления с точки зрения бюджета – это недопущение роста общего уровня государственных расходов и перераспределение приоритетов.

Да, есть направления, расходы на которые будут только расти.

Мы будем повышать расходы на оплату труда. Это и плановые повышения зарплаты работников бюджетных учреждений в соответствии с майскими указами Президента. И индексация зарплаты на 7% с 1 октября 2016 года во всех областных учреждениях. И индексация социальных выплат и стипендий по аналогии с решениями, принятыми на федеральном уровне.

Мы будем больше вкладываться в развитие инфраструктуры. Например, объем дорожного фонда Ульяновской области в 2016 году вырастет на 15%, что позволит продолжить закупку новых автобусов и ремонт дорожной сети по всей области. Мы продолжим вкладываться в развитие инфраструктуры промзон – благо, что такие затраты буквально в течение года-двух окупают себя и приносят прибыль.

Продолжится финансовая помощь муниципальным образованиям области. На 2016 год расходы на указанные цели запланированы в сумме 8,6 млрд. рублей, с ростом на 8,3% от уровня этого года. Перечисления в муниципалитеты – это почти четверть нашего бюджета.

Однако все эти дополнительные расходы будут обеспечены за счет перераспределения бюджетных средств. За счет повышения энергоэффективности, сокращения бюрократической нагрузки, отказа от неэффективных расходов и более жесткого контроля за использованием бюджетных средств.[NG1] 

Я еще раз хочу напомнить о нашем решении – создании специального государственного органа по финансовому контролю.

Все это невозможно без повышения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества. Сегодня Ульяновская область – один из лучших в России регионов по уровню открытости власти. Мы традиционно входим в ТОП-5 в различных рейтингах прозрачности. Буквально неделю назад Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации в рейтинге регионов России по уровню развития открытых данных назвал Ульяновскую область в числе регионов-лидеров.

Сегодня каждый житель региона может ознакомиться со структурой бюджета области, увидеть ключевые тенденции и направления. Более того, любой гражданин сегодня может изучить бюджет любого областного или муниципального учреждения – школы, больницы, детского сада. Увидеть, сколько именно денег выделяется каждому учреждению – и на что они направляются.

Однако подобного пассивного участия мало, и поэтому начиная с 2015 года на территории Ульяновской области стартовал проект по поддержке местных инициатив.

Суть проекта – выделение на конкурсной основе из областного бюджета субсидий для реализации в городских и сельских поселениях проектов, выбранных самим населением на собрании граждан. При этом люди участвуют не только в выборе приоритетного проекта, но и практически на всех этапах реализации проекта, вплоть до приёмки работ.

На 2016 год предусматриваются средства на поддержку местных инициатив в размере 62,0 млн. рублей. Это в 5 раз превышает уровень текущего года.

В 2016 году мы пойдем еще дальше, будет запущен проект «Народный бюджет-2016». Здесь уже речь пойдет о прямом распределении жителями территории части средств из бюджета прямым голосованием. Участником проекта может стать любое муниципальное образование: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение. Это даст возможность гражданам стать полноправными участниками планирования бюджета.

Уважаемые коллеги!

Второй важной составляющей третьего этапа развития Ульяновской области является повышение конкурентоспособности экономики.

Здесь мы видим следующие ключевые направления.

Во-первых, реиндустриализация. Кто бы что не говорил, но Ульяновская область – это в первую очередь промышленный регион. Кстати, именно поэтому мы сегодня собрались здесь, на площадке одного из ведущих ульяновских заводов.

Промышленность дает почти треть всего ВРП области. В промышленности работают сотни тысяч человек. Это люди, которые которые смотрят на жизнь с оптимизмом. Они видят, что есть работа, и знают, что если у тебя есть руки и голова на плечах - то ты и твоя семья никогда не будет голодать. И наша задача сегодня – сделать все, чтобы таких людей стало больше, чтобы они видели перспективы и понимали свою востребованность.

Некоторые наши оппоненты пытаются представить процессы реструктуризации, которые сейчас проходят на целом ряде предприятий как гибель и разрушение этих еще советских махин. В то же время, они не отвечают на вопрос – а зачем, например, УАЗу, иметь территорию в 312 гектар?

Для сравнения – один из самых больших в мире, автозавод Хёндай, расположенный в Ульсане (Южная Корея) занимает 500 гектар. Только там в день выпускается 5,5 тысяч автомобилей – или почти полтора миллиона машин в год. При этом там работает 34 тысячи человек.

