Обсуждение с 25 июля 2017 по 4 августа 2017 Обсуждение закрыто

Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

Статья 1

 

Установить единую дату начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.

 

Статья 2 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года. 

 

Губернатор Ульяновской области                                                    С.И. Морозов

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
проекта закона Ульяновской области 

«Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»

 

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 32 «Налог на имущество физических лиц».

Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершённого строительства, а также иные здания, строения, сооружения и помещения.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости в случае утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установления единой даты начала применения на его территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости таких объектов. При невыполнении указанных условий налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В соответствии со статьей 24.12. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Действующие результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Ульяновской области утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2012 № 481-П.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Данные доводы подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2017 № Ф09-1934/17 по делу № А50-21070/2016.

В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Отличительными особенностями при изменении системы исчисления налога является следующее:

а) меняется порядок определения налоговой базы, вводится не облагаемая налогом площадь объекта:

- 20 кв.м общей площади квартиры,

- 10 кв.м общей площади комнаты,

- 50 кв.м общей площади жилого дома.

Пример.

Предположим, что кадастровая стоимость квартиры (площадью 60 кв.м.) составляет 1 800 000 рублей. Кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры – 30 000 рублей. В таком случае размер налогового вычета составит 600 000 руб. (30 000 руб. × 20). В результате налоговая база будет равняться 1 200 000 руб. (1 800 000 руб. – 600 000 руб.).

В настоящее время налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость от полной его площади.

б) изменяется система определения ставок налога:

до 0,1% – для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест;

до 2% – для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;

до 0,5 % – для прочих объектов налогообложения.

При этом муниципальные образования вправе изменять ставку 0,1%, установленную для квартир, домов и гаражей. Местные власти могут повысить данную ставку, но не более чем в три раза, или понизить ее до нулевого значения.

Также допускается установление дифференцированных ставок
в зависимости от:

- кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости объекта;

- вида объекта;

- места его нахождения;

- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

в) вводятся переходные положения применения налога в полном объеме до 1 января 2020 года, после чего налог будет рассчитываться полностью от кадастровой стоимости для исключения резкого увеличения налоговой нагрузки.

В частности, если сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости объекта окажется выше суммы налога, рассчитанной исходя из инвентаризационной стоимости объекта, то в первые четыре года после введения в регионе новых правил, налог будет рассчитываться с понижающим коэффициентом, по следующей формуле:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2

Н – сумма налога к уплате;

Н1 – сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости;

Н2 – сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости;

К –  понижающий коэффициент.

Коэффициент составит:

0,2 – первый год;

0,4 – второй год и т.д.

Пример.

Если кадастровая стоимость квартиры (площадью 60 кв.м.) составляет 1 800 000 рублей, кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры – 30 000 рублей,
а налоговая база после использования вычета – 1 200 000 рублей, сумма налога к уплате составит 1 200 рублей (1 200 000 руб. × 0,1 %), при этом если налог по старому порядку расчета составлял 600 рублей в год то итоговая сумма налога на 2018 год составит

(1200-600)х0,2+600=720 рублей,

на следующий год (1200-600)х0,4+600=840 рублей и т.д.

В настоящее время изменена система исчисления налога на имущество физических лиц в 11 субъектах Российской Федерации из 14 входящих в Приволжский федеральный округ, за исключением: Пермского края, Саратовской и Ульяновской областей.

Если сравнивать поступления доходов среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, изменивших систему налогообложения и поступления по новой системе которых произошли в 2016 году, то из 7 субъектов Российской Федерации перешедших на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости 4 субъекта Российской Федерации по темпу роста находятся на последних местах, из них в Удмуртской Республике и в Нижегородской области произошло снижение поступлений в связи с установлением ставки ниже максимального придела (максимальная ставка 0,3%). При этом Самарская область по темпу роста заняла лидирующую позицию в связи с применением максимальной ставки в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.

- Республика Башкортостан (12 место),

- Республика Мордовия (3 место),

- Республика Татарстан (6 место),

- Удмуртская Республика (14 место),

- Нижегородская область (13 место),

- Самарская область (1 место),

- Пензенская область (11 место).

