Новости по датам
   
Август, 2018
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Губернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государства

Губернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государства

Губернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государства

Губернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государстваГубернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государстваГубернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государстваГубернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государстваГубернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государстваГубернатор Сергей Морозов принял участие в дискуссии о реформировании контрольно-надзорных функций государства

Обсуждение на тему «Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса?» было организовано Открытым правительством РФ в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».

Важность перехода на «умный контроль» отметил в своём выступлении на пленарной сессии форума Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Нам нужно в первую очередь изменить качество государственного контроля. У нас огромное количество контрольно-надзорных органов. Их содержание нам не по карману. Как не по карману оно и бизнесу, который — и это ни для кого не секрет — зачастую вынужден просто откупаться. Ежегодно у нас проводится более 2 миллионов проверок. Это — необоснованно много. Госконтроль должен быть «умным», а не частым», — сказал глава кабинета Министров РФ.

Основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля в стране поставлены Президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, он поручил разработать проект закона о государственном контроле и надзоре, в котором должна быть определена структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов единственный из руководителей субъектов РФ был включен в состав рабочей группы, которая осуществляла подготовку данного документа. 

Губернатор Ульяновской области, которая вошла в число пилотных регионов по передаче функций государственного контроля на региональный уровень, отметил успешность внедрения риск-ориентированной модели в своем субъекте РФ. «Мы рассчитываем, что в результате активной деятельности мы сумеем внести коррективы в законодательство и добиться отмены огромного количества проверок, которые мешают бизнесу развиваться, а также принципиального изменения показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности, потому что сегодня такими показателями является количество проверок, сумма штрафов и т.д.»- отметил глава региона. 

На федеральном уровне было озвучено, что среди конкретных мер совершенствования контроля и надзора — переход на риск-ориентированный подход, создание единого реестра проверок с информацией обо всех проверках (запущен 1 июля), их результатах и принятых мерах, а также проведение проверок в открытом и публичном формате. Ответственными за эту работу в кабинете министров назначены Минэкономразвития, Минфин, Минюст и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Михаил Абызов назвал пять главных аспектов построения контроля и надзора в РФ: это принятие понятной и объективной системы показателей эффективности и уход от рудиментарной «палочной» системы; построение современной информационной системы, которая бы, с одной стороны, фиксировала все надзорные мероприятия, а с другой — собирала бы индикаторы и факторы риска и вела учёт нанесённого или предотвращённого ущерба. Третий аспект — прозрачность системы функционирования контрольно-надзорных ведомств. Четвёртое — фокус на предупреждение ущерба, профилактика и обучение поднадзорных субъектов. И наконец, пятое — риск-ориентированность, увеличение числа проверок в зависимости от степени риска, который присутствует на том или ином предприятии.

В связи с этим три важных направления работы в рамках совершенствования госконтроля, по словам Михаила Абызова, это ревизия требований и функций по контролю и надзору, оптимизация структуры контрольно-надзорных органов и вопрос делегирования контрольно-надзорных полномочий.
«Сейчас задача государства, бизнеса и общества — выработать новые правила, которые были бы адекватны сегодняшней структуре экономики и общественного уклада — с одной стороны, а с другой стороны — разработать план трансформации. Во многом система контроля и надзора досталась нам исторически от Советского Союза. При этом экономическая структура радикально отличается. Мы продолжаем концентрировать контроль и надзор вокруг вопросов соблюдения обязательных требований и процедур, а не вокруг вопросов риска и ущерба, глубинных общественно значимых требований», — отметил Михаил Абызов. 

Напомним, Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов первым среди глав субъектов РФ выступил с инициативой о внедрении риск-ориентированной модели и введении надзорных каникул для бизнеса. Федеральное Правительство поддержало инициативу главы региона. Ульяновская область стала пилотной площадкой, где будут апробированы новые подходы к организации проверок субъектов предпринимательства.

В июле Президент России Владимир Путин подписал закон о введении «надзорных каникул» для предпринимателей. В течение трех лет будет действовать запрет на проведение органами государственного контроля плановых проверок в отношении малого бизнеса. Данный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

По словам Сергея Морозова, реформирование контрольной деятельности позволит создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса в регионе. Это с одной стороны усилит контроль над объектами, имеющими высокую степень ненадежности, а с другой стороны снизит нагрузку на организации, обладающие низким показателем риска. «Мы хотели бы, чтобы бизнес понимал, что совсем без проверок не обойтись. В зависимости от степени риска, проверки нужны. Смысл проводимых преобразований в том, чтобы не допустить бесконтрольности недобросовестного бизнеса и вымывания добросовестного. Реализуя у себя эту реформу, мы уже имеем положительный результат. Мы демонстрируем хорошие показатели социально-экономического развития, у нас наблюдается уверенный рост по налоговым платежам от малого и среднего бизнеса, да и число субъектов предпринимательства продолжает увеличиваться. Это говорит о том, что даже в новых экономических условиях малый и средний бизнес в нашем регионе чувствует себя довольно уверенно», - отметил Губернатор Сергей Морозов.

Еще одной мерой по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности является исключение дублирующих проверок на федеральном и региональном уровне. С этой целью часть контрольных функций будет передана на уровень региона. По словам экспертов, это является одним из ключевых направлений в данной реформе.

Не так давно по инициативе Губернатора Сергея Морозова на федеральном уровне рассмотрен и принят законопроект, вводящий «проверочные каникулы». Документ устанавливает запрет на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса на три года.

Член Экспертного совета при Правительстве Андрей Жулин, в свою очередь, отметил тенденцию уменьшения количества проверок за последние 4 года: если в 2011 году мы начинали с 2,8 млн проверок в год, сейчас это 2,6–2,7 млн проверок. То есть происходит некое плавное снижение. При этом 90% проверок, по его словам, приходится на 8 федеральных органов власти. Из них 50% проверок — на МЧС и Роспотребнадзор. Сейчас на федеральном уровне на это тратится порядка 100 млрд рублей, при этом с 2011 года снижение произошло на федеральном уровне на 35%. На региональном уровне общий объем финансирования снизился на 10%. В этом году мы делаем такой же вывод, что контроль по-прежнему не ориентирован на выявление случаев, связанных с угрозой или фактами причинения вреда. По итогам проверок выявляются нарушения, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда, всего лишь в 10% случаев, а выявляются факты причинения вреда всего лишь в 1%. Эта статистика достаточно устойчивая все 4 последних года», — сказал эксперт.

Принятия разрабатываемого сейчас Минэкономразвития с участием экспертного сообщества законопроекта о госконтроле для перехода на «умные» проверки будет недостаточно, считает замглавы Минэкономразвития Олег Фомичёв. В законе, по его словам, должны содержаться только базовые принципы, а формирование контрольно-надзорной модели — это более сложный вопрос, отметил замминистра.

Глава РСПП Александр Шохин, в свою очередь, напомнил о необходимости синхронизации разрабатываемых законопроектов о СРО и о госконтроле. 

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе дебатов предостерёг от поспешного принятия закона о госконтроле и призвал ввести больше ограничений в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей, подумать об ограничениях по периодичности плановых и внеплановых проверок. Текущая же версия законопроекта о госконтроле, по его мнению, может, напротив, привести к усилению ограничений для бизнеса. Наказание в случае реального ущерба должен нести не только предприниматель, но и чиновник контрольного ведомства, который допустил этот ущерб, считает Борис Титов.

Добавлено: 5 октября 2015 года, 10:29

Изменено: 5 октября 2015 года, 11:05