Выступление начальника отдела по содействию в организации ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области и мониторинга правоприменения Бакулиной Т.А. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 31.05.2017 по 14.06.2017 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»

15.06.2017

 

 

 

 1.      Федеральные законы Российской Федерации

1. Федеральный закон от 07.06.2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях».

Встречи депутатов с избирателями в форме публичного мероприятия должны проводиться в соответствии с законодательством РФ о митингах.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для проведения встреч депутатов с избирателями необходимо будет подать уведомление о проведении публичного мероприятия. Данное уведомление должно быть подано в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Встречи депутатов с избирателями, проводимые в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях, могут проводиться без уведомления органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. При проведении встречи не должно быть нарушений функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры.

 

2. Федеральный закон от 07.06.2017 № 108-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, сохранили право осуществлять закупки в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» были внесены изменения, согласно которым государственные и муниципальные унитарные предприятия выводятся из-под действия Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» иобязаны при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако в силу специфики положения государственных и муниципальных аптечных организаций, настоящим Федеральным законом устанавливается, что осуществлять расходование небюджетных средств, полученных такими организациями от осуществления своей деятельности, и впредь будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

3. Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Установлена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

Данное нарушение повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей. Повторное совершение данного правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, ужесточена ответственность за нарушение:

порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций;

порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и/или условий предоставления межбюджетных субсидий, в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

 

4. Федеральный закон от 07.06.2017 № 114-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

До 2023 года включительно продлено действие тарифа страхового взноса в ПФР в размере 8% для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Федеральным законом на период 2018 - 2023 годов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, устанавливается тариф страхового взноса в размере 8 процентов.

Заявлено, что продление срока действия льготного тарифа страховых взносов в ПФР для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, позволит не допустить сокращения объема создаваемой в РФ наукоемкой продукции (включая программное обеспечение), а также не допустить оттока ИТ-специалистов и ИТ-компаний в страны с благоприятным режимом для данной отрасли.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам.

 

5. Федеральный закон от 07.06.2017 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 66 Федерального закона «О связи» и статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Операторы связи будут обязаны оповещать пользователей об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Порядок такого оповещения устанавливается Правительством РФ. Речь идет в том числе о случаях оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и радиовещания, при которых операторы должны осуществлять передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об указанных опасностях, а также о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Установлено, что расходы операторов связи, понесенные в связи с выполнением данных требований, возмещению не подлежат.

Редакции СМИ по обращению федеральных, региональных и местных органов власти обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в порядке, установленном Правительством РФ, в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) указанную экстренную информацию или публиковать такую экстренную информацию.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

 

6. Федеральный закон от 07.06.2017 № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

С 1 января 2018 года документы о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе автономных, будут размещаться на сайте bus.gov.ru органом, осуществляющим функции и полномочия их учредителя.

Учредитель также будет вправе передать права по размещению указанных документов государственному (муниципальному) учреждению.

В случае, если документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные или муниципальные информационные системы, данные документы подлежат размещению на сайте bus.gov.ru посредством информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами в порядке, установленном Минфином России.

Кроме того, к документам, подлежащим размещению на указанном сайте, отнесены:

- бюджетная смета казенного учреждения;

- решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов его наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.

 

7. Федеральный закон от 07.06.2017 № 106-ФЗ «О внесении изменений в статьи 93 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Принят закон, направленный на повышение оперативности и скрытности при размещении заказов на выполнение воинских перевозок.

Федеральным законом расширяется перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика. К ним отнесено осуществление закупки транспортных услуг и связанных с их обеспечением дополнительных услуг в случае необходимости выполнения воинских перевозок (железнодорожных, морских, речных, воздушных и автомобильных) при возникновении угрозы военной безопасности РФ и (или) для обеспечения участия Вооруженных Сил РФ, других войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

 

8. Федеральный закон от 01.06.2017 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

 

В Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации внесены изменения, направленные на усиление гласности и открытости избирательного процесса.