 

Справка о фактическом поступлении налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы по субъектам Приволжского федерального округа

тыс. рублей

Название субъектов ПФО

Факт за январь-декабрь 2015 года

Факт за январь-декабрь 2016 года

Темп роста

Место

Республика Башкортостан

10 640 910,2

11 890 146,4

111,7

1

Пензенская область

2 821 590,9

3 096 029,3

109,7

2

Саратовская область

7 203 041,1

7 799 258,1

108,3

3

Пермский край

10 738 836,5

11 592 367,4

107,9

4

Кировская область

2 099 736,4

2 242 126,7

106,8

5

Самарская область

12 743 400,5

13 583 981,8

106,6

6

Ульяновская область

2 639 029,8

2 811 880,6

106,5

7

Республика Татарстан

20 953 682,9

22 074 672,3

105,3

8

Республика Мордовия

2 194 747,6

2 306 251,6

105,1

9

Оренбургская область

8 534 405,9

8 933 651,0

104,7

10

Нижегородская область

11 799 081,1

12 213 434,3

103,5

11

Удмуртская Республика

4 776 014,4

4 789 403,0

100,3

12

Республика Марий Эл

1 535 219,2

1 535 424,8

100,0

13

Чувашская Республика

2 549 164,8

2 530 110,0

99,3

14

ИТОГО

101 228 861,4

107 398 737,4

106,1

 

 

Необходимо отметить, что при переходе на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости Пензенская область по темпу роста среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский Федеральный округ, опустилась с 1 места на 11 место (в 2015 году область занимала 1 место по темпу роста за счет увеличения ставки налога практически в 2 раза). При этом в области снизилось:

- количество налогоплательщиков на 9,8 % (67 829);

- количество объектов учтенных в базе налогового органа на 19,8 %                    (16 625);

- количество строений, по которым налог предъявлен к уплате на 13,9 % (52 400).

Вместе с тем, органы местного самоуправления Пензенской области установили ставки выше, чем в Удмуртской Республики, но ниже, чем в Самарской области.

 

 

Республика Мордовия (Саранск)

3 место

Республика Татарстан (Казань)

6 место

Удмуртская республика (Ижевск)

14 место

Нижегородская область (Нижний Новгород)

13 место

Пензенская область (Пенза)

11 место

Самарская область (Самара)

1 место

Индивидуальные жилые дома

0,3

0,3

0,1

0,1

0,1-0,3

0,3

Квартиры, комнаты

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1-0,3

0,3

 

При этом, при детальном анализе поступлений налога за 2016 год по субъектам Российской Федерации перешедшим на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости получается следующее.

При утверждении максимальной ставки налога в размере 0,3%:

- в городских округах - рост налога в среднем на 20%,

- в сельских районах - снижение от 20 до 50%.

Причины:

- исключение из налогообложения в сельских населенных пунктах до 30% объектов, (т.е. площадь домом составляет менее 50 кв.м),

- снижение поступлений по жилым домам площадью менее 80 кв.м,

- снижение поступлений по квартирам площадью менее 40 кв.м,

- отсутствие в федеральных реестрах полной информации о кадастровой стоимости, привязки к собственнику объекта, ошибки в характеристиках (площадь, назначение),

- оспаривание кадастровой стоимости, путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости.

В тоже время положительным фактором будет являться то, что в систему налогообложения будут включены объекты недвижимости:

- поставленные на кадастровый учет после 01.01.2013, при этом именно по данным объектам в федеральных реестрах максимально полная и достоверная информация,

- находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения.

Учитывая, что ввод нового жилья в большей степени происходит в городских округах, меньше в районных центрах и практически отсутствует в сельских населённых пунктах данный фактор не даст должного эффекта для поселений и налоговые отчисления даже при минимальной ставке уменьшаться.

При этом негативно на поступлениях отразиться и так называемый переходный период, согласно которому применяются понижающие коэффициенты.

Например:

Дом 80 кв.м.

Размер налога по действующей системе – 10000 рублей в год,

Размер налога по новой системе с учетом вычета – 2000 рублей в год,

Будет платить – 2000 рублей.

Даже если от кадастровой стоимости налог должен быть существенно выше размер налога вырастит только на 20%:

Размер налога по действующей системе – 10000 рублей в год,

Размер налога по новой системе с учетом вычета – 20000 рублей в год,

Будет платить – 12000 рублей, т.е. + 20% от разницы.

При этом переходный период не распространяется на объекты недвижимости, построенные после 01.01.2013, и по ним налог будет рассчитываться без понижающего коэффициента.

Необходимо отметить, что в 2015 году налоговыми органами осуществлен перерасчет инвентаризационной стоимости на коэффициент-дефлятор 1,147 (введен во всех субъектах Российской Федерации).

На 2016 год коэффициент-дефлятор утвержден в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772).

