Доклад заместителя председателя Комитета Ульяновой Татьяны Леонидовны по основным направлениям государственной политики в сфере образования 21 мая 2010 г на семинаре-совещании «Соблюдение законодательства РФ при организации деятельности негосударственного

      О государственной политике в сфере образования сегодня невозможно говорить без опоры на послание Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева  Федеральному Собранию РФ, в котором изложены основные направления её реализации, отражённые также и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа».  

     Перед современной образовательной системой России поставлена главная задача - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

      В числе первоочередных мер определены разработка и введение новых требований к качеству образования. Этот вопрос напрямую связан с введением новых государственных образовательных стандартов. На сегодняшний день новые образовательные стандарты утверждены, но не зарегистрированы в Минюсте. Первоначальной датой введения новых стандартов было определено 1 сентября 2010 года, сегодня разговор идёт о 1 сентября 2011 года, как сроке введения стандарта начального общего образования, и дальнейшем поэтапном введении стандартов на каждой ступени образования с завершением процесса к 2015 году. Министерством образования и науки РФ будет установлено соответствие между старыми и новыми образовательными программами: при соответствии программ учреждение сможет продолжить образовательную деятельность с прежними лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Учебный план школы будет включать 70-75% часов федерального компонента и 25-30% школьного (в настоящее время школьный компонент колеблется по разным ступеням и профилям от 8 до 12%). Региональный компонент не предусматривается, школа будет более самостоятельна в выборе учебных предметов и распределении часов, но при этом обязана будет иметь свою, обоснованную и конкретную образовательную программу.

     Единый государственный экзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества подготовки выпускников. Будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание будет уделено старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.

    Предполагается введение новых архитектурных проектов строительства и реконструкции школьных зданий, направленное на превращение школ в центры творчества и информации, насыщенные интеллектуальной и спортивной жизни, на новые технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников качественным горячим питанием. Все школы будут иметь доступ не к обычному, а к широкополосному интернету. Уже в следующем году будет введён новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей. Особая задача - создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем.

     Серьёзная модернизация ждёт и систему педагогического образования. Курсы переподготовки и повышения квалификации, обозначенные в сегодняшнем законодательстве как право педагогического работника, станут обязательными. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. К профильному образованию старшеклассников возможно будет привлекать квалифицированных специалистов без базового педагогического образования, прошедших краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей. Будут также созданы условия для реализации запрета на занятие педагогической деятельностью для лиц, имеющих судимость (вводится соответствующая справка при приёме на работу).

     Думаю, что для вас, как представителей негосударственного сектора образования, наиболее интересен будет материал, касающийся заявленной в Послании перспективы сближения и уравнивания условий функционирования государственных и частных образовательных учреждений, и в первую очередь перспективы законодательного обеспечения такого уравнивания.

     Российское законодательство в сфере образования формировалось в 90-е годы, а потом в него просто добавлялись нормативные "заплатки". В результате федеральный закон "Об образовании" представляет собой что-то неудобочитаемое, он содержит массу ссылок, и человеку без юридического образования разобраться в нём непросто. В июне 2009 года утверждены концепция и техническое задание на разработку нового закона об образовании. Создана рабочая группа. Вынесение на рассмотрение текста закона планируется на лето 2010 года, введение - не ранее 2012 года.

    Закон будет включать понятийный аппарат, должны быть устранены все пробелы, максимально унифицированы подходы к организации образовательной деятельности. В качестве универсального понятия предполагается оставить термин «образовательная организация». Будут включены позиции, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность. Поменяется содержание понятия «программа» и видология программ.

    В новом законе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное.

    Новый закон уравняет права негосударственных и государственных образовательных учреждений, в том числе финансовые. Все законодательные акты, которые касаются государственных учреждений, будут распространяться и на частные.

    Особое внимание уделено развитию негосударственного сектора в дошкольном и общем образовании.

     Первые негосударственные школы появились в России 18 лет назад. Сегодня на их долю приходится 5-6% всех образовательных учреждений. Последние 8-9 лет количество негосударственных школ в России постоянно растет. Сейчас их уже 726. Большая часть находится в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Численность учеников частных школ - около 72 тысяч человек. И каждый год эта цифра увеличивается. Но растет не только количество учеников частных школ, но и плата за обучение. Самые дорогие - гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов. Цена там доходит до 60-70 тысяч рублей в месяц. Почему так дорого? Ведь все школы - и государственные, и частные - работают в принципе по одним и тем же программам и следуют требованиям госстандарта. Главная причина высокой платы обучения - расходы на аренду зданий, налоги на имущество и землю. До 2005 года негосударственные школы могли получать поддержку из бюджета. Сейчас этого нет. Законодательство изменилось, право финансирования и предоставления налоговых льгот отдано субъектам Федерации. Выделять частным школам субвенции из федерального бюджета теперь не позволяет закон - субвенции идут местным бюджетам только на государственные и муниципальные учебные заведения.

     По данным Комитета по образованию Госдумы, в 14 регионах РФ нашлись средства на поддержку негосударственных школ. К примеру, в Нижегородской, Московской областях, Москве, Санкт-Петербурге  негосударственные школы получают так называемый "подушевой норматив" на учеников. Иными словами, учебным заведениям компенсируется часть затрат из местных бюджетов. В частности, в Нижегородской области бюджет компенсирует зарплату учителей, административно-хозяйственного персонала, стоимость учебников и учебных пособий, приобретение канцтоваров и покупку хозяйственных товаров. Остальное - за свой счет.

