Доклад заместителя председателя Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Ашлаповой Т.В. « К вопросу о подготовке экспертов: система подготовки и требования к экспертам»
Система подготовки экспертов включает в себя подготовку экспертов не только по лицензированию и государственной аккредитации, но и по всем направлениям надзора и контроля в сфере образования. Организация подготовки экспертов осуществляется Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Подготовка может проводиться в форме семинаров, стажировок, разовых лекций, и др. видов обучения, а также на базе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по программам с выдачей соответствующего документа.
Рособрнадзор определил следующие требования к экспертам по направлениям контроля и надзора:
к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (далее - эксперты по контролю и надзору за соблюдением законодательства);
к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности (далее - эксперты по лицензионному контролю);
к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля качества образования (далее - эксперты по контролю качества образования).
Требования к профессиональному образованию экспертов и опыту работы
Эксперт должен иметь высшее профессиональное образование с присвоением квалификации (степени) «специалист» или «магистр», подтвержденное соответствующим документом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Эксперт должен иметь опыт работы в образовательных и (или) научных организациях, и (или) в органах государственной власти, и (или) в органах местного самоуправления, и (или) в организациях, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования. Общая продолжительность работы эксперта в указанных органах и (или) организациях должна составлять не менее трех лет.
Требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов
Устанавливаются следующие общие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов.
- а) Эксперт должен знать:
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» с последними изменениями и дополнениями;
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 522 (ред. от 18.05.2009) "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";
Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
инструктивные материалы и методические рекомендации по вопросам осуществления контроля и надзора, изданные Рособрнадзором;
региональные нормативно-правовые акты в сфере образования;
порядок обращения со служебной информацией и персональными данными;
основы гражданского законодательства Российской Федерации (в части правового режима имущества, закрепленного за организациями, правового регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с использованием этого имущества);
требования к образовательным учреждениям в части соблюдения строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, применяемых к образовательным учреждениям соответствующих типов и видов;
образовательные стандарты и требования;
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок.
Эксперты, привлекаемые к проверкам по надзору и контролю за соблюдением законодательства должны знать Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части проверок юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства); Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение контроля и надзора в сфере образования;
- б) Эксперт должен уметь
документально оформлять результаты анализа, проведенного в ходе экспертизы или проверки.
проводить анализ соблюдения организациями норм законодательства Российской Федерации в области образования;
проводить анализ локальных актов организаций на соответствие законодательству Российской Федерации в области образования.
проводить анализ условий образовательного процесса и устанавливать их соответствие (несоответствие) лицензионным условиям.
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания подготовки обучающихся образовательным стандартам и требованиям;
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания реализуемых образовательных программ уровню и направленности образовательных программ, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации;
проводить анализ хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
проводить анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников, курсовых проектов (работ), отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ.
Работа Экспертных комиссий регламентируется Законом РФ «Об образовании», Положениями о лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также Приказом Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области «Об утверждении положений о работе экспертных комиссий по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений». Данный документ вы получили на дискетах при регистрации.
Комитет осуществляет контроль за работой экспертов путем анализа заключений, а также отзывов о его деятельности.
Влияние экспертной деятельности на результаты деятельности по основному месту работы: возможность эффективного использования результатов и механизмов контроля и оценки в деятельности общеобразовательных учреждений, обмен передовым опытом.