Информационно-аналитическая записка по вопросам развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы

ГУБЕРНАТОРСКИЙ СОВЕТ  

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Информационно-аналитическая записка  по вопросам развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы

 

 

г. Ульяновск.   23 апреля 2014 года

 

Введение

Развитие государственной и муниципальной службы является основообразующим элементов организации системы управления. От уровня подготовки служащих напрямую зависит качество предоставления государственных и муниципальных услуг населению, исполнение функций, закрепленных законодательством за государственным и муниципальным уровнем власти.

Основной критерий эффективности работы органов местного самоуправления – устойчивое социально-экономическое развитие относящихся к нему территорий, улучшение качества жизни населения. К государственным и муниципальным служащим предъявляются жесткие требования, соответствие которым невозможно без повышения профессионализма сотрудников и освоения ими современной науки управления.

Формирование профессионально подготовленного аппарата, его динамичное развитие – один из главных факторов укрепления государственности, действенный инструмент эффективной реализации задач и функций органов власти.

Основной тенденцией последних лет стало нарастание «кадрового голода» и дефицит профессионально подготовленных кадров. Особенно сильно эта тенденция проявляется на муниципальном уровне.

Поэтому не случайно вопрос подготовки кадров стал одним из ключевых на первом Всероссийском съезде муниципальных образований, прошедшем 8 ноября 2013 года.

В связи с этим главным направлением работы необходимо определить создание комплексной системы обеспечения кадрами органов государственной и муниципальной власти.

 

Главными задачами в этой работе являются:

- обеспечение взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы. Восстановление системы «кадровых лифтов»;

- создание системы и организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, ориентированной на решение практических задач гражданской службы и муниципальной службы;

- формирование кадрового резерва на гражданской службе и муниципальной службе для совершенствования механизма ротации кадров;

- внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности;

 

Эти задачи закрепляются и в Указе Президента Российской Федерации  от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части кадровой политики.

В рамках реализации Указа в течение 2013 года в Ульяновской области выполнены следующие мероприятия:

- утверждены правовые акты, предусматривающие особый порядок оплаты труда для отдельных лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Ульяновской области, который предусматривает оплату труда в зависимости от достижения КПЭ;

- введена практика проведения дистанционного экзамена в виде тестирования с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в конкурсных процедурах на включение в кадровый резерв. 100% претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы проходят тестирование с использованием портала moodle.ulgov.ru;

- информация обо всех вакантных должностях размещается на федеральном портале резерва управленческих кадров (rezerv.gov.ru);

- испытательный срок устанавливается 70% от вновь назначенных служащих, которым испытание может быть установлено по закону;

- квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2012 № 177-П и правовыми актами исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;

- утверждены: перечень должностей государственной гражданской службы Ульяновской области, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих, положение о порядке и условиях обеспечения государственных гражданских служащих Ульяновской области, назначенных в порядке ротации в государственный орган Ульяновской области, расположенный в другом населённом пункте, служебным жилым помещением, о порядке и размерах возмещения таким государственным гражданским служащим Ульяновской области расходов на наем (поднаем) жилого помещения и план ротации государственных гражданских служащих Ульяновской области;

- внесены изменения в положения о конкурсной и аттестационной комиссии, предусматривающие возможность участия в этих комиссиях представителей общественных советов (постановления Правительства от 09.04.2013 № 122-П, 123-П). В 50% ИОГВ в заседаниях конкурсных (аттестационных) комиссий участвуют представители общественных советов.

 

Вместе с тем принимаемые меры не позволяют качественно изменить ситуацию и обеспечить «прорывной характер» решения кадровой проблемы на государственном и муниципальном уровне. Во многом это обусловлено тем, что проблемное поле носит «общефедеральный характер» и требует решения не только на региональном, но и на федеральном уровне. Об этом же свидетельствует текущее состояние государственной гражданской и муниципальной службы.

 

Общая характеристика состояния государственной гражданской и муниципальной службы в Приволжском федеральном округе и Ульяновской области.

 

Анализируя ситуацию в сравнении с регионами Приволжского федерального округа, следует отметить следующие моменты:

Фактическое количество государственных гражданских служащих в Ульяновской области одно из самых низких в округе (12 место, 1391 единица). В среднем по округу показатель составляет 3130 единиц.

