Выступление Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова на открытии Всероссийской конференции по вопросам труда и II Трудового форума «В будущее с человеком труда!»

Уважаемые коллеги!

Уважаемые гости!

От имени органов государственной власти региона приветствую всех участников Второго Трудового форума Ульяновской области. Я надеюсь, что он вновь окажется значимой площадкой для глубокого обсуждения всего комплекса проблем в сфере развития трудовых отношений. 

Хочу выразить благодарность организаторам, участникам и особо гостям форума – без вас, вашей заинтересованности, не смогло бы состояться это поистине уникальное не только для нашего региона, но и для всей страны мероприятие.

По нашей задумке, такие Трудовые форумы призваны продвигать идеологию достойного труда, идеологию социальной ответственности всех участников трудовых отношений, актуализировать вопросы эффективного взаимодействия органов власти, профсоюзов и работодателей в сфере развития рынка труда.

Второй трудовой форум имеет свои особенности. Прежде всего, здесь на различных площадках, будут подводится итоги Года  Человека труда по самым разным направлениям, будет презентован наработанный в российских регионах уникальный опыт.

Уже сейчас можно говорить, что мероприятия Года человека труда  дали возможность объединить усилия органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов работодателей для повышения статуса и популяризации роли труда среди молодёжи, востребованности на рынке труда рабочих профессий, повышения социального статуса и качества жизни трудящихся.

Кроме того, в рамках форума проходит Всероссийская конференция по вопросам охраны труда «В будущее с человеком труда!», в которой принимают участие представители практически  всех регионов Российской Федерации.

В рамках нынешнего форума состоится еще одно очень значимое для Ульяновской области событие. Сегодня между Министерством труда и социальной защиты и  Правительством Ульяновской области будет подписано соглашение «о взаимодействии по вопросам  реализации  государственной политики   в сфере  улучшения  условий  и охраны труда на территории Ульяновской области». Реализация соглашения позволит нам при поддержке федерального министерства повысить качество государственных программ по улучшению условий и охраны труда, воспользоваться методической и информационной помощью федеральных экспертов, повысить качество  повышения квалификации и обучения наших специалистов по охране труда.  

Хочу выразить уверенность, что решения форума и конференции станут заметным шагом на пути совершенствования российского законодательства в сфере охраны труда, обеспечении достойных условий труда, развитии социального партнерства.

Уважаемые коллеги!

Хорошо известно, что вопросы занятости традиционно входят в десятку наиболее волнующих население проблем. Вместе с тем, различные социологические опросы показывают, что в комплексе трудовых отношений произошла смена приоритетов, появился иной общественный запрос. Еще несколько лет назад для большинства наших граждан важен был сам факт того, что они имеют работу. Сейчас же сформировался запрос на качественный, квалифицированный труд, запрос на достойные условия труда и заработную плату. Кроме того, еще один вызов рынок труда принимает со стороны модернизирующейся экономики, которая испытывает колоссальный дефицит квалифицированных кадров. Все это заставляет нас пересматривать государственную и региональную систему управления трудовыми отношениями, систему профессионального обучения, приводить трудовое законодательство в соответствии с реалиями сегодняшнего времени.

Важно правильно определить основные принципы политики в сфере труда.  Наша задача – сформировать в регионе современный рынок труда, основанный цивилизованных, партнерских отношениях.

Поэтому нам необходима глобальная программа действий в сфере занятости. 

Позвольте мне кратко остановиться на  приоритетах политики Правительства Ульяновской области в сфере занятости. Выделю важнейшие направления.

Первое направление – обеспечение занятости. Не знаю, стоит ли этим хвалиться, но факт в том, что Ульяновская область занимает  первое место в ПФО и второе в Российской Федерации по уровню официальной регистрируемой безработицы: по данным на конец прошлой недели этот показатель составил   0,42%. На данный момент количество заявленных вакансий более чем в 4 раза превышает количество официально зарегистрированных в области безработных. Уровень безработных граждан, рассчитанный по методологии МОТ, имеет тенденцию к постоянному снижению на протяжении всего 2014 года и по данным на август составляет  4,7%. Это меньше, чем в целом по Российской Федерации (4,9%).

На протяжении нескольких лет подряд мы создаем в области от 20 до 22 тысяч новых рабочих мест в год. До 20% - это рабочие места на производствах, созданных в результате реализации инвестиционных проектов. К концу 2014 года мы рассчитываем создать не менее 21-ой тысячи рабочих мест.

