Выступление Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области С.В.Опенышевой «Региональные и муниципальные аспекты развития человеческого потенциала. Рейтинг муниципальных образований по данному показателю за 2010-2013 годы»

Для того чтобы понимать, что делать и как делать, чтобы «жить, учиться и работать в Ульяновской области» было комфортно и престижно сформирована нормативно-правовая база, в числе которой методика оценки человеческого потенциала муниципальных образований региона.

Для оценки человеческого потенциала по муниципальным образованиям выбраны 9 ключевых показателей, которые разбиты на 3 блока:

Первый блок – образование − к нему относятся показатели уровня образования населения.

Второй блок − состояние здоровья и система здравоохранения − оценивается показателями смертности и рождаемости.

Третий блок − уровень жизни населения − характеризуется показателями средней заработной платы, обеспеченности жилой площадью и уровнем преступности.

Согласно вышеуказанным показателям рассчитаны индексы человеческого потенциала муниципальных образований за 2010-2013 год и выстроены соответствующие рейтинги.

Как видно из слайда муниципалитеты-лидеры не меняются на протяжении 2010-2013 годов: за Ульяновском следует Димитровград, лишь в 2012 году второе место в рейтинге по значению ИЧП занял Чердаклинский район – территория с благоприятным инвестиционным климатом и высокими темпами социально-экономического развития.

Муниципальная дифференциация заметна слишком существенно. Ульяновск и Димитровград, в которых проживает почти 60% населения региона, имеют наивысшие показатели индекса.

6 муниципальных образований – город Новоульяноск, Новоспасский, Старокулаткинский, Ульяновский, Чердаклинский, Цильнинский районы, в которых проживает 13% населения региона, имеют показатели индекса за 2013 год выше среднего показателя.

Индексом человеческого потенциала за 2013 год ниже среднего обладают 12 муниципалитетов области: Барышский район, Вешкаймский район, Кузоватовский район, Майнский район, Мелесесский район, Новомалыклинский район, Павловский район, Радищевский район, Сенгилеевский район, Старомайнский район, Сурский район, Тереньгульский район. В данных районах проживает 160,9 тысяч человек или 21 % от общей численности населения всего региона.

Муниципалитетов-аутсайдеров не много, в них концентрируется лишь 6% населения: Инзенский район, Карсунский район, Николаевский район.

Кратко остановимся на каждом блоке показателей, характеризующих человеческий потенциал мунициплитетов.

I блок «Образование»

Уровень образования населения, его качество и доступность в современном мире становятся важнейшим источником экономического развития территории.

На слайде представлена оценка муниципалитетов по блоку образования.

На слайде видно, что уровень образования не всегда зависит от численности населения в муниципальном образовании. Так, например:

в городе Новоульяновске проживает в 2 раза меньше граждан, чем в Барышском районе, при этом показатель блока образования в ИЧП выше среднего;

численность населения в Ульяновском районе в 2,5 раза больше, чем в Радищевском районе, а их  показатель блока образования в ИЧП ниже.

Образованные люди должны быть востребованы на рынке труда.

В настоящее время в службе занятости заявлена 6431 вакансия, 56% из которых по рабочим профессиях и 44% специальностей служащих. Ежегодно из бюджета выделяется более 17 млн. рублей  на переобучение безработных граждан, которые не могут трудоустроиться по специальности.

Для устранения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда по поручению Губернатора на основе Атласа новых профессий сформирован «Атлас 100 востребованных профессий Ульяновской области до 2020 года».  Данный Атлас содержит наименование профессии (специальности), потребность по годам до 2020 года и наименование образовательных организаций Ульяновской области, осуществляющих подготовку по той или иной специальности (профессии). Согласно Атласу наиболее востребованы до 2020 года будут рабочие профессии, а наименее востребованы специалисты смежных «модных» специальностей – менеджеры, бухгалтеры, юрисконсульты и т.д.

Необходимо искоренять понятие «модных» специальностей, а оценивать профессию (специальность) с учётом востребованности её на региональном рынке труда. Для этого в 2012 году распоряжением Правительства Ульяновской области утверждён Комплексный межведомственный план мероприятий по повышению престижа рабочих профессий и специальностей на 2012-2015 годы, а Правительством Российской Федерации 5 марта 2015 года – План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий.

Уже сейчас ведётся работа по актуализации регионального плана популяризации рабочих профессий на 2016-2020 годы, но в неё  необходимо вовлечь региональные объединения работодателей  и все отраслевые ведомства.

Также нам необходимо ежегодно актуализировать Атлас 100 востребованных профессий, поскольку данный документ должен быть динамичным и адаптированным под изменяющиеся условия региональной экономики.

II блок «Состояние здоровья и система здравоохранения»

В общепринятой практике состояние здоровья и систему здравоохранения оценивают показателем ожидаемой продолжительности жизни. Тем не менее, государственная статистика не публикует такой показатель по муниципальным образованиям, он рассчитывается только на региональном уровне. В связи с этим в качестве альтернативы было выбрано сочетание показателей: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент младенческой смертности.

Так, лидерами в 2013 году по показателю рождаемости на 1000 населения стали: Мелекесский район, Новомалыклинский район, Ульяновский район, а отстающими: Старокулаткинский район, Радищевский район, Базарносызганский район.

Динамика коэффициентов рождаемости и смертности представлена на слайдах.