В частности, установлено, что:

в помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети «Интернет», а также хранения соответствующих видеозаписей устанавливается ЦИК России;

голосование по открепительным удостоверениям на выборах Президента РФ исключается. Избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Срок подачи заявления устанавливается ЦИК России в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения, указанному в заявлении. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети «Интернет»;

наблюдатель, в числе прочего, вправе знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Кроме того, настоящим Федеральным законом внесены многочисленные изменения юридико-технического характера, призванные обеспечить единообразие положений и формулировок Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

9. Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Подписан Федеральный закон, направленный на совершенствование избирательного процесса.

Внесенными изменениями, в частности:

- исключен пятилетний срок образования избирательных участков, участков референдума. Установлено, что перечень избирательных участков, участков референдума и их границы могут быть уточнены в порядке, предусмотренном для их образования, в следующих случаях:

изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований;

уменьшение (до 50 и менее) числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума;

в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до полутора тысяч;

в целях увеличения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до трех тысяч;

в целях обеспечения наибольшего удобства избирателей, участников референдума с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных жилых домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования;

- определено, что при проведении выборов Президента РФ, в органы государственной власти субъекта РФ, референдума субъекта РФ избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном ЦИК России. Срок подачи заявления устанавливается ЦИК России в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком.

Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в частности, использования специального знака (марки), при этом должен быть установлен их учет, в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума.

Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в сети «Интернет» в соответствии с порядком;

- усилена административная ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, а кроме того, предусмотрено, что нарушение порядка использования специального знака (марки) при включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, а также использование заведомо поддельных специального знака (марки) будет являться административным правонарушением.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Кроме того, в отношении отдельных положений уточняется порядок их применения и действия.

 

  1. 2.      Указ Президента Российской Федерации

 

  1. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 242 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и в устав государственного учреждения - издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 133»

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти исключен из перечня официальных источников опубликования.

Ранее Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издавался еженедельно издательством «Юридическая литература» и распространялся в электронном виде ФГУП «Научно-технический центр правовой информации «Система» ФСО России и органами государственной охраны.

Указ вступил в силу со дня его подписания.

 

3. Иные акты

 

1. Письмо ФНС России от 07.06.2017 № БС-4-21/10803@«Об администрировании налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский».

Разъяснен порядок администрирования налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский».

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктами 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, в случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна налоговая декларация (налоговый расчет) может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.

При этом одна налоговая декларация (один налоговый расчет) может представляться организациями в согласованный с УФНС России по субъекту РФ налоговый орган и в отношении объектов, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский».

Последующее за согласованием определение УФНС России по субъекту РФ налоговой инспекции, на которую возлагаются отдельные полномочия по администрированию налога в отношении объектов, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский», не влечет отмену или изменение ранее полученного налогоплательщиком согласования, в т.ч. для представления налоговой отчетности по таким объектам в другую (согласованную в вышеуказанном порядке) налоговую инспекцию.

 

2. ПисьмоРосприроднадзора от 13.04.2017 № АС-10-01-36/7619«О направлении информации».

Минприроды России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Сообщается, в частности, следующее:

прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего осуществления в отношении таких отходов хотя бы одного из указанных видов деятельности в области обращения с отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, транспортирование, размещение) является сбором отходов;

лицензионные требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, принятыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и техническими регламентами, принятыми в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Указанные требования предъявляются при подаче заявления о получении и переоформлении лицензии, а также при лицензировании деятельности по утилизации отходов;

работа по сбору отходов и работа по транспортированию отходов имеют самостоятельное правовое значение и практическое применение, при этом оказание услуги по транспортированию отходов должно осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062;

прием отходов от юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, для дальнейших обработки и утилизации (сбор отходов) может осуществляться в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, в которых осуществляется их дальнейшая обработка и утилизация;

требования к оборудованию (в том числе специальному) и установкам, необходимым для выполнения работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, устанавливаются техническими регламентами.

 

3. «Перечень основных нормативных правовых актов, необходимых для руководства и использования в работе организациями отдыха детей и их оздоровления (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) при организации отдыха детей и их оздоровления»(утв. Минобрнауки России).

Минобрнауки России утвержден перечень основных нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при организации отдыха и оздоровления детей соответствующими учреждениями.

