Информационно-аналитическая записка по вопросам развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы
ГУБЕРНАТОРСКИЙ СОВЕТ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Информационно-аналитическая записка по вопросам развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы
г. Ульяновск. 23 апреля 2014 года
Введение
Развитие государственной и муниципальной службы является основообразующим элементов организации системы управления. От уровня подготовки служащих напрямую зависит качество предоставления государственных и муниципальных услуг населению, исполнение функций, закрепленных законодательством за государственным и муниципальным уровнем власти.
Основной критерий эффективности работы органов местного самоуправления – устойчивое социально-экономическое развитие относящихся к нему территорий, улучшение качества жизни населения. К государственным и муниципальным служащим предъявляются жесткие требования, соответствие которым невозможно без повышения профессионализма сотрудников и освоения ими современной науки управления.
Формирование профессионально подготовленного аппарата, его динамичное развитие – один из главных факторов укрепления государственности, действенный инструмент эффективной реализации задач и функций органов власти.
Основной тенденцией последних лет стало нарастание «кадрового голода» и дефицит профессионально подготовленных кадров. Особенно сильно эта тенденция проявляется на муниципальном уровне.
Поэтому не случайно вопрос подготовки кадров стал одним из ключевых на первом Всероссийском съезде муниципальных образований, прошедшем 8 ноября 2013 года.
В связи с этим главным направлением работы необходимо определить создание комплексной системы обеспечения кадрами органов государственной и муниципальной власти.
Главными задачами в этой работе являются:
- обеспечение взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы. Восстановление системы «кадровых лифтов»;
- создание системы и организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, ориентированной на решение практических задач гражданской службы и муниципальной службы;
- формирование кадрового резерва на гражданской службе и муниципальной службе для совершенствования механизма ротации кадров;
- внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности;
Эти задачи закрепляются и в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части кадровой политики.
В рамках реализации Указа в течение 2013 года в Ульяновской области выполнены следующие мероприятия:
- утверждены правовые акты, предусматривающие особый порядок оплаты труда для отдельных лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Ульяновской области, который предусматривает оплату труда в зависимости от достижения КПЭ;
- введена практика проведения дистанционного экзамена в виде тестирования с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в конкурсных процедурах на включение в кадровый резерв. 100% претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы проходят тестирование с использованием портала moodle.ulgov.ru;
- информация обо всех вакантных должностях размещается на федеральном портале резерва управленческих кадров (rezerv.gov.ru);
- испытательный срок устанавливается 70% от вновь назначенных служащих, которым испытание может быть установлено по закону;
- квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2012 № 177-П и правовыми актами исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;
- утверждены: перечень должностей государственной гражданской службы Ульяновской области, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих, положение о порядке и условиях обеспечения государственных гражданских служащих Ульяновской области, назначенных в порядке ротации в государственный орган Ульяновской области, расположенный в другом населённом пункте, служебным жилым помещением, о порядке и размерах возмещения таким государственным гражданским служащим Ульяновской области расходов на наем (поднаем) жилого помещения и план ротации государственных гражданских служащих Ульяновской области;
- внесены изменения в положения о конкурсной и аттестационной комиссии, предусматривающие возможность участия в этих комиссиях представителей общественных советов (постановления Правительства от 09.04.2013 № 122-П, 123-П). В 50% ИОГВ в заседаниях конкурсных (аттестационных) комиссий участвуют представители общественных советов.
Вместе с тем принимаемые меры не позволяют качественно изменить ситуацию и обеспечить «прорывной характер» решения кадровой проблемы на государственном и муниципальном уровне. Во многом это обусловлено тем, что проблемное поле носит «общефедеральный характер» и требует решения не только на региональном, но и на федеральном уровне. Об этом же свидетельствует текущее состояние государственной гражданской и муниципальной службы.
Общая характеристика состояния государственной гражданской и муниципальной службы в Приволжском федеральном округе и Ульяновской области.
Анализируя ситуацию в сравнении с регионами Приволжского федерального округа, следует отметить следующие моменты:
Фактическое количество государственных гражданских служащих в Ульяновской области одно из самых низких в округе (12 место, 1391 единица). В среднем по округу показатель составляет 3130 единиц.
