Информация по результатам выезда в муниципальное образование «Сенгилеевский район»

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) сотрудниками Правительства Ульяновской области осуществлён выезд в муниципальное образование «Сенгилеевский район» Ульяновской области, по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе выезда проверялось соблюдение требований Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО).

В 2014 году с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО (один месяц со дня подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления), направлено 18 муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований «Сенгилеевского  района» Ульяновской области. Из них в первом квартале 2014 года  – 1, во втором – 15, в четвёртом - 2.

При этом выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Сенгилеевского  района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области.

Кроме того, в Правительство Ульяновской области направляются правовые акты муниципальных образований Сенгилеевского  района, не подлежащие включению в регистр. Например, постановление администрации  муниципального образования  «Силикатненское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от 31.12.2014  № 149                   «О наделении полномочиями администратора неналоговых платежей и установлению кодов администраторов неналоговых и других обязательных платежей, поступающих в бюджет муниципального образования Силикатненское городское поселение», решение Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района от 23.12.2014 № 96 «Об утверждении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Силикатненское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области».

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2013 году. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что по информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципального образования «Сенгилеевский район», за 2013 год органами прокуратуры внесено 29 протестов на муниципальные нормативные правовые акты. Однако согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области, количество оспоренных в 2013 году нормативных правовых актов муниципальных образований Сенгилеевского района составляет 19.

В ходе выезда  установлено, в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от  08.07.2014 № 274-р  «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» в муниципальном образовании Сенгилеевский район организована работа комиссии по нормотворческой деятельности. Положение о комиссии по нормотворческой деятельности муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области утверждено постановлением администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» от 22.08.2014 № 551-п.

Согласно представленной в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области информации, с сентября 2014 года состоялось 14 заседаний комиссии по нормотворчеству.

В рамках выезда установлено, что пунктом 3 решения Совета депутатов  муниципального образования «Сенгилеевский район» от  30.12.2014  № 117   «О внесении изменений в решение Совета депутатов  муниципального образования «Сенгилеевский район»  от 24.12.2013 № 31 «О бюджете муниципального образования «Сенгилеевский район» на 2014 год» предусмотрено, что решение вступает в силу с момента его обнародования.

Данное положение противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Таким образом, вышеуказанное решение является не вступившим в силу и не может быть применено. Применение вышеуказанного решения может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств, и как следствие может повлечь наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, пункт 2 решения Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» от 24 декабря 2014 года № 115 «О приёме части полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Сенгилеевский район» в органы местного самоуправления муниципального образования «Сенгилеевский район» на 2015 год» содержит следующую формулировку: «Заключить  Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Сенгилеевский район» и органами местного самоуправления муниципального образования «Сенгилеевский район» на 2015 год», из чего не ясно между какими органами местного самоуправлениями заключаются соглашения, а так же какие именно полномочия передаются, что противоречит принципу ясности и недвусмысленности правовой нормы.  В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором.

Также в рамках выезда изучен Устав муниципального образования «Сенгилеевский  район» на предмет содержания, установленного статьёй 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов, закрепление которых в Уставе муниципального образования является обязательным. Устав муниципального образования «Сенгилеевский район» соответствует указанному перечню.

В  статье 11 Устава муниципального образования «Сенгилеевский  район» отражено, что  под обнародованием понимается доведение содержания муниципальных нормативных правовых актов до населения путем:

- размещения муниципальных нормативных правовых актов на информационных стендах в муниципальных образованиях Сенгилеевского района, определяемых нормативным правовым актом органа местного самоуправления;

- размещения на официальном сайте администрации Сенгилеевского района в Интернете (http://sengilej.3dn.ru/).

 В соответствии со справками об обнародовании муниципальных нормативных правовых актов, предоставленными  в Правительство Ульяновской области, муниципальные нормативные правовые акты Сенгилеевского  района размещены на сайте http:// sengilej.3dn.ru.

Сложившаяся практика обнародования нормативных правовых актов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» противоречит части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, из смысла пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта всем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, возможно обнародование этих актов.

Полагаем, что оснащённость муниципальных образований доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием муниципальных правовых актов всему кругу лиц, права и свободы которых они затрагивают, таким образом, размещение нормативных актов только в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права граждан.

Также, в соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. При этом официальный сайт муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (http:// sengilej.3dn.ru/) процедуру такой регистрации не проходил.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 09.02.2009             № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также обеспечено право неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией создаются пункты подключения к сети «Интернет». Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» относятся муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, рекомендуем обнародование муниципальных нормативных правовых актов осуществлять в соответствии с Уставом муниципального образования «Сенгилеевский район», путём размещения не только на официальном сайте администрации Сенгилеевского района в Интернете (http://sengilej.3dn.ru/), но и на информационных стендах в муниципальных образованиях Сенгилеевского района.

Сотрудниками Правительства Ульяновской области проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Сенгилеевского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.