В перечень включены 90 основных нормативных правовых актов, среди которых 22 Федеральных закона, 10 Постановлений Правительства РФ, 12 постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, 3 национальных стандарта РФ, 7 Технических регламентов Таможенного союза, а также Приказы Минтруда, Минздрава, Минобрнауки России и др.

 

4. «Обзор судебной практики о некоторых вопросах рассмотрения судами споров, связанных с внесением гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги» (утв. Президиумом суда Ямало-Ненецкого автономного округа 17.05.2017).

Президиум суда ЯНАО разъяснил некоторые вопросы, касающиеся платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В обзоре, в частности, приводятся следующие правовые позиции:

- регистрация в жилом помещении сама по себе не является основанием для взыскания с гражданина платы за жилое помещение и коммунальные услуги (так, при наличии доказательств проживания лица, зарегистрированного в жилом помещении, в ином месте, взыскать с него плату за жилое помещение и коммунальные услуги нельзя);

- на требования по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяется общий трехлетний срок исковой давности;

- ненадлежащее качество коммунальных услуг как основание для снижения размера платы за них должно подтверждаться соответствующими доказательствами;

- участники долевой собственности на жилое помещение несут обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг пропорционально размерам долей в праве собственности, а члены семьи собственника - солидарно;

- собственник жилого помещения, как участник собственности на общее имущество в многоквартирном доме, обязан нести расходы по капитальному ремонту, установленные общим собранием собственников, независимо от его согласия на проведение ремонта;

- в случае отсутствия (расторжения) договора между управляющей компанией и поставщиком энергоресурсов последний вправе самостоятельно начислять плату за предоставленную услугу и предъявлять ее к уплате.

 

5. Информация ФНС России «О взыскании с налогового агента суммы НДС».

Верховный Суд РФ поддержал правовую позицию налогового органа, признав правомерным взыскание налога и пени с предпринимателя, как обязанного перед бюджетом лица.

Сообщается, что в рамках налоговой проверки было установлено, что предприниматель, применяющий УСН, по договорам купли-продажи с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, систематически приобретал недвижимое имущество для последующей сдачи в аренду и в целях перепродажи. Поскольку предусмотренная в данном случае пунктом 3 статьи 161 НК РФ обязанность по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС с цены сделки, указанной в договорах купли-продажи такого имущества, была предпринимателем не исполнена, ему были начислены налог, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали данное решение законным лишь в части начисления штрафа за неисполнение обязанностей налогового агента в размере 20% от взыскиваемых сумм налога. Но при этом сочли, что уплата НДС в бюджет за счет собственных средств предпринимателя приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения. В данном случае обязанность по перечислению НДС в доход федерального бюджета лежит на муниципальном образовании в связи с получением им спорной суммы НДС в составе платежей по договорам, посчитали суды.

В кассационной жалобе в Верховный Суд РФ налоговая инспекция указала, что налоговое законодательство не предусматривает механизм взыскания сумм НДС с муниципального образования, которое не становится в данном случае налогоплательщиком. В то же время уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, так как если он считает взыскание с него НДС излишним, то он вправе вернуть неосновательно полученные муниципальным образованием деньги в рамках гражданско-правового спора с Комитетом. Приоритет же договорных отношений над налоговыми обязательствами противоречит базовым принципам законодательства.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ поддержала правовую позицию налогового органа, признав правомерным взыскание налога и пени с предпринимателя, как обязанного перед бюджетом лица, и направила дело на новое рассмотрение, указав на необходимость установления того, включают ли договоры купли-продажи муниципального имущества сумму НДС, поскольку рыночная оценка имущества по одному из договоров производилась без учета НДС.

 

6. Письмо ФАС России от 24.05.2017 № ИА/34601/17«О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий».

Остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом либо конкретной датой.

Отмечается, в частности, что требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок.

В целях предупреждения ограничения конкуренции остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.

Требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и антимонопольного законодательства.

 

7. Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015.

При реализации муниципального имущества обязанность налогового агента по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ направила дело на новое рассмотрение, указав, в частности, следующее.

При реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества.

То обстоятельство, что подлежащий перечислению в бюджет НДС был уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает предпринимателя от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет.

Уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, поскольку исполнив обязанность налогового агента, предприниматель не лишен возможности реализовать право на защиту своих интересов в рамках гражданско-правового спора с муниципальным образованием о возврате неосновательно полученных денежных средств.

Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что обстоятельства, связанные с формированием цены спорного имущества и включением в ее состав НДС, суды при рассмотрении дела не устанавливали, в то время как установление указанных обстоятельств является существенным для рассмотрения спора в целях определения действительной суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет.

Учитывая, что для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, указанных в настоящем определении, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение по спорному эпизоду.

8. Приказ Минкомсвязи России от 21.03.2017 № 126«Об утверждении порядка предоставления инфраструктуры, обеспечивающей функционирование единой государственной информационной системы социального обеспечения».

Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2017 № 46933.

Определен порядок взаимодействия оператора информационной системы социального обеспечения и оператора инфраструктуры, обеспечивающей функционирование информационной системы, в рамках предоставления инфраструктуры.

Указывается, что оператор инфраструктуры осуществляет предоставление инфраструктуры путем обеспечения доступа к элементам инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Обеспечение доступа к элементам инфраструктуры взаимодействия осуществляется:

для системы межведомственного электронного взаимодействия - в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;

для Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, - в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

для Единого портала государственных и муниципальных услуг - в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;

для Единой системы нормативной справочной информации - в порядке, установленном Приказом Минкомсвязи России от 19.01.2015 № 7 «Об утверждении положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации», а также перечня нормативной справочной информации, подлежащей размещению в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».

Приказом, кроме того, определяются цели использования информации из Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

Приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.

 

9. «Классификатор мер социальной защиты (поддержки)»(утв. Минтрудом России).

Минтрудом России утвержден классификатор мер социальной защиты (поддержки).

Классификатор предназначен для унификации типов и видов мер социальной поддержки с целью формирования единых принципов их учета, а также реализации информационно-справочной функции в рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

Объектами классификации являются меры социальной поддержки населения, реализуемые в рамках законодательства РФ.

 

10. Письмо ФНС России от 16.05.2017 № БС-4-11/9119«О предоставлении социального налогового вычета».

 

Налогоплательщики-супруги вправе претендовать на получение социального налогового вычета независимо от того, на кого из супругов оформлены документы, подтверждающие фактические расходы

Кроме того, сообщается, что в случае, если медицинской организацией (индивидуальным предпринимателем) одному из супругов будет выдана Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства здравоохранения РФ от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256, на общую сумму оплаченных медицинских услуг по договору, для подтверждения своего права на получение социального налогового вычета вторым супругом может быть предоставлен дубликат указанной Справки об оплате медицинских услуг, выданный медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем).

Абзацем седьмым пункта 2 статьи 219 НК РФ установлено, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 - 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 данной статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период.

Распределение расходов на лечение в целях получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, осуществляется налогоплательщиками-супругами самостоятельно.

 

Законодательство Ульяновской области

 1.      Законы Ульяновской области

 

1. Закон Ульяновской области от 25.05.2017 № 42-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

(принят ЗС Ульяновской области 24.05.2017).

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2017).

Основные характеристики областного бюджета Ульяновской области на 2017 год изложены в новой редакции.

Условно утвержденные расходы на 2018 год уменьшены до 1190090,6 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2017 год увеличен до 3820571,8 тыс. рублей, на 2018 год - до 3155812,8 тыс. рублей, на 2019 год - до 3362896,8 тыс. рублей.

Уточнены межбюджетные трансферты федеральному бюджету, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области и бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Уточнен перечень главных администраторов доходов областного бюджета Ульяновской области, бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Ульяновской области.

Некоторые приложения к Закону изложены в новой редакции, в частности, ведомственная структура расходов областного бюджета на 2017 год, а также на плановый период 2018 и 2019 годов; распределение бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Ульяновской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2017 год и др.

 

2. Закон Ульяновской области от 30.05.2017 № 44-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области и признании утратившим силу отдельного положения законодательного акта Ульяновской области».

(принят ЗС Ульяновской области 24.05.2017).