По фактическому количеству муниципальных служащих отмечается схожая ситуация - Ульяновская область занимает 10 место (2123 единицы), при среднеокружном показателе – 6589 единиц.

Таким образом, указанные данные свидетельствуют, что процессы в рамках институциональной реформы и оптимизации численности сотрудников органов власти в Ульяновской области проводятся опережающими темпами по сравнению с большинством регионов ПФО.

Так в результате проведения организационно-штатных мероприятий численность работников исполнительных органов государственной власти Ульяновской области за период с 2010 по 2013 года сократилась на 925 единиц, что составило 36,6 %. Численность муниципальных служащих сократилась на 1137 единиц, что составило 33,7%.

 

По гендерному составу следует отметить общую ситуацию преобладания женщин как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе в пропорции 4 к 1. Так средний показатель по регионам ПФО показывает, что мужчины на государственной гражданской службе составляют 27,8% (Ульяновская область – 25,4%), женщины – 72,2% (Ульяновская область – 74,6%).

Аналогичная ситуация по данному показателю отмечается и в разрезе муниципальных служащих. В среднем по ПФО доля мужчин составляет 22,7% (Ульяновская область – 26,6%), доля женщин – 77,3% (Ульяновская область – 73,4%).

В Ульяновской области в динамике за последние 3 года в гендерном составе доля мужчин и женщин практически не изменилась как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе.

Указанные данные показывают низкий уровень престижности государственной  гражданской службы для мужчин, что связано с невысокой заработной платой, а также недостаточными возможностями карьерного роста.

 

В возрастном разрезе  ситуация в регионах примерно идентична - в среднем по ПФО на государственной гражданской службе преобладают лица в возрасте от 31 до 50 лет – они составляют 54,7% от общего количества государственных гражданских служащих (Ульяновская область – 58,2%).

Похожая ситуация и на муниципальной службе – также преобладают лица в возрасте от 31 до 50 лет (в среднем по ПФО – 53,8%, в Ульяновской области – 51,6%).

В динамике на государственной и муниципальной службе тенденции разнонаправлены. На государственной службе прослеживается незначительная тенденция «старения» - растет доля лиц в возрасте от 51 до 60 лет (на 1,4%) В муниципальном разрезе напротив - незначительный рост доли муниципальных служащих в возрасте - от 26 до 30 лет (на 1,4%) и от 31 до 40 лет (на 5,6%).

В количественной динамике больше всего сократилось количество муниципальных служащих в возрасте от 18 до 25 лет (на 59%). Также снижение зафиксировано в возрастных категориях от 41 до 50 лет (на 39,7%), от 51 до 60 лет (на 29,5%) и старше 60 лет (на 28,5%).

В целом сохраняется тенденция старения «кадров» и смещение возрастного порога в сторону 60 лет. Кроме того, наблюдается разбалансированность распределения служащих по возрастным категориям, что нарушает процесс равномерности замещения выбывающих специалистов. Данная ситуация осложняется слабым притоком молодых кадров, а в условиях оптимизации - молодые кадры оказываются «первыми претендентами» на сокращение.

 

Что касается образовательного уровня государственных гражданских служащих, в среднем по ПФО уровень лиц с высшим образованием составляет 95,9% (Ульяновская область – 98,1%). При этом в среднем по ПФО наибольшее количество служащих имеют экономическое образование (28,5%) и юридическое образование (25,2%). Близкое соотношение наблюдается и в Ульяновской области (33,4% и 27,4% соответственно). При этом как на окружном уровне, так и на уровне Ульяновской области незначительным остается число лиц, имеющих высшее образование по специальности государственное муниципальное управление (ПФО – 6,7%, Ульяновская область – 4,3%).

На муниципальной службе в среднем по ПФО образовательный уровень ниже – доля лиц с высшим образованием составляет 82,8% (Ульяновская область – 86,7%). В разрезе видов высшего образования преобладает экономическое образование (32,8%) и отраслевое высшее образование (32,1%). Эта ситуация характерна и для Ульяновской области (32% и 32,8% соответственно). Аналогично ситуации на государственной гражданской службе невысоким остается число лиц, имеющих высшее образование по специальности государственное муниципальное управление (ПФО – 8,7%, Ульяновская область – 4,4%).