По фактическому количеству муниципальных служащих отмечается схожая ситуация - Ульяновская область занимает 10 место (2123 единицы), при среднеокружном показателе – 6589 единиц.
Таким образом, указанные данные свидетельствуют, что процессы в рамках институциональной реформы и оптимизации численности сотрудников органов власти в Ульяновской области проводятся опережающими темпами по сравнению с большинством регионов ПФО.
Так в результате проведения организационно-штатных мероприятий численность работников исполнительных органов государственной власти Ульяновской области за период с 2010 по 2013 года сократилась на 925 единиц, что составило 36,6 %. Численность муниципальных служащих сократилась на 1137 единиц, что составило 33,7%.
По гендерному составу следует отметить общую ситуацию преобладания женщин как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе в пропорции 4 к 1. Так средний показатель по регионам ПФО показывает, что мужчины на государственной гражданской службе составляют 27,8% (Ульяновская область – 25,4%), женщины – 72,2% (Ульяновская область – 74,6%).
Аналогичная ситуация по данному показателю отмечается и в разрезе муниципальных служащих. В среднем по ПФО доля мужчин составляет 22,7% (Ульяновская область – 26,6%), доля женщин – 77,3% (Ульяновская область – 73,4%).
В Ульяновской области в динамике за последние 3 года в гендерном составе доля мужчин и женщин практически не изменилась как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе.
Указанные данные показывают низкий уровень престижности государственной гражданской службы для мужчин, что связано с невысокой заработной платой, а также недостаточными возможностями карьерного роста.
В возрастном разрезе ситуация в регионах примерно идентична - в среднем по ПФО на государственной гражданской службе преобладают лица в возрасте от 31 до 50 лет – они составляют 54,7% от общего количества государственных гражданских служащих (Ульяновская область – 58,2%).
Похожая ситуация и на муниципальной службе – также преобладают лица в возрасте от 31 до 50 лет (в среднем по ПФО – 53,8%, в Ульяновской области – 51,6%).
В динамике на государственной и муниципальной службе тенденции разнонаправлены. На государственной службе прослеживается незначительная тенденция «старения» - растет доля лиц в возрасте от 51 до 60 лет (на 1,4%) В муниципальном разрезе напротив - незначительный рост доли муниципальных служащих в возрасте - от 26 до 30 лет (на 1,4%) и от 31 до 40 лет (на 5,6%).
В количественной динамике больше всего сократилось количество муниципальных служащих в возрасте от 18 до 25 лет (на 59%). Также снижение зафиксировано в возрастных категориях от 41 до 50 лет (на 39,7%), от 51 до 60 лет (на 29,5%) и старше 60 лет (на 28,5%).
В целом сохраняется тенденция старения «кадров» и смещение возрастного порога в сторону 60 лет. Кроме того, наблюдается разбалансированность распределения служащих по возрастным категориям, что нарушает процесс равномерности замещения выбывающих специалистов. Данная ситуация осложняется слабым притоком молодых кадров, а в условиях оптимизации - молодые кадры оказываются «первыми претендентами» на сокращение.
Что касается образовательного уровня государственных гражданских служащих, в среднем по ПФО уровень лиц с высшим образованием составляет 95,9% (Ульяновская область – 98,1%). При этом в среднем по ПФО наибольшее количество служащих имеют экономическое образование (28,5%) и юридическое образование (25,2%). Близкое соотношение наблюдается и в Ульяновской области (33,4% и 27,4% соответственно). При этом как на окружном уровне, так и на уровне Ульяновской области незначительным остается число лиц, имеющих высшее образование по специальности государственное муниципальное управление (ПФО – 6,7%, Ульяновская область – 4,3%).
На муниципальной службе в среднем по ПФО образовательный уровень ниже – доля лиц с высшим образованием составляет 82,8% (Ульяновская область – 86,7%). В разрезе видов высшего образования преобладает экономическое образование (32,8%) и отраслевое высшее образование (32,1%). Эта ситуация характерна и для Ульяновской области (32% и 32,8% соответственно). Аналогично ситуации на государственной гражданской службе невысоким остается число лиц, имеющих высшее образование по специальности государственное муниципальное управление (ПФО – 8,7%, Ульяновская область – 4,4%).
