Итоги работы по развитию института оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за I полугодие 2020 года

В 1 полугодии 2020 года на территории Ульяновской области была проведена следующая работа по развитию и совершенствованию механизма оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ).

 

I. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере оценки регулирующего воздействия

Приняты следующие нормативные правовые акты:

1) Постановление Правительства Ульяновской области от 04.02.2020 № 38-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области».

Постановлением внесены изменения в следующие нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области:

- постановление Правительства Ульяновской области от 17.04.2013 № 136-П «О проведении экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 16.12.2013 № 607-П «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных постановлений (отдельного положения постановления) Правительства Ульяновской области»;

- постановление Правительства Ульяновской области от 29.05.2015 № 233-П «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

2) Указ Губернатора Ульяновской области от 04.02.2020 № 6 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области».

Указом внесены изменения в следующие нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области:

- постановление Губернатора Ульяновской области от 17.12.2013 № 219 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 18.12.2013 № 220 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- постановление Губернатора Ульяновской области от 29.05.2015 № 117 «Об утверждении Порядка разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

- указ Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 43 «О Совете по регуляторной политике Ульяновской области».

Указанные нормативные правовые акты разработаны в соответствии с дорожной картой по созданию контрольно-надзорного управления администрации Губернатора Ульяновской области от 11.11.2019 № 214-ПЛ, предусматривающей передачу отдельных функций (в том числе реализация механизмов ОРВ, экспертизы и оценки фактического воздействия) в управление контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области.

3) Распоряжение Губернатора Ульяновской области от 14.02.2020 № 120-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 367-р».

Данным распоряжением актуализирован состав Совета по регуляторной политике Ульяновской области и отраслевой рабочей группы, а также приведено в соответствие наименования должностей отдельных членов Совета по регуляторной политике Ульяновской области.

 

II. Практическая деятельность по оценке регулирующего воздействия и экспертизе

1. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

За отчётный период Управлением контроля (надзора) и регуляторной политики Ульяновской области подготовлено 35 заключений по ОРВ:

– 33 заключения получили положительную оценку (94,3%),

– 2 заключения – отрицательную оценку (5,7 %).

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было подготовлено
43 заключения, из них 2  – отрицательных (4,7%).

Наибольшее количество проектов региональных нормативных правовых актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия, разработано Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области (по 9 проектов), Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (5 проектов).

Проекты актов, получившие по итогам проведения оценки регулирующего воздействия отрицательные заключение, доработаны с учётом выявленных замечаний, предложений и рекомендаций.

 

Структура подготовленных заключений об ОРВ в зависимости от разработчика акта


 

 

Примером отрицательного заключения является проект Закона Ульяновской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» (далее – проект акта).

Проектом акта предусматривалось внесение изменений в Закон Ульяновской области от 28.02.2011 № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» (далее - Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях) в части установления административной ответственности за следующие правонарушения:

- неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах) влечёт наложение административного штрафа в размере 2 500 рублей;

- непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда влечёт наложение административного штрафа на водителя или иное лицо, ответственное за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда, в размере 500 рублей;

- неправомерное использование документов для проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 500 рублей;

- нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 70 000 до 100 000 рублей;

- осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам с нарушением требований к исправной работе установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 2 000 рублей.

Также проектом акта предусматривалось внесение изменения в статью 2 Закона Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях» в части расширения полномочий должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области по составлению протоколов об административных правонарушениях.

В Кодексе Ульяновской области об административных правонарушениях отсутствуют специальные нормы, регламентирующие административную ответственность за ряд вышеуказанных правонарушений. По мнению разработчика акта, отсутствие административной ответственности за несоблюдение указанных требований способствует снижению уровня безопасности перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, а также правил использования муниципальной парковки.

По итогам мониторинга регионального законодательства в сфере установления административной ответственности за несоблюдение обязательных требований организации перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и использования муниципальной парковки, установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации приняты схожие нормативные правовые акты. Отмечено, что размеры административного штрафа за нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств и штрафа за неуплату за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах) значительно ниже, чем предусмотрено в соответствии с проектом акта. Также в рассмотренных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации не выявлено установление административной ответственности за непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда.

В целом принятие проекта акта направлено на повышение качества и безопасности транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Ульяновской области. Вместе с тем, обозначено ряд замечаний и предложений по проекту акта:

1) В соответствии с проектом акта нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области влечёт наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 70 000 до 100 000 рублей.