     Но даже в этих 14 регионах негосударственные школы не могут существенно снизить стоимость обучения, так как большая часть родительских денег уходит на уплату налогов и аренду помещений. Никаких льгот школы не имеют. Более того, чтобы выиграть конкурс на аренду здания, им приходится участвовать в нем наравне с сугубо коммерческими организациями - ресторанами, ночными клубами и магазинами. У собственников помещений другая беда - их душат налоги на имущество.

   Серьезные трудности возникают при реконструкции зданий - никаких льгот у школ тут нет, все работы они проводят за свой счет. Кроме того, школы сами оплачивают процедуру аттестации учителей, курсы повышения квалификации и участие учеников в некоторых конкурсах и олимпиадах.

    Поддержать негосударственные школы напрямую, из федеральной казны, в настоящее время нет никакой законодательной возможности. Минобрнауки внесло свои предложения: прописать на законодательном уровне ответственность местных властей, в том числе и за негосударственный сектор общего образования, активнее использовать нормативно-подушевой механизм оплаты образовательных услуг, который действует по принципу "деньги следуют за ребенком". Выполнять муниципальный заказ на образование могли бы не только государственные школы, но и частные, естественно, только те, которые имеют госаккредитацию.

    В настоящее время ускорена разработка проектов федеральных законов, которые уточняли бы права аккредитованных негосударственных учреждений в части получения бюджетных средств, а также проектов законов, которые снижают финансовую нагрузку на школы при лицензировании и аккредитации. Возможно, уже в ближайшее время в Госдуму будут внесены соответствующие проекты федеральных законов.

     Большие перемены ждут дошкольное образование. Мест в детских садах, как известно, остро не хватает. По данным Государственной Думы, в РФ 417 тысяч детей стоят сейчас в очереди в детский сад (по состоянию на 01.01.2010 численность детей, стоящих в очереди  на определение в ДОУ Ульяновской области (от 2 до 6 лет)  составляет 11,2 тысяч человек;наиболее остро складывается ситуация в г.Ульяновске - 5,694 тыс. человек, в г. Димитровграде - 1,433 тыс. человек, в Чердаклинском районе - 846  чел., в Ульяновском районе - 686 человек.). Строить новые невыгодно - слишком дорого, поэтому нужны мини-детские сады на 20-40 мест, которые можно открывать на первых этажах домов. Ожидается, что в ближайшее время в России появится 15 тысяч мини-детских садов.

     Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений. Документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предлагает разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные.

     Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

     Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

     Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

    Автономное учреждение, согласно документу, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

      Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медицинские учреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

    Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

    Установлен срок переходного периода для вступления в силу положений закона - с 1 января 2011г. до 1 июля 2012 г. Предполагается, что в течение переходного периода субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а правительство РФ сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения. Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010 г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011 г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному. Все необходимые изменения в уставы должны быть приняты до 1 июня 2011 г.

    Кроме того, уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.

    Устанавливается обязанность для всех бюджетных учреждений проводить тендеры при любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.

   И последнее. Изменения в типологии образовательных учреждений. В настоящее время серьезные проблемы в типологии образовательных учреждений (организаций) наблюдаются в отношении образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Если в сфере профессионального образования (начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования) выстроена довольно четкая и модернизированная новыми типовыми положения типология, то множество типовых положений об учреждениях общего образования приняты достаточно давно и не подвергались существенным изменениям.

    По федеральному законодательству об образовании  образовательные учреждения в Российской Федерации подразделяются на гражданские и военные различных типов, видов и категорий. Законодательство не содержит определений понятий «тип образовательного учреждения», «вид образовательного учреждения», «категория образовательного учреждения», но постоянно использует эти понятия. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Использование различных критериев классификации типов образовательных учреждений приводит к тому, что отдельно взятое образовательное учреждение  может одновременно относиться к нескольким типам.

    Содержащийся в Законе РФ «Об образовании» перечень типов не является исчерпывающим, поскольку пп. 9 п. 4 ст. 12 предусматривается возможность (какая возможность - наличия, создания, существования???) «других учреждений, осуществляющих образовательный процесс». Такие новые типы образовательных учреждений вводятся соответствующими типовы­ми положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При этом принимаются постановления об утверждении типовых положений не только о типах, но и о видах образовательных учреждений. Нечеткость правового регулирования типологии образовательных
учреждений (организаций) общего образования приводит к многочисленным коллизиям на практике. Приведем некоторые из них.

    Особенно ярко коллизии в типологии образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, проявились при реализации Приоритетного национального проекта «Образование». Так, использование словосочетания «общеобразовательная школа» в первоначальном тексте
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» привело к тому, что классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, но формально относящиеся к другим видам образовательных учреждений, были лишены соответствующего вознаграждения. Для исправления сложившегося положения потребовалось принятие специального постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 № 366 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854», в котором было закреплено четкое положение о порядке выплаты соответствующего вознаграждения классным руководителям образовательных учреждений определенных типов.

    Проблемная ситуация сложилась и с конкурсным отбором общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

    В новом законе эти недостатки предполагается исправить. Будут определены единые критерии отнесения образовательной организации к типу и виду. Из перечня типов и видов образовательных организаций уйдут формулировки «иные» и «нетиповые», перечень будет закрытым (нельзя будет назваться как угодно, нужно будет чётко определить, к какому типу и виду относится созданная вами организация в соответствии с установленными критериями, отразить типовую и видовую принадлежность в наименовании).

Добавлено: 30 августа 2010 года, 11:22