В динамике в Ульяновской области по уровню образования за последние 3 года доля государственных гражданских служащих имеющих высшее образование выросла на 2,6% (с 96,5% до 98,1%). При этом увеличилась доля служащих имеющих высшее юридическое образование (на 5,1%), высшее экономическое (на 3,1%). Одновременно незначительно уменьшилась доля лиц имеющих высшее образование по специальности государственное муниципальное управление (на 1%).
На муниципальной службе в количественной динамике существенно сократилось количество лиц с непрофильным высшим образованием (на 26,9%) и средним профессиональным образованием (на 66,7%).
Эти изменения отражают в основе процессы сокращения, коснувшиеся в первую очередь работников поселений и низового звена уровня районов и городских округов.
Таким образом, в результате проведенной оптимизации повысился качественный уровень образования муниципальных служащих. Вместе с тем данный рост достигнут в основном за счет массовых сокращений, в результате которых муниципальную службу покинули лица с недостаточным уровнем образования (средним специальным или непрофильным высшим).
Доля муниципальных служащих имеющих высшее образование выросла на 14,5% (с 72,2% до 86,7%). При этом увеличилась доля служащих имеющих высшее юридическое образование (на 4,5%), высшее экономическое (на 3,6%). Однако, как и на государственной гражданской службе, высшее образование по специальности государственное муниципальное управление не является приоритетным (рост всего 0,8%).
Таким образом, престижность и востребованность образования по специальности государственное муниципальное управление остается на низком уровне, при этом основным недостатком здесь представляется несовершенство федерального образовательного стандарта по данному направлению, о чем свидетельствуют также выводы окружного консультативного совета ПФО по развитию местного самоуправления.
По стажу работы государственных гражданских служащих в среднем по ПФО преобладают работники со стажем свыше 15 лет (26,3%) и от 5 до 10 лет (24,4%). При этом незначительно ниже доля сотрудников со стажем от 1 до 5 лет и от 10 до 15 лет (19-20%).
В Ульяновской области ситуация несколько иная – преобладают работники со стажем от 5 до 10 лет (28,7%) и от 1 до 5 лет (24,4%). Незначительно ниже доля сотрудников со стажем от 10 до 15 лет и свыше 15 лет (17-20%).
На муниципальной службе в среднем по ПФО также преобладают работники со стажем свыше 15 лет (26,2%) и от 5 до 10 лет (25,8%). Практически аналогичные показатели отмечаются и в Ульяновской области (28% и 25,6% соответственно)
В динамике в Ульяновской области за последние 3 года по опыту работы выросла доля государственных гражданских служащих со стажем работы от 10 до 15 лет (на 5,2%) и сократилось доля служащих со стажем до 1 года (на 3,1%).
На муниципальном уровне выросла доля муниципальных служащих со стажем работы от 5 до 10 лет (на 2,3%) и свыше 10 лет (на 9%).
В количественной динамике существенно сократилось количество служащих с низким стажем муниципальной службы до 1 года (на 60,8%) и от 1 года до 5 лет (46,1%).
Значительный процент покинувших службу работников со стажем около 1 года с одной стороны отражает процессы оптимизации, в результате которой сокращались люди имеющие малый опыт работы, а с другой стороны объясняется рассогласованием между ожиданиями молодых сотрудников (их представлениями и службе) и реальным содержанием деятельности, а также уровнем стимулирования.
По итогам 2013 года в части уровня оплаты труда государственных гражданских служащих Ульяновская область располагается на 7 месте в ПФО (34788 руб.). В среднем по округу показатель составляет 38129 руб. Средний общероссийский показатель – 50891 руб.
По уровню оплаты труда муниципальных служащих Ульяновская область занимает 10 место в ПФО (23343 руб.) при среднеокружном показателе – 26541 руб. В целом по стране средняя зарплата в муниципалитетах – 33268 руб.