При этом с учётом характера совершённого данного правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (отсутствие угрозы жизни и здоровью людей), целесообразно данное правонарушение рассматривать как малозначительное и установить за впервые совершённое правонарушение вид наказания, альтернативный административному штрафу в виде предупреждения. Кроме того, с учётом вышесказанного, результатов мониторинга регионального законодательства и публичных обсуждений, предложено пересмотреть размеры административных штрафов в сторону их уменьшения.

2) В соответствии с пунктом 2 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 27.10.2016 № 756-р «Об отдельных мерах совершенствования процессов государственного управления в сфере развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» для проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, устанавливающих ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, должны предусматривать в проектах данных актов переходные положения. Кроме того, учитывая складывающуюся ситуацию с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) необходимо установить срок переходного периода продолжительностью не менее 6 месяцев до вступления закона в силу.

В рамках публичных обсуждений получена позиция о необходимости существенной доработки проекта акта.

Таким образом, в заключении об ОРВ был сделан вывод, что проект акта содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности. Разработчику акта указано на необходимость устранения указанных замечаний, в том числе полученных в рамках публичных обсуждений.

 

2. Проведение экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов Ульяновской области.

Согласно плану проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на I полугодие 2020 года проведена экспертиза постановления Правительства Ульяновской области от 16.05.2019 № 222-П «О предоставлении в 2019 году газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам».

Рассмотренный акт устанавливает порядок предоставления в 2019 году газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам.

Объём субсидий определяется как разница между объёмом доходов, полученных газораспределительной организацией, индивидуальным предпринимателем в отчётном периоде от реализации населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам, и объёмом затрат, связанных с такой реализацией.

Объём возмещённых недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам из областного бюджета Ульяновской области в 2019 году составил 10 639,02 тыс. руб.

Отмечено о достижении заявленных целей правового регулирования  в части компенсации недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа по подлежащим государственному регулированию ценам, что свидетельствует об определённой степени эффективности рассматриваемого правового регулирования.

По итогам экспертизы, в заключении сделан вывод, что рассматриваемое правовое регулирование не содержит положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также способствующих возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ульяновской области.

Согласно плану проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности,  на I полугодие 2020 года проведена оценка фактического воздействия постановления Правительства Ульяновской области от 11.04.2018 № 164-П «О реализации отдельных положений Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по обеспечению устойчивого развития технопарков, находящихся на территории Ульяновской области».

Рассмотренным актом утверждены:

- Положение о порядке заключения исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере формирования и ведения реестра технопарков и реестра резидентов технопарков, находящихся на территории Ульяновской области, соглашения с управляющей компанией технопарка о его развитии;

- Положение о порядке формирования и ведения реестра технопарков, находящихся на территории Ульяновской области;

- Положение о порядке формирования и ведения реестра резидентов технопарков, находящихся на территории Ульяновской области.

В связи с тем, что на территории Ульяновской области по итогам 2019 года отсутствуют технопарки соответствующие критериям, определённым Законом Ульяновской области от 27.10.2017 № 125-ЗО «О некоторых мерах по обеспечению устойчивого развития технопарков, находящихся на территории Ульяновской области», оценить влияние данного акта на ведение инвестиционной и инновационной деятельности в полном объёме не представляется возможным.

По итогам оценки фактического воздействия, в заключении сделан вывод, что заявленные цели регулирования достигаются не в полном объёме, отрицательных последствий принятия акта не выявлено.

 

III. Комплекс основных (наиболее значимых) мероприятий, направленных на формирование эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения Ульяновской области о процедуре оценки регулирующего воздействия, а также взаимодействие с федеральным центром

1. Подготовлена и размещена на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области информация об итогах оценки качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2019 год.

2. Проведено 23 января 2020 года заседание Совета по регуляторной политике Ульяновской области. 

В рамках заседания Совета рассмотрены вопросы по реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» в 2020 году, формирование коллегии при управлении контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области и утверждение составов рабочих групп Совета по регуляторной политике Ульяновской области, проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также подведены итоги развития оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за 2019 год.

3. Проведено 11 марта 2020 года заседание Коллегии при управлении контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области.