Сравните эффективность. Естественно, что большая территория УАЗа – это дополнительные – и абсолютно непроизводительные издержки. И поэтому сокращение территории завода – это нормальный процесс, который будет способствовать лишь повышению его конкуретноспособности. А на базе высвободившихся площадей будет создан индустриальный парк.

Реализацией подобных проектов, а также софинансированием процессов модернизации производства займется создаваемый региональный Фонд развития промышленности. Он также будет обеспечивать взаимодействие с федеральным фондом и сопровождать заявки наших предприятий на получение субсидий по различным программам в федеральных структурах.

Второе. Малый и средний бизнес. Этот сегмент бизнеса у нас традиционно успешно развивается – и наша задача поддержать его. Так, за первое полугодие 2015 года в области зарегистрировано 3809 новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

Показательно, что и по налоговым платежам малого и среднего бизнеса отмечается уверенный рост. По упрощённой системе от бизнеса поступило налоговых платежей за 7 месяцев 2015 года почти на 8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По патентной системе рост платежей составил около 70%. Всего по спецрежимам за 7 месяцев поступило платежей в сумме 1 365 млн. рублей, что на 71 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это говорит о том, что даже в новых экономических условиях малый и средний бизнес в нашем регионе довольно уверенно себя чувствует.

Безусловно, свою положительную роль сыграли те решения, которые мы совместно выработали, приняли на региональном уровне и успешно лоббировали на федеральном. Пожалуй, одной из важнейших новостей последних месяцев стало решение Минэкономразвития России о предоставлении Ульяновской области дополнительных субсидий на поддержку малого и среднего бизнеса в размере почти 147 млн. рублей. Таким образом, в совокупности в этом году региональному малому и среднему бизнесу будет оказана помощь в сумме 500 млн. рублей (как и обещали). Это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году.

Хотел бы также несколько слов сказать о тех мерах, которые мы приняли и примем на региональном уровне в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года. Это: 

1)   расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения за счет таких видов, как "услуги по разработке программного обеспечения", "выпечка хлеба и производство кондитерских изделий", "производство молочных продуктов" и ряда других.

2)   действующие двухлетние «налоговые каникулы» будут распространены на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг.

3)   буквально недавно регион получил право снижать налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. И мы этим правом обязательно воспользуемся.

4)    муниципалитеты получат право снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

5)   Считаю также, что необходимо принять областной закон об ограничении права региональных и местных властей создавать государственные и муниципальные предприятия, которые могут конкурировать с бизнесом в таких отраслях как общественное питание, бытовое обслуживание, возможно – транспорт. Нам необходимо максимально расчистить пространство для предпринимательской инициативы.

Третье направление развития конкурентоспособности – развитие строительства.

Здесь уже запущены или только начинают действовать целый ряд мер – и вот некоторые из них.

Будет продолжена программа переселения граждан из аварийного жилья. На эти цели в бюджете области на 2016 год будет заложено в 5,5 раз больше средств, чем в этом году.

В связке с этой мерой будет реализовываться и программа реновации жилья. Первые ульяновцы в рамках этой программы получили новые квартиры еще в конце позапрошлого года на ул.Автозаводской. В ближайшие годы в Ульяновске планируется переселить в новые квартиры жителей более 200 ветхих и аварийных домов. Постепенный снос жилищного фонда и возведение на его месте современных зданий с новой инженерной инфраструктурой проведут на 18 площадках.

Пока что непосредственное строительство новых домов и снос старых осуществляется на 5 площадках. Реновация жилья идет на улицах Автозаводской и Герасимова, на участке в границах улиц Хваткова-УКСМ. Переселение готовится на площадках квартала жилой застройки на улице Бакинской и в границах улицы Локомотивной, а также проспекта Гая.

Всего же только в Ульяновске для реновации отобраны 14 площадок с разной степенью готовности.

Наконец, с 1 сентября запущена беспрецедентная жилищная программа «Губернаторская ипотека». Ее участники – Правительство Ульяновской области, региональное Министерство строительства, ЖКК и транспорта,  ООО «Запад» и  «Запад-2», а также ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства». Программа позволит заемщикам компенсировать часть затрат по уплате процентов за пользование ипотечным кредитом.

Проект поможет обзавестись своими квартирами в первую очередь учителям, врачам, сотрудникам учреждений культуры и других областных государственных учреждений и муниципальных учреждений Ульяновской области. Участники программы получат единовременную социальную выплату на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Не вдаваясь в подробности, лишь отмечу, что для конечного потребителя единовременное снижение процентной ставки на 3 % позволит:

- уменьшить ежемесячный платеж на 15-20%;

- снизить требования к платежеспособности потенциального заемщика;

- сократить итоговую переплату по процентам за весь срок кредитования от 5 до 20%;

- исключить необходимость оплаты налога на доходы физического лица, возникающего в результате получения субсидии.