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
в 2013 году
|
Среднемесячная заработная плата |
В процентах |
Справочно |
|||||||
территориальных органов |
органов исполни- |
органов местного самоуправления с исполнительно-распорядитель- |
||||||||
рублей |
в % к |
рублей |
в % к |
рублей |
в % к |
(гр.3/ |
(гр.5 / |
рублей |
в % к |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Российская Федерация |
31834 |
111,8 |
50891 |
110,5 |
33268 |
111,2 |
159,9 |
104,5 |
33556 |
113,4 |
Приволжский |
26921 |
110,7 |
38129 |
112,3 |
26451 |
113,0 |
141,6 |
98,3 |
24738 |
114,6 |
Республика |
29668 |
114,1 |
36568 |
106,7 |
30920 |
112,5 |
123,3 |
104,2 |
25843 |
114,1 |
Республика Марий Эл |
23828 |
108,4 |
28976 |
115,5 |
20638 |
110,9 |
121,6 |
86,6 |
20090 |
114,7 |
Республика Мордовия |
23719 |
110,6 |
30407 |
126,6 |
19818 |
125,1 |
128,2 |
83,6 |
19436 |
120,3 |
Республика Татарстан |
27212 |
114,8 |
33845 |
115,1 |
28840 |
120,2 |
124,4 |
106,0 |
26202 |
116,2 |
Удмуртская Республика |
27837 |
105,5 |
33977 |
122,1 |
27065 |
120,5 |
122,1 |
97,2 |
22928 |
115,8 |
Чувашская Республика |
24074 |
107,8 |
31965 |
114,8 |
19139 |
120,4 |
132,8 |
79,5 |
21146 |
114,0 |
Пермский край |
29491 |
110,0 |
36554 |
100,4 |
26882 |
111,8 |
123,9 |
91,2 |
28086 |
113,8 |
Кировская область |
26902 |
109,4 |
33443 |
119,1 |
20892 |
116,9 |
124,3 |
77,7 |
21412 |
114,8 |
Нижегородская область |
27950 |
114,1 |
45102 |
106,0 |
29246 |
109,0 |
161,4 |
104,6 |
27081 |
115,1 |
Оренбургская область |
27727 |
109,5 |
53262 |
119,3 |
23942 |
115,2 |
192,1 |
86,3 |
23533 |
115,7 |
Пензенская область |
23988 |
107,4 |
37947 |
110,2 |
25722 |
113,2 |
158,2 |
107,2 |
21785 |
115,3 |
Самарская область |
25839 |
108,2 |
53909 |
116,0 |
30571 |
106,9 |
в 2,1р. |
118,3 |
26466 |
112,8 |
Саратовская область |
25145 |
109,9 |
32192 |
113,9 |
24561 |
112,2 |
128,0 |
97,7 |
22355 |
112,5 |
Ульяновская область |
25377 |
111,4 |
34788 |
108,0 |
23343 |
111,9 |
137,1 |
92,0 |
21332 |
112,7 |
В целом анализ показывает, что ситуация и проблематика в кадровой сфере в целом по Приволжскому федеральному округу и в Ульяновской области схожа как в разрезе государственной гражданской, так и муниципальной службы.
Это говорит о том, что идущие процессы требуют как мер регионального, так и федерального уровня, начиная с совершенствования образовательного процесса и заканчивая мерами по стимулированию привлечения кадров на муниципальную и государственную гражданскую службу.
В части совершенствования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с учетом особенностей муниципальной службы.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011г. №41 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 мая 2011 г. № 1975). Аналогичный стандарт утвержден в целях присвоения квалификации (степени) «магистр» (приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010 г. № 123).
В целях обеспечения соответствия федерального государственного образовательного стандарта актуальным изменениям законодательства, тенденциям развития общественных отношений, приоритетам в сфере реализации единой кадровой политики представляется целесообразным выйти с инициативой рассмотреть ряд предложений по его совершенствованию:
1) Включение в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла бакалавриата следующих дисциплин:
- «Муниципальное право»;
- «Бюджетное право»;
- «Муниципальное право в зарубежных странах»;
- «Экономика и управление городом»;
- «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2) В целях получения студентами высших учебных заведений практических навыков работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления увеличить количество часов, предусмотренных на прохождение производственной практики 10% от общего количества учебных часов. Установить требование об обязательности привлечения действующих сотрудников органов местного самоуправления в количестве не менее 10 % от общего числа преподавателей.
3) Установить требование о прохождении производственной и преддипломной практики исключительно в органах государственной власти и органах местного самоуправления, возможно введение понятия «преддипломная стажировка».
4) Учебный процесс строить с учетом того, что муниципальное управление реализуется на уровне сельских поселений, городских поселений, муниципальных районов и городских округов, объем полномочий которых различен.