На заседании Коллегии рассмотрены следующие вопросы: о проекте федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и проекте Федерального закона «Об обязательных требованиях», о проведении «регуляторной гильотины» в Ульяновской области и о мероприятиях по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ульяновской области.

4. Разработан и размещён новый раздел по оценке регулирующего воздействия на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области. Раздел содержит информационные материалы в сфере проведения оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области, включая нормативную правовую базу, заключения по результатам проведения ОРВ, экспертизе и оценке фактического воздействия, типовые формы документов, информационные материалы и контактные данные, а также ссылки на информационные ресурсы, посвящённые вопросам реализации механизма ОРВ, как на федеральном уровне, так и на территории Ульяновской области.

5. В течение отчётного периода осуществлялось взаимодействие с уполномоченными органами муниципальных образований Ульяновской области по наполнению и актуализации разделов официальных сайтов материалами в сфере ОРВ и экспертизы (заключения, нормативные правовые документы, информационно-аналитические документы, материалы публичных консультаций и пр.), проводились индивидуальные консультации, разъяснительная работа.

Также на постоянной основе осуществлялось консультирование сотрудников исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области по вопросам проведения процедуры ОРВ и экспертизы.

6. Организовано участие в проведении публичных консультаций по 5 проектам федеральных нормативных правовых актов. Сводная позиция по результатам публичных обсуждений федеральных актов направлена в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и органа – разработчика акта.

7. Управлением контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области на систематической основе ведётся работа по наполнению раздела, посвящённого Ульяновской области, на информационном портале по оценке регулирующего воздействия (orv.gov.ru) новостями, анонсами предстоящих мероприятий, лучшими практиками в сфере ОРВ и экспертизы.

 

IV. Развитие института ОРВ на муниципальном уровне

В настоящее время во всех муниципальных образованиях региона на официальных сайтах администраций МО размещены в специализированном разделе нормативные правовые акты, регламентирующие проведение ОРВ и экспертизы на местном уровне, типовые формы документов, а также планы проведения экспертизы и иные информационные материалы по вопросам реализации механизма ОРВ. Кроме того, нормативная правовая база муниципалитетов приведена в соответствие с изменениями, внесёнными в федеральное и региональное законодательство.

За I полугодие 2020 года на уровне муниципальных образований Ульяновской области проведена оценка 31 проекта муниципальных НПА, по результатам которой подготовлены положительные заключения. Лидерами по количеству подготовленных заключений об ОРВ стали: г. Ульяновск (15 заключений), Инзенский район и Павловский район (по 3 заключения).

Среднее количество поступивших отзывов от потенциальных адресатов правового регулирования и иных заинтересованных лиц в рамках проведения публичных обсуждений по проектам муниципальных НПА составило 5 отзывов, что свидетельствует о «качественной» организации проведения публичных обсуждений.

В течение I полугодия 2020 года проведена экспертиза 23 муниципальных нормативных правовых актов, по результатам которой подготовлено 21 положительное и 2 отрицательных заключений (8,7% от общего количества подготовленных заключений).

Отрицательное заключение подготовлено администрацией г. Димитровград в отношении постановления Администрации города Димитровграда от 18.06.2013 № 1937 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам города Димитровграда Ульяновской области территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». Также отрицательное заключение было подготовлено администрацией Мелекесского района в отношении постановления Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 23.04.2019 № 445 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление архивных справок, архивных копий, архивных выписок, информационных писем, связанных с социальной защитой, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций, подготовленных на основе архивных документов, находящихся в муниципальной собственности».

Лидером по количеству подготовленных заключений по результатам проведения экспертизы стал город Ульяновск – 6 заключений, в Инзенском, Кузоватовском и Теренгульском районах по 3 заключения.

При этом среднее количество поступивших отзывов от участников публичных обсуждений в отношении действующих муниципальных НПА составило 3 отзыва.

Кроме того, за отчётный период на территории муниципальных образований Ульяновской области проведено 8 мероприятий, направленных на развитие процедуры оценки регулирующего воздействия, формирование эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения в муниципалитетах о данной процедуре.

Однако необходимо отметить, что в ряде муниципальных образований за I полугодие 2020 года фактически не проводилась работа в сфере проведения ОРВ и экспертизы. Считаем необходимым данным муниципальным образованиям активизировать работу в сфере оценки регулирующего воздействия.

Добавлено: 13 августа 2020 года, 16:45

Изменено: 13 августа 2020 года, 16:50