В 2015 году планируется выйти  на следующие показатели занятости:

- сохранить уровень регистрируемой безработицы на уровне не выше 0,4% (0,45), а уровень общей безработицы в пределах 4% (5);

- создать 20 650 новых рабочих места. Из них не менее 4 тысяч – это места, созданные в результате реализации инвестиционных проектов.

Для достижения такого уровня занятости и создания новых рабочих мест был разработан проект Стратегии развития трудовых ресурсов Ульяновской области до 2020 года. В настоящее время он прошёл широкое общественное обсуждение, и сейчас ведется его доработка с учетом поступивших предложений и замечаний. Стратегия станет основным путеводителем при проведении региональной политики в сфере занятости. В частности, позволит обеспечить эффективное привлечение и использование трудовых ресурсов на территории Ульяновской области.

Мы прекрасно понимаем, что занятость – это движущая сила развития региона!

Второе направление – это повышение уровня оплаты труда в Ульяновской области. Ни для кого не секрет, что на протяжении 1990-х – начале 2000-х годов  Ульяновская область занимала нижние места в рейтинге уровня жизни населения и размера заработных плат. Достаточно сказать, что в 2004 году  за чертой бедности находилось почти 30% населения области! Сейчас ситуация пусть медленно, но выправляется. По предварительным расчётам это показатель к концу года составит 13-14%. Во многом это происходит благодаря исполнению 597-го майского указа Президента, обеспечивающего поэтапное повышение заработных плат работникам бюджетной сферы. Правительство Ульяновской области подготовило в соответствии с Указом дорожную карту поэтапного повышения заработных плат работникам бюджетной сферы и неукоснительно соблюдает установленные сроки. Аналогично мы намерены поступать и по заработным платам работников других сфер.

Вместе с тем, мы уже получаем весомую отдачу и от нашей успешной инвестиционной политики. За последние пять лет в рамках реализованных инвестпроектов создано более 20 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, где уровень зарплат превышает среднеобластной показатель в полтора-два раза.

По данным Федеральной службы государственной статистики за август (более свежих данных нет) средняя заработная плата работников по полному кругу организаций Ульяновской области составила 20 тысяч 487 рублей 90 копеек. Отмечу, что рост к соответствующему периоду прошлого года составил более чем на 110%.

Скажу вам откровенно, что за этими показателями стоит кропотливая работа по выстраиванию межведомственного взаимодействия. Большая работа ведётся в рамках Межведомственной комиссии и трехстороннего Соглашения между Федерацией организаций профсоюзов, организациями работодателей и Правительством Ульяновской области. Уже в этом году были заключены соглашения на уровне всех муниципальных образований о повышении заработной платы. Мы закрепили положение о 12-и процентном повышении уровня оплаты труда в течение этого года в организациях реального сектора экономики. А на будущий год планируем повысить уровень заработной платы в регионе на 13%.

Очевидно, что усилий только региональных органов управления для решения этой грандиозной задачи недостаточно. Прорыв в сфере трудовых отношений возможен только при условии объединения усилий  государства, бизнеса и гражданского общества.

Отсюда третье направление нашей работы – максимальное развитие партнёрских отношений между государственными органами, представителями работников, прежде всего в лице профсоюзов и работодателями. Партнерство, прежде всего, в обеспечении условий для достойного труда. В теме партнерства есть сразу несколько серьезных аспектов. 

К сожалению, вынужден констатировать, что работники и работодатели не являются равноправными и равноценными партнерами социально-трудовых отношений. В абсолютном большинстве организаций существует монополия работодателя на принятие решений, касающихся вопросов предприятия. Отсутствует равноценность субъектов социально-трудовых отношений при декларируемом их равноправии. Мы это прекрасно осознаем. Именно поэтому органы региональной власти  совместно с профсоюзными организациями пытаются выстроить в регионе полноценную систему равноправного партнерства.

Важнейшей составляющей партнерских отношений в сфере трудовых отношений любого предприятия является наличие представительных органов работников, прежде всего, профсоюзной организации. Я убежден, что сам факт существования профсоюза в организации очень сильно дисциплинирует работодателей, заставляет их не выходить из правового поля, дает работникам чувство сплоченности и защищённости. Но мы знаем, что по разным причинам не во всех организациях действуют представительные органы работников. Их практически нет в системе ЖКХ (в управляющих компаниях), в торговых сетях. В связи с этим у меня целый ряд конкретных предложений.  