В динамике в Ульяновской области по уровню образования за последние 3 года доля государственных гражданских служащих имеющих высшее образование выросла на 2,6%  (с 96,5% до 98,1%). При этом увеличилась доля служащих имеющих высшее юридическое образование (на 5,1%), высшее экономическое (на 3,1%). Одновременно незначительно уменьшилась доля лиц имеющих высшее образование по специальности государственное муниципальное управление (на 1%).

На муниципальной службе в количественной динамике существенно сократилось количество лиц с непрофильным высшим образованием (на 26,9%) и средним профессиональным образованием (на 66,7%).

Эти изменения отражают в основе процессы сокращения, коснувшиеся в первую очередь работников поселений и низового звена уровня районов и городских округов.

Таким образом, в результате проведенной оптимизации повысился качественный уровень образования муниципальных служащих. Вместе с тем данный рост достигнут в основном за счет массовых сокращений, в результате которых муниципальную службу покинули лица с недостаточным уровнем образования (средним специальным или непрофильным высшим).

Доля муниципальных служащих имеющих высшее образование выросла на 14,5% (с 72,2% до 86,7%). При этом увеличилась доля служащих имеющих высшее юридическое образование (на 4,5%), высшее экономическое (на 3,6%). Однако, как и на государственной гражданской службе, высшее образование по специальности государственное муниципальное управление не является приоритетным (рост всего 0,8%).

Таким образом, престижность и востребованность образования по специальности государственное муниципальное управление остается на низком уровне, при этом основным недостатком здесь представляется несовершенство федерального образовательного стандарта по данному направлению, о чем свидетельствуют также выводы окружного консультативного совета ПФО по развитию местного самоуправления.

 

По стажу работы государственных гражданских служащих в среднем по ПФО преобладают работники со стажем свыше 15 лет (26,3%) и от 5 до 10 лет (24,4%). При этом незначительно ниже доля сотрудников со стажем от 1 до 5 лет и от 10 до 15 лет (19-20%).

В Ульяновской области ситуация несколько иная – преобладают работники со стажем от 5 до 10 лет (28,7%) и от 1 до 5 лет (24,4%).  Незначительно ниже доля сотрудников со стажем от 10 до 15 лет и свыше 15 лет (17-20%).

На муниципальной службе в среднем по ПФО также преобладают работники со стажем свыше 15 лет (26,2%) и от 5 до 10 лет (25,8%). Практически аналогичные показатели отмечаются и в Ульяновской области (28% и 25,6% соответственно)

В динамике в Ульяновской области за последние 3 года по опыту работы выросла доля государственных гражданских служащих со стажем работы от 10 до 15 лет (на 5,2%) и сократилось доля служащих со стажем до 1 года (на 3,1%). 

На муниципальном уровне выросла доля муниципальных служащих со стажем работы от 5 до 10 лет (на 2,3%) и свыше 10 лет (на 9%).

В количественной динамике существенно сократилось количество служащих с низким стажем муниципальной службы до 1 года (на 60,8%) и от 1 года до 5 лет (46,1%).

Значительный процент покинувших службу работников со стажем около 1 года с одной стороны отражает процессы оптимизации, в результате которой сокращались люди имеющие малый опыт работы, а с другой стороны объясняется рассогласованием между ожиданиями молодых сотрудников (их представлениями и службе) и реальным содержанием деятельности, а также уровнем стимулирования.

 

По итогам 2013 года в части уровня оплаты труда государственных гражданских служащих Ульяновская область располагается на 7 месте в ПФО (34788 руб.). В среднем по округу показатель составляет 38129 руб. Средний общероссийский показатель – 50891 руб.

По уровню оплаты труда муниципальных служащих Ульяновская область занимает 10 место в ПФО (23343 руб.) при среднеокружном показателе – 26541 руб. В целом по стране средняя зарплата в муниципалитетах – 33268 руб.

 

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 
ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 

в 2013 году 


 

Среднемесячная заработная плата
гражданских (муниципальных) служащих

В процентах

Справочно
среднемесячная
заработная плата в 
целом по
экономике1)

территориальных органов 
федеральных 
органов исполни-

тельной власти

органов исполни-
тельной власти 
субъектов 
Российской 
Федерации

органов местного самоуправления с исполнительно-распорядитель-
ными функциями

рублей

в % к
2012г.

