Выступление председателя Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Батановой М. А. на рабочем совещании по вопросам формирования графиков лицензирования и государственной аккредитации на 2011 год от 15 03.2010

Место проведения: Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.

Тема: "Рабочее совещание по вопросам формирования графиков лицензирования и государственной аккредитации на 2011 год"


Тема выступления: "Взаимодействие с правоохранительными органами по нарушениям законодательства в сфере образования" 

Графики лицензирования и государственной аккредитации формируются в Комитете ежегодно на основании заявлений учредителей и образовательных учреждений. Данные графики  письменно доводятся до сведения учредителей, размещаются на сайте Комитета в сети Интернет. Таким образом, учредители и образовательные учреждения осведомлены о сроках проведения аккредитационных экспертиз и сроках сдачи документов на лицензирование образовательной деятельности. Отдел лицензирования и государственной аккредитации направляет учредителям также письма с уведомлением об окончании сроков лицензий и необходимости предоставления документов в соответствии с графиками.

   Однако данная мера была не всегда эффективна в связи с отсутствием в законодательстве адекватной меры ответственности. Согласно п.46 Положения о лицензировании образовательной деятельности за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения несут ответственность в соответствии со ст.19.20. Кодекса об административных правонарушениях:

Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна),

влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;

на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, с даты окончания срока действия лицензии образовательное учреждение не имеют права осуществлять образовательную деятельность, и образовательный процесс должен быть приостановлен до получения новой лицензии.

От учредителей в Комитет поступают объяснения с причинами нарушения сроков представления документов, повлекших деятельность без лицензий. Наиболее распространенные ответы - это отсутствие заключений органов Роспортебнадзора и Госпожнадзора. В связи с нарушениями противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм образовательные учреждения получают предписания для устранения выявленных нарушений. Исполнение предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора требует значительных финансовых средств, т.к. необходимо привести состояние зданий и учебных помещений в соответствие с требованиями, обеспечивающими охрану жизни и здоровья обучающихся. Возникает закономерный вопрос: приемка проводится ежегодно, а о нарушениях и финансовых затратах узнают, когда подают заявку на оформление заключения? Таким образом, причины нарушения законодательства в сфере образования  кроются в низком качестве управления и отсутствии должной исполнительской дисциплины как руководителей образовательных учреждений, так и учредителей, не сумевших принять должных мер по обеспечению условий образовательного процесса за 5 лет функционирования учреждения. Своевременная подготовка документов на лицензирование - это проблема стратегического планирования.

Лицензированием образовательной деятельности на контроле также у органов прокуратуры Ульяновской области. Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области выявлены нарушения законодательства в сфере образования в части ведения образовательной деятельности без лицензии. В 2009 году о выявленных фактах нарушения действующего законодательства в сфере образования информация направлена в органы Прокуратуры:

  • Ленинского района г.Ульяновска - по 2 образовательным учреждениям;
  • Железнодорожного района г.Ульяновска - по 5 образовательным учреждениям;
  • Засвияжского района г.Ульяновска - по 4 образовательным учреждениям;
  • Заволжского района г.Ульяновска - по 10 образовательным учреждениям;
  • г.Димитровграда -  по 1 образовательному учреждению;
  • Мелекесского района - по 4 образовательным учреждениям;
  • Новомалыклинского района - по 2 образовательным учреждениям;
  • Новоспасского района - по 10 образовательным учреждениям;
  • Сурского района - по 3 образовательным учреждениям;
  • Тереньгульского района -  по 2 образовательным учреждениям;
  • Вешкаймского района - по 8 образовательным учреждениям;
  • Карсунского района - по 1 образовательному учреждению;
  • Старомайнского района - по 3 образовательным учреждениям.

Итого: 55 образовательных учреждений, против 53 руководителей вышеуказанных образовательных учреждений возбуждены административные производства, которые направлены в мировые суды для дальнейшего рассмотрения в соответствии с действующим законодательством.

В марте 2010 года у 11 образовательных учреждений закончился срок действия лицензий на право ведения образовательной деятельности. О выявленных фактах нарушения действующего законодательства в сфере образования информация уже направлена в Прокуратуру по месту осуществления образовательной деятельности учреждениями

Добавлено: 30 августа 2010 года, 11:20