Благодаря этим и другим мерам поддержки я уверен, что уже в 2017 году мы перешагнём миллионный рубеж по сдаче жилья. Ведь только в ближайшие 5-7 лет мы планируем построить дома для более чем для 500 тысяч человек. За это время в только городе появится сразу 4 новых микрорайона.

Четвертое направление развития конкуренции – это жилищно-коммунальный сектор экономики – сектор, составляющий основу быта и повседневного благополучия жителей Ульяновской области.

Мы уже сделали целый ряд принципиально важных шагов в этой сфере. Общими усилиями мы начали строить цивилизованный рынок жилищно-коммунальных услуг.

Мы успешно провели масштабную работу по лицензированию деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами. Разработана система оценки эффективности деятельности по управлению многоквартирными домами. Это позволит нам уже в ближайшие годы значительно повысить ответственность должностных лиц и вернуть в сферу ЖКХ понятие здоровой конкуренции.

Мы делаем ставку на постепенный отказ от неэффективных инженерных коммуникаций и модернизацию объектов коммунальной сферы. Для этих целей мы начали внедрение в сферу ЖКХ механизмов коммерческой концессии. Кроме того, мы последовательно модернизируем существующие мазутные котельные, производим их реконструкцию и переводим на газ. Эти процессы запущены во всех муниципальных образованиях региона. В прошлом году мы газифицировали 287 котельных и коммунально-бытовых предприятий. В 2015 году мы реконструируем сразу 25 таких объектов.

Говоря о модернизации теплоисточников, стоит отметить, что важное (если не определяющее) участие в этих процессах принимает государственная компания «Облкомхоз», курирующая вопросы модернизации теплоисточников. Подчеркну, мы сделали важный, принципиально важный и перспективный шаг по возвращению государства в сферу ЖКХ. Я рад, что население тоже поддержало это наше начинание.

В перспективе – мы намерены ликвидировать Облкомхоз и дадим возможность прихода частного бизнеса. Но начальном этапе, убежден, сделан правильный шаг.

В 2015 году мы продолжаем работать в этом направлении. И наряду с успешно функционирующей государственной компанией «Облкомхоз», в этом году дан старт работе региональной государственной управляющей компании (ООО «Региональная жилищная компания»), которая позволит предоставить собственникам альтернативный вариант управляющей компании, над которой будет установлен многоуровневый экспертный и общественный контроль.

Мы хорошо понимаем, что для эффективной работы всей системы ЖКХ, нам необходимо решить ещё одну ключевую задачу – подготовка кадров для системы ЖКХ. Причём если подготовкой рабочих кадров и специалистов, которые смогут работать в сфере ЖКХ, наши образовательные организации занимались и раньше, то кадров управленческого звена, способных грамотно управлять современными системами жилищно-коммунального комплекса пока не хватает. Во многом именно по этой причине мы в этом году на базе Ульяновского государственного технического университета открыли новое направление подготовки – «Управление и эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства». Приток новых молодых, свежих сил в жилищно-коммунальный комплекс действительно жизненно необходим.

В целом, хочу подчеркнуть, что наш региональный жилищно-коммунальный комплекс (как и в целом по России) проходит через очень сложные процессы своего реформирования и дальнейшего развития. Правительство Ульяновской области уделяет огромное внимание – и техническому состоянию этой отрасли, и тем отношениям, которые выстраиваются между хозяйствующими субъектами, органами власти и потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса.

Пятое. Образование как основа подготовки кадров, опережающее обучение.

Мы настраиваем региональную систему образования под нужды нашей экономики, чтобы сделать нашу молодёжь конкурентоспособной на рынке труда, а регион более привлекательным для инвестиций в наши ключевые отрасли. Кроме того, мы ставим задачу, чтобы образование, получаемое в нашем регионе, было не хуже, чем в других городах и странах.

Решая первую задачу, мы создали, в том числе и совместно с нашими инвесторами более 12 ресурсных центров. В ведущих компаниях области были открыли базовые кафедры университетов.

Сейчас мы – в числе десяти пилотных регионов по внедрению дуального обучения в среднем профобразовании. Ульяновские авиационный колледж и техникум приборостроения в рамках этого пилота имеют статус Федеральной инновационной площадки. Они тесно сотрудничают с нашими ведущими предприятиями «Авиастар-СП» и «Утёс». Ульяновская область является активным участником программы модернизации среднего профессионального образования по ключевым для нас направлениям подготовки кадров – авиастроение и ядерно-инновационный кластер.