рублей

в % к
2012г.

рублей

в % к
2012г.

(гр.3/
гр.1)*
100

(гр.5 /
гр.1)*
100

рублей

в % к
2012г.

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Российская Федерация

31834

111,8

50891

110,5

33268

111,2

159,9

104,5

33556

113,4

Приволжский 
федеральный округ

26921

110,7

38129

112,3

26451

113,0

141,6

98,3

24738

114,6

Республика 
Башкортостан

29668

114,1

36568

106,7

30920

112,5

123,3

104,2

25843

114,1

Республика Марий Эл

23828

108,4

28976

115,5

20638

110,9

121,6

86,6

20090

114,7

Республика Мордовия

23719

110,6

30407

126,6

19818

125,1

128,2

83,6

19436

120,3

Республика Татарстан

27212

114,8

33845

115,1

28840

120,2

124,4

106,0

26202

116,2

Удмуртская Республика

27837

105,5

33977

122,1

27065

120,5

122,1

97,2

22928

115,8

Чувашская Республика

24074

107,8

31965

114,8

19139

120,4

132,8

79,5

21146

114,0

Пермский край

29491

110,0

36554

100,4

26882

111,8

123,9

91,2

28086

113,8

Кировская область

26902

109,4

33443

119,1

20892

116,9

124,3

77,7

21412

114,8

Нижегородская область

27950

114,1

45102

106,0

29246

109,0

161,4

104,6

27081

115,1

Оренбургская область

27727

109,5

53262

119,3

23942

115,2

192,1

86,3

23533

115,7

Пензенская область

23988

107,4

37947

110,2

25722

113,2

158,2

107,2

21785

115,3

Самарская область

25839

108,2

53909

116,0

30571

106,9

в 2,1р.

118,3

26466

112,8

Саратовская область

25145

109,9

32192

113,9

24561

112,2

128,0

97,7

22355

112,5

Ульяновская область

25377

111,4

34788

108,0

23343

111,9

137,1

92,0

21332

112,7

 

В целом анализ показывает, что ситуация и проблематика в кадровой сфере  в целом по Приволжскому федеральному округу и в Ульяновской области схожа как в разрезе государственной гражданской, так и муниципальной службы.

Это говорит о том, что идущие процессы требуют как мер регионального, так и федерального уровня, начиная с совершенствования образовательного процесса и заканчивая мерами по стимулированию привлечения кадров на муниципальную и государственную гражданскую службу.

 

 

В части совершенствования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с учетом особенностей муниципальной службы.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011г. №41 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 мая 2011 г. № 1975). Аналогичный стандарт утвержден в целях присвоения квалификации (степени) «магистр» (приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010 г. № 123).

В целях обеспечения соответствия федерального государственного образовательного стандарта актуальным изменениям законодательства, тенденциям развития общественных отношений, приоритетам в сфере реализации единой кадровой политики представляется целесообразным выйти с инициативой рассмотреть ряд предложений по его совершенствованию:

1) Включение в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла бакалавриата следующих дисциплин:

-        «Муниципальное право»;

-        «Бюджетное право»;

-        «Муниципальное право в зарубежных странах»;

-        «Экономика и управление городом»;

-        «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг»;

-        «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2) В целях получения студентами высших учебных заведений практических навыков работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления увеличить количество часов, предусмотренных на прохождение производственной практики 10% от общего количества учебных часов. Установить требование об обязательности привлечения действующих сотрудников органов местного самоуправления в количестве не менее 10 % от общего числа преподавателей.

3) Установить требование о прохождении производственной и преддипломной практики исключительно в органах государственной власти и органах местного самоуправления, возможно введение понятия «преддипломная стажировка».

4) Учебный процесс строить с учетом того, что муниципальное управление реализуется на уровне сельских поселений, городских поселений, муниципальных районов и городских округов, объем полномочий которых различен.

5) Ввести темы, направленные на подробное раскрытие основ антикоррупционного законодательства.

Кроме того, при подготовке изменений  стандарта учитывать изменения системы разграничения полномочий (например, в текущем периоде – ввести темы межнационального и межконфессионального согласия).