5) Ввести темы, направленные на подробное раскрытие основ антикоррупционного законодательства.
Кроме того, при подготовке изменений стандарта учитывать изменения системы разграничения полномочий (например, в текущем периоде – ввести темы межнационального и межконфессионального согласия).
В части привлечения и интеграции новых кадров
1) В целях обеспечения притока молодых кадров в органы государственной и муниципальной власти предлагается расширить подбор кандидатов на вакантные должности из учащихся высших учебных заведений Ульяновской области, проходящих практику в аппарате Правительства, исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.
На региональном уровне имеется значительный опыт сотрудничества с образовательными учреждениями, в том числе и по проведению практики. В целях организации прохождения практики студентов, а также наиболее эффективного и плодотворного сотрудничества Правительством Ульяновской области было утверждено Положение о прохождении практики студентами образовательных учреждений высшего профессионального образования в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти (№ 260-пр) и заключены соглашения (договоры) почти со всеми региональными ВУЗами.
Результатом данной работы стал устойчивый рост привлечения «бывших» практикантов на работу. С 2010 по 2013 год показатель вырос со 167 до 317 человек.
2) В рамках развития практики стажёрства в целях выявления талантливых, наиболее профессионально-подготовленных студентов, привлечения и удержания их на государственной гражданской службе Ульяновской области и муниципальной службе в Ульяновской области впервые в этом году управление по вопросам государственной службы организует конкурс «Служащий, которого ждут». Положение утверждено 11 апреля 2014 года и размещено на сайте управления. Данный конкурс позволит выпускникам образовательных учреждений влиться в коллектив быстрее, адаптироваться, а также послужит своего рода гарантом поступления на замещение вакантных должностей младшей и старшей групп должностей.
Для реализации этой цели использован опыт регионального Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области и разработан Комплексный перечень мероприятий по формированию и развитию кадрового потенциала отрасли государственное и муниципальное управление Ульяновской области.
3) Высокую эффективность решения задачи создания благоприятного «климата» молодых специалистов показал Клуб молодых государственных служащих Ульяновской области. Деятельность Клуба направлена на реализацию различных социально-культурных проектов для молодёжи Правительства, исполнительных органов государственной власти, а также молодых муниципальных служащих. Проведено два Молодёжных форума для молодых государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области. Получены предпосылки и подготовлены ресурсы для образования филиалов Клуба в муниципальных образованиях.
4) Система наставничества.
В течение 2013 года активно велась работа в рамках института наставничества и института советников-наставников при Губернаторе Ульяновской области.
За 93 лицами, принятыми на государственную гражданскую службу, было закреплено 56 наставников, которыми была разработана 61 адаптационная программа вхождения в должность. Утверждено Положение об организации обучения вновь принятых сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области на адаптационных курсах.
Для эффективного развития института советников-наставников при Губернаторе Ульяновской области кроме Положения, регламентирующего деятельность советников-наставников, были разработаны и утверждены:
- перечень направлений деятельности советников-наставников (21 направление, охватывающее все сферы управления);
- методические рекомендации по вопросу реализации системы оценки деятельности советников-наставников;
- система руководства институтом советников-наставников, которая предусматривает координацию деятельности советников-наставников, руководство деятельностью советников-наставников, контроль качества выполнения работы.
Указанные документы могут стать модельными для аналогичных разработок в муниципалитетах.
Таким образом, целесообразно в целях повышения кадрового потенциала эти практики распространить и на муниципальном уровне.
В части совершенствования формирования кадровых резервов и резервов управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях.
Вопрос о необходимости формирования кадрового резерва стоит особо остро в связи с фактическим «старением» кадрового состава. Необходимо сформировать кадровый резерв не только на должности, которые занимают лица пенсионного возраста, но и на те, которые занимают «будущие пенсионеры».
На региональном уровне
В части совершенствования работы с кадровым резервом 21.03.2014 утверждено новое положение о кадровых резервах на государственной гражданской службе Ульяновской области.
На муниципальном уровне в связи с этим необходимо изучить и привести свои положения в соответствии с данным ним.
