Выступление главного консультанта департамента правовой, организационной и кадровой работы Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Тимохина Игоря Николаевича

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов
Ульяновской области

 

О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда 

 

Причиной выбора данной темы послужил факт того, что в последнее время Министерством и органами прокуратуры регулярно выявляются случаи незаконного использования и распоряжения землями лесного фонда органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и иными лицами.

Не останавливаясь на фактах незаконного использования необходимо заострить внимание именно на фактах незаконного распоряжения.

Можно выделить такие факты незаконного распоряжения как:

- Издание правовых актов органов местного самоуправления, которыми формируются, выделяются или разделяются лесные участки.

- Постановка на кадастровый учёт лесных участков как органами местного самоуправления так и иными лицами.

Как правило органами местного самоуправления принимаются  решения о выделении земельных участков из состава земель лесного фонда, при этом, не смотря на наличие зарегистрированного права Российской Федерации и прямого указания закона, органы местного самоуправления превышают полномочия и распоряжаются тем, что им не принадлежит.

Говоря о законодательстве необходимо остановиться на следующем.

На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.

Не смотря на изложенное акты органов местного самоуправления служат основанием для постановки на кадастровый учёт сформированных участков из состава земель лесного фонда.

К сожалению действующее законодательство фактически не ограничивает возможность постановки на кадастровый учёт земельных участков любыми заинтересованными лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренным данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Обращаем ваше внимание, что согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц. обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данная позиция подтверждена судебной практикой, в частности, судебными актами Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 года по делам №№ A82-9048/2013, А82-9044/2013, А82-9920/2013.

Случаи постановки на кадастровый учет на основании актов органов местного самоуправления были отмечены в Ульяновском, Сенгилеевском и Николаевском района области, хотя это не все случаи.

Переходя к способам защиты прав необходимо остановиться на следующем.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав. При этом избираемый способ защиты должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К таким решениям, в частности, относятся судебные акты, и резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки. В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

В свою очередь Министерством выбираются также и иные способы защиты прав.

Так, по заявлению Министерства решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.12.2014 по делу № А72-6781/2014 были признаны незаконными постановления Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о формировании земельных участков. Данным решением Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области обязали снять с государственного кадастрового учета земельные участки.

Процесс длился около года. Но его можно было избежать путём добровольной отмены оспариваемых актов со стороны администрации.

Если же очень хочется включить земельные участки в состав населенных пунктов, то для этого существует установленная законом процедура.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004        № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. 

Согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса РФ  установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях);

Кроме того, стоит учитывать, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии со статьёй 11 Закона о переводе перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границы населенного пункта;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Таким образом, включение лесных участков из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктов осуществляется путём включения их в границы населённых пунктов через изменение документов территориального планирования (генерального плана, схемы территориального планирования).

Статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса РФ установлена необходимость согласования проектов документов с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – Федеральным агентством лесного хозяйства, в случае если в границы населенных пунктов предусматривается включение земельных участков из состава земель лесного фонда.

Порядок согласования утверждён приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (ред. от 12.05.2014). Согласование происходит путём размещения проектов документов и материалов по их обоснованию  в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП - http://fgis.economy.gov.ru/fgis/) и направления в соответствующий орган власти уведомления.

Следует отметить важность действий по завершению перевода лесных участков в состав земель лесного фонда, которые включают в себя:

1)  постановку на государственный кадастровый учёт лесных участков, подлежащих переводу;

2)  направление в орган кадастрового учета акта об утверждении новой границы населённого пункта (об утверждении генерального плана; о внесении изменений в генеральный план) и перечня лесных участков.

1: Образование конкретных лесных участков из состава земель лесного фонда, подлежащих в соответствии с утверждённым (или хотя бы согласованным) генеральным планом (или схемой территориального планирования) к включению в состав земель населённых пунктов, т.е. их постановка на кадастровый учёт должна происходить в соответствии с требованиями статьи 11.3 Земельного кодекса РФ. Кроме того, после их кадастрового учёта необходима процедура государственной регистрации права собственности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Возникают вопросы: за чей счёт должны проводиться работы по постановке на кадастровый учёт лесных участков федеральной собственности?

По данному вопросу позиция Минприроды (и ТУ Росимущества по их устной позиции) заключается в том, что согласно статье 26 Градостроительного кодекса РФ реализация схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения или генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения необходимых мероприятий за счет средств местного бюджета.

2: Далее, в соответствии с требованиями части 1 статьи 5 и части 3 статьи 8 Закона о переводе акт о переводе земель или земельных участков и сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими данный акт.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о переводе орган кадастрового учета о внесенных изменениях уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о переводе перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Хочется предостеречь коллег от превышения полномочий.