Внесены изменения в Закон Ульяновской области от 2 ноября 2005 года № 113-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Уточнен порядок реализации мер социальной поддержки в сфере гарантий права на медицинское обеспечение.

Внесены изменения в Закон Ульяновской области от 5 апреля 2010 года № 43-ЗО «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Ульяновской области».

Основные направления обеспечения в Ульяновской области прав детей на отдых и оздоровление дополнены принятием мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Уточнены гарантии защиты прав детей на отдых и оздоровление.

Полномочия Правительства Ульяновской области в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей дополнены такими функциями, как: принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области и др.

Уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.

 

2.      Постановления Правительства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 22.05.2017 № 12/249-П«О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Гражданское общество и государственная национальная политика в Ульяновской области» на 2014 - 2020 годы».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы увеличен до 1113165,01 тыс. рублей, из них: за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области до 1099339,81 тыс. рублей, в том числе на 2017 год до 244203,0 тыс. рублей, до 240064,8 тыс. рублей за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субсидии из федерального бюджета.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 31.05.2017 № 274-П«Об утверждении Положения о порядке предоставления индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, субсидий из областного бюджета Ульяновской области на возмещение затрат, связанных с осуществлением указанной деятельности, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными органами государственной власти Ульяновской области».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Положением определены условия и порядок предоставления индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, субсидий из областного бюджета Ульяновской области на возмещение затрат, связанных с осуществлением указанной деятельности, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными органами государственной власти Ульяновской области.

Утверждены сведения о численности воспитанников дошкольных групп у индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

 

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 31.05.2017 № 268-П«О предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области по результатам конкурсного отбора проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, в 2017 году».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Установлен список муниципальных образования, которым распределены субсидий из областного бюджета Ульяновской области по результатам конкурсного отбора проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, в 2017 году.

 

4. Постановление Правительства Ульяновской области от 31.05.2017 № 275-П«О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области»

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Постановления Правительства Ульяновской области от 31.07.2013 № 340-П «О проведении на территории Ульяновской области Всероссийского фестиваля орловского рысака в 2013 году»; от 25.11.2014 № 532-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» признаны утратившими силу.

 

5. Постановление Правительства Ульяновской области от 31.05.2017 № 267-П«О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 25.11.2016 № 562-П».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Установлены порядок и условия предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам из областного бюджета Ульяновской области субсидий: в целях возмещения их затрат в связи с приобретением мини-теплиц, необходимых для обеспечения деятельности отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; в целях финансового обеспечения их затрат в связи с осуществлением деятельности по строительству мини-ферм, необходимых для содержания крупного рогатого скота отдельными категориями граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также основания и порядок их возврата в областной бюджет.

 

6. Постановление Правительства Ульяновской области от 26.05.2017 № 264-П«О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 05.02.2014 № 31-П».

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования.

В новой редакции изложено распределение субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области в 2017 и 2018 годах в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с ремонтом дворовых территорий многоквартирных домов и социальных объектов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и социальным объектам населенных пунктов, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтоми содержанием (установкой дорожных знаков и нанесением горизонтальной разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них, в том числе проектированием и строительством (реконструкцией) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, велосипедных дорожек и велосипедных парковок.

 

7. Постановление Правительства Ульяновской области от 22.05.2017 № 12/248-П«О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014 - 2020 годы».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2017).

Вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования за исключением пункта 9, вступающего в силу с 01.01.2018.

Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы в 2014 - 2020 годах увеличен до 5980951,67953 тыс. рублей, из них за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области - до 3819944,57942 тыс. рублей.

Методика отбора муниципальных районов и городских округов Ульяновской области для участия в мероприятии «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014 - 2020 годы» и распределения субсидий, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области, между муниципальными районами и городскими округами Ульяновской области изложена в новой редакции.

 

3. Указ Губернатора Ульяновской области

 

1. Указ Губернатора Ульяновской области от 31.05.2017 № 8 «О внесении изменения в постановление Губернатора Ульяновской области от 10.02.2012 № 8».

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2017).

Перечень сельских населенных пунктов Ульяновской области, в границах которых осуществляется деятельность сельских старост, изложен в новой редакции.