 

 

В части привлечения и интеграции новых кадров

1) В целях обеспечения притока молодых кадров в органы государственной и муниципальной власти предлагается расширить подбор кандидатов на вакантные должности из учащихся высших учебных заведений Ульяновской области, проходящих практику в аппарате Правительства, исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.

На региональном уровне имеется значительный опыт сотрудничества с образовательными учреждениями, в том числе и по проведению практики. В целях организации прохождения практики студентов, а также наиболее эффективного и плодотворного сотрудничества Правительством Ульяновской области было утверждено Положение о прохождении практики студентами образовательных учреждений высшего профессионального образования в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти (№ 260-пр) и заключены соглашения (договоры) почти со всеми региональными ВУЗами.

Результатом данной работы стал устойчивый рост привлечения «бывших» практикантов на работу. С 2010 по 2013 год показатель вырос со 167 до 317 человек.

2) В рамках развития практики стажёрства в  целях выявления талантливых, наиболее профессионально-подготовленных студентов, привлечения и удержания их на государственной гражданской службе Ульяновской области  и муниципальной службе  в Ульяновской области впервые в этом году управление по вопросам государственной службы организует конкурс «Служащий, которого ждут». Положение утверждено 11 апреля 2014 года и размещено на сайте управления. Данный конкурс позволит выпускникам образовательных учреждений влиться в коллектив быстрее, адаптироваться, а также послужит своего рода гарантом поступления на замещение вакантных должностей младшей и старшей групп должностей.

Для реализации этой цели использован опыт регионального Министерства здравоохранения и социального развития  Ульяновской области и  разработан Комплексный перечень мероприятий по формированию и развитию кадрового потенциала отрасли государственное и муниципальное управление Ульяновской области.

3) Высокую эффективность решения задачи создания благоприятного «климата» молодых специалистов показал Клуб молодых государственных служащих Ульяновской области. Деятельность Клуба направлена  на реализацию различных социально-культурных проектов для молодёжи Правительства, исполнительных органов государственной власти, а также молодых муниципальных служащих. Проведено два Молодёжных форума для молодых государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области. Получены предпосылки и подготовлены ресурсы для образования филиалов Клуба в муниципальных образованиях.

4) Система наставничества.

В течение 2013 года активно велась работа в рамках института наставничества и института советников-наставников при Губернаторе Ульяновской области.

За 93 лицами, принятыми на государственную гражданскую службу, было закреплено 56 наставников, которыми была разработана 61 адаптационная программа вхождения в должность. Утверждено Положение об организации обучения вновь принятых сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области на адаптационных курсах.

Для эффективного развития института советников-наставников при Губернаторе Ульяновской области кроме Положения, регламентирующего деятельность советников-наставников, были разработаны и утверждены:

- перечень направлений деятельности советников-наставников (21 направление, охватывающее все сферы управления);

- методические рекомендации по вопросу реализации системы оценки деятельности советников-наставников;

- система руководства институтом советников-наставников, которая предусматривает координацию деятельности советников-наставников, руководство деятельностью советников-наставников, контроль качества выполнения работы.

Указанные документы могут стать модельными для аналогичных разработок в муниципалитетах.

Таким образом, целесообразно в целях повышения кадрового потенциала эти практики распространить и на муниципальном уровне.

 

 

В части совершенствования формирования кадровых резервов  и резервов управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях.

Вопрос о необходимости формирования кадрового резерва стоит особо остро в связи с фактическим «старением» кадрового состава. Необходимо сформировать кадровый резерв не только на должности, которые занимают лица пенсионного возраста, но и на те, которые занимают «будущие пенсионеры».

На региональном уровне

В части совершенствования работы с кадровым резервом  21.03.2014 утверждено новое положение о кадровых резервах на государственной гражданской службе Ульяновской области.

На муниципальном уровне в связи с этим необходимо изучить и привести свои положения в соответствии с данным ним.

Что касается практики работы на региональном уровне в кадровый резерв зачислено 304 человека, из них: 99 – граждан, 205 – государственных служащих. В течение 2013 года из кадрового резерва назначено 80 человек, что составляет 17,7% от общего количество назначений на должности государственной гражданской службы.