В Стратегии развития города Ульяновска до 2030 года мы ставим перед собой задачу развития системы ранней и непрерывной профориентации. Весь прошлый год был объявлен Годом профориентации в области. Создана уникальная сеть из шести детских и молодёжных академий, в которых школьники и студенты получают предпрофильную подготовку. В этом году открыты ещё две академии: банковского и аграрного бизнеса. В дальнейших планах – открытие, академии предпринимательства. Эти проекты реализуются в сотрудничестве с вузами и бизнесом.

В ближайшие годы нас ждут институциональные изменения в дополнительном образовании, создание современной инфраструктуры и привлечение в эту сферу частных инвестиций.

Ульяновская область с 2013 года также является активным участником движения WorldSkills Russia (ВолдСкилс Раша). В этом учебном году мы переходим к использованию международных стандартов для оценки квалификационных работ выпускников профессиональных образовательных организаций.

Очень важная задача, которую мы решаем совместно с федеральным центром – это превращение вузов в «локомотивы» регионального развития, как сказал Владимир Владимирович Путин.

Во-первых, мы выстраиваем цепочку непрерывного образования. Буквально на прошлой неделе при Педагогическом университете был открыт инновационный детский сад, который стал начальным звеном в этой цепочке. 

Во-вторых, мы проводим объединение ресурсов университетов, научных организаций и производственных компаний на базе консорциума.

В-третьих, происходит интеграция самих вузов для решения общерегиональных задач в рамках работы Совета ректоров, состав которого мы значительно расширили.

Мы ставим перед собой задачу превращения Ульяновской области в регион с опережающим образованием. Система должна готовить не только специалистов, соответствующих профессиональным стандартам, но и людей креативно нестандартно мыслящих, способных делать открытия и совершать прорывы. Поэтому в соответствии со стратегией мы будем внедрять программы работы с одарёнными детьми во всех школах области, создавать новые профильные классы и спецшколы, центры работы с талантами. Мы разработаем программу поддержки учителей-инноваторов. Мы запускаем проект «Интеллектуальная академия» для развития человеческого потенциала региона. Мы также создадим опорный университет, который будет тесно связан с интересами региональной экономики, с задачами развития региона и потребностями ульяновцев.

Шестое направление развития конкуренции – наш агро-промышленный комплекс. Развитие сельского хозяйства дает нам возможность:

- создавать рабочие мест в сельской местности,

- решать задачи продовольственной безопасности региона.

Ежегодно мы наращиваем наши посевные площади. Для контроля этой работы в Ульяновской области будет создан электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения.

Формируем региональный фонд зерна, а также общеобластного фонда овощей (на базе ОАО «Агропромпарк»).

В этом году мы стали инициаторами принятия федерального закона «О хлебе». Региональную законодательную инициативу планируется внести в Государственную Думу до конца года.

На хорошем уровне держатся показатели и в сфере животноводства.

В целом, по отрасли сельского хозяйства перед нами стоит одна главная задачавыход на максимально возможные показатели самообеспеченности в части продовольствия. Именно на неё мы с вами должны ориентироваться в своей работе. У нас есть ресурсы, у нас есть технический и кадровый потенциал. Нужно эффективно всё это использовать.

Отдельное направление, которое важно в том числе и с точки зрения развития конкуренции, – комплексное развитие сельских территорий. Для той цели у нас в регионе уже не первый год успешно функционирует Агентство по развитию сельских территорий. Возрождён институт сельских старост. На местном уровне реализуется Проект поддержки местных инициатив. Стимулируются процессы привлечения молодых специалистов сельскую местность. Совершенствуется транспортная, инженерная и социальная инфраструктура. В том числе за счёт развития конкурентной среды и привлечения частных инвестиций и софинансирования. А в этом году, в целях законодательного регулирования вопросов, связанных с развитием сельских территорий, разработан региональный закон «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с устойчивым развитием сельских территорий Ульяновской области».

Важно, что в этой масштабной работе мы используем все доступные ресурсы. В том числе и федеральные.

Уважаемые коллеги!

Конкурентоспособность сегодня – краеугольный камень развития региона. Конкурентоспособность – это, прежде всего, способность отвечать вызовам, которые стоят перед нами. Вызовам времени и вызовам наших ожиданий. Сегодня как никогда важно всем сплотиться, единой командой бороться со стихией – а не начинать бессмысленный и беспощадный бунт на корабле. Только так мы сможем прийти к нашей мечте.