В 2013 году коэффициент смертности снизился лишь в 10 муниципалитетах области.

Показатель смертности детей в возрасте до 1 года в 2013 году был равен нулю в городе Новоульяновске, Базарносызганском, Старокулаткинском и Цильнинском района, снизился по сравнению с 2012 годом в Барышском районе, Вешкаймском районе, Николаевском районе, Павловском районе, остался на прежнем уровне лишь в Старомайнском районе, а в остальных 15 муниципальных образованиях региона вырос.

Основой увеличения продолжительности жизни граждан и рождения здоровых детей  является ведение здорового образа жизни населения. Основными способами «внедрения» здорового образа жизни являются его пропаганда и обеспечение доступности спортивных сооружений, в особенности в муниципальных образованиях.

Для укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни среди населения на федеральном уровне разработан физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). В Ульяновской области уже внедряются определенные мероприятия в рамках введения в регионе ГТО. В ближайшие месяцы в регионе создадут три пилотные площадки тестирования норм комплекса ГТО (ФОК «Лидер», ФОК «Олимп» в Сенгилее, ФОЕ в Димитровграде), а также площадки для сдачи норм комплекса ГТО (СОШ № 72, Ульяновский педагогический университет, центр «Орион», Фармколледж, Школа олимпийского резерва по легкой атлетике и ЗАО «Авиастар-СП»).

Хотелось бы отметить, что корпоративные программы поддержки здорового образа жизни на предприятиях играют особую роль. Это один из наиболее перспективных ресурсов улучшения здоровья и повышения качества жизни трудоспособного населения страны. В качестве примера здесь можно привести работу МУП «УльГЭС», которое сегодня посетил Губернатор. Руководством МУП «УльГЭС» оборудован тренажёрный зал для своих работников, систематически осуществляется вакцинация персонала, диспансеризация, организовано обеспечение сотрудников горячим питанием.

Перечисленные меры являются основными программами ЗОЖ, однако повторюсь, что их стоит дополнять консультационными и информационными мерами, чтобы убеждать и стимулировать сотрудников внимательнее относиться к своему здоровью.

III блок «Уровень жизни населения»

Показатель среднемесячной номинальной заработной платы на протяжении 2010-2013 годов возрастал по всем муниципальным образованиям области. Лидерами по данному показателю являются: город Ульяновск, город Димитровград, Чердаклинский район. Аутсайдерами – Старокулаткинский  район, Радищевский район.

Немаловажное значение в нашем исследовании приобретает анализ обеспечения жильем. Так, например, рассматривая показатель площади жилищ, приходящихся в среднем на одного жителя, можно сделать вывод, что по всем муниципальным образованиям заметно увеличение данного показателя. Лидерами здесь являются Кузоватовский, Строкулаткинский и Инзенский районы, а замыкают список – Ульяновский район, города Ульяновск и Новоульяновск.

Уровень безопасности территории является отражением уровня жизни её населения. В 2013 году по сравнению с 2012 годом число зарегистрированных преступлений возросло в 3 муниципальных образованиях: Барышский район, Сурский район, Тереньгульский район.

Наименьшее число зарегистрированных преступлений в 2013 году зафиксировано в Старокулаткинском районе, а наивысшее число – в Сенгилеевском районе.

Безусловно, повышение уровня жизни – это ключевая задача региональной власти. По поручению Губернатора готовится правовой акт об установлении регионального минимального размера оплаты труда. В целях повышения качества труда и уровня жизни населения Ульяновской области реализуется Стандарт достойного труда в Ульяновской области, основными направлениями которого являются:

содействие эффективной занятости населения;

ежегодное повышение заработной платы работникам;

обеспечение безопасных и комфортных условий труда;

развитие социального партнёрства.

К сожалению, в условиях нестабильной экономической ситуации повышение оплаты платы работникам представляется для работодателя затруднительным. Но, не смотря на сложившиеся обстоятельства, зарплата на ОАО «Ульяновский сахарный завод» (Цильнинский район) была проиндексирована в 2015 году в соответствии с коэффициентом инфляции. Это еще раз говорит о социальной ответственности предприятия.

 

Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод, что муниципальная дифференциация в развитии человеческого потенциала заметна слишком сильно. Для детальной проработки вопросов развития человеческого потенциала в данных муниципальных образованиях запланированы выездные совещания.

Региональная политика должная быть нацелена на выравнивание сложившейся ситуации. Инвестиции региона в инфраструктуру крайне необходимы для развития муниципальных образований, но важно определить, где они более востребованы. Кроме того, инфраструктурные инвестиции не гарантируют выравнивающий эффект. Помогать нужно людям, а не муниципальным образованиям, поэтому выравнивающая политика в первую очередь должна быть социальная. Приоритетами должны стать инвестиции региона в человеческий потенциал (пропаганда ЗОЖ, создание условий для развития физической культуры и спорта для разных категорий граждан, поддержка и развитие талантов, сопровождение и содействие в трудоустройстве молодёжи, ранняя профориентация) и адресная поддержка уязвимых групп населения.

Нам необходима активизация работы отраслевых органов власти и органов местного самоуправления в данном направлении, а также вовлечение в процессах развития человеческого потенциала профсоюзов и работодателей региона.

 

 

Первый заместитель Председателя
Правительства Ульяновской области                                         С.В.Опенышева