На муниципальном уровне  по состоянию на 1 февраля 2014 года во всех муниципальных образованиях Ульяновской области сформирован Кадровый резерв в соответствие с Положением о кадровом резерве муниципального образования, но в связи с реорганизацией органов местного самоуправления области в 2013-2014 гг. резерв на должности муниципальной службы сформирован следующим образом: руководители 45 %, специалисты 14 %.

Вместе с тем на муниципальном уровне требуется совершенствование работы по следующим направлениям:

1) Формируя кадровый резерв, необходимо опережающими темпами налаживать систему развития, обучения резерва, давать возможность самореализации.

На сегодняшний день этому направлению уделяется очень мало  ресурсов как временных, так и материальных. Ведь  оно нужно не только для того, чтобы исполнять свои обязанности в соответствии с законом, но и является необходимым условием для карьерного роста. Часто квалификация муниципальных служащих не позволяет решать задачи, которые ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы муниципального управления. Сказывается недостаток профильного образования и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. На низком уровне остается владение компьютерными технологиями и иностранными языками. Недостаточно сформированы необходимые личностно - деловые качества: навыки эффективной коммуникации, ответственность и самостоятельность в принятии решений, организаторские способности. Не на каждого резервиста составлен индивидуальный план развития.

2) Люди, стоящие в резерве кадров, не очень активно принимают участие в различных тренингах, семинарах, круглых столах которые в дальнейшем помогают при планировании карьеры.

Для повышения качества управленческого потенциала муниципальные служащие Ульяновской области, состоящие в резерве управленческих кадров Ульяновской области, ежегодно с 2011 года имеют возможность проходить обучение (на безвозмездной основе) в рамках Корпоративного университета,  функционирующего на базе Правительства области.

Однако данной возможностью муниципалитеты практически не пользуются.

Таким образом, целесообразно на муниципальном уровне более активно проводить работу с резервом по обозначенным направлениям.

 

Резерв управленческих кадров

По состоянию на январь 2014 года в резерве управленческих кадров Ульяновской области состоит 232 человека. Из числа резервистов: 134 (57,8%) человек - руководители, заместители руководителей органов исполнительной власти, 36 человек (15,5%) - главы муниципальных образований, главы местных администраций, 62 человека (26,7%) - представители коммерческих организаций, работники сферы науки и образования, в том числе перспективные молодые специалисты (до 35 лет включительно).

С момента формирования резерва управленческих кадров в Ульяновской области было назначено (избрано) на должности 79 человек.

 

 

В резерв Приволжского федерального округа от Ульяновской области включено 27 человек, 20 из которых размещены на Федеральном портале управленческих кадров. Во втором полугодии из резерва управленческих кадров 4 кандидата от Ульяновской области были направлены на зачисление в Президентский резерв.

На Федеральном портале управленческих кадров размещено 50 человек, рекомендуемых Правительством Ульяновской области, из которых 2 представителя перспективного уровня прошли обучение в рамках федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров на 2010-2015 годы». В 2013 году с Федерального портала в Федеральный резерв от Ульяновской области было зачислено 11 человек и назначено на руководящие должности 5 человек.

За первое полугодие 2013 года в резерв управленческих кадров было зачислено два выпускника Президентской программы.

Вместе с тем, для значительной части резервистов не является ценностью пребывание в кадровом резерве. Итоги опроса резервистов показывают, что 24% не хотят на государственную службу, а 61% уже находятся на государственной службе.

Приведенные данные показывают высокий уровень формальности кадрового резерва.

 

В части повышения профессионального уровня государственных гражданских и муниципальных служащих

На региональном уровне

В 2013 году было организовано  11 курсов повышения квалификации для 193 государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области.

За 2013 год аттестацию прошли 103 человека, 101 из которых соответствует занимаемой должности, 1 человек направлен на дополнительное профессиональное образование, 1 государственный гражданский служащий не соответствует замещаемой должности.

50 руководителей высшего и среднего звена приняли участие в процедуре оценки управленческих компетенций методом 360 градусов. 96% оцениваемых показали высокий уровень развития оцениваемых компетенций, набрав по каждой из них средний балл от «4» до «5», т.е. показали уровень мастерства, позволяющий проявлять то или иное качество в сверхсложных условиях, развивать его стандарты и обучать других.