Во-первых, необходимо принимать Федеральный закон об обязательности создания на предприятиях и организациях представительных органов работников, и обязательности заключения коллективного договора.

Во-вторых, необходимо создать Национальный Совет или специальную правительственную комиссию по занятости, заработной плате, соблюдению законодательства в сфере трудовых отношений. В неё должны войти профсоюзы, члены Правительства Российской Федерации, представители промышленности, аграрного, лесного комплексов и предпринимательства.  Аналогичные комиссии следует создавать и на уровне субъектов федерации.

В-третьих, следует открывать учебные заведения по изучению трудовых отношений.

В-четвертых, необходимо подписать соглашение с каждым отраслевым профсоюзом и разработать план его реализации с целью увеличения численности профсоюзных организаций.

В-пятых, необходимо создать широкое общественное движение под руководством профсоюзов по повышению качества труда, экономии времени, затрат, достижения нулевого уровня брака и повышения производительности труда. Люди за это должны получать премии и другие виды нематериального поощрения.

 

Ещё один аспект социального партнерства – готовность всех сторон к цивилизованному, конструктивному разрешению трудовых конфликтов и споров. И здесь очень важно быть готовым к диалогу, уметь слушать и понимать друг друга и ставить интересы предприятия во главу угла.  Этому надо специально учить. 

Важным условием партнерских отношений в сфере труда является повышение уровня корпоративной социальной ответственности. Я уже об этом неоднократно говорил. Замечу, что у нас многие понимают социальную ответственность бизнеса только как соблюдение норм Трудового Кодекса, обеспечение охраны труда, контроль за безопасными условиями труда. Но это обязанность работодателя, а не социальная ответственность.

Любая умная компания должна помогать своим работникам решать «внепроизводственные» проблемы, помогать работнику комфортно жить. Это детские сады, жилищные программы, профессиональное обучение, профилактика заболеваний и обеспечение условий для здорового образа жизни. 

Но и это еще не все. Следующий уровень развития социальной ответственности состоит в том, что компании включаются в спонсорские программы, участвует в благоустройстве, реализуют социальные проекты для территории, где они работают.

Конечно, очень бы хотелось, чтобы все ульяновские предприятия и организации были такими. Сегодня, это, к сожалению, далеко не так, но в наших силах – изменить ситуацию. Мы ведём работу  по развитию новых форм и механизмов социального партнёрства и предлагаем профсоюзам включать в коллективные договора с работодателями сертификацию предприятий по международным стандартам корпоративной социальной ответственности ИСО 26000:2011.

Значимым механизмом системы социального партнерства являются жилищные программы, реализуемые предприятиями региона. Здесь наиболее яркий пример – «Авиастар».

Еще раз скажу, что к сожалению  многие  работодатели, предприниматели по-прежнему занимают «узколобую», ограниченную позицию, по принципу «моя хата с краю». Они не хотят понимать, что инвестиции в собственных работников, работа с внешней социальной средой, участие в благоустроительной  деятельности, взаимодействие с учреждениями профессионального образования, влияние на культурно-досуговую сферу – то есть развитие стратегического социального партнерства, высокие горизонты планирования – есть лучшее доказательство серьёзных намерений бизнеса развиваться всерьез и надолго, не быть временщиками. Это прерогатива зрелого, умного бизнеса.

Хочу внести ряд предложений, реализация которых могла бы подвигнуть работодателей становится социально ответственным.

Первое. Считаю, что необходимо разработать специальный закон о социальном партнерстве. Сейчас понятие социального партнерства имеется в статье 23 Трудового Кодекса Российской Федерации. Но оно практически не используется в других нормативных актах, не рассматривается законодательством в качестве системы общих действий как участников трудовых отношений, так и территориальных органов управления.

Уверен, что мы должны разработать и принять региональный закон о социальном партнерстве – своеобразный кодекс социального партнерства. А так же предлагаю выйти от Ульяновской области с инициативой о разработке и Федерального закона «О социальном партнерстве».

Второе. Считаю, что по аналогии с таким докладами, как «О развитии гражданского общества», «О культуре» и рядом других следует ежегодно готовить и обнародовать доклад «О развитии социальной ответственности бизнеса». Считаю, что это мы вполне можем закрепить региональными нормативными актами.

Третье. Считаю, что на уровне нашего региона мы должны   разработать и принять меры к подписанию большого договора «О сотрудничестве ради развития социальной ответственности и борьбы против коррупции». А также проводить ежегодный Форум участников этого договора  с целью обмена лучшими социальными практиками. Прошу подготовить порядок и структуру такого Форума.