Что касается практики работы на региональном уровне в кадровый резерв зачислено 304 человека, из них: 99 – граждан, 205 – государственных служащих. В течение 2013 года из кадрового резерва назначено 80 человек, что составляет 17,7% от общего количество назначений на должности государственной гражданской службы.
На муниципальном уровне по состоянию на 1 февраля 2014 года во всех муниципальных образованиях Ульяновской области сформирован Кадровый резерв в соответствие с Положением о кадровом резерве муниципального образования, но в связи с реорганизацией органов местного самоуправления области в 2013-2014 гг. резерв на должности муниципальной службы сформирован следующим образом: руководители 45 %, специалисты 14 %.
Вместе с тем на муниципальном уровне требуется совершенствование работы по следующим направлениям:
1) Формируя кадровый резерв, необходимо опережающими темпами налаживать систему развития, обучения резерва, давать возможность самореализации.
На сегодняшний день этому направлению уделяется очень мало ресурсов как временных, так и материальных. Ведь оно нужно не только для того, чтобы исполнять свои обязанности в соответствии с законом, но и является необходимым условием для карьерного роста. Часто квалификация муниципальных служащих не позволяет решать задачи, которые ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы муниципального управления. Сказывается недостаток профильного образования и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. На низком уровне остается владение компьютерными технологиями и иностранными языками. Недостаточно сформированы необходимые личностно - деловые качества: навыки эффективной коммуникации, ответственность и самостоятельность в принятии решений, организаторские способности. Не на каждого резервиста составлен индивидуальный план развития.
2) Люди, стоящие в резерве кадров, не очень активно принимают участие в различных тренингах, семинарах, круглых столах которые в дальнейшем помогают при планировании карьеры.
Для повышения качества управленческого потенциала муниципальные служащие Ульяновской области, состоящие в резерве управленческих кадров Ульяновской области, ежегодно с 2011 года имеют возможность проходить обучение (на безвозмездной основе) в рамках Корпоративного университета, функционирующего на базе Правительства области.
Однако данной возможностью муниципалитеты практически не пользуются.
Таким образом, целесообразно на муниципальном уровне более активно проводить работу с резервом по обозначенным направлениям.
Резерв управленческих кадров
По состоянию на январь 2014 года в резерве управленческих кадров Ульяновской области состоит 232 человека. Из числа резервистов: 134 (57,8%) человек - руководители, заместители руководителей органов исполнительной власти, 36 человек (15,5%) - главы муниципальных образований, главы местных администраций, 62 человека (26,7%) - представители коммерческих организаций, работники сферы науки и образования, в том числе перспективные молодые специалисты (до 35 лет включительно).
С момента формирования резерва управленческих кадров в Ульяновской области было назначено (избрано) на должности 79 человек.
В резерв Приволжского федерального округа от Ульяновской области включено 27 человек, 20 из которых размещены на Федеральном портале управленческих кадров. Во втором полугодии из резерва управленческих кадров 4 кандидата от Ульяновской области были направлены на зачисление в Президентский резерв.
На Федеральном портале управленческих кадров размещено 50 человек, рекомендуемых Правительством Ульяновской области, из которых 2 представителя перспективного уровня прошли обучение в рамках федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров на 2010-2015 годы». В 2013 году с Федерального портала в Федеральный резерв от Ульяновской области было зачислено 11 человек и назначено на руководящие должности 5 человек.
За первое полугодие 2013 года в резерв управленческих кадров было зачислено два выпускника Президентской программы.
Вместе с тем, для значительной части резервистов не является ценностью пребывание в кадровом резерве. Итоги опроса резервистов показывают, что 24% не хотят на государственную службу, а 61% уже находятся на государственной службе.
Приведенные данные показывают высокий уровень формальности кадрового резерва.
В части повышения профессионального уровня государственных гражданских и муниципальных служащих
На региональном уровне
В 2013 году было организовано 11 курсов повышения квалификации для 193 государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области.
За 2013 год аттестацию прошли 103 человека, 101 из которых соответствует занимаемой должности, 1 человек направлен на дополнительное профессиональное образование, 1 государственный гражданский служащий не соответствует замещаемой должности.
50 руководителей высшего и среднего звена приняли участие в процедуре оценки управленческих компетенций методом 360 градусов. 96% оцениваемых показали высокий уровень развития оцениваемых компетенций, набрав по каждой из них средний балл от «4» до «5», т.е. показали уровень мастерства, позволяющий проявлять то или иное качество в сверхсложных условиях, развивать его стандарты и обучать других.