С декабря 2013 года на базе Правительства Ульяновской области реализуется обучающий проект «Эффективный руководитель на муниципальной службе», в рамках которого еженедельно обучение проходят 28 глав муниципальных образований Ульяновской области.

Организация дополнительного профессионального образования, краткосрочных семинаров и тренингов по актуальным вопросам профессиональной деятельности государственных гражданских служащих Ульяновской области и муниципальных служащих Ульяновской области реализуется в рамках ведомственной целевой программы «Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления в Ульяновской области» на 2014-2016 годы» и согласно утверждённому постановлением Губернатора Ульяновской области (от 17.03.2014 № 29) государственному заказу Ульяновской области на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ульяновской области и муниципальных служащих в Ульяновской области на 2014 год.

  В целях повышения эффективности организации дополнительного профессионального образования муниципальными служащими Ульяновской области разрабатываются индивидуальные планы профессионального развития. В настоящее время только 77% муниципальных служащих Ульяновской области разработали индивидуальные планы профессионального развития.

В связи с этим необходимо обеспечить разработки индивидуальных планов профессионального развития всеми муниципальными служащими, как районных администраций, так и городских и сельских поселений Ульяновской области, а также разработать нормативно – правовые акты, регламентирующие систему получения дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.

 Управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области готово оказать помощь в разработке вышеуказанных документов.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что согласно законодательству о муниципальной службе организация обучения муниципальных служащих осуществляется за счет средств местных бюджетов. По итогам 2013 года  ситуация по обучению за средства ОМСУ выглядит следующим образом: активно работают по данному направлению, а именно направляют как на курсы повышения квалификации так и на всевозможные семинары, круглые столы и т.д., которые организовываются органами власти Ульяновской области, следующие муниципальные образования: г.Ульяновск, г.Димитровград, Барышский, Базарносызганский,  Инзенский, Карсунский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский,  Старомайнский, Сурский, Цильнинский районы. Все остальные районы по вопросам обучения муниципальных служащих не проявляют особой инициативы. Причину столь низких показателей муниципальные образования называют отсутствие финансовых возможностей.

В 2013 году за счёт средств областного бюджета в рамках областной целевой программы и в рамках госзаказа курсы повышения квалификации прошли 55 муниципальных служащих Ульяновской области.

Однако хочется отметить, что при организации вышеуказанного обучения возникает другая проблема – не все муниципальные образования готовы направить своих служащих на обучение даже за счёт средств областного бюджета. Здесь причина другая – загруженность всех служащих.

С целью решения указанных проблем предлагается следующее.

В рамках внедрения системы проекта «Умное Управление» и в целях повышения эффективности муниципального управления в Ульяновской области разработан Типовой план обучения муниципальных служащих районных администраций муниципальных образований Ульяновской области, городских и сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области.

Данный план предусматривает обучение муниципальных служащих непосредственно на местах, внутри муниципального образования  и финансирование в данном обучении не предусматривается. Методы обучения могут быть различные (на усмотрение администрации): в виде лекционных и семинарских занятий, в рамках аппаратной учёбы, а также в форме деловых игр, круглых столов, групповых консультаций, коучинга и т.д. с приглашением в качестве докладчиков преподавательского состава учебных заведений Ульяновской области и руководящего состава соответствующего муниципального образования.  Департамент государственной и муниципальной службы частично готов оказать помощь в организации данного обучения (например, пригласить докладчика в здание Правительства Ульяновской области и посредством видеоконференцсвязи провести занятие по заявленной теме).  Организация данного учебного процесса – зона ответственности кадровых служб администраций муниципальных образований Ульяновской области.

Обучение по вышеуказанному принципу организовано и в Правительстве Ульяновской области - это так называемое альтернативное обучение.

Руководителям органов местного самоуправления рекомендуем внедрить данную систему обучения муниципальных служащих.

 

В целом, необходимо на региональном и муниципальном уровне, исходя из имеющихся векторов развития обеспечить составление краткосрочных и долгосрочных  прогнозов развития ситуации, подготовить программы конкретных мероприятий, направленных по поддержку благоприятных условий и преодолению негативных тенденций в кадровой сфере.