Четвертое. Следует ввести в практику публикацию Доклада о социальных инвестициях, а также разработать и ежегодно публиковать региональный рейтинг корпоративной ответственности.

Пятое. Необходимо ввести в практику всех наших компаний публиковать Ежегодный Социальный отчет в соответствии с принципами Договора «О сотрудничестве ради развития социальной ответственности и борьбы против коррупции».

Шестое. Настоять о разработке и утверждении каждой отраслевой коллегией Этического кодекса с целью неукоснительного  формирования нравственных стандартов ведения бизнеса и защиты прав человек внутри компании.

Седьмое. Убедить компании принять Положения об участии в экономическом и социальном развитии территории и населения и определения координатора по связям с территорией.

Восьмое. Внедрить в практику проведение ежегодного аудита экономической политики компаний в регионе.

Наша цель обеспечить сочетание сильных сторон рыночной экономики с общечеловеческими ценностями.

Уважаемые коллеги!

Летом 2015 года Ульяновск вновь будет принимать Третий Международный форум «Социальная сплочённость». Очень прошу организаторов при подготовке программы и основных площадок форума создать возможность серьезного профессионального обсуждения возможных изменений в Трудовой Кодекс, которые смогли бы учесть все изменения, которые произошли и происходят в сфере трудовых отношений за последние 15 лет.

Четвертое направление политики в сфере трудовых отношений – работа по обеспечению региональной экономики квалифицированными кадрами, координация действий организаций и предприятий области и системы профессионального образования. Что мы делаем в этом направлении?

Это создание ресурсных центров при наиболее сильных промышленных предприятиях (например, Авиационный колледж, при «Авиастаре») или на базе образовательных организаций при участии заинтересованных инвесторов (например, центры «Бош», «Фрезениус»).

Это интеграция ресурсов по линии вуз-колледж.

Это создание центров компетенций базе сильных организаций профобразования. Деятельность таких центров позволяет максимально приблизить обучение к производственным нуждам, активно привлекать крупных работодателей к  формированию программ подготовки, оценке квалификации выпускников, закреплению их на производстве.

Это  развития дуального образования в среднем звене и создания базовых кафедр высших учебных заведений на предприятиях и в организациях региона. Ульяновская область входит в число десяти субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте дуального образования. Базовые кафедры действуют в сферах авиастроения, информационных технологий, радиоэлектроники, госуправления. 

Это кластеризация подготовки профессиональных кадров, которая реализуется через раннюю профориентационную работу.  В сфере дополнительного образования действуют детские и молодёжные академии: авиационная, ядерная, юридическая, архитектурно-ландшафтная и финансово-экономическая.

Это развитие студенческого трудового движения. Работа в студотрядах   не только позволяет обеспечить полезную занятость молодежи, но и провести профориентационную работу, привить любовь к рабочим профессиям.

Это расширение проекта «Ковровая дорожка» на  выпускников профессионального образования. Мы расстилаем ковровую дорожку не только для выпускников школ, но и для молодых специалистов, востребованных на производстве.  В реализацию этого проекта уже начали включаться  ведущие предприятия региона.

Надо выходить на заключение трехстороннего договора (инвестора, учебного заведения и обучающегося) о финансовом обеспечении новых программ специализации. Гарантом соблюдения таких договоренностей должно стать региональное правительство. Более того, необходимо в более современной, соответствующей сегодняшним правовым реалиям форме, возрождать систему обязательного распределения молодых специалистов. Считаю, что часть бюджетных средств, выделяемых на профессиональное образование (в частности, вузам), необходимо «окрасить» целевым заказом для конкретных предприятий в стратегически важных для России отраслях. С этим предложением я уже выступал на недавнем инвестиционном форуме в Сочи. Предлагаю консолидировано  выступить с подобной законодательной инициативой, и включить это предложение в итоговую резолюцию форума.

Уважаемые коллеги!

Проблемы рынка труда остаются приоритетной сферой для органов исполнительной власти Ульяновской области. Мы стремимся системно, используя все региональные возможности, учитывая самые разнообразные факторы повышать конкурентоспособность наших предприятий. конкурентоспособность региона в целом. А результатом должно стать расширение в регионе среднего класса, того социального слоя, который отличают высокие стандарты жизни, высокая трудовая и квалификационная мобильность,  свобода, активность, готовность брать на себя ответственность за ситуацию в регионе.

Спасибо за внимание!