С декабря 2013 года на базе Правительства Ульяновской области реализуется обучающий проект «Эффективный руководитель на муниципальной службе», в рамках которого еженедельно обучение проходят 28 глав муниципальных образований Ульяновской области.
Организация дополнительного профессионального образования, краткосрочных семинаров и тренингов по актуальным вопросам профессиональной деятельности государственных гражданских служащих Ульяновской области и муниципальных служащих Ульяновской области реализуется в рамках ведомственной целевой программы «Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления в Ульяновской области» на 2014-2016 годы» и согласно утверждённому постановлением Губернатора Ульяновской области (от 17.03.2014 № 29) государственному заказу Ульяновской области на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ульяновской области и муниципальных служащих в Ульяновской области на 2014 год.
В целях повышения эффективности организации дополнительного профессионального образования муниципальными служащими Ульяновской области разрабатываются индивидуальные планы профессионального развития. В настоящее время только 77% муниципальных служащих Ульяновской области разработали индивидуальные планы профессионального развития.
В связи с этим необходимо обеспечить разработки индивидуальных планов профессионального развития всеми муниципальными служащими, как районных администраций, так и городских и сельских поселений Ульяновской области, а также разработать нормативно – правовые акты, регламентирующие систему получения дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
Управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области готово оказать помощь в разработке вышеуказанных документов.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что согласно законодательству о муниципальной службе организация обучения муниципальных служащих осуществляется за счет средств местных бюджетов. По итогам 2013 года ситуация по обучению за средства ОМСУ выглядит следующим образом: активно работают по данному направлению, а именно направляют как на курсы повышения квалификации так и на всевозможные семинары, круглые столы и т.д., которые организовываются органами власти Ульяновской области, следующие муниципальные образования: г.Ульяновск, г.Димитровград, Барышский, Базарносызганский, Инзенский, Карсунский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Старомайнский, Сурский, Цильнинский районы. Все остальные районы по вопросам обучения муниципальных служащих не проявляют особой инициативы. Причину столь низких показателей муниципальные образования называют отсутствие финансовых возможностей.
В 2013 году за счёт средств областного бюджета в рамках областной целевой программы и в рамках госзаказа курсы повышения квалификации прошли 55 муниципальных служащих Ульяновской области.
Однако хочется отметить, что при организации вышеуказанного обучения возникает другая проблема – не все муниципальные образования готовы направить своих служащих на обучение даже за счёт средств областного бюджета. Здесь причина другая – загруженность всех служащих.
С целью решения указанных проблем предлагается следующее.
В рамках внедрения системы проекта «Умное Управление» и в целях повышения эффективности муниципального управления в Ульяновской области разработан Типовой план обучения муниципальных служащих районных администраций муниципальных образований Ульяновской области, городских и сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области.
Данный план предусматривает обучение муниципальных служащих непосредственно на местах, внутри муниципального образования и финансирование в данном обучении не предусматривается. Методы обучения могут быть различные (на усмотрение администрации): в виде лекционных и семинарских занятий, в рамках аппаратной учёбы, а также в форме деловых игр, круглых столов, групповых консультаций, коучинга и т.д. с приглашением в качестве докладчиков преподавательского состава учебных заведений Ульяновской области и руководящего состава соответствующего муниципального образования. Департамент государственной и муниципальной службы частично готов оказать помощь в организации данного обучения (например, пригласить докладчика в здание Правительства Ульяновской области и посредством видеоконференцсвязи провести занятие по заявленной теме). Организация данного учебного процесса – зона ответственности кадровых служб администраций муниципальных образований Ульяновской области.
Обучение по вышеуказанному принципу организовано и в Правительстве Ульяновской области - это так называемое альтернативное обучение.
Руководителям органов местного самоуправления рекомендуем внедрить данную систему обучения муниципальных служащих.
В целом, необходимо на региональном и муниципальном уровне, исходя из имеющихся векторов развития обеспечить составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития ситуации, подготовить программы конкретных мероприятий, направленных по поддержку благоприятных условий и преодолению негативных тенденций в кадровой сфере.