В целом при применении ставки налога в размере 0,3%, с учетом проведения в 2017 года работы по уточнению характеристик объектов недвижимости, особенно в отношении которых не определена кадастровая стоимость, возможно, сохранить объем начислений на уровне 2017 года.

После принятия данного проекта закона представительным органам муниципальных образований необходимо принять решение «О налоге
на имущество физических лиц», установив порядок исчисления налога
с определением ставок налога и льгот и обеспечить опубликование данного решения.

Поскольку законопроект затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в соответствии
с Законом Ульяновской области от 05.11.2013 № 201-ЗО «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» потребуется проведение в отношении проекта закона оценки регулирующего воздействия.

Социально-экономическими последствиями принятия представленного законопроекта станет исполнение требований федерального законодательства, реализация муниципальными образованиями регулирующей функции налога для развития территории, распределение налогового бремени в сторону собственников нового, комфортного и, следовательно, более дорогого жилья.

Разработчиком законопроекта является исполняющий обязанности начальника отдела правового обеспечения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области А.К.Гафурова. 

 

Заместитель Министра развития
конкуренции и экономики
Ульяновской области – руководитель
Агентства государственного имущества
и земельных отношений
Ульяновской области                                                                          С.М. Мишин

 


 

Финансово-экономическое обоснование

к проекту закона Ульяновской области
«Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»

 

  Принятие Закона Ульяновской области к проекту закона Ульяновской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» дополнительного финансирования из областного бюджета Ульяновской области не потребует.

        

Заместитель Министра развития конкуренции
и экономики Ульяновской области –
руководитель Агентства государственного
имущества и земельных отношений
Ульяновской области                                                                                 С.М.Мишин


ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ

законодательства Ульяновской области, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта закона Ульяновской области   «Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» 

 

В случае принятия проекта закона Ульяновской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов законодательства Ульяновской области.

 

Заместитель Министра развития конкуренции
и экономики Ульяновской области –
руководитель Агентства государственного
имущества и земельных отношений
Ульяновской области                                                                               С.М.Мишин

 

 

 

Добавлено: 25 июля 2017 года, 09:39

Обсуждение законопроекта

  • 01 августа 2017 года, 00:21 //

    C 15 года, как прямо заинтересованный человек, наблюдаю за практикой применения закона в принявших областях через информацию с сайта ФНС. Понимаю, что данный законопрект лишь о дате, и если приняли 72 региона, примем и мы. Основной смысл- ставки, а здесь очень грустно. Сам федеральный закон имеет широкие границы ставок от 0 до 0.3%- обложение жилых и от 0 до 2% комерческих помещений. Видимо планировалось, что местные власти будут использовать представленный им инструмент дифференцирования ставок в зависимости от стоимости, вида и места объекта.
    А на деле,посмотрев ставки и льготы по данному закону большинства работающих по новым правилам регионов, с печалью можно отметить, что хотя бы как-то разделить массу совершенно разных объектов пытаются только столицы и только по стоимости. Часть регионов пошли просто по пути установления максимальных ставок, объяснив это не сильно возросшей суммой сборов, не учитывая, что в ближайшие 2 года она существенно возрастет. О ставке коммерческой недвижимости страшно даже думать. Я сама владелица офисных площадей. Бизнес ничем не легче гостиницы или работы УК. Первый арендатор приходит в 5 утра, последний уходит в 10 вечера. А это значит кроме воды, тепла,света нужны наблюдение, охрана, уборка внешняя и внутренняя,фин.учет, налоги, экология,сборы и куча др. мелочей. Увы, в Ульяновске не так уж много торговых центров,где аренда от 1000 руб. метр и выше.В большинстве мест она от 300 до 600 рублей. И в них еще расходы от 200 до 300 руб. Новое 2-процентный налог заберет от четверти до трети нашей и так совсем небольшой прибыли.
    И при всем этом только богатые столицы поставили ставку по этому виду недвижимости 1,3 %, зато глубокорайонные Пырловки гордо выставили 2%,видимо, чтобы окончательно выжить или эксплуатирующих или сдающих в арену собственников.Оно и понятно, деться нам некуда-продать недвижимость даже по кадастровой цене сейчас очень большая проблема. По мне, даже для большинства областных городов ставка 1 % должна быть для небольшого списка крупных торговых центров, а остальным и 0.5% вместе с земельным потянуть бы. Очень грустно, что так много говориться о поддержке бизнеса в последнее время, а на деле все как-то наоборот.